Быстро летящее время уже приблизилось к грани 1847 года, скоро перелетит чрез эту грань, и год, который мы доживаем, поступит в число лет минувших, невозвратимых. Из бесчисленных событий его некоторые запишутся на скрижалях истории на память долговременному человечеству, некоторыя сохранятся в воспоминании на столетие, на полустолетие, некоторый сохранятся еще на менее продолжительное время; - большая часть погрузится в бездну забвения, - в ней потонут, погребутся, исчезнут.
Скоро промчался 47-й год, также скоро промчится и 48-й;
скоро протекут многие годы, пожирая друг друга, приходя на смену друг другу. И мы незаметно пролетим пространство жизни на крыльях времени, незаметно прилетим к самым вратам в вечность!... Старюсь, - мне представляется, что время сделалось торопливее! Спешит, спешит!... Остановись! Дай нам вглядеться в себя, и подробнее узнать волю Божию, приготовить себя к вечности, как к вечности! - Не внимает неумолимое! не удостаивает умоляющих его - ниже взгляда! Летит!... Человеки! вам заповедал Бог: «.бдите!» вам сказал Бог о времени: «.дние лукави суть». - Пред вступлением в поприще 48-го года приношу Вам искреннейшее, сердечное желание всех возможных благ, доставляемых верою Христовою, которых Бог внушил искать Вам. Приобретайте их, приобретайте всеми делами благочестия! В основании же всех дел должна лежать истина; так в основание здания кладут твердый, краеугольный камень! Хранится богодарованная, богооткрытая человекам святая Истина в Священном и Святом Писании. Здание добродетелей, когда зиждется не на этом основании, вполне не прочно, непотребно.
Очень рад, что Вам так нравится в Москве, особливо по причине святынь, которыми богат этот древний христианский город. Но и в таком прекрасном месте должно наблюдать за своим сердцем, при свете, который издают из себя, Священное Писание и писания святых Отцов, а отнюдь не при нашем собственном свете, поврежденном падением, зараженном прелестию, или при каком-нибудь другом ложном свете. Пишите: «Вы не можете знать, что в душе моей происходит. Мне кажется, что человек сам, если желает свидетельствовать душу свою и вникнуть по совести в ея движения, может лучше всех себя узнать». На первое я согласен: по греховности моей и слепоте ума, происходящей от греховности, я не вижу себя, - тем менее вижу других. Поэтому стараюсь вникать - и вникать в учение Священ -наго Писания, принимая его в том смысле, в каком объясняют его святые Отцы, в каком принимает святая Церковь, а не в том, какой ему дают бесы и последователи их. И бесы толкуют Писание на погибель и прельщение внимающим им! Авось при свете, при истинном свете, который издают из себя Евангелие и святая Церковь, сколько - нибудь увижу себя, увижу тьму мою, увижу слепоту мою! «Сердце мое заблуждает, и беззаконие погружает мя, душа моя стоит во страсе»,- говорит видевший себя св. пророк Исайя (21, 4). Зрение себя является в нищете духа, не в самодовольстве и самонадеянности.
Вторая половина вышеприведенных Ваших слов испугала меня! В ней что-то опасное! Не останавливаюсь написать Вам слова преподобнаго Дорофея, пришедшия теперь мне на память: «Ненавидит враг глас утверждения: понеже всегда хощет погибель нашу. Виждь - чего ради любит составляющих себе: понеже помогают диаволу, сами себе наветы творяще. Аз ино падение не вем иноку, но от еже веровати своему сердцу. Неции глаголют: сим падает человек, или сим. Аз же, яко-же рех, ино падение бываемо кому не вем, разве от сего. Видел - ли еси кого падша! увеждь, яко себе послед ова. Ничтоже сего тягчайше, ничтоже губительней -ше», и проч. Угодно узнать всю статью? прочитайте ее в книге аввы Дорофея, под заглавием «о еже не составляти свой разум».
Господь да хранит Вас от всех невидимых сетей миродержителя, и да спасет Вас во славу Святаго Имени Своего.
27 декабря 1847 Бабайки