В середине XIX века, в России, в отношении женских монастырей, действовали правила восходящие к Указу Екатерины I от 26 февраля 1764 года. Были разрешены четыре монастыря первого класса (от 52 до 101 монахинь и послушниц), восемнадцать — второго класса и сорок пять монастырей третьего класса (по 17 человек). Принимать новых послушниц, было строго запрещено прежде, чем смерть не забирала «излишних» (именно такова была официальная формулировка). Открыть новый монастырь было и вовсе невозможно. Но в это же время по всей России стали возникать в большом количестве женские общины, живущие по-монашески, по монастырскому уставу, но без пострига. Гражданские и церковные власти не рассматривали такие общины как монастыри. Общины не входили в официальную структуру и не имели материальной поддержки от Синода. Фактически, они зависели от пожертвований и средств самих сестер.
Вот такая община вскоре и возникла в Чите. Первый вклад сделал священник Петр Царевский, который пожертвовал большой участок земли на окраине города. Купец Алексей Коротков и ссыльнопоселенец Дмитрий Иринархович Завалишин пожертвовали два одноэтажных деревянных дома. Летом 1886 года был заложен каменный фундамент под постройку первого монастырского корпуса. Монахиня Павла (Трегубова) и рясофорная послушница Екатерина стали первыми насельницами Читинской женской Богородицкой Общины.
Между тем, собственных средств новая община не имела практически никаких, и это грозило дальнейшему ее существованию. И вот тогда был найден неожиданный выход.
15 декабря 1886 года монахиня Павла подала преосвященному Мелетию следующее прошение: «Вот уже два года, как я, по собственному своему желанию и внутреннему влечению, из женского Христорождественского монастыря Вятской губернии, с дозволения матери своей игуменьи Марии, с утверждения Высокопреосвященного Аполлоса, перечислилась в Иркутский женский Знаменский монастырь, где, с благословения Высокопреосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского и причислена в число братии. Во время пребывания своего еще в братстве Вятского Христорождественского монастыря, я три раза была командируема матерью Игуменией в Иркутскую епархию по сбору на содержание Вятской обители, — и, разъезжая по городам и селам Иркутской епархии, я от лица Вашего Преосвященства выслушала словесное предложение потрудиться по делу устройства женского монастыря в г.Чите под руководством вдовствующей священницы, старицы Александры Капитоновны Якимовой, у которой, как она мне говорила, давно лежит в душе намерение устроить женский монастырь на общую душеспасительную пользу и в видах дарования, на сколько возможно, приюта многим нуждающимся в этом из лиц пола женского. По выслушании предложения Вашего Преосвященства, я, по быту монашества, не смея ослушаться Архипастыря, которому Самим Богом вверяются во спасение души человеческие, с надеждою в душе своей на помощь Всевышнего, решилась лично послужить святому делу устроения Женского Монастыря в г.Чите, центре Забайкалья, где учреждена и Ваша Святительская Кафедра, для просвещения ламских язычников, почти всегда по причине Святого Крещения нуждающихся и ищущих приюта, по своей бродячей жизни. А по сему, припадая к стопам Вашего Преосвященства осмеливаюсь во-первых: заявить свое согласие — послужить, по силе возможности, устроению Женского Монастыря в г.Чите, и во-вторых: всепокорнейше просить Вашего Архипастырского ходатайства пред Святейшим Синодом о разрешении на устроение Женского Монастыря и в оном Св.Храма, хотя на первый раз малого размера, чтобы сим самым положить Святый Краеугольный Камень, как рассадник Веры и Христианского Благочестия».
Мысль устроить такой своеобразный монастырь, со специальными миссионерскими целями, весьма понравилась епископу-миссионеру. Действительно, зачастую инородцы, приняв крещение, становились чуждыми своим соплеменникам-язычникам, и особенно это касалось женщин, которые оказывались без всяких средств к существованию.
Кроме того, такую общину можно было бы финансировать из средств Забайкальской Духовной Миссии. За помощью преосвященный Мелетий обратился к архиепископу Иркутскому Вениамину (Благонравову).
25 марта 1887 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, епископ Мелетий уведомил телеграммой архиепископа Вениамина: «Божьим благословением, молитвами Вашими сейчас состоялось открытие Читинской женской Богородицкой Общины; освящены места для храмов. Присутствовали губернатор Барабаш, Городской голова Минин и другие власти».
Два года спустя, 30 мая 1889 года преосвященным Мелетием была освящена деревянная на каменном фундаменте монастырская церковь во имя Св. мученицы Александры. Находилась она там, где сейчас размещаются корпуса Читинской швейной фабрики, по Ангарской улице, между улицами Красноярской и Баргузинской.
Спустя шесть лет после основания, в 1893 году, Читинская Богородицкая Община Указом Св.Синода была преобразована в женский общежительный монастырь.