Начало апостольской проповеди породило невероятный подъем веры и благочестия в израильском народе. Когда святые апостолы начали проповедь, они избрали диаконов и поручили им заботиться о столах, то есть о пропитании неимущих. Сами же желали пребывать в постоянной молитве и проповеди слова Божия (см. Деян. 6:2-4).
Самый пламенный из диаконов и архидиаконов, Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном (Деян. 6:8–9). Неверующие евреи, принадлежавшие к иноземным синагогам, начали возражать против его слов, но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил (Деян. 6:10). Тогда, в бессилии своем прибегнув к подлости, научили они некоторых сказать: Мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога (Деян. 6:11). Об этом они донесли в синедрион, куда повлекли Стефана, и все сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела (Деян. 6:15), озаренное Божественным светом, славой Духа Святого. Тогда первосвященник спросил Стефана по поводу доноса: «Так ли это?» В ответ святой архимандрит произнес очень длинную речь, напоминавшую многие события из ветхозаветной истории израильского народа. Он долго говорил, и спокойно слушали его (см. Деян. 7:1-50).
Внезапно речь его изменилась, и с великим дерзновением приступил первомученик Стефан к обличению книжников и фарисеев: Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались вы, вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили (Деян. 7:51–53). Закон был дан Моисею на горе Синайской при служении Ангелов, и этот закон они не сохранили.
Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами (Деян. 7:54). Несносно было им слышать такое обличение, не могли они вытерпеть это, как не терпят того и большинство людей. Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:55–56). Он, несомненно, все это видел и своими святыми устами в чистом порыве сердца возвестил о том.
Какое же впечатление произвели на врагов Христовых эти слова? Они, закричав громким голосом, затыкали уши свои (Деян. 7:57), считая его слова богохульством: как смел он говорить, что видел Бога и стоящего одесную Его ненавистного им Иисуса?
И единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла. И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: «Господи Иисусе! Приими дух мой». И, преклонив колена, воскликнул громким голосом: «Господи! Не вмени им греха сего». И, сказав сие, почил. (Деян. 7:57–60). Архидиакона Стефана считают первым мучеником за Христа. Поражает сердце величие подвига, которым он закончил свою жизнь. Удивительны дерзновение и сила, с какими он обличал врагов Христовых, безбоязненно называя их предателями, убийцами Праведника. Это поразительный пример исповедания веры, и он не единственный. Из истории Церкви известны и другие святые, не побоявшиеся сказать правду в лицо жестоким властелинам. Например, святитель Филипп, митрополит Московский и всея, Руси, дерзнул обличить в глаза даже Царя Иоанна Грозного за казни, и за это поплатился жизнью.
Но можно ли говорить, что обличение – это удел и задача только великих, горящих духом людей, подобных архидиакону Стефану или Московскому митрополиту Филиппу? Нет, ибо апостол Павел призывал всех христиан: не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте (Еф. 5:11), а значит, это и наша обязанность. Вы знаете, что трудно обличать, но для того и есть пример людей, которые не дорожили даже самой жизнью своей ради правды.
Не всегда, впрочем, полезно обличать. Опасно обличать кощунников: Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя (Притч. 9:8). Обличать надо с рассуждением, помня слова Христовы о том, что мы не должны бросать бисера перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали нас (см. Мф. 7:6). Безнадежных для истины людей, сердце которых полно злобы, обличать не надо, ибо они готовы растерзать обличающего их, как растерзали враги Христовы архидиакона Стефана. Но не все кругом изверги, не все кощунники, есть много людей из числа наших ближних, которых мы можем и должны обличать прежде всего и более всего своей жизнью, делами, поведением, сердцем. Надо являть перед ними образ праведности, образец любви и глубокой веры.
И все-таки человек должен обличать и словами, ибо Господь сказал: Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:15-17).
Обличать неустрашимо мы должны тех, кто далек от Церкви; обличать без зла, без раздражения, обличать словами тихими, с любовью, но твердыми и решительными. Надо перед ними раскрывать то, чего они сами не видят или не понимают: все безобразие их дел и поведения. Если будете так поступать, то спасете немало человеческих душ, ибо много людей без объяснения не замечают даже тяжких грехов.
Святые молитвы архидиакона Стефана да помогут всем нам идти по стопам его и исполнять обязанность нашу – обличать. Аминь.