Кто в нашей стране не знает преподобного Серафима Саровского? Несомненно, что это величайший святой последних веков. В наше время его почитание в России сравнимо разве что с почитанием преподобного Сергия Радонежского. Даже старообрядцы-беспоповцы, которые не признают "послениконовских" святых, почитают "батюшку Серафима". Когда однажды я зашел в гости к своему московскому соседу-беспоповцу, то увидел у него на стене календарь, где вместе с великими древними праздниками Православной Церкви был отмечен и день преподобного Серафима. На мой удивленный вопрос, как же он может почитать святого "официальной Церкви", который, живя в XIX веке, следовал всем новым обрядам, резко отрицательно отзывался о раскольниках, признавал священноначалие, приступал к Таинствам, более того - сам был священником (а беспоповцы не признают ни священства, ни Таинств), Георгий только недоуменно разводил руками. Старообрядческий календарь вопреки всякой логике свидетельствовал о величайшей святости угодника Божьего, преодолевающей всякие разделения. Даже в далекой Америке, откуда до Сарова - почти как до Луны, преподобный Серафим пользуется особым, совершенно исключительным почитанием.
Учение преподобного Серафима о цели христианской жизни - "стяжании Духа Святого" - стало подлинным духовным открытием конца второго тысячелетия. Немногие даже из величайших святых древности удостаивались таких откровений и дарований, которые получил Саровский старец. "Убогий Серафим", как он сам себя называл, приобрел такую земную славу (не говоря уже о небесной), аналогом которой в светской истории может быть разве что слава Шекспира или Леонардо да Винчи
ДРАМАТИЧЕСКАЯ КАНОНИЗАЦИЯ
Термин "канонизация" (от лат. сanonisatio) является латинизированной транскрипцией греческого глагола "канонидзейн" - "определять, на основании правила узаконить". Он был введен в оборот западными учеными богословами. В Греческой Церкви этому термину адекватной аналогии нет, поэтому в подобных случаях там использовалось словосочетание "причтение к лику святых", которое позднее перешло в церковный язык Древней Руси и сохраняется в Русской Церкви поныне. По учению Церкви, угодники Божии, составляя лик святых, молятся пред Богом о живых собратьях своих по вере, которые воздают им молитвенное чествование. Из книги "Канонизация святых в XX веке". - М.: Сретенский монастырь, 1999. |
Преподобного Серафима почитали как великого святого еще при его жизни. А после смерти документально зафиксировано бечисленное множество исцелений и чудес после молитв к этому угоднику Божьему. Фотографии, изображения преподобного Серафима использовались в народе как иконы задолго до его официальной канонизации, как свидетельствует, в частности, "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря". На могилу старца в глухой монастырь в Саровском крае съезжались в определенные дни тысячи людей разных званий и сословий, от царской фамилии до странников и нищих. А канонизация, церковное прославление отца Серафима в лике святых, последовала лишь через 70 лет после его смерти, в 1903 году. Причем с огромными трудностями и противодействием. В этой драматической истории причудливо сплелись человеческие заблуждения, чиновничьи амбиции, народное желание и Божественная воля.
Как ни странно, но главными противниками канонизации отца Серафима выступили почти все члены Святейшего Синода - включая его обер-прокурора К.П. Победоносцева. А человеком, который настаивал на прославлении Саровского старца и сделал все, чтобы оно состоялось, был последний российский император Николай II. Казалось бы, какие могут быть препятствия к церковному прославлению великого святого, уже прославленного в народе? Во-первых, "слишком много чудес", как говорилось в одном из заключений Святейшего Синода. В 1894 году закончила работу синодальная следственная комиссия, проверявшая случаи чудесных исцелений по молитвам о.Серафима. Результаты ее работы были переданы в Синод и благополучно там осели. "Слишком много чудес". Тогда император Николай II лично выразил желание, чтобы дело о прославлении отца Серафима было доведено до конца, о чем сообщили "Церковные ведомости" в № 30 за 1902 год. Дело ускорилось, но противодействие не прекратилось.
Новым основанием для отказа в церковном прославлении стало состояние мощей преподобного Серафима: его тело подверглось тлению, и сохранились только кости. Враги Церкви постарались использовать этот факт для агитации против канонизации и вообще православия. А члены Синода говорили: "Куда и зачем ехать в лес, когда нашлись только кости?" Однако Древняя Церковь, как пишет протоиерей Владислав Цыпин, "в отличие от позднейшей практики канонизации, не видела в нетленности мощей непременного условия для почитания подвижника в лике святых". Император Николай продолжал настаивать на канонизации. Для еще более ясного выражения своей воли государь преподнес в дар Саровской обители новый гроб для отца Серафима, попечением царской семьи была устроена прекрасная мраморная рака - "роскошное произведение художества в русском стиле царственной Москвы", по выражению митрополита Вениамина (Федченкова), а покров на гробницу и коврик с дорожками своими руками вышивала императрица Александра Федоровна. Наконец, императору удалось преодолеть сопротивление Синода, и на его резолюции о грядущем прославлении Николай II собственноручно написал: "Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления".
Торжество церковного прославления преподобного Серафима состоялось 19 июля (1 августа по новому стилю) 1903 года. В нем приняла участие вся царская семья и тысячи людей со всех концов России. Сбылось пророчество преподобного Серафима о том, что "среди лета запоют Пасху". Император, самодержавный властитель 1/6 части мира, преклонял колени перед мощами, нес их на своих плечах, а в день прославления царская семья причащалась Святых Христовых Таин. И если бы не решительность и настойчивость императора Николая II, кто знает, когда бы православная Россия смогла бы возносить церковные молитвы к преподобному Серафиму? Ведь после 1918 года Русская Церковь по понятным причинам была лишена возможности канонизации святых до 1970 года...
СВЯЗЬ ВРЕМЕН
Из различных источников до нас дошло удивительное пророчество преподобного Серафима, сказанное императору Александру I. Саровский старец предрекал: "Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и самодержавия, но Бог Царя возвеличит". Широко известен и другой факт: преподобный Серафим написал письмо императору Николаю II, которое велел Н.А. Мотовиловой передать "четвертому государю, который приедет в Саров". Император, прочитав его, горько заплакал. Содержание письма осталось неизвестным.
Блаженная Паша Саровская перед своей смертью в 1915 году клала земные поклоны перед портретом императора Николай II. Келейницы спрашивали ее: "Что ты, мамашенька, так на Государя-то молишься?" - "Глупые, - отвечала она, - он выше всех царей будет".
"Почитание Царской семьи, - отмечает в одном из своих докладом митрополит Ювеналий, - начатое уже Святейшим Патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном Императоре через три дня после екатеринбургского убийства, продолжалось - несмотря на господствовавшую идеологию - на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории… В домах в красном углу можно было видеть фотографии Царской семьи, а в последнее время стали появляться и иконы с изображением Царственных мучеников. Сейчас такие иконы можно видеть в некоторых обителях и храмах ряда епархий Русской Православной Церкви".
Еще в 1992 году комиссия Священного Синода по канонизации святых, как пишет ее председатель митрополит Ювеналий, "приступила к изучению отдельных аспектов исторического, нравственного и религиозного характера царствования последнего Императора Дома Романовых". Все эти годы Комиссия с помощью ведущих профессоров духовных школ занималась изучением вопроса о возможной канонизации царственных мучеников. Не секрет, что даже в Синоде есть противники их церковного прославления.
Тем временем, в обществе происходила полемика относительно тех же вопросов, связанных с жизнью и служением царя Николая II и его семьи. Высказывались диаметрально противоположные мнения, а споры принимали порой самый ожесточенный характер. К настоящему времени попечением храма святителя Николая в Пыжах вышло пять сборников о чудесах царственных мучеников. Некоторым даже кажется, что "слишком много чудес". Однако различные статистические опросы демонстрируют, что восприятие последнего российского императора нашими соотечественниками все более и более меняется на положительное. С отказом от мифов советской пропаганды образ Николая II и его семьи приобретает все большую привлекательность даже для людей, далеких от Церкви. Следует заметить, что царственные страстотерпцы уже прославлены как местночтимые святые в Екатеринбургской, Луганской, Брянской, Одесской и Тульчинской епархиях Русской Православной Церкви. Почитаются они как святые и в Сербской Церкви, а в Зарубежной Русской Церкви Царская семья прославлена еще в 1981 году.
Процесс канонизации так или иначе связан с вопросами о мощах. Однако история с "екатеринбургскими останками", весьма энергично раскрученная средствами массовой информации, нисколько не прояснила эту проблему. Аналитики все более склоняются к мнению, что тогдашние похороны были грандиозным спектаклем, а может быть, и провокацией. В любом случае, кому бы ни принадлежали останки, решающего значения для канонизации, как говорилось выше, они не имеют.
ПОБЕДА: СИЛОЙ ИЛИ БЛАГОРОДСТВОМ?
Последний русский царь Николай II
|
Наибольшую критику в деятельности императора Николая II вызывает его отречение от престола. Конечно, государство не монастырь, но любопытно, что в биографии преподобного Серафима случалось нечто подобное. Трижды старца назначали настоятелем монастыря (последний раз - в родной Саровской пустыни), и трижды он по своему смирению отказывался от этой начальственной должности: несмотря на общее желание братии, несмотря на волю руководства, несмотря на очевидную пользу его мудрого управления другими. А преподобный Сергий Радонежский, уже будучи игуменом, однажды, когда против него возроптали, и вовсе ушел из монастыря.
Основной доблестью христианских правителей на Западе считаются их завоевательные походы. Начиная от Карла Великого, награжденного Папой титулом императора за военные победы (Италия, Испания и т.д.), до средневековых походов и позже - признается заслугой короля силовое обращение язычников в христианство и, разумеется, расправа с неверными. Совершенно другие добродетели русских православных государей стали основанием для их прославления Церковью в лике святых.
Начиная от равноапостольного князя Владимира, который, в прошлом жестокий язычник, после своего крещения хотел отменить на Руси смертную казнь и был остановлен только своими советниками; от его сыновей, святых Бориса и Глеба, предпочетших мученическую смерть междоусобной войне с братом (где справедливость была на их стороне!); от святого благоверного князя Александра Невского, защищавшего свою державу, но никого не покорявшего; от его сына, благоверного князя Даниила Московского, не участвовавшего ни в одной войне и окончившего жизнь в монастыре, - и вплоть до последнего российского государя, императора Николай II, отказавшегося от престола ради спасения страны, но не себя, - мы видим иное отношение к власти. Иное отношение к власти, иное отношение к нехристианским народам, иное отношение к свободе человека…
Но самое главное в жизненном подвиге императора Николая II и его семьи - их мужественное терпение страданий и мученическая кончина. В своем докладе на Архиерейском Соборе 1994 года митрополит Ювеналий особенно подчеркнул этот момент: "В политизированную эпоху нового времени, когда гонения на Церковь и христиан трудно порой бывает отделить от политических преследований, жертвы политических убийств могли быть святыми страстотерпцами, так как их убивали как символ православной Руси". В кротости, смирении, любви к людям и любви к России, в благодушном терпении скорбей и молитве за врагов император Николай достойно подражал преподобному Серафиму Саровскому.
Канонизация святого - это всегда показатель самосознания общества: и церковного, и гражданского. Архиерейский Собор в августе 2000 года откроет нам, на каком же уровне самосознания находимся мы сейчас.
Канонизация сонма новомучеников и исповедников Российских во главе со святыми царственными мучениками Архиерейским Собором РПЦ в августе 2000 года - величайшее деяние нашей Церкви, важнейшая веха в ее истории. Засвидетельствовав свою верность подвигу мучеников, Церковь утвердила духовную связь между нами, пребывающими на этой грешной земле в борении со своими грехами и страстями, и теми, кто уже стяжал венец спасения в жизни будущей, омыв грехи кровью мученичества, между Церковью кающихся и подвизающихся и Церковью торжествующей, Церковью спасенных и святых. Токи духовной преемственности, нисходящие к нам от небывалого в истории сонма наших "свидетелей", ныне торжествующих со Христом, вопреки скверне окружающего нас падшего мира, вселяют в нас смиренную и в то же время дерзновенную надежду. Молясь нашим святым, нам следует всегда помнить: молитвенная связь с теми, к кому мы обращаемся - не какая-то условность, но вечно новая реальность, не устающая потрясать нас своим чудесным нарушением влекущих наш дух долу законов "мира сего".
Пример тому - небывалые чудеса и исцеления от простой бумажной иконки святого царя Николая, ставшие ныне уже несомненной и славной страницей в новейшей истории русской Церкви.
Икона царя-мученика написана русским художником Павлом Тихомировым в США. В 1998 году литографии иконы были привезены в Москву. Одна из литографий попала в Рязань, где в Свято-Никольской богадельне сделали несколько цветных ксерокопий. Оформленная в раму и кивот ксерокопия была подарена рабу Божию Олегу 15 марта 1998 года. На иконе образ царя-мученика Николая II в великокняжеском одеянии со скипетром и державою в руках. В верхних углах иконы два клейма: Иова Многострадального, день памяти которого является днем памяти Николая II, и святителя Николая Чудотворца - небесного покровителя государя. Под образом в овале слова: "Сия святая икона писана к прославлению царя в России". 6 сентября 1998 года икона заблагоухала в Сретенском монастыре Москвы. По благословению духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова), протоиерея Николая (Гурьянова) с острова Залит и Валаамского старца иеросхимонаха Рафаила (Берестова) она переносилась из храма в храм для поклонения верующим.
Благоуханная икона благочестивого царя-мученика посетила различные храмы и монастыри свыше двух десятков епархий.
От этой иконы за последнее время было множество чудес. Но, пожалуй, самое известное и славное из них - это чудо схождения благодатного огня на престол 15 февраля 2000 года в соборе Свято-Иверского мужского монастыря Одессы, когда там пребывала эта икона. Иеромонах Петр (Голубенков), служивший в этот день, так рассказывает об этом событии. "Когда я закончил причащать людей и со Святыми Дарами вошел в алтарь, после слов: "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое" на престоле (на дискосе) появилась вспышка огня. Я поначалу не понял, что это такое, но потом, когда разглядел этот огонь, было невозможно описать той радости, которая охватила мое сердце. Сначала я подумал, что это - кусочек угля от кадила. Но этот маленький лепесточек огня был величиной с тополиный листок и весь белый-белый. Потом я сравнивал белый цвет снега - и невозможно даже сравнить - снег кажется сероватым. Я подумал, что это искушение бесовское такое бывает. И когда отнес чашу со Святыми Дарами на жертвенник, возле престола никого не было, и многие прихожане видели, как лепестки Благодатного огня рассыпались по антиминсу, затем собрались воедино и вошли в напрестольную лампаду. Свидетельство того чуда схождения Святого огня продолжалось в течение дня..." ("По молитвам святого царя" (Новая книга. Ковчег. 2000). Из серии "Чудеса царственных мучников", вып. 5). С. 41-42.)
Другое известное чудо, связанное с изображением святого царя, - появление его образа на покрытой известью стене в алтаре Боголюбского собора города Владимира, вызвавшее массовые паломничества православных. Фотография этого образа приведена, например, в книге "Православные чудеса в ХХ веке" ("Православные чудеса в ХХ веке". Свидетельства очевидцев. Книга 3-я. (М., Паломник, 2001)).
Чудотворный образ, с которого мы начали наш рассказ, время от времени источает благоуханное миро. Мироточение особенно усиливается во время богослужений перед иконой. Девять исцелений от различных болезней было зафиксировано за период с 1998 по 2000 год (то есть в то время, когда государь еще не был официально канонизирован, и шла борьба за эту канонизацию, встречавшая бешеное сопротивление безбожных, либеральных сил (вплоть до прямых кощунств). Только за время пребывания иконы в Тульчино-Брацловской епархии в июне 2000 года произошло четыре исцеления. Рапорты об этих случаях исцелений были переданы священноначалию. Вот рассказ одной из исцеленных.
"Меня зовут Ободовская Наталья Сергеевна, год рождения 1981, 16 октября, проживаю в Одесской области, г. Ананьеве, по улице Независимости д. 26, кв.4. В мае 2001 г. я попала в автомобильную катастрофу. Мотоцикл, на котором мы ехали, столкнулся с машиной. Я вылетела и упала животом на бордюр, в результате чего у меня произошёл полный разрыв поджелудочной железы, разрыв печени, сотрясение мозга, перелом челюсти. В г. Первомайске Николаевской области мне сделали сложную операцию, и через несколько дней я была госпитализирована в г. Киев в клинику Шалимова. 12 суток я провела в реанимации. Больше месяца ничего не ела и не вставала с постели, шансов на выживание врачи мне не давали. Но они боролись за мою жизнь и на осень назначили вторую операцию. Летом к нам с крестным ходом прибыла икона царя-мученика. Отец Иоанн (ныне покойный) благословил меня сидеть возле иконы, поскольку я не могла стоять, и поставить за ней масло, которое я потом принимала. И вот по молитвам и заступничеству царя - мученика я исцелилась, правда осталась небольшая послеоперационная грыжа..." При рассказе девушки присутствовала её мать, которая и подтвердила его правдивость.
Аналогичный случай произошел в Приднестровье, в городе Рени, во время пребывания там чудотворной иконы. Последним храмом города, который посетила икона, был Свято-Георгиевский кладбищенский храм. Все это время образ сопровождало дивное благоухание. В день пребывания иконы в городе, благочинный Ренийского округа протоиерей Илия Манита официально, в присутствии духовенства благочиния, объявил о своем чудесном исцелении после молитвы царю - мученику. Долгое время отец Илия страдал от болезни поджелудочной железы (панкреотита). Утром этого дня, перед встречей иконы, его одолел приступ нестерпимой боли. Священник не мог ни сидеть ни стоять. До этого он сомневался в святости царя и его семьи, но тут в душе его неожиданно возникло желание помолиться государю. Как только он произнес имя царя-мученика, боль мгновенно исчезла. Это очередное свидетельство исцеления было зафиксировано на видеопленку Виталием Атанасовым.
Подобные случаи к настоящему времени исчисляются многими десятками, причем большинство из них запротоколированы официальной церковной "Комиссией по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви", выпускающей свои сборники, посвященные этим явлениям (См.: "Глас тихий. Божии знамения нашего времени. Альманах". (Вып. 1 - М., 2000)). Для подробного изложения чудес, происходящих только от царских икон, приход московского храма святителя Николая в Пыжах издал уже пять сборников общим объемом более шестисот стандартных страниц.
Надо сказать, что мироточения и обновления икон носят в настоящее время массовый характер, сравнимый лишь с тем, что происходило в нашей Церкви в 20-е годы прошлого столетия. Особую известность получили эти чудесные явления в Ивановской епархии. Мало кто знает, что св. миро, которое появляется в результате мироточений, было подвергнуто химическому анализу (о чем также имеется соответствующим образом заверенное научное заключение). Результаты исследования были поистине сенсационными. Ученые выяснили, что, во-первых, вещество, называемое миром, обладает двумя взаимоисключающими свойствами - жира и эфира (спирта), и, стало быть, такого вещества в природе просто не существует, а, во-вторых, спираль ДНК у него развернута в обратную сторону, чтовообще невозможно с точки зрения известных науке природных закономерностей.
Как же следует воспринимать все эти многочисленные чудеса с точки зрения православного сознания? В Священном Писании отмечены два принципиально важных момента в оценке чудес. Во-первых, чудеса представляются как "явление силы", которое Бог осуществляет через Своих служителей, о чем прямо говорится в проповеди св. апостола Петра в день Пятидесятницы ( Деян. 2, 22 ). Во-вторых, Сам Господь Иисус Христос видит в чудесах действенное знамение победы Божией на сатаной. (Лк. 10, 17-20; 11, 18-19). Чудеса - всегда настойчивый призыв Божий к покаянию. Господь говорит, что во многих городах явленные Им чудеса своей цели не достигли, и предрекает горькую судьбу этим городам. (Лк. 10, 13-15). Чудеса - также знамения пришествия Царствия Божия. (Лк. 11, 20). Наконец, через чудеса осуществляется замысел Божий о последних временах. (Лк. 7, 19-23).
Господь говорит, что чудеса являются знамениями, смысл которых человек может постигнуть только глубиной веры. Враги Христовы далеко не всегда оспаривают реальность чудесных исцелений, совершенных Им. (Хотя наши нынешние либералы от христианства доходят и до этого, соперничая в этом кощунственном неприятии Божиего промысла с печальной памяти Емельяном Ярославским и К). Они, как правило, отвергают только то истолкование, которое дает чудесам Сам Господь, говоря, что он изгоняет бесов силою веельзевула (Мк. 3, 22).
Слово Божие говорит нам, что веровать во Христа - не значит просто признавать, что Он совершал потрясающие чудеса - это неоспоримый факт, как неоспоримый факт то, что предстательством св. царственных мучеников совершаются многочисленные исцеления и подается чудесная божественная помощь в трудных житейских обстоятельствах или то, что икона царя-мученика благоуханно мироточит. Веровать во Христа Бога, "дивного во святых Своих", и веровать во святых Его - значит услышать и принять то истолкование, которое Христос и Церковь дают этим чудесным знамениям. Полное и подлинное понимание этого дается только благодатно - Духом Святым, только Церкви и святым ее.
Протоиерей Александр Шаргунов в своей проповеди, произнесенной на конференции "Христианство - 2000" в г. Самаре 16-18 мая 2000 года, говорил: "Слово Божие ясно говорит нам, что предупреждения о конце времен даются для того, чтобы мы увидели, что Бог сподобляет Свою Церковь великой милости и чести - быть причастной тем испытаниям, которые Он прошел. Это край бездны, последний рубеж, и Сам Бог, Победитель ада и смерти, попускающий злу раскрыться до конца с тем, чтобы сокрушить его до конца, стоит со Своими. Потому утешайте друг друга этими словами, говорит нам Церковь. Мы должны делать то, что можем, в послушании слову Истины, и Бог довершит остальное. Он еще может спасти наш народ, и это может, веруем, произойти участием в том, что происходит с нами, царственных мучеников и всех новых мучеников и исповедников Российских, и нашим участием в том, что они совершили. Но если и весь мир будет охвачен духом обольщения и погибели, все верные тайне Креста и Воскресения Христова не должны терять радости о Господе, который говорит:"Поднимите головы ваши, ибо избавление ваше приближается" (Лк. 21, 28).