Минуло пять лет строгого затвора, за это время старец Серафим заметно ослаб, но сроки подвигов его ещё только начинались. Старец не нарушил своего затворничества и безмолвия даже в момент приезда в Саров Тамбовского епархиального архиерея Ионы (бывшего потом экзархом Грузии). Преосвященный пожелал видеть старца-подвижника. Владыка подошел к келии отца Серафима в сопровождении игумена Нифонта, но дверь оказалась запертой. Желание игумена проявить некоторую настойчивость, чтобы старец открыл дверь, не встретило у владыки сочувствия. Проникнутый уважением к старцу, преосвященный сказал: "Не надо, как бы нам не погрешить через сие", - и, отойдя от келии, оставил затворника в покое.
Прошло еще пять лет. Теперь уже старец принимал братию и мирян в своей келии, охотно с ними беседовал и с любовию научал их христианской вере и благочестию.
В 1825 году, 25 ноября, было отцу Серафиму видение Богоматери. Матерь Божия повелела ему выйти из затвора и принимать всех, кто будет нуждаться в его утешении, советах и молитве. В это время батюшке было 66 лет. С богатым опытом полувековой монашеской жизни вступил он на путь старчества - духовного руководства людьми. Заметим: старчество - самый жизненный нерв истинного православного монашества, без него не воспитать духа, не отсечь собственной воли: "Старец в монастыре - это матка в улье, коей подчиняется сам игумен". В Патериках рассказано о многих трогательных примерах истинного смирения пред старцем. Где есть старец, там тепло инокам и послушникам: он и в скорби утешит, и в ссоре примирит, и в недоумениях вразумит, научит. Преподобный Серафим покойному наместнику Сергиевской Лавры архимандриту Антонию (Медведеву) говорил: "Не отцом будь, а матерью своим монахам".
И это применимо к старцу даже больше, чем к игумену, к настоятелю. Настоятель иногда должен быть формально строг, старец же всегда ласков и добр. У игумена - власть, у старца - любовь. Игумен пригрозит: "Выгоню из обители". Старец вздохнет, задумается, скажет холодно: "Ну, делай как знаешь". И тем даст понять, что ты его обижаешь своим непослушанием, невыполнением его заповеди... Тоже угроза: "Не буду любить, живи как знаешь". А ведь это больше, чем "выгоню". Такому воплощению любви люди готовы бывают в ноги поклониться, проливать слезы покаяния - только бы простил, только бы опять приласкал.
К сожалению, мир мало знаком с радостями иноческой жизни. Когда соприкасаешься с этой жизнию, когда сердцем познаешь радость общения с благодатными старцами, тогда всей душой стремишься в святые обители, чтобы там освежить себя, обновиться духом и почувствовать превосходство духовных ценностей над суетой мирской. Духовное, таинственное общение с такими старцами не прекращается и по смерти их: любовь ведь никогда не умирает. Достаточно вспомнить, что говорил своим духовным чадам преподобный Серафим Саровский: "Когда скорбно вам будет, приходите на мою могилку, да все мне, как живому, и поведайте, и вам станет легче"...
И к могилке своих старцев стремятся любящие их души, издалека пишут в обитель: "Батюшке родному поклонитесь, на могилку сходите, шепните ему, родному, дочка твоя, сыночек твой скорбит, - помоги, родной". В этих простых, но искренних, слезами растворенных словах, чувствуется: в старце ценится его духовный опыт жизни. "Слово от опыта - живая вода, утоляющая жажду души: слово без опыта - вода, разбрызганная по стене. Слово от опыта - чистое золото, без опыта - медница. И таким-то сокровищем обладают и всех обильно наделяют старцы. Сам искушенный, может и искушаемым помочь".
Вот какая благодатная сила заключается в старчестве, и на этот путь Господь Бог благословил отца Серафима.