51. «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя.» (Пс. 54:23).
Беззаботность
Сколько птиц радостно щебечет в лесу,
и среди них не видно голодных.
Много зверей бродит в чаще,
а таких, чтобы только кожа да кости, не встретишь.
Младенец питается только материнским молоком,
а не думает о том, что будет есть вечером.
Мир следует за тем, кто следует за Истиной.
52. «Претерпевший же до конца спасется» (Мф.10:22).
Лучше умереть у родника
Как-то геолог возвращался из путешествия по пустыне в свой лагерь, но попал в песчаную бурю, сбился с пути и начал блуждать в песках. Вода, хотя он ее и берег, закончилась, и силы его иссякали. Он забрался на бархан и увидел крохотный оазис: родничок, скудную травку и невысокий кустарник. Геолог прожил там несколько дней, питаясь последней оставшейся у него лепешкой. Уходить от воды он уже боялся, так как не был уверен, хватит ли у него сил добраться до лагеря или же, в случае неудачи, вернуться назад к роднику. Тогда он подумал, и сделал окончательный выбор: «лучше умереть у родника, чем блуждать по пескам». Этого решения геолог собрался держаться до конца. И, когда этот человек уже терял надежду на спасение, погонщики проходящего мимо каравана заметили его и спасли.
53. «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня.» (Иак. 5:7).
Долготерпение
Одиночество в городе тяжелее, чем в безлюдной пустыне,
Отчужденность близкого человека больнее, чем жизнь с незнакомыми людьми,
Молчаливый укор родных более горек, чем их словесные порицания,
Дружеская поддержка лучше торжественных клятв и обещаний.
54. «Господи! путеводи меня в правде Твоей…» (Пс. 5:9).
Путь правды Ищи выход там, где входил,
Спускайся там, где поднимался,
Заканчивай там, где начинал,
Продолжай там, где остановился.
55. «Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.» (Мф. 8:22).
Оставь все
То, к чему стремишься, постоянно отступает,
То, от чего уходишь, постоянно догоняет.
Оставь все людям, и они оставят тебя.
Предоставь всему быть таким, какое оно есть.
56. «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле…» (Мф. 13:44).
Посох, с которым ничего не нужно
Давным-давно деревенский житель высоко в горах на недоступном обрыве заметил пещеру. Ему вспомнилось предание о том, что где-то в этих местах хранятся сокровища древних царей. С огромным трудом он добрался до пещеры. Войдя в нее, недалеко от входа, горец увидел медную дверь. За ней он нашел комнату, в которой на полу лежали груды медных монет. Не мешкая, этот человек набил себе все карманы медными деньгами, положил, сколько влезло, за пазуху и собрался возвращаться домой.
Закрыв за собой медную дверь, он обнаружил чуть поглубже в пещере еще одну. Она была сделана из серебра. Горец открыл ее и увидел комнату, полную серебряных монет. Поспешно он вытряхнул медные деньги и рассовал, куда смог, серебро.
Он уже повернулся, чтобы уйти, но тут, приглядевшись, в дальнем углу пещеры он заметил золотую дверь. Деревенский житель распахнул ее. Комната была полна золотых монет. Торопливо он выбросил серебро и нагрузился золотом так, что еле мог передвигаться. Теперь-то он мог уходить.
Но на выходе из пещеры горец увидел пыльную и очень старую деревянную дверь. Нерешительно он отворил ее. В комнате ничего не было, кроме простого деревянного посоха, лежавшего на возвышении. В недоумении горец взял посох и, не зная, что с ним делать, стукнул им об пол. Тотчас посыпались невиданные украшения и драгоценные камни. Он онемел от восторга, посох выскользнул из его рук, с громким стуком ударился о землю, и поток драгоценностей прекратился. Этот человек понял, что если у него будет этот посох, то никакие сокровища пещеры ему больше не понадобятся. Он выбросил все золото, взял один только этот посох и навсегда ушел из пещеры.
57. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу.» (Рим. 8:28).
Нахожусь в столице!
Житель далекой провинции очень интересовался столицей. Ему хотелось знать: как она выглядит, какие в ней есть достопримечательности, старинные здания, памятники, площади, парки. Но расспросить было не у кого. Живя далеко от центра, он до сих пор не встречал никого, кто бы побывал в столице. Поэтому он собирал о любимом городе фотографии, газетные и журнальные вырезки.
По счастливому стечению обстоятельств однажды у него появилась возможность самому побывать в столице. Когда он достаточно ознакомился с городом и почувствовал себя в нем более уверенно, ему передали письмо от земляков. В письме они сообщали, что отыскали одного пожилого человека, который в молодости проездом был в столице и мог бы немного рассказать о ней. «Зачем мне теперь слушать чьи-то рассказы о столице, – написал сельчанин в ответ своим землякам, – если я уже сам нахожусь в ней?»
58. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,» (Мф. 6:14).
Спор в психиатрической больнице
Один человек, расстроенный тем, что от него ушла жена, впал в сильное отчаяние, заболел и был увезен в психиатрическую лечебницу. Придя в себя, он попросил отпустить его домой, но услышал, что курс его лечения еще не окончен. Он возмутился и начал спорить с докторами. Ему насильно сделали укол, и он заснул. Очнувшись, больной ощутил недомогание во всем теле и сильную головную боль. Он испугался за свою жизнь, и решил не позволять больше делать ему уколы, о чем и предупредил врачей. Тогда ему снова насильно ввели новую, еще более мощную дозу лекарства.
Придя в сознание, этот человек понял, что путь сопротивления ни к чему не приведет. Он решил не спорить с врачами, быть предельно терпеливым, спокойным, и ничем не возмущаться. Очень скоро он заметил, что отношение к нему со стороны персонала изменилось: – уколы уже не назначали, а вскоре отменили и таблетки. Наконец настал день, когда его выписали из лечебницы.
59. «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.» (Иак. 13.18). Истинное величие
Огромный океан не прилагает никаких усилий, чтобы быть великим,
Длинные реки – самые тихие, а текут далеко,
Высокие горы не стремятся быть высокими за счет других,
Спокойные люди неприметны, а надежнее многих.
60. «…Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, познаете истину, и истина сделает вас свободными.» (Ин. 8:31-32).
Город кандалов
Некогда купец отправился в другую страну и пришел в странный город, в котором все жители были в кандалах. Купец подумал: «А если и мне наденут кандалы, что тогда делать?» Неожиданно, в ту же минуту появилась стража и, увидев нового свободного человека, сразу же заковала его в кандалы. Потеряв возможность вернуться домой, купец приуныл. Он обратился с расспросами к несчастным горожанам, почему они все в кандалах? И те отвечали, что в их городе издавна такие порядки. Купец спросил: «Неужели все жители города обречены всю свою жизнь носить кандалы?» Люди ответили ему: «По слухам, иногда в город приходит некий старик, который свободен и не носит кандалов. Только он знает, как от них освободиться. Он так редко появляется, что многие сомневаются, правда ли это?» «Делать нечего, – подумал купец, – может быть, еще увижу этого старика и узнаю, как мне освободиться?»
С тех пор прошло немало лет, купец уже состарился и поседел. И вот однажды он неожиданно увидел старика, свободно идущего по улице и не закованного в кандалы. «Дедушка, – воскликнул узник, – помоги мне освободиться от уз». – «Сынок, – ответил старик, – мысленно скажи про себя: «пусть стража немедленно освободит меня от кандалов», – и ты будешь свободен». Узник подумал, что это неудачная, горькая шутка, но решил попробовать и произнес про себя эти заветные слова. Тут же появилась стража и освободила его от кандалов.
Купец поспешил уйти из этого странного города, удивляясь происшедшему. Выбежав за ворота, он снова увидел того самого старика, который помог ему освободиться. «Дедушка, скажи мне, – обратился к нему купец, – в чем секрет этого странного города?» – «Этот город не простой, – ответил старик, – потому что в нем становятся узниками и освобождаются от уз, только лишь подумав об этом. Ты потому и спасся, что поверил моим словам. А те, кто не верит мне, остаются узниками этого города, и я уже ничем не могу им помочь».
61. «…Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).
Употреби усилие
Дружба со львом может плохо закончиться,
Там, где водятся волки, лучше не пасти овец,
От собак не отбиться костью,
От дурных мыслей не избавиться, если им подчиняться.
63. «Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.» (2Петр. 2:17).
Тюрьма злого волшебника
Один человек вследствие клеветы своих недоброжелателей попал в страшную тюрьму, из которой никто не выходил живым. Ее построил злой волшебник, а слуги этого волшебника стерегли несчастных узников. Новый заключенный пытался различными способами бежать из тюрьмы, но каждый раз безуспешно. Охрана ожесточилась, часто избивала его и, в конце концов, перевела в одиночную камеру для смертников. Здесь заключенный обнаружил в стене крохотный тайник, в котором находилась пожелтевшая от времени записка следующего содержания: «Из этой тюрьмы спастись можно лишь одним способом, – возможностей для побега нет.
Раз в десять лет в одну из ночей силы волшебника ослабевают, и дверь камеры остается незапертой. В эту ночь ты можешь бежать. Но во время побега молчи, что бы ты ни увидел. Тебе предстоит пройти три поворота по коридору, где стоят три стражника. Обладая магическими силами, они примут страшные образы, чтобы тебя остановить. Заговоришь – пропал». Когда эта долгожданная ночь наступила, узник обнаружил, что дверь его камеры действительно не заперта, и осторожно пошел по коридору.
На первом повороте, не доходя до стражника, он вдруг увидел свою мать, которая умирала и просила его поговорить с ней и попрощаться. Бедный заключенный, помня содержание записки, огромным усилием воли заставил себя идти дальше.
На следующем повороте, возле второго стражника, он увидел своего умирающего отца, который звал его к себе и упрашивал сказать ему хотя бы несколько слов. Несмотря на сильную жалость к отцу, узник не сказал ему ни слова и пошел скорее дальше по коридору.
На третьем повороте, у самого выхода из страшной тюрьмы, где стоял третий стражник, заключенный увидел свою жену и своего маленького сына. Они бежали к нему навстречу, приветствуя его и радуясь его освобождению. И тут – на глазах узника, по улице с ревом пронесся клокочущий поток воды, раздались крики, что прорвало плотину, и город затапливает. Заключенный бросился спасать жену и ребенка, но бурлящий водоворот увлек их, и они скрылись под водой. Бедняга не выдержал этого зрелища и закричал от ужаса: «Жена моя! Сын мой!» – и в то же мгновение снова очутился в своей камере.
63. «Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.» (2Петр. 2:17).
Ложь и правда
Ложь понять легко, а правду трудно,
Потому лжи на земле много, а правды мало.
Люди быстро верят лжи, а правду принять не могут,
Потому что ложь удобна, а правда – нет.
64. «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.» (Мк. 13:37). Бодрствуйте
Появляется вор и в кармане становится пусто,
Из-за крохотной дырочки в бочке не увидишь вина,
Из-за маленькой мыши выливают сосуд с маслом,
Из-за небольшой дурной мысли из сердца уходит вся радость.
65. «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.» (Лк. 12:29-31).
Все остальное приложится
Стая птиц возвращалась на зиму в Африку. Молодые птицы, которые летели в Африку впервые, беспокоились, волновались, шумели и задавали множество вопросов: «Интересно, а в Африке тепло? А есть ли в Африке реки? А есть ли там леса? Идут ли в Африке дожди?» Вожак стаи сначала отвечал на все вопросы, а потом, утомившись, сказал: «Знаете что, дети? Главное – долететь до Африки, а там беспокоиться не о чем».
66. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.» (Мк. 8:34).
Мальчик на рыбалке
Собравшись на рыбалку со своими давними друзьями, отец взял с собой сына-подростка. Взрослые, видя, что мальчик ничего не умеет, учили его, как правильно разжечь костер, как укрепить котелок над огнем, как чистить рыбу, как мыть посуду… Мальчик часто спорил, сердился и огорчался, понимая свое неумение. Он подошел к отцу и сказал: «Папа, я узнал много нового, но у меня не все получается. Я обижаюсь и от этого устаю». – «Сынок, – ответил отец, – ты все время смиряйся, и будет легче». Прошло несколько дней, и сын снова подошел к отцу: «Папа, я все время смиряюсь и от этого устал еще больше. Можно, я хоть один денек отдохну от смирения?»
67. «…Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…» (Мф. 16:25).
Смерть боится добрых
Молодые солдаты попали в свое первое сражение. Они очень боялись умереть, поэтому непрестанно прятались, укрывались от пуль, пугались разрывов снарядов и находились в состоянии, близком к панике. Среди солдат было множество раненых. Когда бой закончился, они обратились к бывалому войну с просьбой рассказать им, как выжить: глубже закапываться, не высовываться, передвигаться только ползком? «Все это хорошо, – ответил старый солдат. – Но лучше всего – научиться постоянно жертвовать собой ради других. Только так вы сможете остаться в живых. Смерть боится добрых людей».
68. «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.» (Иак. 3:14).
Злобная собачка
Когда у мужа был выходной, и супруги оставались дома, они часто ссорились и в раздражении говорили друг другу много обидного. Не в силах сдержать гнев, муж уходил из квартиры, чтобы прийти в себя. Возле подъезда, на лавочке, когда погода была хорошая, часто сидела старушка в то время, как ее маленькая собачка бегала неподалеку.
И вот муж заметил, что иногда эта собачка злобно лает на него, а иногда, когда он возвращается с работы, не обращает никакого внимания. Он решил спросить старушку о странном поведении ее собаки. «Ах, мой дорогой, – рассмеялась старушка. – Моя воспитанница хорошо чувствует людей, которые разгневаны или раздражены, и всегда лает на них. А когда люди спокойны, она их даже не замечает».
69. «…И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф. 6:4).
Тайное и явное
К больному приходят мысли о его болезнях,
К здоровому – о его женитьбе.
К любителю удовольствий приходят мысли о наслаждении,
К ищущему Бога – мысли о спасении.
70. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.» (Иак. 4:17).
Причины вещей
Оттого, что ветер дует, на мельнице мука мелется,
Оттого, что мяч круглый, он всем нравится,
Оттого, что человек мягкий, с ним можно дружить,
Оттого, что человек верный, ему можно доверять.
71. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.» (1Петр. 5:8).
Если не быть осторожным
Ветхая стена когда-нибудь обрушится,
Высокая сосна когда-нибудь упадет,
Змея, заползшая в дом, когда-нибудь укусит,
Дурная мысль, если не быть осторожным, непременно доведет до гибели.
72. «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.» (Пс. 15:8).
Непоколебимость
Струи водопада непрерывно падают вниз,
Но сам водопад не падает.
С моря на берег постоянно набегают волны,
Но само море никуда не движется.
Познай глубину сердца – и не поколеблешься.
73. «Он создал сердца всех» (Пс. 32:15).
Сердце
Кукушка в лесу слышит только собственное эхо,
На каждом окне зимой – свои узоры,
В каждой капле росы – по одному солнцу,
В сердце каждого человека – по одной вселенной.
74. «И мрак сделал покровом своим.» (Пс. 17:12).
Безбрежность
Там, где лесные тропы расходятся, нелегко понять, куда идти,
Если в море туман, трудно определить, где берег,
Синее небо везде высоко,
Посреди океана – все берега далекие.
75. «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.» (Иак. 1:6-7).
Сомнение
Тот, кто колеблется, еще ничего не знает,
Тот, кто знает, не колеблется.
Сомневающийся снова окажется там, где начал,
Стойкий в вере невредимым выйдет из всех трудностей.