Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника.
Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа.
В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим.
Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».
Празднуемое сегодня чудесное событие произошло в IV веке. Вблизи Иераполя, над целебным источником, находился храм святого архистратига Михаила. При храме жил отрок Архипп. Он вел жизнь подвижническую: питался скудно, носил ветхую одежду, спал на камнях, и при этом обращал многих язычников ко Христу. Язычники не раз нападали на Архиппа, оскорбляли, били, а однажды задумали отрока убить и храм разрушить.
Недалеко от храма протекали две реки, и язычники решили пустить их на храм и источник, для чего прокопали глубокий, широкий ров. Узнав об этом, святой Архипп стал молиться архистратигу Михаилу о спасении храма и вдруг услышал голос, внушивший ему выйти. Отрок вышел и увидел Архистратига Божия, который поднял правую руку и удержал потоки вод, повелев им идти в расщелину большого камня. Так язычники были посрамлены, храм сохранен, а святой Архипп прожил еще долгую подвижническую жизнь и скончался в глубокой старости.
Нынешний праздник побуждает нас обратиться с благоговейным вниманием к образу святого архистратига Михаила и воспользоваться уроком, который Церковь преподает все верующим через него.
На иконе мы видим святого Михаила в воинском снаряжении. Что это значит? Почему житель неба, где обитает мир и любовь, представлен вооруженным? Но ведь была некогда брань и там – в царстве мира и любви. Один из высших духов, обладавший великими совершенствами – Люцефер, восстал против своего Творца и Владыки и увлек за собой множество других духов. Тогда-то из среды ангелов явился поборник славы Божией, святой архистратиг Михаил, вставший во главе все верных Богу ангельских чинов. Духи злобы были низвержены с неба. Вот почему архангел Михаил, победитель дьявола, именуется Церковью вождем ангелов, архистратигом небесных чинов и вот почему она изображает его всегда в воинственном виде, с мечом или копьем в руке, попирающим ногами дракона, “змия древнего”, духа злобы. Что же внушает нам воинственный вид Архистратига Божия? Ту же ревность по Боге, готовность всегда встать в ополчение против нападений дьявольских, внушает, чтобы мы во время нападений обращались к архангелу Михаилу с молитвой о помощи и заступлении.
Нередко, святой Михаил изображается с копьем, верх которого украшает белая хоругвь и крест. Белая хоругвь – это особое отличие архангела и всего его воинства, свидетельство его доблести. Она означает неизменную чистоту нравственную и непоколебимую верность ангелов Царю Небесному. Мужественное воинство добрых ангелов от начала своего бытия сохраняет чистоту в мыслях, желаниях, чувствах и действиях своих; от создания своего оно остается верным Богу и настолько утвердилось в своей верности, что никогда не сможет нарушить своего святого служения.
Нам, земным духовным воинам, следует подражать Архистратигу и всем бесплотным добрым силам в чистоте и верности Господу, Его святой воле.
Крест, который венчает копье архистратига Михаила означает, что брань с царством тьмы и победа над ним совершается во имя креста Христова, притом посредством терпения, смирения и самоотвержения. Сатана был низвержен с неба, но не сокрушен окончательно. На земле он создал несокрушимое воинство, которое было побеждено Богочеловеком, через крестную смерть Его. С этого времени воинство небесное борется против духов злобы под знаменем Победителя ада и смерти, под знаменем Креста. Ну, а если и небесные силы совершают победу над древним врагом Бога, ангелов и людей под знаменем Христа, то тем более нам, слабым и немощным, надлежит как можно ближе подходить под сень креста и всеми силами стараться никогда не выходить из-под его спасительного осенения.
Вот чему учит нас изображение святого архистратига Михаила! Вот какие мысли внушает нам его святой образ! Будем же внимательней всматриваться в него, чтобы самих себя преобразовывать в подобие воинов небесных, будем стараться приобрести в его лице защитника, помощника и поборника против наших врагов.