В начале сего июля оправлена деревянная ветхая келья, находящаяся возле озера, от церкви на северной стороне. Сделан под нее вновь каменный фундамент, обита тесом и покрыта черепицею с пристроенным для поклажи дров навесом. Эта келья соблюдается доныне попечением настоятеля о. Игумена Моисея; она служит памятником начального основания уединенного на сем месте жительства приснопамятного и многими уважаемого схимонаха Иоанникия, который в сей келье живши при малой пасеке добродетельно и кротко, скончался в 1815 году и погребен в Оптиной в северной колоннаде соборного храма Введенского (ныне сие место вошло внутрь придела Преподобного Пафнутия).
В начале основания Скита в 1821 году келия сия по ветхости была в забвении, а бывший тогда настоятелем игумен Даниил назначил было употребить ее на дрова для выжеги извести, но о. Моисей (в то время бывши простым монахом и основателем Скита), желая соблюсти ее для памяти, просил о том благодетеля (козельского гражданина Дмитрия Васильевича Брюзгина), усердного к памяти схимонаха Иоанникия, а Брюзгин пожертвовал игумену вместо этой кельи нужное количество дров, чем и убедил оставить ее. Она прежде стояла возле скитских Святых Ворот, а в 1833 году перенесена на теперешнее место и с того года живет в ней больной о. Диомид.
В сентябре оштукатурили внутри стены и печь новая.
Октября 11-го
Отправлено поминовение о упокоении достопочитаемого старца иеросхимонаха Льва (Леонида), как в Скиту, так и в Обители /.../
Хотя 4 года уже минуло по переселении старца в вечность, но святая жизнь его и отеческая о Господе любовь незабвенны пребудут в памяти почитающих его...
В скитскую церковь подан образ живописный на доске, небольшой, - Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца; на нем - риза серебряная, позолоченная от мценской купецкой дочки Александры Барыковой по преставльшемся брате ее - Митрофане отроке.
1846 год. Марта 23-го
В Субботу Пятую - Праздник Акафиста Пресвятыя Богоматери, получена чрез почту из Новгорода от Графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской пелена к иконе Пресвятыя Богородицы Тихвинския, что в скитской церкви на горнем месте. Пелена шитая золотом и серебром, четырехугольником; средина - по малиновому бархату и крест шитый золотом, а по краям - кайма по белому атласу, и в круге обшита газом золотым средним; подложена шелковою материею. Получение сей пелены в день Праздника Богоматери к иконе Ея служит знамением особенного покровительства Царицы Небесной о Ските сем.
Апреля 17-го
Братия вымыли скитскую церковь, стены и полы, все просветлело довольно чисто и приятно. День был ясный, теплый, весенний.
Июль
В сем месяце получен присланный в Скит из Воронежского Митрофаньевского монастыря от рясофорного монаха Петра Насонова образ Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца на деревянной доске живописного искусства, мерою длины - 13 вершков, а ширины - 9 3/4 вершка. Обделан здесь в раму и поставлен в молитвенном при церкви покойце близ часов стенных.
Декабря 14-го
Подан образ резной из кости в костеной с бордюрою, из кости же рамке; на темно-синем бархате наложено изображение Усекновения Главы Святого Крестителя Иоанна, архангельской работы, длины 6 вершков, а ширины 4 вершка, 35 рублей серебром, - по усердию архангельского купца Алексея Петровича Никитина. В особой рамке поставлен возле правого клироса.
1847 год. Май
Нынешнею весною, а в особенности в мае месяце, холодная и сырая погода сильно действовала на здоровье людей повсеместно. В обители Оптиной и в Скиту около половины братии и рабочих переболели лихорадкою и горячкою, впрочем, смертности не было, - и лихорадка у многих братий впоследствии возобновилась даже сильнее прежнего.
1848 год. Июня 24-го
Праздник Рождества Святого Иоанна и Предтечи Господня. Четверток. Пополудни в четвертом часу с юго-запада зашла черная туча, которой вначале предшествовала молния с громовыми перекатами, потом разразилась жестокая буря с противным дождем и градом. Монастырский лес, в особенности вековые сосновые деревья, ломало и вырывало с кореньями, коих истреблено примерно до 2000 дерев, и сделано значительное опустошение. Из них упавшие возле Скита древние сосны: одна с западной стороны разбила башню каменную (что угловая скитского конного двора), а другая с южной стороны разбила в южной стене скитской ограды два каменных столба и повредила черепичные крыши с заборами. Кроме сего в Скиту и около Скита повреждений мало, но в обители сорвало кресты с Казанской и Владимирской церквей, раскрыло железные крыши на церквах и других зданиях монастырских. На колокольне поколебало и погнуло главу со шпилем, повредило колокольные часы, поломало садовые деревья. От бури сей пострадали во многих местах козельской округи и даже в самом городе Козельске.
С первых чисел сего июля холера появилась в 4-х верстах от обители в селе Прысках, в имении помещика Кашкина. Первый был жертвою холеры возвратившийся с господином Кашкиным служитель его. С того числа ежедневно холера усиливалась в Прысках: по пяти и более умирали в сутки. В половине июля началось в городе Козельске, в коем первою жертвою был сапожник, который, бывший в Прысках в гостях, возвратясь в Козельск, заболел и умер.
1849 год. Август
Крест серебряный небольшой, позлащенный, чеканной работы с частями мощей Святых угодников Божиих; утвержден в рамке, украшенной бордюрами за стеклом. Крест мерою длины - три с четвертью вершка, в поперечнике - два с половиною вершка. Ниже креста в той же рамке утвержден малый ковчежец в виде звезды, с частью мощей Святой Марии Магдалины.
Крест этот, вместе со многими старинными образами, найден в Москве, в доме С.П. Кокловой, который в 1835 году перешел во владение господина капитана Генерального Штаба М.А. Половцова. Сей последний передал этот крест брату своему И.А. Половцову, тот же, в свою очередь, пожертвовал его в церковь, находящуюся в Скиту Иоанна Предтечи, что при Введенской Оптиной пустыни.
В 1819 году, в Далмации, местечке Брашцо, жители поднесли помещенную здесь частицу мощей Святой Марии Магдалины русскому адмиралу Гетцену. Гетцен, по возвращении в Россию, хранил у себя эту святыню во все время жизни; но по смерти его она перешла в семейство Половцовых, и один из них, И.А. Половцов, поступивши в число братий Оптиной пустыни, пожертвовал помянутую частицу Святых мощей в церковь Скита Святого Иоанна Предтечи.
Крест напрестольный, серебряный, позлащенный, четвероконечный, на верхней доске - Распятие Христово и четыре круглых образа финифтяные; вокруг осыпаны мелкими белыми камушками. Весу в кресте серебра с финифтяными штуками - один фунт сорок семь золотников, 84-й пробы. Оный крест сооружен в скитскую церковь усердием рясофорного монаха Димитрия Тихонова, в мантии - Дорофея.
Примечание:
Нынешнее лето - благодарение Премилосердному Господу Богу! Жатва изобильная во всех местах, огородных овощей и плодов садовых также изобильно родилось и поспело, только во многих местах повыбило градом. Сильные бури повредили в городах и селах строения, а в некоторых местах даже и разрушило бурями.
Сентября 4-го
Воскресенье, пополудни в 4 часа скончался в Скиту преподобнейший старец иеросхимонах Иоанн, на 86 году от рождения своего, а в Скиту сем пожил 15 лет и 14 дней.
За семь часов пред кончиною удостоился приобщиться Святейших Тела и Крови Христа Искупителя нашего, в совершенной памяти до последней минуты беседуя с бывшими при нем братиями; на минуту умолк и, простершись на одре своем, тихо почил о Господе с упованием на Милосердие Божие.
6-го числа в скитской церкви Божественную литургию служил о. Игумен Моисей соборно и погребение. Тело погребали в Скиту на общем братском кладбище. Последние дни жизни сего кроткого старца достойны особого внимания.
С 1848 года он слабее становился в телесных силах. В первых числах августа сего года братия заметили, что о. Иоанн часто стал ходить к скитскому кладбищу, останавливается там и сидит у братских могил. Скитоначальник, иеромонах Макарий, однажды подошедши к о. Иоанну, спросил: “Что Вы, батюшка, так часто стали ходить к могилам?” Старец тихо отвечал: “Да вот, эдакая права, прошу отцов, чтобы они приняли меня в свое сообщество”.
На праздник Преображения он был в скитской церкви в литургии и приобщился Святых Христовых Таин, с того числа заболел безысходно уже из келии своей. По празднеству Успения Пресвятыя Богородицы 28-го числа особоровался Елеосвящением и в продолжение всей болезни приобщался Святых Таин в каждую неделю, иногда и два раза; за 4 дня не мог принимать пищи никакой, но вставал и по келии пройти мог без помощи. Келейное правило до смерти не оставлял, которое вычитывал ему бывший для служения послушник Павел Никаноров...
В день кончины, по причащении в 9 часов утра Святых Таин, почувствовал облегчение в болезни своей (страдал стеснением в груди и боках), с особым чувством благодушия беседовал с посещавшими его братиями. Также пополудни упомянутый послушник Павел читал статью о Восточных Патриархах, о. Иоанн слушал и со своей стороны сказывал тут же бывшему при нем иеромонаху Никону о кончине некоторых архиереев, знаемых ему, ревностных в Православии, и о прочих достойных памяти мужах, также и о состоянии в вечности добродетельных душ. При душеполезной сей беседе пожелалось ему съесть яблоко. О. Никон изъявил готовность спечь яблоко, но в ту же минуту о. Иоанн умолк и, восклонившись на одре своем, тихо испустил дух в 4 часа.
Колокол в обители возвестил всем братиям о кончине уважаемого старца.
Он был росту среднего, телосложения мужественного, брада до пояса широкая, на голове волосы густые и длинные, приятной белизны сединами украшенные. По чувствам уважения к старцу иеросхимонаху Иоанну, братия желали сделать хотя бы краткую записку из добродетельной жизни его, для воспитания и подражания непритворной его простоты, смиренномудрия, кротости с блаженным незлобием и нестяжательной жизни его, но Премилосердный Господь, смотря на произволение жаждущих душевной пользы, благопоспешил и устроил так, что о смиренном о. Иоанне некролог за молитвами его составлен был до исполнения еще 40 дней по кончине его и напечатан в “Московских Ведомостях” 8-го ноября 1849 года, №134, с. 1404, раздел “Смесь”.
Это сделалось вот как. В 14-й день по кончине старца о. Иоанна Высоко-преосвященный Филарет Митрополит Московский, всегда благосклонный с особенною милостью к Оптиной пустыни, изволил спросить у благочестивой госпожи Наталии Петровны Киреевской (благотворительница и христиански расположенная к Оптиной обители с давних лет, она находилась в Москве и имела известие о кончине о. Иоанна, а у Митрополита была 18 сентября пополудни. - Прим. летописца): “Какие известия из Оптиной пустыни?” Она передала словесно о кончине и погребении старца иеросхимонаха Иоанна. Владыка с участием сказал: “Ах! неужели его не стало?” Перекрестился, сказал с чувством: “Упокой, Господи, душу его”. Потом милостиво продолжал беседу о полезных трудах покойного о. Иоанна в составлении им книг к изобличению раскольников; вспомнил и о прочих старцах Оптиной пустыни. Между прочим, Наталья Петровна спросила, не написать ли некролог об о. Иоанне, и доложила, что о. Петр Григоров (рясофорный монах Петр Григоров, уволен из Оптиной в Москву для излечения болезни своей с июня сего года. - Прим. летописца) намерен это предложить профессору Шевыреву, а ей кажется, это не его дело. Владыка сказал: “Написать можно, и это хорошо, но не Шевыреву, а попроще”. Тогда она объяснила, что Григоров написал и читал, но ей кажется неполно, а завтрашний день (19 сентября) пошлет в Оптину к скитоначальнику иеромонаху Макарию, и верно, как о. Макарий, так и о. Игумен Моисей прибавят особенности старца и все полезное, от него бывшее, и пришлют. Владыка, выслушавши от Наталии Петровны, одобрил предложение и благословил напечатать некролог.
От рясофорного монаха Петра Григорова получен писанный им вчера некролог 21 числа сентября, но прочтенный о. Игуменом Моисеем с о. Макарием, найден неполным. Почему о. Макарий того же 21 числа вечером поручил иеродиакону Евфимию за послушание заняться немедленно составлением некролога о старце Иоанне, соображаясь с тем, чтобы некоторые места из оного оставить, а что /.../(неразборчиво) поместить.
В тот же вечер иеродиакон Евфимий, помолясь Богу, прочитал оный о. Петром присланный черновой некролог и описание жизни о. Иоанна, под заглавием “Исповедь”, напечатанное в книге его “Дух мудрования некоторых раскольнических толков” (М., 1841 г.). Потом положил три поклона о упокоении души его, лег спать и наскоро уснул. Заснувши, видит во сне: будто в хорошо убранной комнате, как бы наверху, о. Иоанна приуготовляют к пострижению в схиму, и он, как должно, распростирался крестообразно, а о. Макарий поправил на груди его крест. Тут был и о. Игумен Моисей, который, стоя в стороне к иконам, приготовлялся его постригать, а Евфимий приготовлялся петь стихиры по книге, держа оную разгнувши, но не “Объятия Отча”, а “Познаем, братие, Таинства силу”, твердо убежден быв, что надобно петь сию стихиру, а не ту, и только ожидал, пока о. Макарий даст тон к пению. В эту самую минуту ударили в колокол к заутрени; Евфимий проснулся со словами в уме “Познаем, братие, Таинства силу”, как бы выговаривая оные мысли. Утром сказал о том старцу о. Макарию, а он сделал замечание следующее: “Бог знает, что этот сон знаменует. Но кажется, добрый знак извествует: ибо стихиру сию: “Познаем, братие, Таинства силу, от греха бо к Отеческому дому востекшаго блуднаго сына, Преблагий Отец предусрете лобзает и паки Своея славы дарует познание, и тайное горним совершает веселие, заколая тельца упитанного; да мы достойно жительствуем, заклавшему Человеколюбному Отцу, и Славному Заколению - Спасу душ наших”, - поют после пострижения...” (далее следует текст некролога, напечатанный в вышеуказанном номере “Московских Ведомостей”. - Здесь и далее курсивом выделены прим. сост.).
Летопись 1853-1864 г.г.
Летопись 1865-1888 г.г. |