Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен во веки веков. Аминь. (И перекрестить пищу и питие.)
Oтче наш, ...
Здравствуйте братья и сёстры. Возвращаясь из отпуска посетил Александро-Невский Софрониев монастырь, который находится в Рязанской обл Кораблинский р-н недалеко от посёлка Ибердский. Монастырь находится в очень красивом месте в лесу. Выехав из леса я был поражён красотой этого места. В монастыре покоятся мощи местночтимого святого - праведного Софрония Ибердского. Также есть две чудотворные иконы Богородицы "Знамение" и "Скоропослушница". Рязанская епархия расположена в центре европейской части нашей страны. По сообщению справочников, город Рязань (бывший Переяславль) находится в 198 километрах к юго-востоку от Москвы. На источнике удивительно благоухающая вода.Монастырь находится на самом юге области и от Рязани до него приблизительно 150 км. Это трасса на Ряжск, выезжать на неё через Реткино, на посту ГАИ (в Реткино) держатся правей. Далее ориентироваться на большое село Пехлец, после него поворот на Ухолово и на этой дороге уже Ибердский там везде указатели.
В двух километрах от города протекает река Ока, и во время весеннего паводка, когда пойма реки заливается водой, большие речные пароходы по Окскому притоку Трубежу могут вплотную подходить к городским улицам.
В летописи повествуется, что в древности берега Оки были заселены вятичами, а в нижнем течении — муромой, черемисами и мордвой. Судя по летописям, в ХV в. черемисы заменяются мещерой. Примерно до Х в. район средней Оки был заселен неизвестным угро-финским племенем. До сих пор для ученых остается загадкой, по каким причинам и при каких обстоятельствах угро-финское население покинуло район средней Оки.
Первые свидетельства об утверждении власти Киевских князей на берегах Оки относятся к Х — началу Х века. Под 988 г. начальная летопись сообщает об определении сыновней князя Владимира на княжение в разные города. Отмеченное сообщение было лишь приурочено к 988 году. Направлялись же в эти земли князья в разное время.
Как явствует из Жития святых благоверных князей Бориса и Глеба, святой Борис был Ростовским князем, а святой Глеб — Муромским.
На первых порах после принятия христианства, при равноапостольном князе Владимире и Ярославе Мудром, немногочисленное, надо полагать, христианское население городов и селений бассейна реки Оки окормлялось или церковной иерархией Чернигова (Рязань и все земли к югу и западу от нее), или же Ростовским епископом (Муром). До конца ХI в. Муром и Рязань представляли собой лишь зависимые от черниговского князя уделы. Первая половина ХII в. — это время обособления Муромо-Рязанской земли от Приднепровья. Вторая половина ХII в. — формирование самостоятельного Рязанского княжества. Родоначальником всех муромских и рязанских князей считается святой благоверный князь Константин Муромский (память его 21 мая ст. ст.), в миру Ярослав Святославович ( 1129) [2, с. 55].
В церковном отношении Рязань и после выделения Мурома и Рязани в самостоятельное княжество, до конца ХII в., зависела от Черниговских епископов.
Известие 1187 г. о приходе во Владимир Черниговского епископа Порфирия с ходатайством в пользу рязанских князей, «зане же есть Резань Черниговская епископия», показывает, что в это время Рязань еще входила в состав Черниговской епархии.
В «Истории» В. Н. Татищева повествуется, что «Ярослав, князь Резанский, по согласию с братьями, просил великого князя Рюрика и Митрополита, дабы область Резанскую от епархии Черниговские отделить и поставить в Резань особого епископа. И как князь великий соизволил, избрали игумена Арсения, в послали к Митрополиту Иоанну, его же Митрополит поставил сентября 26 дня» [3].
Это сообщение В. Н. Татищева весьма важно не только в церковном отношении, но и для политической истории Рязанского княжества. Между тем оно часто игнорировалось историками. Е. Е. Голубинский, например, выступил с возражениями против сведений В. Н. Татищева, утверждая, что «во-первых, великие князья киевские тогда ровно ничего не значили, и вся власть принадлежала великим князьям владимирским, во-вторых, что Митрополит Иоанн в 1198 г. нигде, кроме Татищева, не упоминается» [4].
Первый аргумент Е. Е. Голубинского, как справедливо подмечает рязанский историк А. Г. Кузьмин, «вызывает удивление» [2, с. 128]. «Об авторитете киевского князя, говорит он, достаточно ясно свидетельствует такой памятник, как «Слово о полку Игореве», относящийся к концу ХII в.
Сам Всеволод Владимирский, согласно владимирским летописям, в 1185 г. «посла к Киеву к Святославу и Всеволодичю и к Митрополиту Никифору, прося епископа, хотя поставити Луку» [там же]. Аналогичное известие читаем под 1190 г. Что касается Рюрика, то, являясь «сватом» Всеволода, он киевским столом был обязан владимирскому князю, но это не могло лишить его влияния на церковные дела. Пока Киев оставался центром русской митрополии, киевские князья, безусловно, имели такое влияние.
В данном случае и Рюрик, и Всеволод были заинтересованы в отделении Рязани от Черниговской епархии. Что касается другого возражения Е. Е. Голубинского, то оно имело бы силу лишь в том случае, если бы в источниках называлось какое-либо иное имя митрополита; но ни один из известных источников вообще не называет имени митрополита конца ХII в. [там же].
Годом поставления игумена Арсения во епископа Муромо-Рязанского княжества источники указывают 1198-й [2, с. 169; 3]. Следовательно, конец ХII в. и следует считать началом самостоятельного существования Рязанской епархии.
Открытие новой епископской кафедры было для того времени делом нелегким. Исследователи не без основания считают, что сами рязанские князья положили много труда в этом направлении, понимая, каким великим благом было для удельного княжества иметь собственную епископскую кафедру. На вопрос, где находилась кафедра епископов «Муромо-Рязанского княжества» — в Муроме или в Рязани, — ответить, оказывается, не совсем просто.
С одной стороны, Муром, как более древний и в то время болеё богатый город, к тому же бывший резиденцией святого благоверного князя Глеба н имевший значение стольного города [2 с. 81], мог претендовать на первенствующую роль и в церковном отношении. Само наименование княжества «Муромо-Рязанское» — должно было, казалось, говорить и о титуле епископов «Муромские и Рязанские», и о пребывании их в Муроме. С другой стороны, вышеприведенное сообщение историка В. Н. Татищева прямо указывает, что рязанские князья просили епископа не в Муром, а в Рязань. Известие летописей, помещенное под 1207- 1208 гг., о междоусобной войне на территории княжества показывает, что муромский князь Давид полностью зависел от Владимирского князя Всеволода, а первый епископ Арсений пребывал в Рязани и ходатайствовал за Рязань.
Когда Владимирский князь Всеволод, как повествуется в летописи, захватив Пронск, двинулся к Рязани, недалеко от нее, у села Доброго Сота, его встретил епископ Арсений со словами: «Господине княже великий Всеволоде Юрьевиче, христианин еси, не проливай крови христианскиа, не опустоши сих мест честных православных христиан, не пожги церквей и честных монастырей, в них же Имя Божие славится и молитва о всем мире ко Господу Богу приносится, не воздвигни на себя гнева Божия». Владимирский князь внял просьбе Рязанского епископа и повернул к Коломне.
Епископ Арсений скончался в 1213 г., и после него на Муромо-Рязанской кафедре не было епископа 12 лет.
Вторым епископом был Евфросин Святогорец (1225—1237). Его управление епархией совпало с нашествием Батыя и разгромом Рязани в 1237 г., а затем и Мурома — в 1239 г. После разорения Рязани (в 1237 г.), когда, по сообщению летописей, епископ отъехал, на время епархия оставалась без архипастыря. За период с 1237 по 1284 г. не имеется сведений о том, что в Рязани был епископ. В приписке к Рязанской Кормчей книге под 1284 г. упоминается епископ Иосиф. Следующим за Преосвященным Иосифом в списках Рязанских иерархов значится святитель Василий, Рязанский чудотворец. Святитель Василий, епископ Рязанский, жил в тринадцатом столетии; к сожалению, до нас не сохранилось сведений о его происхождении. Известно лишь, что первые подвиги благочестия он совершал в Муроме. Там он принял монашество, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем пастве Муромо-Рязанской. Он был известен как «муж праведен и благочестив». Об избрании святого Василия во епископа предание, зафиксированное в письменных источниках значительно позднее, повествует следующее:
«По преставлении благовернаго князя Константина и чады его, многим летом минувшим, и по запустении града (Мурома) от неверных людей, и после благовернаго князя Петра и благоверныя княгини Февронии, тогда же многим летом минувшим прииде из Киева в Муром град благоверный князь Георгий Ярославич, и поставил себе двор в Муроме, -такожде и боляре его и вси купцы муромстии. Благоверный же князь Георгий Ярославич первоначальную церковь Благовещения и Пресвятыя Богородицы обновил, и второй храм святых Страстотерпцев такожде обновил, и епископа по- прежнему у их церкви устроил именем Василия, мужа праведна и благочестива».
Приняв высокое святительское служение, епископ Василий много трудов положил на устроение своей паствы: рассеянных татарским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял, сокрушенных сердцем утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на правый путь. Он был пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, незлобивым и смиренным, столпом чистоты и целомудрия, примером своим пасомым в молитвах и подвигах [8]. Однако, как повествует Житие, по проискам ненавистника и врага рода человеческого святитель Божий был оболган, заподозрен в нецеломудрии и изгнан народом из Мурома. Некоторые в ослеплении были даже готовы убить его, но святитель Василий упросил их, говоря: «Отцы и братия! дайте мне немного времени, до третьего часа следующего дня». Кротость Святителя смягчила жестокие сердца. Согласившись, все разошлись по домам. Праведник всю ночь молился со слезами в Борисоглебском храме: совершив всенощное бдение, он утром отслужил Божественную литургию, затем в Благовещенской церкви совершил молебен перед чтимой иконой Божией Матери. Взяв с собой эту икону и, предав себя в волю Божию, он пошел к Оке, навсегда оставляя Муром. Подойдя к реке, святитель Василий снял с себя мантию, разостлал ее на воде и, взойдя на нее с образом Богоматери, поплыл вверх по реке, против течения. Это было чудо. Господь совершил его, чтобы явить людям невинность Святителя. Мантия сделалась для Праведника легким кораблем, а Промышление Божие и заступление Богоматери — кормилом. Пораженные чудом, муромцы возопили со слезами: «О, святый Владыко Василий! прости нас грешных. Согрешили пред тобою, Отче святый Владыко, не забуди нас, рабов твоих. Но святитель Василий был взят от муромских жителей «во мгновение ока». Предание повествует, что жители Рязани перед самым появлением там святителя Василия собрались в храм к вечернему богослужению. Диакон, выйдя из алтаря на амвон, первым увидел Святителя и потому, вместо обычного возглашения «Благослови, Владыко» воскликнул: «Владыка грядет, сретайте его». Тогда весь народ поспешил на берег Оки на встречу Святителю и, увидев его плывущего на мантии с Пречистым Ликом Богоматери, приняли его с великой радостью. Великий князь Рязанский Олег «срети его со кресты» [ 7 с. 20].
Но недолго пришлось рязанской пастве быть под окормлением чудесно дарованного им Святителя. В 1288 г., во время одного из опустошительных набегов татар, Рязань со все ми ее храмами была разрушена. И вновь святитель Василий под покровом своей Избавительницы — Муромской иконы Богоматери — приплыл на своей мантии по Оке и притоку ее Трубежу к церкви Бориса и Глеба Переяславля. Здесь он основал новую епископию, а церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба с этого времени стала соборной. Здесь и закончил свой святительский подвиг Преосвященный Василий. 3 июля 1295 г. он отошел ко Господу. Святое тело его было погребено в Борисоглебском соборе. (При перестройках собора могила оказалась снаружи храма) [9].
Рукописные святцы упоминают о кончине святителя Василия 3 июля 1292 (6800) г. [10]. Но, как указывает А. Г. Кузьмин, ошибка эта может быть объяснена тем, что дату «лета 6803» прочитали как «лета 6800-го», ибо обозначалось через «Г» [2, с. 195].
Житие святителя Василия, епископа Рязанского, помещено в Прологе под 21 мая (ст. ст.) вместе с житием Муромских чудотворцев благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора, а также под 21 апреля — в день празднования Божией Матери в честь Ее чудотворной Муромской иконы. Сказание, или Повесть, о святителе Василии в составе Жития князя Константина и чад его Михаила и Феодора известно в трех редакциях: пространной, средней и сокращенной. Архимандрит Мисаил считал, что исходной является пространная редакция, представленная рукописью из сборника Московской библиотеки (? 6, лл. 39—114), и датировал ее временем вскоре после 1552 г. [11]. Н. Серебрянский считал древнейшей редакцией Жития среднюю, известную по «Памятникам старинной русской литературы» К. Кушелева-Безбородко, относя именно ее ко второй половине ХVI в. [13]. Однако известны и самостоятельные списки Сказания, или Повести, о святителе Василии, восходящие к ХV в. [13]. ......
Тел: (4912) 28-27-60, 25-29-34 Адрес: г. Рязань, ул. Фрунзе, д.28
Комментарии
Всего комментариев: 18
2016/12/27, 22:56:18
Здравствуйте,
Есть ли телефон в этом монастыре? Напишите, пожалуйста, номер.
Спасибо Вам!
Екатерина
2015/12/17, 14:17:40
Здравствуйте!
Подскажите пожалуйста контакты этого монастыря, куда звонить и с кем связаться для уточнения ?
Заранее спасибо!
Мои контакты:
меил: ton-2008@mail.ru
тел.: 8(906)033-52-33
Антон
Антон
2014/10/23, 20:12:54
скажите пожалуйста, есть ли у этого монастыря подворье? мне очень нужна информация помогите пожалуйста, срочно
зоя
2014/07/25, 09:01:49
Слава БОГУ ,что могли приехать с поломниками на святую землю к святому СОФРОНИЮ ИБЕРДСКОМУ! святость ошущаешь как только ступаешь на эту землю,спасибо нашему батюшке Алексею,что помог нам посетить это чедеснейшее место Благодать во всем и везде,посетите все!
Инкогнито
2013/03/13, 19:20:32
как позвонить в монастырь
александр
2013/01/29, 20:16:06
здравствуйте, помогите пожалуйста, хочу посетить моностырь и попасть на богослужение. Меня интересует вопрос ,а есть ли в монастыре вечерние службы в субботу и если есть то в какое время?или в воскресение утром?заранее огромное спасибо.
Инкогнито
2012/09/07, 16:45:29
я там была со своими друзьями в конце ноября.и правда,это такое замечательный монастырь.очень красиво,он вызывает какое-то вдохновение,советую всем посетить это красивейшее место,пахнет лесом,веет соснами...
валерия.
2012/05/13, 10:48:09
был там вчера 12.05.12 Был поражен этим местом,был и у Матроны и у Саровского,и много где еще,но это место обособленное и особое,ощутимо благодатное.
Роман
2012/03/31, 10:48:59
Мы с мужем были в этом монастыре в прошлом году в ноябре месяце.Небо в тот день было хмурое,а как стали подъезжать к монастырю,то увидели РАДУГУ над монастырем.Да такую яркую!!!! И вдруг над монастырем засияло солнце!!!!Кругом серое небо,и только над монастырем солнце!!!!!ЧУДО!!!!! Как будто это Святое Место встречало нас !!!!!
Инкогнито
2011/08/26, 21:36:33
У нас с мужем очень долго не было детишек... И вот однажды нам выпала огромная удача и Божье благословение и мы попали в это Святое место. Я увидела, что у святых мощей св. Софрония в Крест вкладывают записочки. И я помолившись, попросила , что бы нам Господь послал детишек.... А на следующий год я уже оставила там другую записку " Спасибо!!!" Видно молитвами Святого Софрония и отца Николая и свершилось такое чудо!!!
В этом году я уже с двумя дочками посетила этот монастырь и показала место и святых по чьим молитвам они у нас появились.
Отче Софроний, моли Бога о нас!!!
Ксения
2010/04/22, 23:15:58
Я это место тоже знаю с детства, туда мы ходили вместе с тётями и мамой, т.к. у нас на старом кладбище в Монастыре (так он назывался всегда, даже когда был разрушен) похоронен дедушка, там же похоронены его родители. Здесь всегда хоронили наших Щуровских. Мои близкие всегда подводили нас, детей, к руинам храма и рассказывали где что было и какой красивый был храм. Ходили к колодцу отца Софрония и брали оттуда воду.
На могилке отца Софрония действительно почти всегда горела лампадка, как пишет Вячеслав, ещё мы почти всегда брали оттуда немного песка, его тоже кто-то приносил туда постоянно.
Бабушка рассказывала мне ещё в 70-х годах прошлого века, что когда к ним приходил отец Софроний (он дружил с моим прадедушкой Анисимом Ивановичем, со слов бабушки), то он рассказывал, что «монастырь закроют, а ключи мне отдадут, а я приду и открою», ещё он говорил, что здесь будет город. Мы думали, что он имеет в виду «город мёртвых», т.к. здесь два кладбища.
Спустя много лет я узнала, что монастырь возрождается, что отец Николай строит храм на месте разрушенного старого храма. Для нас это было приятным и радостным известием. И вот мы решили поехать в монастырь. Когда закончился лес, открылась поляна и на ней удивительной красоты храм, невольно вырвался возглас «ах». К сожалению, ни одна фотография не в состоянии передать настоящую красоту этого удивительного места. Мы снова возвращаемся сюда: здесь крестили наших внуков, здесь мы с мужем обвенчались. Мои уже очень пожилые, оставшиеся в живых тёти просят отвезти их сюда, чтобы снова увидеть дорогие им места и поклониться отцу Софронию и своим похороненным здесь предкам, а теперь и брату.
Всё здесь проникнуто заботой ,вниманием и любовью отца Николая и его матушки, за что им низкий поклон. Приезжайте сюда, чтобы своими глазами увидеть всю красоту Монастыря, его окрестностей. Особенно хорошо здесь летом, когда цветёт и благоухает огромное количество цветов.
Наталья
2010/04/22, 22:16:06
Я тоже помню это место с детства, я посещала его вместе со своими тетями и мамой. Ходили мы на старое кладбище, на котором похоронен мой дедушка, его отец и мать.Вместо храма развалины и мои близкие рассказывали какой был красивый храм. Моя бабушка рассказывала, ещё в 70 -х годах , что когда к её свекору приходил отец Софроний, то говорил, что "храм закроют, а ключи мне отдадут, а я приду и открою". Уще он говорил, что на этом месте будут город. Мы думали, что он имеет в виду "город мёртвых", т.к. там два кладбища. Но потом были приятно удивлены когда нам сказали, что отец Николай строит храм, что открывается монастырь. Я с глубоким волнением приехала на старое и вместе с тем новое место. Когда закончился лес и я впервые увидела на поляне потрясающей красоты храм, невольно в душе вырвалось восклицание "ах". Конечно ни одна фотография не передает это ощущуние и красоту этого места. Приезжайте сами, особенно летом, когда в стенах монастыря благоухает огромное количество цветов, посаженных и обихаживаемых с такой любовью. Спасибо отцу Николаю и его матушке и дай бог им здоровья.
Наталья
2010/02/10, 21:51:48
Это место я знаю с рожденья своего. Мы ребятишками ходили руины этого монастыря, все тогда нам казалось мрачным, заросший темный лес окружал развалины. Были рядом два лесничих кордона, казалось, что забытое всеми место, но лампадка на могиле отца Софрония всегда горела. Для наших мальчишеских умов не доходило, кто ее зажигает, кто подливает масло. Ведь в советские времена было запретом посещать церкви и такие святые места. И вот, почти через сорок лет я вновь побывал на этом месте, я его не узнал, появилось ощущение, что там летают ангелы, неописуемой красоты место, дорога, все продумано для посетителей храма. Низкий поклон отцу Николаю за его труды, за его терпение, принесшие такие благотворные плоды в восстановлении храма. Приезжайте, люди добрые!
Вячеслав
2010/02/08, 14:48:28
Это шикарное место. Много сил вложено для создания уже имеющихся шедевров, и дальнейшее развитие только усиливает привлекательность и посещаемость храма. Чувствуется сила, духовное умиротворение. отец Николай - один из главных стержней данного компонента! Туда едут из Москвы, из Питера, районов различной степени отдалённости и всей округи. По мере необходимости люди приезжают помогать по хозяйству. Проработав весь день чувствуется лишь духовный подъём и всё большая тяга к посещению. Имеется купель, в большей мере своей исцеляющая, и источник, для набора воды. Не раздумывая приезжайте!
Инкогнито
2010/01/25, 20:17:10
Приезжайте, там чувствуется присутствие Батюшки Софрония! Такая благодать!
Наташа
2009/06/10, 15:38:36
До монастыря хорошая асфальтированная дорога, да и трасса Рязань - Ряжск в хорошем состоянии. Пехлец примерно на 85 км. от Рязани, поворот с трассы налево ещё около 7 - 10 км.
Службы рано заканчиваются так как в монастыре нет электричества.
Совершенно ни с чем не сравнимая картина открывается перед подъездом к монастырю, когда дорога выводит по лесу на очень большую поляну, и впереди открывается панорама сказочного монастыря.
С каждым годом заметно всё больше и больше людей приезжают туда. Летом 2008 как то днём там почти половина машин уже была с 150 и 97 номерами, кроме Рязанских конечно.
Алексей
2009/05/30, 22:38:30
сегодня с мамкой побывали в этом храме=)очень красивое место!!!!!сам храм стоит в лесу ,недалеко от самого храма есть святой источник ,советую всем туда съездить!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
таша
2009/05/13, 23:54:19
В самом начале допущена ошибка. При выезде из Рязани, на Реткинском посту, нужно держаться левее.
Это трасса на Ряжск, выезжать на неё через Реткино, на посту ГАИ (в Реткино) держатся правей. Далее ориентироваться на большое село Пехлец, после него поворот на Ухолово и на этой дороге уже Ибердский там везде указатели. -