Портал "Дивное Дивеево"

Страничка монастыря расположена здесь - www.4udel.nne.ru

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери услыши меня, грешную и недостойную рабу Твою. Господи, в милости Твоей власти чадо мое, помилуй и спаси его имени Твоего ...
На главную Монастыри Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь

 

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь

 

Начало свое Санаксарский монастырь, или Санаксарская пустынь, получил в 1659 году, в царствование благочестивого Царя Алексия Михайловича. Некто житель города Темникова, писец и служилый дворянин Лука Евсюков, владея землею на берегу Мокши, нашел место сие весьма удобным для уединенной жизни иноческой, а потому, имея любовь и усердие к монашескому чину, вздумал основать монастырь. Для этой цели пригласил он из опустелого Старо-Кадомского монастыря старца игумена Феодосия, который, пришедши и пленившись красотою сего уединенного места и удивившись, решил остаться тут навсегда. С помощью Луки Евсюкова и, вероятно, пришедших из Старо-Кадомской обители братий и еще присоединившихся пустыннолюбцев, игумен Феодосий сначала построил часовню для отправления в ней молитвенного богослужебного чина, потом стали расчищать лес и место для устройства монастыря, построили необходимые для жилья келии. Собравшееся о Господе малое братство, под руководством игумена Феодосия, прожило таким образом в убожестве около десяти лет.

 

Смиренная благочестивая жизнь подвижников Санаксарской пустыни привлекла к ним внимание и любовь жителей города Темникова и окружных уездных боголюбивых людей. Прибывали понемногу и братия, любители пустыннаго жития. И вот, в 1669 году, городские Темниковские и уездные разных чинов и звания люди, обще с старцем игуменом Феодосием просили Святейшаго Патриарха Иоасафа II благословить и разрешить им построить в Санаксарской пустыни церковь, во имя Пречистой Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирския, и быть тут пустынному для иноков монастырю, выставляя, кроме насущной нужды для собравшихся пустынников в церкви, еще и ту причину, что по близости к ним нет ни мужских, ни женских монастырей, а желающим пострижения негде сие желание исполнить. По этому общему прошению в том же году 30 октября от Святейшего Патриарха Иосафа II дана благословенная грамота на построение церкви и монастыря. Вероятно, скудна крайне была первая обитель, ибо строительство затянулось, и только в 1676 году, по прошению игумена Феодосия с братиею, дана была грамота от Святейшего Патриарха Иоакима на освящение Сретенской церкви, а монастырь получил название Сретенской Санаксарской пустыни.

 

В следующем 1677 году игумен Феодосий бил челом Великому Государю Феодору Алексеевичу, прося отдать монастырю перевоз на реке Мокше и сенные покосы - на содержание монастыря, - каковое разрешение от Великаго Государя было получено. Вскоре Санаксарской пустыни еще отведены были сенные покосы, земля и лесные угодья, отмежеванные и укрепленные за нею писцом Димитрием Полочаниновым в 1685 и 1686 годах.

 

Старец первоначальник игумен Феодосий прожил в Санаксарской пустыне до 1681 года. Вероятно, по своим челобитным, а быть может и лично был известен Царю и Патриарху по благочестивой своей жизни. Старец сей, по именному повелению Государя Феодора Алексеевича и по грамоте из Сибирского приказа, в 1681 году из Темниковского Сретенского Санаксарского монастыря с некоторою братиею взят был с миссионерскою целью в Сибирь, для устроения на выданную из казны царской сумму в Иркутском наместничестве в Верхне-Удинском уезде на реке Селенге, впадающей в озеро Байкал, Преображенского Посольского монастыря.

 

Значительным в истории двух обителей -- Санаксарской и Саровской - является тот факт, что основатель и первоначальник Саровской пустыни иеросхимонах Иоанн, будучи еще монахом Исаакием, подвизался сперва в Санаксаре, "в ревностных подвигах умерщвляя плоть постом, бдением и трудами". Его богоугодная жизнь приобрела ему любовь Санаксарской братии, и они упросили его принять священный сан. В 1692 году Исаакий был рукоположен в Москве во иеромонаха и, вернувшись в Санаксарскую пустынь, положил начало своего священнического служения.

 

После игумена Феодосия были один за другим строители: Зосима, Трифон и Дорофей. Сколько лет каждый из них управлял пустынью и какого звания они были, не известно. В управление их, по благословению Преосвященнейшего Стефана, Митрополита Рязанского, деревянная Владимирская Сретенская церковь, за ветхостью, разобрана, и построена новая, тоже деревянная, холодная.

 

Затем, при строителе иеросхимонахе Петре, в 1730 году марта 12 дня, на прошение его по указу из Синодального казенного приказа дозволено построить вторую церковь, деревянную теплую, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.

 

Потом был строитель Филагрий. Сколько каждый из них управлял пустынью - нет определенных сведений. Известно только, что в управление всех означенных строителей Санаксарская пустынь была скудна во всех отношениях: братии было мало, церкви и келии деревянные, убогие, в украшении церковном и ризнице ощущался крайний недостаток. Какими правилами руководствовалась Санаксарская пустынь во внутренней своей жизни, тоже сведений о том никаких нет.

 

В 1752 году февраля 24 дня, по указу Суздальской духовной консистории, определен в строителя Санаксарской пустыни иеромонах Порфирий из Спасо-Евфимиева монастыря. Пробыв здесь один год, видя недостаток в братии и скудость во всем в обители, - он просил опять Суздальскую консисторию о возвращении своем в Спасо-Евфимиев монастырь, куда и уволен был в 1753 году, указом марта 17 дня, а Санаксарская пустынь, по причине крайнего оскудения своего во всех отношениях, приписана была под смотрение и управление Саровской пустыни, как ближайшей к Санаксару и при том благоустроенной. Так продолжалось до 1759 года, когда впервые появился здесь, на берегах реки Мокши, монах Феодор Ушаков, который возымел твердое намерение возобновить Санаксар.

 

Преподобный Феодор был настоятелем Санаксарского монастыря до 1774 года. После его удаления в Соловецкий монастырь, настоятелем был избран иеромонах Иоиль (в миру Илия Фомич Тишков), утвержденный в должности 8 августа 1774 года. Он был из числа одиннадцати отставных военных гвардейцев, учеников преподобного Феодора, постриженных по Именному указу от 23 апреля 1763 года. По сказанию летописи монастырской, "Иоиль был муж благоговейный и человеколюбивый, во всяком благом деле благоуспешный и сладкоглаголивый, тихий, ласковый и предобрый старец". Он управлял монастырем четыре года. При нем, по указам из консистории Преосвященного Иеронима Владимирского, освящены были в 1776 году: соборная церковь теплая в нижнем этаже, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, по надлежащем украшении оной приличным иконостасом, святыми иконами и прочим благолепием; а над святыми вратами под колокольнею - церковь во имя Преображения Господня, также прилично украшенная. В сем же 1776 году окончена кладкою колокольня, вышиною около двадцати шести саженей. По обеим сторонам к ней, в то же лето, пристроена каменная лицевая стена, длиною на тридцати трех саженях, вышиною восемь аршин. В этой стене сделаны проездные ворота, по правую сторону входа в монастырь; на углах две башни: в одной из них, на северном углу к реке Мокше, устроена часовня, в другой, на южном, две келии. Обе башни вышиною по десять саженей. Постройки эти производились по плану живописца иеродиакона Филарета, под присмотром иеромонаха Вениамина. В 1777 году на северной стороне к реке Мокше начат строением трапезный каменный корпус двухэтажный, в длину на четырнадцати саженях, и в два года окончен. Вверху помещается трапеза с кухнею, а внизу хлебопекарня с кладовыми для муки и разных хозяйственных продуктов. В 1778 году в декабре месяце настоятель иеромонах Иоиль, "за некоторыми от братии несогласиями" (как сказано в указе духовной консистории), был перемещен в дом Преосвященного Иеронима, епископа Владимирского, где недолго побыв, перемещен в Московский Чудов монастырь, в котором был наместником. Из Чудова монастыря взят был в Троице-Сергиеву лавру и стоял при мощах преподобного Сергия Радонежского чудотворца. В 1791 году преставился о Господе и погребен в Вифании, принадлежащей к лавре.

 

По отбытии настоятеля иеромонаха Иоиля в Архиерейский Владимирский дом, по выбору братии в 1778 году указом Владимирской консистории определен настоятелем иеромонах Венедикт (в миру Василий Давыдович Селиванов), бывший из числа вышеозначенных одиннадцати гвардейцев. Настоятель Венедикт, по отзыву летописи монастырской, "был теплый любитель добродетелей: муж благочестивый, в должности своей рачительный, к церковной службе усердный. Был простосердечен и милостив; кроме прочих званий - искусен в шитье риз". При нем в 1779 году, за присмотром казначея иеромонаха Вениамина, на восточной стороне к озеру Санаксарскому построен двухэтажный каменный корпус братских келий, на десяти саженях длины. В одной из этих келий, по возвращении из Соловецкого монастыря, пребывал первоначальник обители преподобный Феодор. В том же году от Преосвященного Иеронима, епископа Владимирского и Муромского, за рукою его и печатью даны грамоты: 1) О переименовании в соборной церкви в верхнем этаже храма Владимирской иконы Божией Матери - в храм Рождества Богородицы; 2) О построении больничной церкви во имя Владимирской иконы Богородицы, с келиями для больных. Соборная главная церковь Рождества Богородицы, весьма хорошо украшенная и снабженная утварью, освящена была лично Преосвященным Владимирским Иеронимом 16 августа 1780 года. Больничная Владимирская церковь по плану живописца иеродиакона Филарета строилась в 1780 и 1781 годах. По надлежащем украшении освящена в 1782 году июня 6 дня настоятелем иеромонахом Венедиктом с братиею по грамоте Преосвященного Иеронима. В 1781 году по южной стороне, в линию с больничными келиями, построен корпус для братских келий, двухэтажный на четырнадцати саженях длины, в параллель и симметрию с трапезным корпусом на северной стороне. В 1782 году на той же южной стороне через небольшой интервал построен двухэтажный каменный корпус братских келий на протяжении двадцати двух саженей; в нем в нижнем этаже устроена общая комната-мастерская для монастырских портных и сапожников. В интервал между означенными корпусами проведена каменная оградная стена и на ней построена небольшая башня со шпилем, и внизу - с открытыми кладовыми для дров и других хозяйственных предметов. В 1783 и 1784 годах на противоположной северной стороне, в симметрию, на протяжении двадцати двух саженей, построен каменный двухэтажный корпус, с подобною же башнею в стене. В нем устроены помещения: для настоятеля, казначея и братии вверху, а внизу кладовая, рухлядная палатка и келии для нескольких братий. В 1784 и 1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен корпусов, построена внешняя каменная ограда, обвивающая всю возвышенную площадь монастыря с трех сторон: от реки, от озера Санаксар и от лугов. Ограда эта построена с отступом от стен жилых строений на четыре и более сажени; состоит из арок вышиной с подошвы в три и более аршина. По этой внешней ограде в дни Святой Пасхи, в престольные и другие праздничные дни бывали вокруг монастыря крестные ходы. В том же году по обе стороны колокольни к ограде пристроены два малых корпуса для просфорни и столярных работ; а в северо-восточном углу построены погреба и квасоварня, с башнею и келиями в ней. В эти годы в обители Санаксарской всей братии: монахов манатейных, рясофорных, а также послушников по письменным отпускам, - проживало до ста человек, а иногда и более. По примеру древних обителей палестинских и русских постановлено было в Санаксаре священным правилом приезжающих и приходящих богомольцев всякого звания принимать и по возможности успокаивать во всем: в помещении, пище и в духовных нуждах. Также приходящим бедным странникам и нищим в нуждах их посильно помогать. При больничных келиях была устроена небольшая аптечка с необходимыми медикаментами - для своих братий болящих и для некоторых из окрестных приходивших больных. В 1786 и 1787 годах за монастырем в расстоянии от святых врат саженей на пятнадцать построен для богомольцев из благородных классов двухэтажный каменный дом с устройством приличных номеров. В нижнем этаже - особая небольшая трапезная комната и при ней кухня. В 1788 году в декабре месяце на пожертвование благотворителей отлит в Москве колокол в двести тридцать семь пудов. В том же году 27 декабря скончался настоятель иеромонах Венедикт, 62 лет от рождения, в иночестве пребывал 25 лет, и погребен у стены соборного храма, на углу северной стороны.

 

По кончине его, с общего согласия братии и испросив совета у преподобного Феодора, избран в настоятели казначей иеромонах Вениамин. По отзыву летописи монастырской: "муж кроткий и почтенный, исполненный добродетели и благочестия, ревностный рачитель монастырского благоустройства и общежития". Утвержден в должности указом Тамбовской духовной консистории 14 февраля 1789 года. Имя его мирское было Василий Андреев. Родился в 1734 году 26 апреля в селе Кармалейках Арзамасского уезда в имении графа Бутурлина. С юных лет имея любовь к уединению и безмолвию, на двадцать третьем году возраста пришел в Саровскую пустынь, в которой познакомился с только что перешедшим туда из Александро-Невского монастыря преподобным Феодором и сделался присным его учеником; с ним же переселился из Саровской в Санаксарскую пустынь. В 1762 году пострижен в монашество с именем Вениамин. По времени взят был Преосвященным Пахомием Тамбовским в Архиерейский дом, где рукоположен в иеродиакона и иеромонаха; проходил должности ризничего и казначея. Потом перемещен во Флорищеву пустынь Владимирской епархии, в которой восемь лет был строителем. Горя непрестанною любовью к своей Санаксарской пустыни, где принял пострижение иноческое с обетом жить до смерти в оной, отец Вениамин, с усилием испросив себе увольнение от должности строителя, возвратился в Санаксар; здесь проходил десять лет должность казначея, а затем избран в настоятели. При нем в 1790 году пристроены к трапезе на каменных столбах над водовозными воротами три каменные небольшие келии с сенями; в них помещается келарская трапезная. Таким образом, начатый возобновителем преподобным Феодором и продолженный его преемниками монастырь был вполне благоустроен весь: церкви, колокольня, корпуса - все прилично украшены, кровли покрыты железом и выкрашены зеленою краскою. В 1791 году вне монастыря построен каменный двухэтажный корпус конюшенный с необходимыми хозяйственными приспособлениями и жилыми келиями для смотрителей и рабочих. В верхнем этаже помещались и богомольцы при большом их стечении из простого народа. В 1793 году в линию между гостиным домом и конюшенным выстроен каменный двухэтажный дом для помещения простого звания богомольцев, с необходимыми келиями. К гостиным домам пристроено двое каменных ворот. В вышеозначенные годы при строгих правилах и порядках в общежитии Санаксарском желающие иноческой жизни умножились. Чувствовалась необходимость в прибавлении штата монашествующих. Настоятель иеромонах Вениамин с братиею в 1794 году в июле месяце через рясофорного послушника своего (бывшего бригадира) Сергея Андреевича Полтева, при посредничестве родственника его Петра Богдановича Пассек, обращались с просьбою к Императрице Екатерине Алексеевне о прибавке штата монахов. В 1795 году 24 мая последовал Именной указ, за собственноручной подписью Государыни, разрешающий увеличить штат монашествующих. В 1796 и 1797 годах были сделаны небольшие каменные постройки: кузница, печь для выжига кирпича, на конюшенном дворе проведена каменная стена. Внутри монастыря к больничным келиям прибавлены три для больных из братии. В 1798 году, по Высочайшему повелению Императора Павла Петровича, наравне с другими заштатными монастырями и пустынями определено и Санаксарскому монастырю милостынное подаяние в триста рублей, также отведена и мельница в Спасском уезде при деревне Выше. В 1800 году на конном дворе начата постройка каменной конюшни на семнадцати саженях длины и пять ширины, в следующем 1801 году окончена: над нею устроена сенница с двухъярусной крышей и деревянный бревенчатый взвоз для возки сена. К 1802 году относится следующая замечательная характеристика Санаксарской обители: "...монастырь сей, как внутренностию украшений церковных, пребогатейшею ризницею своею, вышитою золотом по разным бархатам в крайне редком вкусе, также и многим количеством риз, дорогих парчей и драгоценными Евангелиями и сосудами, не уступает самым лучшим монастырям Российским; все же сие, так же как и монастырь весь, выстроено суммою, подаваемою вне и внутрь монастыря от разных благотворителей, старанием бывших, особливо же нынешнего настоятеля вообще с братиею. К привлечению сердец благодетелей, к снабдению обители таковыми драгоценностями послужило средством строгая в том монастыре монашествующих жизнь, редкий порядок общежития, милостивое к бедным призрение, нелестная к посетителям искренность, добродушное принятие и угощение всех без изъятия монастырским коштом. Ныне в монастыре братии около ста человек, и все они большею частию отставные военнослужащие и из дворян. Словом сказать, расположение всех монастырских зданий, с сопряженными приятностями местоположения, приводит всякого в удивление. Симметриальное соответствие оных, новый во всем вкус, чистота и удивительная вообще связь составляют собою крайнюю чрезвычайность, а рассыпанная повсюду правильность, точность и ум в архитектуре и искусстве доставляют зрителю приятное восхищение". В 1803 году 13 февраля скончался добродетельный трудолюбивый старец настоятель отец Вениамин на 69 году от рождения, в иночестве прожив 41 год. При кончине напутствован был Святыми Тайнами, удостоившись мирно почить о Господе. Погребен в сыропустную неделю, с северной стороны соборной церкви, при ногах незабвенного старца своего преподобного Феодора.

 

По кончине настоятеля Вениамина, 17 февраля того же года с общего согласия всей братии избран настоятелем иеромонах Филарет и 28 февраля утвержден в должности указом консистории. Он был родом из города Калязина Тверской губернии, из купеческого звания. Мирское имя его было Филипп Иванович Былинин. По любви к Богу, возбужденный сыновним страхом, вступил в Санаксарский монастырь 1 ноября 1776 года, будучи двадцати пяти лет от рождения. Руководимый в добродетели старцем Вениамином, он пострижен в монашество 20 ноября 1781 года, во иеродиакона рукоположен 4 января 1782 года, а в иеромонаха 14 февраля 1789 года. По имени своему любитель добродетели, скромный, двадцать два года трудившийся при возобновлении Санаксарской обители - в живописи, архитектуре и росписи храмов, и в украшении самих зданий монастырских опытный по всем советник, - отец Филарет, по рекомендации митрополита Санкт-Петербургского Гавриила, указом Священного Синода в 1798 году вызван был в строители Боровичского Свято-Духова монастыря Новгородской епархии, для устроения там общежития. Любовь к Санаксарской обители, где он положил начало иноческой жизни, заставила его отказаться от назначения. Уволенный от строительской должности, отец Филарет определен был в том же году в Александро-Невскую лавру. Здесь высказав свое искреннее желание возвратиться в родную ему по духу Санаксарскую обитель, для благоустройства которой много с пользою потрудился, он был возвращен в 1799 году опять в Санаксар. Преосвященный Феофил, епископ Тамбовский, ценя отличные качества отца Филарета, оказывал ему всегда особенное внимание, определив помощником настоятеля Санаксарского и вместе благочинным монастырей всей епархии Тамбовской. В 1803 году окончен устройством конный двор: обведен вокруг каменною стеною, со всеми хозяйственными приспособлениями. В 1804 году на дворе гостиного дома устроены каменные келии, разделенные на четыре отделения, с внутренними сенями; двор тоже обведен каменною стеною; здесь же было помещение для огородников. В 1805 году настоятель иеромонах Филарет рапортом своим к Преосвященному епископу Тамбовскому Феофилу объяснил, что с самого начала Санаксарского монастыря умершие братия погребались внутри ограды оного, так что трудно указать место для новой могилы, а потому просил дозволить кладбище вне монастыря. В том году настоятель лично избрал место и расположил устроить кладбище на шестистах двадцатипятисаженном квадратном участке, от ограды монастырской на западной стороне в ста двадцати саженях, прямо против святых ворот. Настоятель при этом просил разрешить устроить храм Воскресения Христова на кладбище, как священный залог несомненной надежды воскресения для умирающих братий. Преосвященный, одобрив эту благую мысль, 23 мая того же 1805 года разрешил построение каменного храма и выдал храмозданную грамоту. По плану, нарисованному лично настоятелем Филаретом, опытным архитектором, 31 мая 1805 года, после положенного молитвословия, начаты работы - копание рвов для фундамента. Когда приготовлен был фундамент, 4 июня, в неделю всех святых, по окончании в соборе Божественной литургии, настоятель со всею братиею с крестным ходом пришел на место новостроящегося храма и сделал, после молебна, закладку оного. В 1806 году кладка храма окончена, и он покрыт железом. С 1807 по 1809 год обведена вокруг кладбища каменная ограда, на западной стороне против входа во храм устроены ворота, и по обе стороны их два малые корпуса келий; по ограде сделаны украшения в виде пирамидок и средников. Новоустроенное кладбище, с прекрасным храмом, келиями и оградою, явилось в виде малой обители для моления за усопших, за стенами благоустроенной пустыни, приготовившей их к небу при жизни их. В 1810 году 28 августа настоятель иеромонах Филарет с братиею совершил освящение новоустроенного Воскресенского кладбищенского храма, при стечении многочисленных богомольцев и благотворителей обители. Таким образом, все здания в монастыре и вне ограды его были устроены в прочном и лучшем виде. Весьма отчетливо и хорошо нарисованный самим отцом Филаретом еще в 1787 году вид монастыря был отлитографирован. В эти годы поселился рядом с монастырем в деревне Алексеевке адмирал Российского флота Ф. Ф. Ушаков, будучи до самой кончины своей ревностнейшим богомольцем и благотворителем обители*. Настоятель отец Филарет кроме живописных и архитекторских трудов много потрудился и для устройства ризницы монастырской. Оставался на должности до 1817 года, но был уже крайне больной, едва могший двигаться. В определении преемника отцу Филарету Преосвященный Иона, епископ Тамбовский, писал братии: "Темниковского Санаксарского монастыря настоятель иеромонах отец Филарет к душевному нашему прискорбию третий уже год находится в болезненном положении, так что едва двигаться может. Почему, дабы святая обитель не расстроилась за тем, уволить его от должности настоятеля и засвидетельствовать ему благодарность нашу за честное и добропорядочное его долговременное монастырем управление, и иметь о нем будущему настоятелю с братиею христианское попечение". Скончался настоятель отец Филарет в обители своей 15 октября 1820 года и погребен честно, на южной стороне у стены соборного храма, украшению которого так усердно послужил.

 

Приемником отцу Филарету был иеромонах и казначей Нафанаил. Он происходил из духовного звания, откуда родом - неизвестно. В монастырской летописи о нем упоминается: "после казначея Гедеона, взятого игуменом Николо-Радовицкого монастыря Рязанской епархии в 1805 году, в Санаксарском монастыре утвержден казначеем добрый трудник иеромонах Нафанаил..." В определении Преосвященного Ионы от 4 апреля 1817 года говорится: "Санаксарского монастыря казначей иеромонах Нафанаил при добром и честном поведении проходит послушания и должность свою многие годы с должным рачением и ревностию; посему усматривая мы его способным и достойным, определяем настоятелем Санаксарского монастыря". Это архипастырское определение, написанное в духе святоотеческом, дает новому настоятелю полное руководство к разумному управлению доверяемою ему обителью. Святитель внушает, чтобы "должность свою настоятель во всех отношениях исправлял по долгу присяги и священства, по правилам святых отец и духовного Регламента, указам Священного Синода и предписаниям от архипастыря, стараясь при том елико можно о внутреннем и внешнем благосостоянии святой обители... Монахов и послушников старался бы держать в границах жития, правилами святых отец и Регламентом предписанных, назначать каждому благоразумно должное послушание, предостерегать, чтобы не было между ними раздоров, несогласия, соблазнительных поступков, лености и нерадения, относительно соответственного монашеству образа жизни и спасения души; тщательно разведывая о их поведении чрез других, и самому лично посещать келии послушников, находящихся в искусе; стараться приобучать их к понесению иноческих подвигов и сколько возможно способствовать, чтобы они достойно могли поступить в иноческое звание, по способности каждого советовать обучаться приличному монашескому званию и полезному для обители мастерству и рукоделию. Всякое продовольствие: в пище, одежде и прочем, - полагать на себя и на братию общее и одинаковое, не уважая отнюдь ни лица, ни прихотей; трапезу иметь общую и отнюдь никому пищи в келии не выдавать, кроме болезни и отлучки на послушание. Имеете вы [настоятель] в образе жизни, в трудах и неупустительном хождении в церковь к службам показывать братии собою действительный пример, а не словом одним руководствовать их к тому; никаких собственных запасов не заводить, а все иметь с братиею общее; также и в городе не иметь по светским домам ни квартир, ни ночлегов. Ежели бы кто из монашествующих и послушников случайно погрешил противу своего звания или бы оказался небрегущим о исполнении своей обязанности, вы [настоятель] имеете долг благоразумными наставлениями со смирением, кротостию и христианскою любовию возбудить в погрешившем чувства совести и раскаяния к исправлению; а буде наставления ваши не подействуют, то употреблять по мере данной вам власти и наказания по закону; когда же и за сим не будет надежды к исправлению, тогда, во избежание от того происходящего соблазна и нарекания монашеству и святой обители, о таковых своевольниках представлять архипастырю на его благорассмотрение. Братии быть у вас, настоятеля, в своевременном послушании и повиновении, без благословения и позволения вашего никому из них ничего само собою не делать и за монастырь и никуда не отлучаться, не ходить в город и по домам мирским, паче же по предосудительным местам не шататься и не делать соблазна и святому своему званию нарекания". Пятнадцатилетнее настоятельство старца отца Нафанаила прошло безмятежно: монастырь был вполне благоустроен по внешности, внутренняя жизнь проходила тихо, без особых неровностей. По актам монастырским заметен довольно значительный присыл лиц духовного звания в монастырское подначальство, на исправление и обучение церковному уставу. Это свидетельствует о строгости правил Санаксарского монастыря, заведенных еще первоначальником преподобным Феодором. Настоятель иеромонах Нафанаил уволен от должности в 1832 году 12 сентября, по болезни: "за слабым в глазах зрением, по частым головным припадкам". Уволенный старец жил в Санаксаре до 1844 года и умер мирно на 83 году жизни 31-го мая.

 

Настоятель иеромонах, потом игумен, Димитрий происходил из духовного звания. Перемещен Преосвященным Тамбовским епископом Арсением из казначеев Козловского Троицкого монастыря 12 сентября 1832 года на строительскую должность в Санаксарский монастырь. По преданию в братии монастыря, настоятель Димитрий был строг, неисправности нравственные преследовал бдительно и без пощады. Заслуги его для благоустройства обители тоже значительны. В 1833 году дозволено ему перекрыть железом и окрасить медянкою кровлю на соборной церкви и колокольне, высеребрить два паникадила, тридцать шесть лампад и подсвечников в церквах. В 1834 году разрешено настоятелю Димитрию покрыть железом корпус братских келий и три башни. В 1836 году покрыты еще два корпуса братских келий, поновлен иконостас в соборной нижней церкви Святого Предтечи и вызолочены главы на соборе и колокольне. В 1838 году разрешено употребить на возобновление монастырской мельницы из монастырской казны 2500 рублей. В 1839 году 10 июня настоятель Димитрий награжден наперсным крестом. В 1844 и 1845 годах сделаны настоятелем Димитрием в соборной церкви Рождества Богородицы прекрасные сребропозлащенные ризы на местные иконы: Спасителя, Рождества Богородицы, Божией Матери и Успения Богоматери. Исправлены обветшалости иконостаса, выкрашены полы. В 1846 году игумен Димитрий с разрешения епархиальной власти пристроил к соборной церкви два входа с широкими деревянными лестницами, и вверху по сторонам обширной паперти - две палатки: для библиотеки и ризницы. Паперть внутри расписана и украшена трафаретами нового стиля. Игумен Димитрий скончался в 1848 году, сентября 5 дня.

 

Иеромонах, а потом игумен Иоасаф определен настоятелем Санаксарского монастыря в 1848 году сентября 27 дня из казначеев Козловского Троицкого монастыря. Он был из вдовых священников Козловского уезда села Еремеевки. В 1838 году поступил он в архиерейский дом, где принял рясофорное пострижение, в 1839 году переведен в Лебедянский Троицкий монастырь, в 1840 году перемещен в Козловский Троицкий. В 1845 году пострижен в монашество с именем Иоасаф (мирское имя было Иоанн). В том же году определен казначеем в Козловский монастырь, управлял и монастырем, за отсутствием настоятеля - ректора Тамбовской семинарии. Трудами отца настоятеля Иоасафа устроен в конце Санаксарского монастырского леса скотный двор со всеми принадлежностями. В 1849 году квасоварня и погреба покрыты железною кровлею, а некоторые корпуса и сараи за монастырем перекрыты тесом в 1850 году. В 1854 году настоятель Иоасаф возведен в игуменский сан. По особенным обстоятельствам, не благоприятным для него, игумен Иоасаф уволен от должности 23 сентября 1857 года с перемещением его в Саровскую пустынь, откуда вызван был в Костромскую епархию Преосвященным архиепископом Платоном на высшую должность.

 

Настоятель игумен Ксенофонт, из вдовых священников, в мире - Кирилл Флорианов. В 1849 году пострижен в монашество в Тамбовском архиерейском доме, где проходил должности казначея и благочинного. В 1857 году сентября 23 дня определен в настоятели Санаксарского монастыря. В сан игумена возведен 20 июля 1858 года. По ходатайству отца игумена Ксенофонта с разрешения лесного департамента в 1860 году отведены Санаксарскому монастырю рыбные ловли по реке Вад в Темниковском и смежном Спасском уездах. Игумен Ксенофонт устроил очень приличное помещение на южной стороне монастыря для принятия Преосвященных архипастырей при посещении ими обители. Помещение это весьма удобное и снабжено приличною мебелью столярной работы. В связи с этим переделан также корпус так называемых больничных келий: они значительно увеличены и улучшены. В 1863 году апреля 15 дня он награжден наперсным крестом от Священного Синода. В том же году, сентября 7 дня, по прошению его, за болезнью, уволен от должности настоятеля. По желанию его перемещен был в Шацкую Вышенскую пустынь, в который и скончался в 1879 году.

 

Настоятель игумен Иларий (в миру Илия Иванов) - из вольноотпущенных Московской губернии Клинского уезда села Обухова. Определен в число послушников Санаксарского монастыря в 1839 году, пострижен в монашество в 1842 году и в том же году рукоположен в иеродиакона. В 1843 году рукоположен в иеромонаха. В 1863 году указом Священного Синода утвержден в звании настоятеля Санаксарского монастыря. В 1864 году возведен в сан игумена. В 1868 году удостоен награды наперсного креста от Священного Синода. В 1879 году в июне месяце, по прошению за болезнью его, уволен от должности настоятеля и перемещен на жительство, по желанию его, в Саровскую пустынь.

 

Следующим настоятелем Санаксарского монастыря был игумен Тихон (в миру Иаков Григорьевич Цыпляковский)*. Он происходил из духовного звания - был сыном священника села Гремячева Шацкого уезда Тамбовской епархии. По окончании, в 1860 году, курса Тамбовской духовной семинарии, некоторое время занимал должность делопроизводителя, но пребывание в миру не удовлетворяло Иакова Григорьевича, и он в 1864 году променял мирскую жизнь на подвиги поста, послушания и молитвы, для чего избрал Вышенскую пустынь, где был определен в число братии и 13 февраля 1866 года пострижен в монашество, а 27 июля рукоположен в иеродиакона. В 1868 году по предложению Преосвященного епископа Феодосия перемещен в Тамбовский архиерейский дом и 11 сентября рукоположен во иеромонаха. Проходил должность ризничего, исправляя чреду священнослужения, но жизнь в губернском городе была не по сердцу искателю уединения и иноческих подвигов, вследствие чего иеромонах Тихон вскоре отправился на Афон с целью там остаться навсегда. Святитель Феофан, затворник Вышенский, хотя и благословил это намерение, но не особенно охотно, говоря: "В душе надо Афон устроить", - тем не менее, помогал странствию отца Тихона деньгами, советами и указаниями. Побыл отец Тихон и в Иерусалиме, но в конце концов вернулся в Россию, в родную Вышенскую пустынь. "При всем желании, - писал он о себе, - поклоннику святых мест не довелось остаться на Афоне... Недостало сил и решимости навсегда оставить родную Россию... Много нашлось и других причин немаловажных... Пришлось со скорбию-слезами, а затем радостно воротиться в родные края". В 1874 году любителю уединения, никогда не искавшему, а напротив, избегавшему общественных должностей, вновь пришлось послушания ради расстаться с любимой Вышей, за назначением на должность казначея Лебедянского Троицкого монастыря, в котором исправлял два года и должность настоятеля. В 1877 году 7 февраля перемещен в Тамбовский архиерейский дом, где был экономом. В том же году 26 марта удостоен награды наперсного креста. Состоял членом попечительства о бедных духовного звания. В 1878 году 13 апреля возведен в сан игумена. 25 июля 1879 года общим собранием монашествующей братии Санаксарского монастыря избран настоятелем, что и было утверждено Священным Синодом 15 сентября того же года. Игумен Тихон был настоятелем Санаксарского монастыря до декабря 1884 года, после чего был переведен на настоятельскую же должность в Лебедянский Троицкий монастырь, а в 1886 вследствие расстроенного здоровья вынужден был подать на покой и окончательно поселился в Выше. Там он жил, уединившись в своей келии, которую оставлял лишь для посещения храма Божия и святителя Феофана. Великий затворник Вышенский избрал его своим духовником, и одно это уже свидетельствует о высоких духовных качествах отца Тихона. Живя на покое, свободный от служебных обязанностей, игумен Тихон усиленно занимался составлением назидательных духовно-нравственных сочинений, из которых многие удостоились рассмотрения и одобрения святителя Феофана. Любовь к душеполезным книгам всегда была присуща игумену Тихону: так, в бытность свою на Афоне, им была собственноручно переписана, а затем привезена в Россию рукопись известной впоследствии книги "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу"*. Игумен Тихон преставился о Господе 23 декабря 1896 года и погребен в Вышенской пустыне у алтарной стены Казанского собора. Заслуга его для Санаксарской обители прежде всего в том, что им составлены и изданы "Историческое описание монастыря" и "Жизнеописание старца иеромонаха Феодора...", которое он заканчивает следующими словами: "Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр. 13, 7). Сими словами Апостола заключим жизнеописание нашего приснопамятного наставника, отца Феодора. Да упокоит Господь душу его в селениях праведных, со святыми преподобно подвизавшимися! Жизнь его была славна и делом и словом, поэтому и успение его со святыми. Молитвами его да приумножатся в обителях его Санаксарской и Алексеевской между учениками и ученицами дух истинной веры и благочестия, дух молитвенного подвижничества и трудолюбного послушания, дух искренней любви к Богу и ближним! Отец Феодор был истинным носителем этих даров Святаго Духа. Если обители его пребудут верными заветам отца своего, то Господь продолжит мирное существование их до назначенных им Божественным Его промыслом пределов".

 

С 1885 года настоятелем Санаксарского монастыря был игумен Амвросий (в миру Алексей Иванович Ворогушев), перемещенный на эту должность из Саровской пустыни. В 1893 году игумен Амвросий скончался, и настоятелем был избран иеромонах Феодосий с возведением в сан игумена.

 

Игумен Феодосий (Феодор Иларионович Мясников) происходил из крестьян села Даниловки Тамбовского уезда. Он подвизался в Санаксарском монастыре с 1866 года, пройдя путь от послушника до настоятеля обители. Настоятелем он был до декабря 1895 года, когда скоропостижно скончался, будучи проездом в Рязанском Спасском монастыре, где и погребен на монастырском кладбище.

 

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь находится в Темниковском районе республики Мордовия недалеко от города Темников на левом берегу реки Мокши.

 

Добраться до него можно как на паломнических автобусах, которые регулярно совершают поездки из Москвы, Саратова, Тольятти, Воронежа и других городов, так и своим ходом на автомашине (от Москвы по трассе М5) или на поезде и автобусе до г.Темников. От г.Темникова можно пройти напрямую - через пешеходный мост (летом) и далее полем (4 км от автовокзала), либо на попутном транспорте от поворота у автовокзала (16 км) до деревни Алексеевки и далее пешком до монастыря (2км), либо до самого монастыря.

До монастыря можно добраться:

  1. По железной дороге до станции Зубова Поляна или Потьма. Далее на автобусе до города Темников (около 100км);
  2. Из Арзамаса и Нижнего Новгорода автобусом до Дивеево, далее автобусами Дивеево-Вознесенск, Вознесенск-Теньгушево, Теньгушево-Темников;
  3. Из Москвы, Саранска автобусом до г. Темников;
  4. Из Темникова на автобусе до Старого Города до деревни Алексеевка и 2 километра пешком по дороге до монастыря (поворот направо за деревней).
  5. из Темникова пешком пройти весь город и выйти на реку Мокшу, перейти через Мокшу по мосту, держать курс на монастырь.(4км)

 

Для желающих вступить в братию монастыря (только для лиц мужского пола)

 

Приём в братию осуществляется по личному заявлению и решению Духовного Собора монастыря не ранее 6 месячного срока работы на монастырских послушаниях.

 
Комментарии
Всего комментариев: 20
2017/03/11, 20:30:33
я был в моностыре у меня даже есть икона Федора Ушакова мне делали опернцию и он очень помог
олег
2015/07/06, 12:28:21
Я обращаюсь к вам с просьбой. Мы паломники из Уфы Башкирия, нас 12 человек хотели бы приехать в монастырь вечером, чтобы побывать на утренней службе. Подскажите пожалуйста как связаться и забронировать место в гостинице для ночевки. Сайт монастыря закрыт, а телефонов нигде нет. помогите! Рук.группы паломников Фоминых Юлия Аркадьевна
Фоминых Юлия
2014/09/07, 20:39:23
Через день выезжаем в Санаксары и Дивеево. Как там хорошо и спокойно , Посещаем службу в храме , купаемся в святых источниках. Отлично принимают, спасибо братии Становится спокойно на душе. Храни всех Господь!!!!!
Алевтина г Саратов
2014/09/07, 20:33:55
Через день выезжаем опять в Санаксары и Дивеево. Ездим 1-2 раза в год. И каждый раз такое волнение и радость ожидания. Там чувствуем себя хорошо и спокойно. Посещаем службу в храме , купаемся в Святых источниках. Очень приветливо там принимают всех , спасибо братии , Забываещь обо всем. Храни всех Господь!!!!
Инкогнито
2013/10/01, 16:53:41
Не раз бывал у вас, в Санаксарах, и в Дивном Дивееве. Лучшего места для спасения душ нет. Лилею в себе надежду присоединиться к братии.
Владыко - иегумен, когда можно приехать, чтобы поработать, испытать себя и принять окончательное решение? Спаси Господи!
Николай
2013/07/14, 18:11:23
добрый день братья и сестры!!!!! Я АЛЕКСАНДР-ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА КТО ПРОДАЕТ ДОМИК НЕ ОЧЕНЬ ДОРОГО ОКОЛО САНОКСАРСКОГО МОНАСТЫРЯ В АЛЕКСЕЕВКЕ..НЕ ПЬЮЩИЙ НЕ КУРЯЩИЙ-ЛЮБЛЮ ПЕТЬ И ЧИТАТЬ В ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ.ОЧЕНЬ ДАВНО БЫЛ НА СОБОРОВАНИИ В ЭТОМ МОНАСТЫРЕ.ХОТЕЛОСЬ БЫ БЛИЖЕ К СВЯТОМУ МЕСТУ И ТИШИНЕ.РАДИ БОГА -ПОЖАЛУЙСТА ЕСЛИ КТО ЧТО ЗНАЕТ О ПРОДАЖЕ ДОМИКА ПИШИТЕ НА 89671354067 ИЛИ НА ПОЧТУ shurik-podbor@mail.ru ОЧЕНЬ БУДУ ВСЕМ БЛАГОДАРЕН!!!!!!СПАСИ ГОСПОДИ ВСЕХ!!!!!!!
александр
2013/06/28, 19:31:54
[блок текста с выравниванием по центру][ALIGNCENTER]блок текста с выравниванием по центру
[/ALIGNCENTER]23 июня 2013 г. была с группой паломников из Саратова в Санаксарком мужском монастыре. Это мое пребывание в этом удивительном и чудесном месте не в первый раз, но каждый раз я восхищаюсь этим местом все больше и больше. Как же здесь невероятно красиво и спокойно. Просто Божья Благодать! Хочется сюда приезжать вновь и вновь. Спасибо Господу за это великолепное место!
Тамара
2013/06/10, 17:46:10
Мы с сыном Александром очень любим Санаксарский монастырь.это что-то очень родное и близкое. что приводит в умиление и чувство настоящей жизни при одном только упоминании о нем.сразу приходишь в себя из суеты мирского окружения и рутины. Безконечно любим и преклоняемся пред Санаксарами и Дивеево! Счастье побывать там еще хоть разочек... Спаси Господи всех подвизающихся там.
Галина
2013/04/28, 16:53:07
Я несколько раз была в Санаксарском монастыре. Мы ездим туда на машине из Саратова , Спасибо всем братьям!!! Как хорошо там встречают всех. У меня там есть наставник отец Анисим, Я была на всех службах . Забываешь обо всем . В начале мая опять поедем. В Дивеево тоже заезжаем, какая красота!!!! Еще раз спасибо всем!!!
Алевтина
2013/04/11, 15:31:25
все это хорошо конечно но когда теряешь близкого человека,ушедшего в монастырь ,как жить
Наталья
2012/11/13, 12:23:44
Спасибо Богу, что есть Санаксарский монастырь и, что дал возможность побывать там.Низкий поклон братии.
Вера
2012/09/29, 01:19:28
я в восторге от санаксарского монастыря!!!!21 09 2012 был с женой и поломниками в этом святом месте для всех православных.подходил к мощам был на службе это что то не передоваемое.красота необыкновенная а как поют братия заслушаешся.меня благословил батюшка большое ему спасибо за его слова всегда буду молиться за него.всем советую побывать в санаксарах я поеду еще.большое спасибо братья за такое красивое место ХРАНИ ВАС БОГ. ТУЛА!!!
виктор
2012/04/29, 23:04:18
Два раза в своей жизни была в Санаксарском монастыре. Особый дух там - теплом и домом родным веет. Встречают, привечают и помогают душе. А купола в Санаксарах - Пасхальные. Там любовь царит во всем. Полюбила Санаксарский монастырь всей душой. Низких поклон братии. Спаси нас Господь, Аминь!
р.Б.Наталья
2012/04/27, 16:43:34
мы были несколько лет назад, с детьми и родителями воскресной школы. вспоминаем до- сих пор, как было хорошо и спокойно на душе от пребывания в монастыре. Даже дети уставшие от дороги и тридцатиградусной жары забыли о тяготах. Помогали и столы накрывать и готовить и на ночлег матрасы раскладывать. А утром все встали ранешенько и пошли на раннюю службу, и даже на исповедь. Таково было духовное влияние монастыря на нас.
ольга
2012/04/11, 20:31:03
Была в паломнической поездке в вашем монастыре. Прошло три года, но так и просит душа приехать и побыть подольше, на послушании. Есть ли возможность приехать и потрудиться какое-то время при монастыре? Возможно ли снять рядом какое нибудь жильё? Будет только в радость побыть подольше в Санаксарах! Спасибо.
татьяна
2011/08/15, 07:45:19
все мои посьбы с которыми обращалась в этом монастыре исполнились.безгранично верую в помощь молитвы.как только есть возможность всегда стараюсь побывать в этом монастыре.на этой земле душа по другому себя чуствует.светлая радость.[выделенный текст]
валентина
2011/06/13, 14:39:41
Спасибо Богу за то.что я здесь побывала,Здесь живут сильные молитвенники за нас грешных, Сюда хочеться возвращатьсь снова и снова,
Ирина
2011/03/19, 21:04:34
как войти в обитель навсегда?
Михаил
2011/01/23, 00:45:14
простите но маршрут теньгушево> темников отменен от тяньгушево только на такси,единственный автобус ходит из сарова пятницу ,субботу, воскресенье .
андрей
2010/09/15, 08:03:33
11 сентября 2010 года я с мужем была в этом монастыре,прилажилась к мощам,походила по монастырю. к сожалению на службе я была очень мало,т.к. пошла на послушания. а муж был на всей службе,он до сих пор в восторге!!! очень понравилось!!! на самом деле приходишь туда и мысли сами отключаются от мирской жизни! благодарю господа за возможность побывать в таком святом месте. скорейшего процветания монастырю и всех благ .
Анна
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2017


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь
Яндекс цитирования

Страница сформирована за 0.077556133270264 сек.