Портал "Дивное Дивеево"

Страничка монастыря расположена здесь - www.4udel.nne.ru

Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от ...
На главную Статьи Каменноостровкий цикл А.С. Пушкина (Великий пост)
Каменноостровкий цикл А.С. Пушкина (Великий пост)

Летом 1836 года, проживая на даче Каменного острова, Пушкин создал семь стихотворений, четыре из которых были помечены цифрами, а два -  не сохранились: кроме того, в рукописи самого поэта поставлены даты. расположение стихотворений цикла позволяет говорить о глубокой смысловой связи, которую Пушкин усматривал между ними. Не случайно и хронология создания стихотворений  не совпадает с тем, в каком порядке решил их расположить автор.

в цикле можно проследить сквозной сюжет, связанный с событиями Страстной недели Великого поста. В первом стихотворении Пушкин сам указывает время действия:" Во дни печальные Великого поста". Как известно, одна из главных постовых молитв "Господи и владыко живота моего" св. Ефрема Сирина легла в основу этого стихотворения. Последний раз она читается в среду Страстной недели, день предательства. 

 

Следующее стихотворение цикла " Как с древа сорвался предатель ученик..." несомненно связано с четвергом Страстной недели. В четверг, после Тайной Вечери, Иуда приводит воинов, и " Сын Человеческий предается в руки грешников". В русской литературе немного найдется произведений, где стакой силой изображалась кара, постигшая предателя. Ефрем Сирин говорит о прощении врагов, но есть вечный враг.О его предательстве и о последовавшем возмездии напоминает Пушкин. Затем возникает зеркальное отражение поцелуя Иуды:" И Сатана, привстав, с веселием на лике, / Лобзанием своим насквозь прожег уста, / В предательскую ночь лобзавшие Христа". "Самоубийство Иуды, его воскрешение и низвержение в преисподнюю повторяют в перевернутом виде таинство Распятия, Воскресения и Вознесения". Кроме того, осуждение Иуды - это и осуждение "духа любоначалия": Иуда предает Учителя властям за тридцать сребреников. Так предвосхищается тема, которая станет основной в следующем произведении цикла. Третье  стихотворение - "Мирская власть", также связано с событиями Страстной недели. Первые строки содержат указание на Великий Пяток: " Когда великое свершалось торжество/ И вмуках на кресте кончалось Божество..."

 

Воспоминание о крестных муках Спасителя содержат слова ("Божество", "Владыко", "Царь царей"), указывающие на Христа-Царя, имеющего власть над миром, над всем творением, - власть большую, чем власть всех земных царей. Земной власти поэт дает  уничтожающую оценку:  для охраны Распятия "на место жен святых" поставлены " два грозных часовых". Но в контексте стихотворения даже слова " грозный","могучий" применительно к владыкам земным звучат иронически. Образы " жен святых" являются развитием образа "жен непорочных" первого стихотворения цикла. в них воплощены вера и верность. которые не могут сломить никакие угрозы мирской власти.

 

До сих пор идут споры о том, что послужило поводом к написанию стихотворения . П. А. Вяземский полагал. что оно , вероятно, " написано потому,что в Страстную пятницу в Казанском соборе стоят солдаты на часах у плащаницы", не подпукающие к святыне простой народ, когда на поклонение приезжают высокопоставленные особы.Поэт сталкивает в стихотворении две власти: небесную и мирскую, и проводит это противопоставление через весь текст. Так он соотносит в цикле евангельскую реальность с реальностью повседневной.

 

 Три первых стихотворения состовляют сердцевину цикла, являясь воспоминанием о Событиях Страстной недели. Тема греха возвращает нас к началу цикла, но грех здесь непобедим, побег к горним высотам невозможен. Так духовное содержание цикла оказывается пронизанным двойственностью, которая свойственна падшему творению: " дум высокие стремления"- и бессилие "пораженного грехом естества". Семь стихотворений, созданных Пушкиным в июне-июле 1836 года на Каменном острове, в свете событий января 1837 года могут считаться поэтическим завещанием Пушкина. Эти стихи- свидетельство духовной жизни поэта на последнем этапе, когда его все меньше волнуют внешние проблемы, зато с предельной остротой обнажаются " последние вопросы бытия", которые теперь соотносятся с христианской системой ценностей.

 

Ольга Панова

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2019


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.055392026901245 сек.