По преданию этот Святой образ был написан Святым Апостолом и Евангелистом Лукой. В 1383 году за 70 лет до падения Византийской Империи икона исчезла из Константинополя и, несомая по воздуху Ангелами, в начале появилась над водами Ладожского озера, освящая водную и воздушные стихии, напаивая благоуханным ароматом пространство, где процветали и готовились к устроению монашеские обители. Чудотворная икона, шествуя по воздуху вдоль Валаамского архипелага, задержалась над островом Вощаным, в 25 километрах к юго-западу от Преображенской обители, где святыню впервые увидели рыбаки. Отмеченным посещением чудотворного образа был и остров Восковой, принадлежащий Коневецкой обители.
Пришествием своим чудесным икона Пресвятой Владычицы принесла на Русь благословение святых градов Иерусалима и Константинополя. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери - защитница Северо-западных рубежей Российской Державы - одна из самых почитаемых православными, наряду с Владимирской, Смоленской, Иверской и Казанской иконами Пресвятой Богородицы.
Первоначальные списки сказания о явлении иконы после ее шествия над Ладожским озером повествуют:
“В лето 6891-е (1383 год) во дни благоверного Великого Князя Димитрия Ивановича, Святейшего Митрополита Пимена, при Архиепископе Новгородском Алексии, явилася икона Пречистой Одигитрии (Путеводительницы) в Обонежской пятине, на реке Ояти, в Вымоченицах, что в ста верстах от Тихвина (до этого на горе Смолковой, у реки Оять, она опустилась на землю, и ее поместили в специально возведенную Успенскую часовню. Местные жители устремились к месту явления, падали на колени и усердно молились Царице Небесной. По молитвам к Ней исцелилось множество народа – прим. А. Р.)) и на том месте поставили церковь Рождества Богородицы. По прошествии малого времени оттуда невидимо перешла и явилась в Кожели на Куковой горе ненадолго, за 20 поприщ от Тихвина (в течение часа стояла она в воздухе, чем произвела неописуемую радость в сердцах верующих). И в том месте поставили церковь Покрова Божией Матери. После этого оттуда явилася в Тихвине, над рекою высоко стояла в воздухе икона Пречистой, у Ней на руках изображен Спаситель, Господь наш Иисус Христос. И собралось множество народа на зрение великого этого чуда, непрестанно молящегося Пречистому Образу ее и из нее рождшемуся Христу Богу нашему. И на том месте, на горе, заложили церковь в честь Успения Святой Богородицы”.
26 июня (9 июля) 1383 года в сиянии явилась над берегом реки Тихвинки Святая икона. Сюда со множеством народа пришли с Крестным Ходом священники. Все вместе они молились Пресвятой Богородице, чтобы икона с Ее святым образом низошла к ним. И свершилось чудо - икона сошла с высоты воздуха прямо на руки священников.
Все с благоговением лобызали икону. В тот же день по благословению священников все начали строить храм, и в первый же день устроили три венца. На ночь святую икону и венцы оставили охранять стражу. Но утром следующего дня свершилось новое чудо - народ не узрел на месте ни иконы, ни венцов. Ночью икона невидимо неслышимо Ангельской силой перенеслась на 2 версты, на другую сторону реки Тихвинки. Вместе с иконою чудесно перенесены и начатый храм и сруб с бревнами, приготовленный для постройки храма, и даже самые щепы, - как будто перенесено незримо было само место.
На оном, окончательно избранном благодатном месте, угодном Царицей Небесной для пребывания Ее образа, и был достроен православными храм. Икону поставили в нем.
Устроенная в честь двунадесятого праздника - Успения Божией Матери деревянная церковь простояла 7 лет и сгорела от “свещи ночию”.
То же несчастье случилось, по воле Божией, и с вновь построенными храмами в 1390-м и 1395 годах.
Устроение собора
В 1510 году, Великий Князь Московский Василий III Иванович повелел, по благословению Митрополита Московского Симона и Архиепископа Новгородского Серапиона на милосердно пожертвованные им средства, заложить каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы:
“…повелением Василия Иоанновича поставиша церковь пречистыя на Тихвине на старом месте кирпичную с камением чудну вельми и велику и паперти нарядиша”.
Так было положено начало величественному Успенскому собору.
Строительство грандиозного возвышенного храма, свидетельствовало о глубоком, искреннем и богобоязненном отношении великих Государей Московских к небесной Защитнице земли Русской - Матери Божией. Эту любовь и благодарность к Пречистой Богородице правители Отечества нашего пронесли через всю свою жизнь и историю Государства Русского от времени Великого Князя Василия III Иоанновича (1505-1533 гг.) до Святого Государя Мученика Императора Николая II (1894-1918 гг.).
По воле Божией, после падения в 1454 году под ударами турок великой православной столицы Царьграда, возросло до необычайности значение Московского государства - последней надежды Христианского мира, не отпавшего в ересь латинства. Вот как писал о том в 1471 году Митрополит Московский Филипп:
“Разумейте, дети, царствующий град Константинополь и церкви непоколебимо стояли, пока благочестие в нем сияло, как солнце. А как оставил истину единился Царь и Патриарх Иосиф с латиною, да подписали папе золота ради, так и скончался безгодно свой живот Патриарх, и Царьград впал в руки поганых турок”.
По промыслу Божиему, за 70 лет падения Царьграда, признанного после уклонения Рима в ересь, второй Христианской столицей, святой образ Богоматери чудесно явился на Новгородской земле. Икона названная по месту обретения Тихвинскою в одночасье стала ярким символом избранности и подтверждением Русской духовной и государственной идеи - “Москва - третий Рим”.
Явление иконы невидимо перенесенной из Царьграда в Тихвин истолковывалось святыми старцами и иерархами Русской Церкви как один из небесных знаков избранности Руси и ее столицы Москвы, провозглашенной последним в истории человечества мировым центром Вселенского Православия.
Не случаен и выбор Царицей Небесной мирского владыки и устроителя каменного Успенского собора в Тихвине. По выбору самой Пречистой Девы, им стал сын верного ревнителя Православия - Государя Иоанна III Васильевича, рожденного 22 января, в день памяти Святого Апостола Тимофея, и получившего имя свое на шестой день, когда празднуется перенесение мощей Св. Иоанна Златоустаго.
Младенец его и наследник был рожден 25 марта, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, и получил имя Архангела Гавриила, Собор которого празднуется на следующий день. И лишь потом наследнику дано было имя Василий в честь деда - Василия II Темнаго (1425-1463 гг.), признававшего себя преемником павших от агарян православных Византийских Императоров.
Василий III Иоаннович (1505-1533 гг.), по свидетельству современников, “…поборол по Божьей церкви и по законе, и по всем Православном христианстве и по древнему благолепию”. Сей ревностный Государь в 1522 году получил от старца Псковского Елиазарова монастыря Филофей особое послание, в котором были и такие пророческие слова:
“...Святая Вселенская Церковь вместо Рима и Константинополя сияет светлее солнца в Москве. Два Рима пали, третий - Москва - стоит, а четвертому не быть. Все Христианские Царства пришли в конец и сошлись в одно Царство нашего Государя; все христианские Царства потопишася от неверных, только Царство одного нашего Государя благодатию Христовою стоит. Подобает Царствующему Великому Князю держать это с великим опасением и обращением к Богу, и уповать не на золото и богатство исчезающе, но на дающего всего Бога”.
В известной “Повести о разорении Царьграда безбожными агарянами” находим подтверждение этих слов:
“Сия ибо вся благочестивыя царствия, греческое и сербское, басанское и арбаназкое Божиим попущением безбожные турци поплениша и покориша под свою власть, наша же Руссийская земля Божией милостью и молитвам Пречистыя Богородицы и всех святых чудотворцев растет, и младеет, и возвышается...” Таким образом предание о византийской святыне покинувшей Царьград до его осквернения нечестивцами и избравшей Русь своею обителью, получило высший, признанный всеми Православными народами смысл.
С той самой счастливой минуты явления Пречистого образа и до наших дней к святой чудотворной иконе Пресвятой Владычице молитвенно обращаются за благословением и помощью в защите Отечества и просвещении языческих народов. Горячо молятся о мире, благополучии и здравии всеми любимого Государя и его семьи. Со времени чудесного явления иконы в Тихвине Пречистенский погост превратился в одно из любимейших мест великокняжеского, а затем и царского внимания, стал особым местом паломничества высших мирских владык и духовных иерархов.
Успенский собор, построенные на месте явления Тихвинской иконы был и остается наиболее значительным храмом, возведенным в XVI веке по Государеву указу. Образцом для его создания служил Успенский собор Московского Кремля, возведенный в 1475-1479 годы итальянским зодчим Аристотелем Фиоравенти и ставший, со времени правления царя Иоанна IV, храмом всея Руси. Строителями Тихвинского Успенского собора были “нарядчик” Дмитрий Сырков - представитель известной династии “гостей московских”, переселившихся в Великий Новгород в конце XV века, и итальянский мастер Фразин. По воле Божией, примерно в одно и то же время, они и были освящены; Успенский собор в Московском Кремле - по окончании стенной росписи, и каменный храм в Тихвине по окончании строительства. Сообщением об освящении двух великих святынь воздавалась хвала Богу за дарованную в июне 1514 года, после упорной борьбы победу над Литвой, увенчанную взятием Смоленска.
Великий князь Московский Василий III Иоаннович посетил храм в 1526 году и молился у чудотворного образа Тихвинской иконы “о здравии и о спасении, и чтобы Господь плод чрева даровал”. Годом ранее Митрополит Московский Даниил (1522-1539 гг.) и Собор 1525 года постановили во имя сохранения династии развести Василия III с супругой Соломонией Сабуровой. Прожив с нею 20 лет, государь не имел детей, и потому, желая иметь прямого наследника, пожелал жениться вторично. В 1525 году, с благословения Митрополита Московского Даниила, Соломония была против воли пострижена в монахини, а Василий III Иоаннович избрал в супруги племянницу литовского князя Михаила - Елену Васильевну, из княжеского рода Глинских, чей род шел от одного из сыновей Мамая, владевшим в Приднепровье городом Глинским.
После усердных молений пред иконой Пречистой в Тихвине, менее чем через 2 года царица “понесла”, разрешившись от бремени мальчиком - будущим первым Царем всея Руси Иоанном IV (1533-1584 гг.). Но государю, “искателю учительных монашеских бесед”, не суждено было долго пребывать в мире - перед кончиной он пожелал принять постриг. Брат его Андрей Иванович и боярин Михаил Воронцов старались не допустить этого. Митрополит Московский Даниил тогда сказал Андрею:
“Не будь на тебе нашего благословения ни в сей век, ни в будущий; хорош сосуд серебряный, а лучше позолоченный”.
Троицкий игумен Иоасаф совершил последнюю волю Великого князя - пострижение, дав умирающему имя Варлаама. Сыну его, вымоленному у Пречистой Госпожи Богородице, шел четвертый год. Супруга Великого князя Василия III Елена ушла вслед за мужем в 1538 году.
Эта история появления на свет Божий, вероятно, стала известна Иоанну. Иначе нельзя объяснить причину спешного приезда 17-летнего Государя в Успенский собор Тихвина на поклонения чудотворной иконе. Тем более что случилось это за несколько дней до торжественного на благо всей Руси венчания Иоанна Васильевича на Царство в Успенском Соборе Московского Кремля 16 января 1547 года.
Оное Таинство было совершено “…по древнему цареградскому чиноположению” с прибавлением миропамазания. Митрополит Московский Макарий возложил на Иоанна знаки царского сана - Крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха, а затем золотую цепь Мономаха. После приобщения Святых Христовых Таин Иоанн был помазан миром. Так свершилось равенство пред императорами Священной Римской империи.
Государь совершил паломничество в Успенский собор Тихвина, как и его благочестивый родитель накануне (3 февраля 1547 года) браковенчания. Избранницей Иоанна была дочь окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Видимо, решение вступить в брак с боярышней Анастасией Романовной Иоанн Васильевич принял, с одобрения Митрополита Московского Макария, 13 декабря 1546 года. Как повествует летопись, в тот год, когда Государю было 16 лет, среди ребяческих игр он, вдруг заговорил с боярами о женитьбе, да, как пишет историк В. О. Ключевский, “говорил так обдуманно, с такими предусмотрительными политическими соображениями, что бояре расплакались от умиления, что Царь так молод, а уже так много подумал, ни с кем не посоветовавшись, от всех утаившись”.
Совершенное вслед за оным поклонение Святому образу и испрошение милости и помощи у Царицы Небесной было необходимо еще и потому, что Иоанн искал прародительских обычаев: “…как прародители его, цари и великие князья и сродник его Владимир Всеволодович Мономах на Царство, на великое княжение садились”. В то время первым помыслом Иоанна при выходе из правительственной опеки бояр было, по особому внушению, принять титул Царя и Венчаться на Царство торжественным церковным обрядом. Это уподобляло Иоанна Васильевича Византийскому Императору, и воспринималось всем Православным народом и Христианским миром, как Божественное благословение.
Иоанн IV Васильевич, по словам историка Ключевского:
“…был первый из Московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе Царя в настоящем библейском смысле, Помазанника Божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное я сделалось для него предметом набожного поклонения”.
Иоанн первым из Государей Российских возвысил идею Царской власти. Он писал о себе: “Мы, смиренный Иоанн, Царь и Великий Князь всея Руси по Божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению”.
Через 150 лет подтвердил и возвысил традицию преемственности Царской власти в России от Византии Государь Император Павел I Петрович (1796-1801 гг.). На коронации в Москве 5 апреля 1797 года, в первый день Светлого праздника Воскресения Христова Государь, прежде чем облечься в порфиру, приказал возложить на себя далматик - одну из царских одежд Византийских Императоров, сходственный с архиерейским саккосом (священной одеждой).
Была и другая причина прибытия в Успенский собор Тихвина государя Иоанна IV Васильевича - он смиренно брал у Взбранной Воеводе благословение на военный поход против Казани, задуманный двумя годами ранее, о чем Иоанн откровенно поделился со святителем Новгородским Феодосием. Покоряя язычников, Иоанн исполнял долг перед своим прадедом Василием II Васильевичем (1425-1462 гг.), который весной 1445 года, во время борьбы с армией казанских татар хана Улу-Махмета, был схвачен ими в плен. Великий Князь полагая, что безопасность временно обеспечена, возвращался в Москву встретить Светлое Христово Воскресение, но армия татарского хана напала на Василия II у города Юрьева и пленила его на долгие три месяца. Освободиться из неволи великий князь сумел лишь за огромный выкуп в 200 000 рублей. Потомки Василия Темного неоднократно пытались отплатить язычникам.
Отец Иоанна IV дважды, в 1506 и 1524 годах безуспешно пытался покорить басурман - пришел черед сына. Поход был задуман правнуком ровно через сто лет после унизительного пленения и выкупа Василия II. В апреле 1545 года войска Князя Василия Серебряного с ратями других воевод на стругах поплыли к Казани, но действуя без благословения, разрозненно, воеводы опустошили лишь окрестности татарской столицы. На том поход и завершился. Благоразумным было одно объяснение - покорить язычников и исполнить отеческий долг, обратясь за помощью к Владычице Богородице, было под силу только Православному Царю и Великому Князю Иоанну IV. С этим намерением Государь и прибыл в 1547 году в Успенский собор Тихвина.
Молитвы молодого Иоанна были услышаны Заступницей земли Российской - по прошествии 5 лет, в 1552 году, пала Казань под ударами Христолюбивого воинства. И по взятии ее, в трех верстах от города, на левом берегу реки Казанки, в месте погребения русских воинов, павших при осаде Казани, по указу Царя Иоанна IV Васильевича, был заложен Успенский монастырь - первый на территории завоеванного и присоединенного к России Казанского ханства. В 1560 году после затопления водами реки, монастырь - прообраз Тихвинского, был перенесен на вершину горы Зилант (Змеиная) и стал именоваться Зилантовым. Так, по промыслу Божиему, змий был повержен копьем христианских дружин, при помощи Пресвятой Владычице нашей Богородицы. Сие свершилось позже.
Тогда же, в 1547 году, здесь, в Успенском соборе Тихвина, и открылось юному Царю устроить “на царское иждивение монастырь по уставу и чину прочих монастырей общежительных”. В ту пору своего царствования, пребывая в постоянной связи с Митрополитом Макарием, Иоанн IV проявил себя истинно церковным, мудрым и решительным государем. В эти годы им был издан Царский Судебник, благоустроивший весь государственный строй и даровавший населению права самоуправления, завоеваны были Казань и Астрахань, основана была типография в Москве: удачно началась (1558 г.) война с Ливонским орденом за выход в Балтийское море. В согласии с государем был созван 23 февраля 1551 года Церковный Собор, именуемый Стоглавым (от разделения книги его постановлений на 100 глав). На нем были приняты Устав и чины монастырские, введенные через 9 лет в будущей Тихвинской обители.
Для понимания того, как велико было тогда влияние Митрополита Московского Макария, окормлявшего государя с 12 лет, приведем слово сказанное Царем при начале заседаний церковного Собора. Обратившись к “Собору служителей Божиих”, Иоанн говорил о возвышении падении царств по причинам мудрости или буйства властей; описывал все испытанное Россией во время его сиротства и юности, сперва невинной, а потом развратной; указывал на дурные примеры бояр, испортивших в нем сердце. Изображал он бедствия Москвы, обращенной в 1547 году в пепел. “Тогда”, молвил Государь, “ужаснулась во мне душа, и кости во мне затрепетали; дух во мне смирился, сердце умилилось. Теперь ненавижу зло и люблю добродетель. От вас требую ревностного наставления, пастыри христиан, учители царей и вельмож, достойные святители церкви! Не щадите меня в преступлениях; смело упрекайте мою слабость; гремите словом Божиим, да жива будет душа моя”. Богу было угодно сурово испытать Иоанна IV.