Портал "Дивное Дивеево"

Страничка монастыря расположена здесь - www.4udel.nne.ru

Боже, Всеблагий и Всемилостивый, всех охраняяй Своею милостию и человеколюбием, смиренно молю Тя, предстательством Богородицы и всех святых, сохрани от внезапной смерти и всякой напасти мене, ...
На главную Монастыри Мальский Спасо-Рождественский монастырь или Онуфриева пустынь
Мальский Спасо-Рождественский монастырь или Онуфриева пустынь

В 18 км от Печерского монастыря по Псковской дороге между Печорами и Изборском стоит деревня с уютным названием Малы. За ней скрылся в глубокой лощине на берегу Мальского озера бывший Мальский Спасо-Рождественский монас­тырь или как его еще называли Онуфриева пустынь, на­званный так по имени основателя монастыря прп. Онуф­рия Мальского (память 25 июня).

Суров и нелюдим был край во второй половине XV века, когда пришел сюда прп. Онуфрий - ученик прп. Евфросина Спасо-Елеазаровского, начальника псковско­го пустынножительства - в поисках уединенной подвиж­нической жизни. Глухие и труднопроходимые леса покрывали склоны древней, прорытой ледниками лощины. Лишь блестящая гладь лесного озера иногда волновалась при ветре и тихий говор вод, с легким шумом плескав­шихся о берег, нарушал тишину уединенного места.

Онуфриева пустыньПотом, как обычно в то время водилось на Руси, прослышав о пустынном подвижнике, приходили к нему искавшие спасения в удалении от мира любители пустынного иноческого жития и умножали число мальских насельников, пока одинокий скит не разросся в Мальский монастырь.

Не сохранилось никаких сведений о житии первого пустынножителя прп. Онуфрия, кроме записи о том, что он скончался 12(25) июня 1492 года, но псковские лето­писи XVI века и народное предание твердо хранят па­мять о нем как основателе Мальского монастыря, о чем говорит и название - Онуфриева пустынь.

Сколько на Руси было монастырей, время основания которых и даже имена их первых подвижников ушли в безвестность, по смирению их основателей и их нежеланию быть прославленны­ми миром. Они не на сло­вах только, а и делами своими показывали, что вменяют ни во что сует­ную славу мира сего, и не устами одними говори­ли о вечном, но дышали и жили им.

Мощи прп. Онуфрия почивают до времени под спудом под развалинами монастыря. Год основания Мальс­кого монастыря в точности неизвестен, но в некоторые источниках указывается 1471 год.

Мальской монастырь. Престольный праздник.Небольшая обитель на берегу Мальского озера про­цветала до 1581 года. В монастыре было две церкви. Глав­ная Спасорождественская церковь построена во второй половине XVI века. Как и другие псковские церкви, она небольшая, простой формы, но пять глав, которые ее вен­чают, указывают на то, что на внешний облик храма повлияла и московская школа архитектуры. Церковь стоит над святым источником, который вытекает из-под алтаря Другая каменная постройка монастыря - трапезная церковь. К ней примыкает трапезная палата, которая в свою очередь с западной стороны соединялась со звонницей. Здание имело три этажа и служило для братии и храмом, и жильем, и трапезной. Монастырь был окружен бревенчатой оградой и, кроме названных сооружений, имел игуменский дом, три житницы, сенной амбар, сторожку у ворот. Здесь же был коровий двор с тремя коровниками, а рядом молочная, за монастырем, на берегу озера, были монастырский сад и огород. Количество монахов в Мальском монастыре никогда не превышало 15 человек.

Мальской монастырьКолокольня Мальского монастыря - одно из лучших созданий псковского церковного зодчества. Ранее это была не колокольня, а звонница. Она имела односкатную кровлю и плоскую южную стену, вверху которой было четыре арочных проема для колоколов, и соответствовала псковским строительным традициям. В 1902 году она был перестроена, потому что нужно было укрепить ее верх, но и в этом исполнении звонница-колокольня смотрите чудесно и с любой точки обзора воспринимается центральной постройкой.

Все каменные постройки Мальского монастыря по-своему уникальны: Спасорождественская церковь с приделом прп. Онуфрия, построенным в 1902 году, звонниц и развалины трапезного храма - все, что осталось о Мальского монастыря.

Военные невзгоды прошлого не миновали затерянный среди лесов и холмов монастырь. В 1581 году венгерские отряды польского короля Стефана Батория, возвращаясь к Пскову после неудачно­го штурма крепости Псково-Печерского монастыря, подошли к Малам. Отстоять обитель монахи не смогли. Монастырь был разрушен, а все насельники убиты.

Долгое время Мальский монастырь лежал в развалинах, и не слышно было звона его колоколов. Толь­ко в 1675 году появляются сведения о возобновлении Мальской обители, о чем свидетельствует надпись на одном из колоколов Мальской звонницы. Эта надпись гласит, что колокол был слит в 7183 (1675) году в Онуфриеву пустынь при строителе старце Лаврентии, помощью его и других вкладчиков.

Малы. Престольный праздникВ 1710 году монастырь вновь разорен шведами, но по приказу императрицы Анны Иоанновны при епископе Псковском Рафаиле (Зборовском) возобновлен в 1730 году.

Тогда восстановили его главный храм и колокольню. А руины братского корпуса с трапезной и церковью так и дожидаются со времени Батория продолжения их дол­гой жизни.

В 1764 году в царствование Екатерины II при архи­епископе Псковском и Рижском Иннокентии Мальский монастырь был упразднен, а при Спасорождественском храме открыт приход. Тогда и стали называть Малы погостом. Мальский погост был приписан к Псково-Печерскому монастырю.

Кроме празднования памяти прп. Онуфрия, которая совершается 12 (25) июня, существует в Малах и местный заветный праздник, именуемый «Мальским воскресением» - первое воскресенье после Петрова дня (свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла). В глубокой древности в этот день выпал обильный снег, от которого могли погибнуть все посевы и растения, но по молитвам прп. Онуфрия снег быстро растаял, не причинив никакого вреда, и в этот год урожай был больше прежнего. С тех пор положили ежегодное празднование в память об этом чуде.

На кладбище Мальского погоста похоронен местный праведник - болящий Матфей, более 40 лет лежавший на одре без движения и удостоенный от Господа дара прозорливости. Много людей приходило и приезжало к праведнику за советом и утешением. На пожертвования, приносимые Матфеюшке почитателями, был построен при­дел прп. Онуфрия Мальского. Почил праведник в 1905 году, 15 (28) июня и погребен напротив Спасо-Рождественской церкви. Перед смертью предсказал обстоятель­ства своего погребения, которые и исполнились в точнос­ти.

Мальской монастырь. Трапезная церковь.Рядом с Матфеюшкой похоронен родственник Свя­тейшего Патриарха Тихона протоиерей Михаил Влади­мирович Беллавин - настоятель Мальской церкви в 1949-1985 годах. Жена отца Михаила матушка Мария Васильевна здравствует и поныне. Этой почтенной стари уже 99 лет.

В 2000 году развалины Мальской обители были переданы Псково-Печерскому монастырю для восстановления и строительства скита. В колокольне устроена новая келья будущего монастыря. На хозяйственном дворе мо­настыря в деревне Малы стро­ятся мастерские для реставра­ции Мальского скита.

С древних времен считают­ся Малы святым местом. Немая красота Мальской долины, умиротворенность и благодать Онуфриевой пустыни и поныне притягивают паломников из разных концов России.

Приезжают люди сюда помолиться, приложиться к святыням Мальской церкви, набрать воды из целебных источников, взирая на развалины Мальского монастыря и с верою в его воскресение.

Народность сету На сельских праздниках здесь можно встретить представителей малой этнической группы — народности сето. Это связано с тем, что на кладбище много сетусских захоронений.

В июле проходит престольный праздник «Мальское воскресение», когда отовсюду собираются люди, считающие Малы своей родиной, чтобы встретиться и почтить память предков.

Мальской погост сохраняет удивительную, умиротворяющую атмосферу. Недаром, одно из местных поверий связано с обретением человеком душевного покоя.

 

 

Псковская обл., Печорский район, пос. Малы

 

 
Комментарии
Всего комментариев: 2
2017/06/19, 15:20:02
Здравствуйте! Мы открыты для помощи детям и семьям, которые по каким либо причинам находятся в трудной жизненной ситуации. У нас нет ограничений по полу и возрасту. Мы помогаем ребенку выйти из той ситуации, в которой он оказался, создаем ощущения настоящего дома и семьи, указываем детям духовно-нравственные христианские ориентиры для будущей самостоятельной жизни, подготовить детей к дальнейшему образованию в ВУЗе, раскрываем в каждом ребенке способности к творчеству и музыке, спорту и искусству и развивать эти таланты в полной мере.
С Уважением к Вам "Детский социально-реабилитационный центр святой благоверной княгини Евфросинии Московской" и "Детский социально-реабилитационный центр святого благоверного великого князя Димитрия Донского"
89296272976
Галина
2012/05/29, 09:05:22
Great article but it didn't have evreynthig-I didn't find the kitchen sink!
Merrick
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2017


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь
Яндекс цитирования

Страница сформирована за 0.054796934127808 сек.