Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18 Против нападений бесовских: 45, 67 При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51 Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего ...
На главную Монастыри Спасо-Преображенский Мирожский монастырь
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь
Слава Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность. Основанный в середине XII века новгородским архиепископом св. Нифонтом, монастырь был носителем духовного просвещения, хранителем традиций церковного искусства и книжности. В средние века здесь находилась богатая библиотека, работали переписчики духовной литературы, велась Псковская летопись, существовала иконописная мастерская. Здесь была переписана и сохранена для потомков эпическая повесть "Слово о полку Игореве". Среди получивших образование в Мирожском монастыре был св. Корнилий - впоследствии игумен Псково-Печорского монастыря, прославленный в лике преподобномученников - духовный писатель, просветитель эстов, неутомимый благоустроитель ввереной ему обители.

Фрески Мирожского монастыряМонастырь пережил многие войны и нападения. Находясь за пределами крепостных стен Пскова, он первым принимал на себя удары врагов. В 1299 году войска Ливонского Ордена напали на псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастыри. Тогда был убит игумен Мирожского монастыря - преподобный Василий Мирожский. Вместе с Иоасафом Cнетогорским, также стяжавшим мученический венец от рук немцев, он является местночтимым святым.

Во время Ливонской войны в царствование Ивана Грозного Мирожский монастырь находился непосредственно перед тем участком псковской крепости на противоположном берегу Великой, где поляки под командованием короля Стефана Батория предприняли решительный штурм города. В том месте, впоследствии названном "у Пролома", куда были брошены все силы врага, только чудесное заступление Богородицы позволило выстоять гарнизону города. Основатель монастыря св. Нифонт был в числе святых, сопровождавших Царицу Небесную, когда та накануне решительного штурма явилась во сне кузнецу Дорофею.

КрестСпасо-Мирожский монастырь с XVI века был одним из богатейших среди других обителей Пскова. Он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами.

В конце XVIII в. территория монастыря сократилась до существующей ныне ограды. В XX веке монастырь был закрыт. Знаменитый собор Спаса Преображения открылся после вековой реставрации фресок в конце столетия и ныне хранится музейно.

Фрески Мирожского монастыряМирожский монастырь представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой он занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу.

Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники:

СОБОР СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ сер. XII века

Древнейший монастырский храм – центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, - всемирно известное достояние культуры.

Собор Спаса ПреображенияАрхитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями» (А.И.Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста.

Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковское зодчество в дальнейшем.

Фрески собора – краеугольный камень всей знаменитой средневековой школы псковской живописи.

Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые – в 1887 г. под руководством В.В.Суслова, в XXвеке – А.И.Анисимова, Д.Е.Брягина, Г.В.Алферовой, В.Д. Сарабьянова).

СТЕФАНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (XVII в.)

Стефановская церковьПостроена на месте более древней (1406 г.); представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые ворота.

В архитектуре заметны московские черты. Фасады декорированы белеными кирпичными карнизами, орнаментальными поясами, лопатками. Окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. Интерьер храма двусветный, перекрыт сомкнутым сводом.

Замечательным украшением Стефановской церкви стал иконостас, исполненный в византийских традициях архимандритом Зиноном в 90-х годах XX века.

КОЛОКОЛЬНЯ, БРАТСКИЙ КОРПУС (к XVII - XIXвв.) БРАТСКИЕ КЕЛЬИ (XVIII - XIX вв.)

Колокольня (1879 г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный Братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны.

НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ КОРПУС (XVIII – XIX вв.)

КолокольняРасполагается к западу от Преображенского собора; на древнем каменном подклете, вытянутом в плане, надстроен деревянный этаж.

 С 1994 года территорию и постройки монастыря совместно используют Псковский Музей-заповедник и недавно возникшая монашеская община, при которой создана иконописная школа. Основателем школы был выдающийся современный иконописец архимандрит Зинон, известный далеко за пределами России. В стенах монастыря можно увидеть замечательные фрески и иконы его работы.

В настоящее время братия монастыря состоит из настоятеля иеромонаха Марка и 10 человек. Иконописцы из числа братии исполняют заказы по написанию и реставрации икон, возрождая древние секреты иконописи и передавая навыки все желающим посвятить себя этому высокодуховному творчеству.

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2019/09/15, 16:25:24
Дорогие Отцы и братия помолитесь пожалуйста о р.Б.Евгении и Елене что б к ним вернулись хорошие и добрые чувства к друг другу. Что б Евгений перестал грешить грехом прелюбодияния, и нерадение м о своем спасении. Что б смог бороться со страстями, чревоугодием, сладострастием, сребролюбием. Во имя Отца и Сына и Святага Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Друг
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.020236015319824 сек.