В
3,5 км от центра Пскова на высоком берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь. Он был основан в XIII веке. Название горы — Снятная — происходит от слова «снеть». Снеток — маленькая рыбка, которой так славился Псков. Снятная гора необычайно живописна. Лучшего места для размещения монастыря и придумать нельзя. До монастыря можно доехать на автобусе, который идет от вокзала, примерно за 20 минут. В 1299 г. на монастырь напали немецкие рыцари и разграбили его. В огне погибли 17 иноков и основатель монастыря — игумен Иосаф. Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил рыцарей и повелел поставить в монастыре новый храм — каменный. Но это был последний год жизни прославленного князя. Строительство храма затянулось. В 1310 -1311 гг. был завершен, а в 1313 г. расписан фресками каменный собор Рождества Богородицы.
Снетогорский монастырь стал традиционным местом пострижения псковских князей — принятия схимы перед смертью. Особо памятным для монастыря было посещение обители невестой Ивана III византийской царевной Софьей Фоминичной Палеолог в 1472 г. по пути в Москву. В Смутное время один из самозванцев, выдававший себя за царевича Дмитрия-Сидорка, был схвачен в Пскове.
Сопровождать его в Москву было доверено игумену Снетогорского монастыря. Побывали под стенами монастыря и войска шведского короля Густава-Адольфа. В 1614 г. здесь стоял шведский лагерь.
Важным строительным этапом в истории монастыря стало возведение каменных храмов и гражданских зданий в первой четверти XVI века. Обновление монастыря связано с переходом Пскова под управление великого московского князя. Близ древнейшей и особо почитаемой местной святыни — собора Рождества Богородицы в 1519 г. была построена Никольская церковь, сохранившаяся до настоящего времени. Около 1526 г. возведена Вознесенская церковь, реконструированная и надстроенная высоким шатром в XVII веке (не сохранилась).
Архитектура Рождественского собора неоригинальна, он является копией Преображенского собора Мирожского монастыря. Однако строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку». Интерьер храма сделан по типу креста, вписанного в четверик, ограниченного стенами. В XVI веке с западной стороны собора к нему сделали пристройку, сохранившуюся до сих пор.
Рождественский собор знаменит своими фресками. Во времена нашествия на Псков Стефана Батория (1581-1582 гг.) собор горел, верхняя часть барабана разрушилась. Сильно пострадали и фрески. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинен и украшен пояском с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 г. началась расчистка снетогорских фресок, она продолжается и по сей день.
При создании фресок псковские мастера использовали почти все тона местных минеральных красок с преобладанием известной «псковского черлени», придающей росписям своеобразный, теплый колорит.
Настенная снетогорская роспись относится к начальному периоду расцвета псковской фрески. Помимо яркой, живописной манеры, в которой работали мастера, их роспись характеризуется очень вольной трактовкой религиозных сюжетов. Пророки, апостолы, святители не просто символы веры, а живые люди с разными характерами и внешностью. В поисках новых сюжетов псковские живописцы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы, не вполне совпадающие с официальным вероучением.
Композиции фресок необычайно живы. Северную стену занимает фреска «Успение», над дверью в жертвенник — сцена «Введение во храм». Сильное впечатление производит «Страшный суд», изображающий не только грешников и героев религиозных мифов, но фантастических животных.
Живописцы выработали смелый стиль письма — «пробела», т.е. белильные блики, которые оживляли фигуры и придавали им динамичность.
К нашему времени общая цветовая гамма фресок сильно изменилась, непрочные краски выцвели, изменился лазурный фон. К фрескам нужно присмотреться, и тогда будет понятен замысел ее творцов. Они прекрасны.
На XVII век приходится расцвет монастыря. Жизнь в Пскове способствовала бурному развитию торговли, росту богатства. Монастырю тогда принадлежало около 370 крестьянских дворов. Но пришла Северная война, монастырь опять горел, в огне погиб архив, содержащий документы о времени основания монастыря.
В 1760-х гг. в России происходит секуляризация монастырских и церковных владений. Снетогорский монастырь постепенно пустеет, а в 1804 г. он и вовсе упразднен. Штат его был приписан Спасо-Елизаровскому монастырю. В 1805 г. Снетогорский монастырь был отдан правительством под загородный архиерейский дом.
После революции в 1919 г. бывший Снетогорский монастырь был включен в охранные списки памятников архитектуры, что не помешало древним постройкам медленно разрушаться. До войны там был дом отдыха. Во время войны древние стены были осквернены присутствием гестапо.
Сейчас Снетогорский монастырь возрожден. На его территории находится женский монастырь. В монастыре проживает более 60 сестер, а с трудниками и церковным клиром около 100 человек. Руководство монастыря осуществляет игуменья Людмила. Все ведущие направления деятельности распределены по послушаниям, за которые отвечают сестры. Послушания разные: клирос, просфорная, пекарня, огородницы, швеи, историки, трапезницы, птичницы и пр.
г. Псков, Снятная Гора. Снетогорский монастырь. Тел. (81122) 2-19-63
Снетогорский монастырь находится в 7 километрах от Пскова. Добраться до него можно автобусом ?1 до конечной остановки, далее 300 м. по асфальтированной дороге до монастыря.