2000-летие Рождества Христова ознаменовано многими радостными и торжественными событиями для праавославных христиан. Одним из них стало открытие новой обители – Свято-Богородичного Ризоположенческого мужского монастыря в селе Томашовка Фастовского районаКиевской области.Над живописнейшим берегом реки Ирпень, серебряной лентой своих чистых и прозрачных вод ограничивающей бывшую дворянскую усадьбу, словно возникший из сказки, возвышается ... дворец. Место это, служившее в годы советской власти школой, во время оккупации – немецким штабом, а несколько последних лет, до передачи его монастырю, и вовсе пустовавшее, выглядело живописными развалинами бес полов и потолков, с обветшалыми стенами и запрослями дикого кустарника вместо ландшафтного парка. Немалыми трудами наместника Киевского Свято-Введенксого мужского монастыря архимандрит Дамиана (Давыдова), братии и прихожан (киевских, броварских, и томашовских) земля эта превратилась, по меткому выражению кого-то из прихожан, в “Малый Еремитаж” Фастовского района. Поржает своей изумительной красотой домовый Храм во имя Святой прмц. Великой Княгини Елисаветы Феодоровны – драгоценные витражи в алтарной части, высолоченнная резьба по дереву, ручная лепка потолков, художественная отделка стен, мраморные полы изысканного рисунка. Изящные изразцовые печи-камины украшают и оборгевают все помешения бывшего поместья.
Но притягельно это место своей гавной святыней – чтимой иконой Божией Матери “Всех Скорбящих Радосте” - точным списком одноименной иконы XIX в., ныне утраченной, а в древности находившейся в больничном Никольском храме Киево-Печерской Лавры, построенном благоверным князем Николой Святошей на собственные средства. Кроме того, в храме находятся иконы с мощевиками многих святых, в их числе – с частицей мощей св. Прмц. Елисаветы, ковчежцы с частями мощей прп.Димитры, воплотившей идею создания Киевского Свято-Введенского монастыря, и схимонахини Олимпиады, насоятельницы Арзамасской женской оьители.
По переданию, в XVIII в. Земли эти принадлежали князьям Долгоруким, а в конце XIX в. здесь поселились польские дворяне Хоецкие. При них и был построен в 1903-1910 гг. дворец -усадьба по проекту архитектора В.И. Куликовксого. Работы по благоустройству монастырской территории не прекрщаются. Кроме дворца-усадьбы с домовой1 церковыю, восстановлена бывшая конюшня в ее первоначальном архитектурном виде (ныне хоздвор с козами, коровами, домащней птицей), рапсчищен парк, в котором, по традиции древных Константинопольскых монастырей, установлены просторные вльеры с диковинными птицами, в напоминание всем о благодатной красоте, дарованной нам Богом. Главной целью создания монстырей является желание близости Божеей и непрестанной молитвы с сосредоточением на Богослужении. Поэтому в Ризо-положенческом монастыре прежде свего был создан домовой храм. Сам же монастырь, по сложившейся на Киевской земле благочестивой традиции почитания Божей Матери, посвящен положению Ее Честной Ризы во Влахерне.
По переданию, пресвятая Богородица еще при своей земной жизни подарила одну из своих одежд благочестивой еврейской девушке с повелением передать ее перед смертью такой же добродетельной девице. В 474 г. по Р.Х. два знатных греческих вельможи отправились на поклонение святыням Палестины. На Благовещение Пресвятой Девы Марии пришли они в Назарет и остались на ночлег в доме еврейки-христианки. Увидев комнату с горящими свечами, благоухащую фимиамом, спросили хозайкц, что там такое. Оказалось, что в комнате хранится в ковчеге драгоценная святыня – РизаПресвятойБогородицы.
Много молились греки, чтобы Господь вразумил их, как сделать святыню доступной людям. И открылось им - сделать ларец, подобный тому, в котором хранилась Риза. Ночью они тайно забрали святой ковчег, свой – оставили и првезли Ризу Матери Божей в Константинопель, где она была положена во Влахернском Храме, Ей посвященном. В этот день, 2/15 июла императором Львом Великим установлен праздник в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы. И с тех пор возносятся благодарственные молитвы Пречистой Боже Матери, несравненной застунице пред Сыном Своим за падший род человеческий, получающий от Ризы Ее Честной укрепление в вере, исцеление от недугов и утешение в скорбях.
Оглушенные шумом и бешеным ритмом современной жизни, уже при входе в ограду монастыря люди начинают ощущать ток иной жизни – неспешной, несуетной, даже не осознавая пдчас, почему им хочется задержаться в этом оазисе тишины. А переступив порог храма и желая лишь “посмотреть”, остаяются на службу и нередко становятся не только прихожанами, но и “приезжанами” из Киева, Фастова и окрестных сел.
http://rizopolozhenie.com.ua/