Портал "Дивное Дивеево"

Страничка монастыря расположена здесь - www.4udel.nne.ru

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, ...
На главную Монастыри Свято-Николов-Тихонов мужской монастырь
Свято-Николов-Тихонов мужской монастырь

Дорога к храму
XVI век

В 1498 году при слиянии рек Лух и Возополь был основан общежительский мужской монастырь, который изначально назывался Николаевским - во имя Святителя и Чудотворца Николая. С основанием монастыря началось интенсивное заселение пустынных доселе земель в Лухском крае. Вскоре возле монастыря образовалась слободка.

В конце XVI века произошли события, сыгравшие поворотную роль в истории монастыря. Это обретение нетленных мощей Тихона и канонизация его Русской Православной церковью. С тех пор монастырь стал называться Тихоновой пустынью. Когда был прославлен основатель монастыря и причислен к лику святых, князь Иван Дмитриевич Бельский, чьей вотчиной являлся город Лух с окрестностями, пожертвовал Тихоновой пустыни 36 деревень и починков. По смерти князя, на помин его души были приложены монастырю еще деревни из княжеских вотчин . Участие знатного рода князей Бельских в становлении монастыря способствовало росту его благосостояния. Пока они были в силе при царях и великих князьях, монастырь не терпел нужды.

Пустынь управлялась старцами, избираемыми братией. В игумены их посвящали суздальские епископы, в епархии которых находилась пустынь. В монастыре было две церкви, а также келия игуменская, пять келий братских, дворовые постройки. В одной из грамот упоминается, что братии тогда было более 50 человек. До конца столетия в обители продолжалось установленное ее основателями общежитие. Вся братия кормилась общими трудами, неся церковное, кухонное, лесное, пахотное, мельничное, рыболовное послушания.

XVII век

В смутное время игумен монастыря Иона Балахонец выступил с воззванием к жителям Луха и других городов, призывая всем сообща потрудиться для избавления православной христианской веры. Монастырские крестьяне, имевшие опыт в ратных делах, присоединились к большому отряду лушан, выступивших на соединение с войском Минина и Пожарского. Монастырь также выделил деньги на ополчение, игумен Иона отслужил молебен. Местное предание гласит, что, возвращаясь после победы в свою родовую вотчину Мыт, монастырь посетил князь Пожарский. Он занесен в синодики монастыря в числе усердных вкладчиков. Монастырь трудно восстанавливался после тяжких лет голода и смуты. Пожертвования поступали и от влиятельных господ, и от посадских людей, и от крестьян. Постепенно подмонастырская слобода разрослась в большое торговое село, известное не только иноческой обителью, но и огромной ярмаркой. В это же время лухскому воеводе и в монастырь была дана особая царская грамота, чтобы пошлинные деньги с ярмарки шли в монастырь. Это стало хорошим подспорьем для существования обители. Не обходили монастырь стороной и различные напасти. От моровой язвы в 1665 году умер 21 схимонах. В 1668 году случился в слободе большой пожар, монастырские постройки также сгорели дотла. В сентябре 1678 года над обителью вновь взвилось пламя и монастырь сгорел до основания.
 

В скором времени игумен Прокл принимал в своей келье знатного горожанина из Луха Максима Федоровича Попова, который пожелал воздвигнуть в монастыре на свои средства каменный храм в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. И вознесся на монастырском дворе дивный по красоте храм. Дата его постройки – 1678 год. Монастырь строился и хорошел. Многие знатные люди становились его вкладчиками. В синодики того времени занесены фамилии князей Белосельских, Вяземских, Шаховских, бояр Милославских, Шеиных, Волынских, Плещеевых и других. Монастырь начал богатеть и тут над ним разразилась гроза. На Тихонову пустынь стал претендовать Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. В 1680 году воскресенские власти обратились к царю Алексею Михайловичу с прошением приписать Тихонову пустынь к Воскресенскому монастырю, на что получили высочайшее царское разрешение. Попытки монастырской братии, дворян, посадских людей отстоять самостоятельность монастыря ни к чему не привели. Так на исходе второго столетия своей истории монастырь лишился независимости.

XVIII век

Утрата самостоятельности негативно сказалась на монастыре. Ухоженная маленькая обитель пришла в совершенное запустение. Доведенные до отчаяния монастырские крестьяне собрались на сход и отправили выбранных доверенных лиц ходатаями к императрице Елизавете Петровне. Ходатайство помогло, святейший синод определил Тихоновой пустыни быть свободной от ведомства Воскресенского монастыря. Об этом 15 сентября 1743 года императрицей был подписан указ . В период царствования Екатерины II шли приготовления к новому и полному преобразованию всех монастырей . В 1764 году состоялось обнародование особых монастырских штатов. Тихонова пустынь была отнесена к третьему классу. Все монастырские владения полностью отошли в казну, а вместо них положено было монастырям содержание. Но обитель не осталась только на государственном «пайке». Посадские люди, дворяне, крестьяне несли в монастырь приношения. Средства накапливались – монастырь благоустраивался. В 1765 году построено 183 сажени монастырской каменной ограды со святыми воротами и башнями. В 1779 году освящен воздвигнутый архимандритом Порфирием Рачинским придельный храм во имя Преподобного Тихона. В 1781 году построена над Святыми воротами церковь Преображения Господня. В 1786 году достроено 110 саженей монастырской ограды. В 1789 году построены каменные настоятельские кельи. В 1792 году построены каменные братские кельи с трапезной и кухней. С восшествием на престол императора Павла были дарованы монастырям земли и возвращены другие угодья. Тихоновой пустыни были возвращены мельница на реке Лух близ деревни Городок и рыбные ловли по Луху и Возополи, а также около 20 десятин земли рядом с монастырем. В 1787 году город Лух со своим уездом был присоединен к Костромской губернии и Тихонова пустынь перешла в ведомство Костромской епархии. Вскоре при монастыре учредили духовное училище для детей церковнослужителей. Духовное училище в Тихоновой пустыни стало первым учебным заведением в древней лухской земле. К концу ХVIII века в пустыни были сосредоточены и духовное правление, и духовное училище, и иноческое общежитие.

XIX век

В 1808-1809 годах монастырь на свои средства построил каменный корпус для духовного училища. В 1814 году оно было разделено на приходское и уездное. В училище действовали 4 класса и они служили подготовительными для семинарии. Число учеников составляло 200 человек. К тому времени придельные храмы обветшали. Управлявший тогда монастырем казначей иеромонах Варнава начал постройку новых зданий. В 1833 году были закончены постройкой приделы в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая. На западе от этих приделов тем же Варнавой в 1835 году была сооружена грандиозная каменная колокольня. К 1836 году все здания в Тихоновой пустыни были каменными. В 1839 году чудовский иеромонах Тихон с другими вкладчиками соорудили новую металлическую чеканную раку для мощей Преподобного Тихона. В 1876 году в Копытове на месте часовни архимандрит Сергий с братией соорудили небольшую каменную церковь с колокольней. Освящена эта церковь была в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Преподобного Тихона.

XX век

16 июня 1903 года состоялось торжественное заседание Костромской ученой губернской комисии в ознаменование 400-летия со дня блаженной кончины Преподобного Тихона Луховского. С обстоятельным докладом на заседании выступил член ученой архивной комисии П.А.Илинский. Результатом его многолетних кропотливых исследований стала книга «Луховская Тихонова пустынь Костромской губернии», впервые изданная в 1896 году в Петербурге. Докладчик на торжественном заседании убедительно показал, какую огромную роль сыграли Преподобный Тихон и основанная им обитель в духовном просвещении, развитии образования, наук и ремесел на древней Лухской земле. После захвата власти в Росии безбожниками-коммунистами монастырь разделил участь многих тысяч обителей. В 193? году монастырь был закрыт и подвергся варварскому надругательству и разграблению . Уничтожены иконы, рака Преподобного Тихона. Колокольню обезглавили, свалив с нее 17-метровй шпиль с крестом. Позднее на территории монастыря разместили МТС. Начало восстановления монастыря было ознаменовано чудом. Оно произошло в 1991 году. На стене мастерской МТС, что находилась в Крестовоздвиженском храме, вдруг облетела со стены многослойная краска и проявился удивительный лик Преподобного Сергия Радонежского. Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий послал представителя епархии убедиться в проявлении лика и осмотреть монастырь. Священник, приехавший в обитель, отметил необычность и явное знамение того, что монастырь надо восстанавливать. 16 июля 1995 года Свято-Николо-Тихонов монастырь указом Святейшего Синода был возрожден.

Новейшая история

Начало восстановления монастыря было ознаменовано чудом. Оно произошло в 1991 г. На стене мастерской МТС, которая находилась в Крестовоздвиженском храме, в одном месте вдруг облетела многослойная, многолетняя краска и проявился удивительный лик Преподобного Сергия Радонежского. Слух об этом быстро разлетелся по окрестностям и дошел до Иванова. Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий послал представителя епархии убедиться в проявлении лика и осмотреть монастырь. Священник, приехавший в обитель, отметил необычность и явное знамение того, что монастырь нужно восстанавливать. Даже работники мастерских заговорили о том, что им пора отсюда уходить. «Святые гонят нас», - сказал один из них. Так это и произошло.

16 июля 1995 г. Священный Синод под председательством патриарха Алексия II удовлетворил ходатайство Высоко-преосвященнейшего Архиепископа Амвросия о благословении открытия Свято-Николо-Тихонова мужского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни.

Этому предшествовало следующее необыкновенное событие, совершившееся 29 июня на праздновании дня Преподобного Тихона Чудотворца.

После Божественной Литургии, которую совершал Владыка Амвросий, состоялся праздничный обед за пределами монастыря у Тихонова Пруда. Когда после обеда в монастырские Святые Брата входили трое насельников во главе с настоятелем, навстречу им ровной шеренгой из-под великолепной монастырской колокольни вышли три диких голубя (горлицы).

Дойдя до изумленных жителей монастыря, они повернулись и также шеренгой пошли через весь огромный монастырский двор к углу трапезной и там долго копались в земле. Потом вспорхнули и улетели. А на следующий день утром настоятель обители благословил копать на этом месте яму для кухонных отходов. Когда яма была выкопана, на дне её обнаружили светло-коричневого цвета скелет человека очень высокого роста. Он был цел до единой косточки, даже все зубы его были в сохранности (надо сказать, что все четверо святых: Тихон, Герасим, Фаддей и местночтимый Филарет были очень высокого роста). При этом присутствовали две маленькие девочки. Одна из них утверждала, что от мощей исходил голос, запрещавший ей к ним прикасаться, другая говорила о том, что от них исходило необычное тепло. Над явленными мощами долго служились панихиды. Одному из священников приснился монах в облачении схимника, который объявил ему свое имя. К сожалению, это имя было забыто. Смутно вспоминается ему, что это, как будто, был Иона. В монастыре было три настоятеля по имени Иона. Один из них - знаменитый вдохновитель нижегородского восстания против поляков-католиков по прозвищу Балахонец (родом из нижегородского города Балахны).

Монастырь возводился из руин трудно. Ни над одним зданием монастыря не было крыши. Выручили молитвы. Когда литургия стала служиться неукоснительно каждый день, тогда и стал возрастать монастырь. Особенно любили служить молебны Серафиму Саровскому Чудотворцу, ибо просимое получали вскоре же.

Вспоминаются первые три молебна. Первый молебен служили по великой бедности, не было ни денег, ни продуктов. Однако служили радостно, чувствуя присутствие святого. На следующий день с утра до вечера в монастырь несли продукты.

Второй молебен - нужны были деньги на стройматериалы. Уже ночью, в два часа, в монастырь постучались - привезли из Нижнего Новгорода четыре миллиона.

Третий молебен Серафиму служили и не очень надеялись: сорок миллионов долга по тем временам - сумма более чем солидная. На следующий день настоятель поехал в Москву. В Москве на счете была небольшая сумма, которую решили снять. Когда же настоятель позвонил в банк (коммерческий банк "Еврофинанс"), ему сообщили, что на счет поступила огромная сумма, почти сто миллионов рублей (семнадцать тысяч долларов). На эту сумму, за вычетом долга, почти все здания монастыря оказались под надежной крышей. Вообще монастырю жертвовали часто. Были люди, которые отдавали последнее. Были такие, что жертвовали анонимно. Из известных пожертвователей можно назвать Юрнл Лулият-ва, Никиту Михалкова, Александра Матросова (из московской мэрии), директора Ивановского завода силикатного кирпича Владимира Толдина и многих других добрых людей. Да сохранит их всех Господь и дарует им Царствие Свое. Аминь.

Одним из важнейших событий восстановления обители для братии явилось воздвижение креста на колокольне. В прежние времена колокольня, сама по себе мощная и высокая (43 м), была увенчана семнадцатиметровым шпилем с крестом. Этот шпиль вновь изготовили с помощью сварки из железа, а крест сделали из очень дорогого (по нашей бедности) желтого металла. Изделие получилось весьма тяжелым (более тонны). Но как поднять такую тяжесть наверх колокольни без всяческих подъемных механизмов? Предлагалось много вариантов, в том числе и вертолетный. Однако все они были не по карману.

Но "голь на выдумки хитра". Пробили свод колокольни и подняли крест при помощи талей. Восемь человек, подвергаясь страшной опасности, помогали поднимать, стоя на маленьком пятачке, на самом верху. Оставшаяся братия внизу со страхом за "верхолазов" и с великой надеждой на помощь Божию служила молебен. Через двадцать минут после начала работ шпиль был поднят и крест воссиял над обителью. Жители слободы, проснувшись, с удивлением смотрели на колокольню, которая обрела благолепный вид. Это случилось 4 апреля 1997 года.

Насельников обители сильно удручало отсутствие в ней многоцелебных мощей преподобного. О них ходило множество легенд. Одни легенды были похожи на правду, другие больше походили на небылицы. Преобладало мнение, что мощи были выкопаны в 20-х годах двадцатого столетия и увезены. Однако одна бабушка (Зеленцова А.) утверждала перед смертью, что ее покойный дядя видел преподобного в полном нетлении, и что бригадир строителей замуровал мощи там же, где нашел. В старинных чертежах было указано на существование отдельного подвального помещения, однако проникнуть в него по множеству причин, скорее всего промыслительных, не удалось. Учитывая, что сам преподобный Тихон не одобрял поднятия своих мощей, и что из-за этого ослеп игумен Константин, упорные поиски представлялись опасными. И действительно, когда раскопки вроде бы подходили к концу, ее участники заболели, причем тяжело и опасно не только для физического, но и для психического состояния. Поэтому было принято решение все поиски прекратить и работы свернуть. Думаю, что если преподобному будет все же угодно их открыть, то он это сделает без усилий с нашей стороны.

Удивительная фотография есть в монастыре. В алтаре разрушенного Крестовоздвиженского храма служит Владыка Амвросий. Рядом с Владыкой на фоне кельи схимников - три огромных свечи-столпа, по числу канонизированных святых монастыря. Совершенно достоверно, что в алтаре в этот момент даже малых свеч не было, тем более величиной с огромный кулак.

Поудивлялись все и забыли. Да поможет нам Господь не забыть Его благодеяний!

 

155281,
Ивановская область,
Лухский район,
с. Тимирязево

Тел. 8 (49344) 22-137, 22-187, 22-148.

E-mail:
agafon@tihon-luh.ru

 

БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

"СВЯТО-НИКОЛО-ТИХОНОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ"

ВОЛЖСКОЕ ОСБ 8578/045

п.ЛУХ, ул.СОВЕТСКАЯ, д.1

ИНН 3716001025

КПП 371601001

Р/С 40703810017180100144

К/С 30101810000000000608

БИК 042406608

 

 http://www.tihon-luh.ru/

 

 

 

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2013/01/08, 05:07:39
Отец Агафон, каюсь грешница, помощи прошу, не откажите
раба Светлана
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2017


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь
Яндекс цитирования

Страница сформирована за 0.064478874206543 сек.