Спасо-Геннадиев монастырь до 1647 года назывался Новою Корнилиевою пустынью и до 1787 года находился в Костромской губернии. Монастырь находится в 26 верстах от города Любима, устроен на восточном берегу Сурского или Сурбского озера, близ двух рек Обноры и Костромы, на ровном месте. Монастырь основан преподобным Геннадием, учеником преподобного Корнилия, по желанию Великого Князя Василия Иоанновича в 1529 году. До этого времени здесь была только одна келия, в которой некоторое время жили затворниками преподобные Корнилий и Геннадий, после того, как они удалились из Комельской пустыни. Причиной ухода подвижников в дремучие Костромские леса был ропот Комельской братии на преподобного Корнилия за то, что он, будучи настоятелем, явно предпочитал Геннадия другим и особенно любил его за постоянные неутомимые труды, великое смирение и послушание. Вследствие этого преподобный Корнилий, для успокоения себя и братии, расстался с ними и ушел с Геннадием за 60 верст от Комельской пустыни, поручив обитель 12-ти братьям. добровольные изгнанники поселились в дикой пустыне Сурского озера. Здесь были бортные леса, принадлежащие великокняжеским крестьянам. Добрые и простые люди, посещая свои леса, заметили святых отшельников, полюбили их, построили им келии и делились с ними хлебом и медом. Так жили "подвижники любви" до 1529 года.
В этом году Великий князь Василий Иоаннович с супругою своей Еленой, путешествуя в монастырь Белоезерский и в окрестные ему, для богомолья о чадородии, достиг и пустыни Комельской. Не найдя здесь славного святостью жизни преподобного Корнилия, и узнав о причине его удаления, Великий князь вознегодовал на строптивую братию и тотчас послал своих служителей - просить преподобного Корнилия прибыть в Комельскую пустынь. Корнилий повиновался; с ним вместе явился и преподобный Геннадий. Великий Князь упросил преподобного Корнилия остаться в прежней основанной им обители, а Геннадию позволил устроить монастырь вновь заведенной подвижниками пустыне на берегу Сурского озера. Геннадий, получив благословение своего учителя, приступил к основанию монастыря. Своими руками очистив место на берегу, осушив это место четырьмя прудами Два из них были завалены к середине XIX века (Яр. Еп. Вед. 1866 г. ? 24. С. 75) и колодцем, он при помощи новой братии, воздвиг деревянный храм Преображения Господня, к которому в последствии пристроен другой - теплый в честь преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Так основалась обитель Спасо-Геннадиевская. Преподобный Геннадий преставился после болезни 23 января 1565 года.
Житие преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского вместе со службой ему написал игумен Спасо-Геннадиева монастыря Алексий, ученик преподобного между 1584-1586 годами. Он в наставлении к братии по поводу жития преподобного Геннадия, просит отвезти его труд к царю Феодору и митрополиту Дионисию. Вероятно, что игумен Алексий был уже в преклонном возрасте раз сам не смог приехать в столицу и вероятно по этой же причине тогда не состоялось широкое прославление преподобного Геннадия. В Костроме в 1628 году упомянута церковь во имя преподобного Геннадия. ("Храмы Костромы"? Русский библиографический словарь. М., 1914. С.395-396.) К житию автор приложил и духовное завещание и наставление, продиктованное преподобным Геннадием, "бе бо Геннадий не умеяше грамоте". В них Геннадий оставался верным завету своего наставника преподобного Корнилия: "приими древних святых отцов разум, терпение, любовь и смирение, более же молитву соборную и келейную и потрудись в подвигах нелицемерных". (В.О. Ключевский Древнерусские жития святых как исторический источник М., 1989 репр. С.303
В 1644 году при разборке старого деревянного храма произошло обретение мощей преподобного Геннадия. Тогда же, в середине XVII века, была составлена повесть об обретении мощей с двумя чудесами, помеченными номерами 17 и 18. По благословению святейшего патриарха Иосифа 19 августа стали отмечать праздник обретения мощей преподобного Геннадия. Прославленные цельбоносной силой мощи долго почивали в Преображенском храме открыто, но потом по неизвестным причинам и неизвестно когда сокрыты под спуд. (Яр. Еп. Вед. 1873г. ?25 С. 202-203, ч. неоф.). В те годы состоялось прославление преподобного Геннадия. Служба с акафистом напечатана в 1861 году сочиненная Г. Карцевым и "пересочиненная" архиепископом Ярославским Нилом. В 1830-х годах игумен Палладий попытался осмотреть святые мощи. Когда начали разбирать кладку на месте раки, то случился сильный треск и трясение собора. Игумен и рабочие в страхе бежали из храма.
На период 1866 года по данным Ярославских Епархиальных Ведомостей на территории обители следующие здания:
1. По среди монастыря соборный храм Преображения Господня каменный, пятиглавый построенный в 1647 году, вместо второго уже деревянного , сгоревшего в 1639 году. Высота этого храма с главами и крестами 22 м, длина внутри 17 м, ширина 11,5 м, покрыт железом, окрашенным медянкой. Иконостас в нем 4-хярусный с позлащенной резьбой, высота его 6,6 м, ширина 12,5 м. Иконы украшены венцами, а некоторые серебряными чеканными окладами и цельными ризами. Местных икон 6 и все лучшего письма. Храмовый купол поддерживают два 4-хгранных столпа высотой 6,5 м, украшенные до половины иконостасом, в котором иконы по большей части в венцах и окладах серебряных. Купол столпы и стены украшены живописью. Иконостас и живопись поновлены в 1825 году. на правой стороне алтаря, на месте диаконика, установлен придел Благовещения Пресвятой Богородицы, украшенный со всех сторон в виде балдахина на 4-х витых колоннах, резным в просвет вызолоченным иконостасом, в котором иконы с серебряными венцами. В этом приделе в правой капитальной стене пробита в следующий за стеною придел арка, украшенная позлащенною гирляндой. Под этой аркой находится арка преподобного, над тем местом, где обретены мощи, и где теперь почивают под спудом. Половина раки, ко внутренней стороне храма, серебряная, а другая, к наружной, - аппликовая. На раке икона Угодника в рост в в серебряной 84 пробы ризе, которая в 1851 году, усердием Любимских граждан позлащена червонным золотом, а венец украшен стразами и разноцветными камнями. Длина иконы 186,74 см, ширина во главе 71,12 см, в ногах 57,85 см. по преданию, икона эта написана на той самой доске, которою покрыт был могильный гроб преподобного. Арка пробита к клиросу следующего за ней придела в честь преподобного Сергия Радонежского. Придел этот пристроен к правой стороне соборного храма в 1843 году, в память издавна пристроенного к этому же храму такого же придела еще самим преподобным Геннадием. Придел этот снаружи 13 м высотою, шириною 10 м. Он украшен богатым резным позлащенным иконостасом, в котором иконы нового греческого письма, без венцов и других украшений; стены и накатный потолок покрыты живописью.
2. Ко входу соборного храма, с западной стороны пристроен в 1805 году теплый пятиглавый храм, покрытый железом, окрашенным медянкою. Высота его внутри 4 м, ширина 18,5 м. В нем 2 придела, украшенные столярскими с резьбою и, где нужно, позлащенными одноярусными иконостасами, высотою в 3,7 м и шириною по лицу 5,5 м. Первый придел с правой стороны в честь преподобного Геннадия. В иконостасе иконы частью в венцах серебряных, частью в венцах и ризах аппликовых. Второй придел с левой стороны, в честь преподобного Корнилия Комельского. В иконостасе украшение икон такое же, какое и в первом; иконы современны построению приделов. Середина храмового свода поддерживается двумя 4-хгранными столпами высотою до 3,5 м, со всех сторон обложенными иконостасом, окрашенным и местами позлащенным. Иконы здесь большей частью древнего хорошего письма, некоторые в окладах и венцах серебряных. Стены и свод украшены живописью с приличною уборкою в 1846 году. Полы во всех храмах чугунные.
3. На юго-восток от соборного храма находится отдельно стоящий храм в честь Алексия человека Божия, в связи с монастырской оградой, с восточной ее стороны, каменный, простроенный вместо деревянного в 1751 году, над прежними монастырскими воротами, которые уже давно закладены, а на место их под церковью сделана монастырская хлебная кладовая. В древнем деревянном храме, после открытия мощей преподобного, 2,5 года почивали сии мощи до отстройки соборного храма. Высота нынешнего храма 26,5 м, длина 24,5 м, ширина 12 м. В нем иконостас простой столярный в 4 яруса, покрыт краской и местами позлащен, колонны его окрашены под мрамор. На иконах и стенах нет никаких украшений.
4. Деревянная житница очень маленькая. Она находится почти посреди монастыря; это единственный остаток после зданий сооруженных преподобным Геннадием. Ныне она тщательно хранится под новым деревянным навесом на столбах. Судя по объему и содержанию житницы, не много можно было поместить хлеба и жита.
5. На юго-западной стороне, в 10 м от соборного храма, в 1715 году построена была 2-хярусная каменная колокольня с деревянным над ней шатром. В 1831 году, по сломке шатра, на первые 2 яруса надстроены еще 2, и все четыре украшены, первые 2 колоннами, третий кранштынами, и четвертый пилястрами. Высота колокольни 41,5 м. Колоколов в ней 8; в 1-ом - 112 пудов, 22 фута с подписью, что его лил, в 1787 году в Костроме мастер Чебоксарский купец Алексей Григорьевич Синдонов; во 2-ом 40 пудов, лит в 1776 году с той же надписью; в 3-ем - 22 пуда 35 футов с надписью: 1715 года приложил сей колокол вкладу в обитель Всемилостиваго Спаса и Геннадия Чудотворца дворянин Иван Михайлович Сурмин при игумене Мелетии; в 5-ом - 5 пудов 1 фут с той же подписью; в 6-ом - 3 пуда 28 футов; в 7-ом - 1 пуд 20 футов; в 8-ом - 1 пуд.
6. Настоятельские келии деревянные снаружи и внутри выштукаренные, находятся близ соборного храма, на северо-западной его стороне, построены в 1774 году игуменом Тимофеем, высота их 9,5 м, ширина 21 м, длина 21 м; всех комнат 11, дверей более 30, под келиями подвал.
7. Братские келии помещаются в каменном 2-хэтажном доме, к западу от соборного храма в связи с оградой, окнами в монастырь и на озеро. Высота этого корпуса 9,5 м, ширина11м, длина 32,5 м. Верхний этаж, прорезанный посреди коридором, занят 10 братскими келиями, трапезой и кухней, нижний - двумя погребами и хлебопекарней, колодцем и 2-мя мастерскими. 2/3-ти корпуса - строены в 1796 году при игумене Иннокентии I -м , а кончены при Исаии, последняя треть - при игумене Палладии I -м в 1810 году.
8. К западу от настоятельских келий, за двумя прудами баня и конюшный двор с деревянными сараями, крытые тесом. возле настоятельских келий довольно хороший фруктовый садик. Прочее пространство монастыря занято овощными огородами.
9. Монастырь обнесен каменной оградой с 6-ю башнями, из которых 2-е при концах братского корпуса и 4-е при углах ограды, покрытой тесом; башни также покрыты тесом. Высота ограды 3,6 м, ширина 70 см, окружность 777 м, ограда фигуры неправильной, построена в разные времена, одна часть в 1751 году, а другая в 1810 году. На восточной стороне ограды находятся монастырские ворота, есть выход и на Сурбское озеро.
10. Напротив ворот, за монастырем в 1849-50 годах игуменом Макарием построена новая деревянная гостиница, одноэтажная, на каменном фундаменте, в ней 8-м удобно расположенных комнат.
Священные вещи. Древних сосудов, облачений и прочих Священных вещей в монастыре нет. Замечательны только: а) Напрестольный крест с мощами 11-ти святых, пожертвованный в 1647 году Никитой Васильевичем Кафтыревым и сыном его Димитрием на поминовение родителей; б) Два Евангелия с надписями, первое 1677 года, пожертвовано местным игуменом Тихоном в вечный поминок по себе и родителем, второе 1703 года пожертвовано боярином Иваном Михайловичем Сурминым в поминок по иеродиакону Серафиму. Замечательны еще две иконы преподобного Геннадия; одна, находится на его раке, другая, с чудесами в иконостасе соборного храма на правой стороне. О ней говорят, что она современна обретению мощей преподобного и будто первый снимок с чудотворца "бе власами рус, брадою чермен" говорит рукопись об обретении мощей. Таким преподобный и изображен на иконах. Вторая икона в 1722 году поновлена.
Вклады и пожертвования. Спасо-Геннадиев монастырь, при самом основании своем, снабдеваем был очень большими вкладами и пожертвованиями.
1. Первый благотворитель обители был Царь Иоанн Васильевич Грозный. в 1550 году, еще при жизни преподобного Геннадия, он: а) пожертвовал деревни Павловку (ныне Село), Картополово, Радильцево, Настасьино с починками и ездом по реке Костроме и со всем тем, что к тем деревням исстари принадлежало; б) в 1554 году на каждый год из Костромы прикащикам приказал выдавать в обитель по 60 четвертей ржи и столько же овса в старую Московскую меру; в) в 1574 году Судиловскому городовому прикащику отдал приказ выдавать игумену Алексию 42 четверти ржи и столько же овса "новой меры". Кроме этого несколькими грамотами оградил безопасность обители от разных судейских притязаний. Все эти грамоты подтвердили: а) Царь Феодор Иоаннович; б) самозванец Отрепьев; в) Царь Василий Иоаннович Шуйский.
2. Царь Михаил Феодорович а) по случаю разорения монастырских вотчин и самого монастыря от поляков и Литвы в 1614 году дал обители льготу на 2 года от всех казенных поборов; б) в следующем 1615 году избавил обитель от оброку с меду, который собирался в бортных окружных лесах; в) в 1623 году дал несудимую грамоту, избавляющую обитель от всех притязаний судей, подьячих и прочих; г) в 1644 году освободил от всяких пошлин перевозку извести из Солигалича для церковного строения.
3. Нет сомнения, что кроме царей были и другие вкладчики и благотворители Святой обители: ибо по последней ревизии до учреждения штатов за монастырем было несколько сел: Павловка, Обнорское, Буяново, Никольское, Сухоруково,и Фоминское с 39-ю деревнями и в них 1376 душ крестьян. Кроме этого монастырь владел двумя мельницами на реках Обноре и Андоме и еще бортным (с пчельниками) лесом Коргановским.
Способы содержания. По учреждении штатов в 1761 году, монастырь имеет следующие способы содержания: а) жалование 457 р. 74 коп. серебром, получаемое от казны; б) оставлено обители 53 десятины 1256 кв. сажень сенокосной земли и одна мельница на Обноре; в) процентами с 5000 р., пожертвованных графиней Анной Алексеевной Орловой; г) процентами с билетов, на сумму 200 р. серебром и д) от Священнослужения, молебнов и крестных ходов.
Крестные ходы и богомолья. Крестных ходов три: 1) вокруг монастыря по три дня в неделю Пасхи; по какому случаю этот крестный ход устроен неизвестно; 2) с иконой преподобного Геннадия по окрестным селениям в разные времена, это действие усердных поселян, которые некогда составляли собственность обители; 3) в город Любим в память избавления от эпидемической болезни холеры, по прошению граждан с 1831 года. Замечателен рассказ местных жителей: в тех деревнях где была икона преподобного Геннадия, болезни не было, но куда ее не принимали, там она жестоко свирепствовала. Тоже говорят и в Любиме. У соседских крестьян издревле существует благочестивый обычай, после открытии из-под снега полей - поднимать икону преподобного Геннадия, с которой и обходили свои нивы. В 9-ю по Пасхе пятницу почти все окрестные поселяне стекаются на богомолье в монастырь в память, как говорят, прибытия в этот день Угодника Геннадия на Сурмское озеро. При монастыре бывает одна ярмарка 17-го марта, в день Алексия Божия человека, в честь которого находится храм в обители. Привоз на эту ярмарку состоит из предметов хозяйственной жизни.
Исторические заметки. 1) Царю Михаилу Феодоровичу, в 1614 году, игумен Гедеон с братией доносил, что их пустыня от польских и литовских людей и от русских воров разорена и что было в том монастыре; строения, ризы, книги, - все поимали без остатка. Вотчина монастырская разорена, крестьяне многие побиты, а иные в полон поиманы. 2) Вовремя войны при царе Алексее Михайловиче, по распоряжению патриарха Никона, на службу царскую ими от обители 7 лошадей и одна с конюхом от Шаренского монастыря. 3) В 1684 году по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей и Царевны Софии Алексеевны прислан на прокормление в монастырь отставной стрелец Федька Васильев, которому велено давать одежду, денег по рублю, по 30 алтын, да хлеб запасов, по четверику толокна, по четверику круп, по получетверику гороха, по 10 гривенок соли, по 3 четверика ржи и овса столько же. 4) В 1700 году по распоряжению Петра Великого на 15 достаточных солдат обитель давала строевого платья и кормовых денег на май месяц по алтыну на день каждому, всего 30 рублей 16 алтын и 4 деньги.
С Ярославского вокзала Москвы на любом поезде Буйского направления доехать до станции Любим.
Далее - с автобусной станции до остановки Обнора (по карте - Обнорское).
Адрес:
152491, Ярославская область
Любимский район
село Слобода
Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь
http://spgm.orthodoxy.ru/