Рыльский Свято-Николаевский монастырь: молитва длиной в 500 лет
На окраине древнего города Рыльска, у слияния двух рек – Рыло и Сейм – стоит монастырь во имя святителя Николая Чудотворца.
О том, что на месте нынешнего монастыря наши предки жили уже в глубокой древности, неоднократно засвидетельствовали археологические раскопки. Только на территории самого монастыря было насчитано 48 могильных курганов язычников-северян.
С 1180 года Рыльск – пограничная крепость южной Руси - становится стольным княжеским городом, дружина которого сражалась в былинном походе Игоря Святославовича, о котором рассказывает «Слово о полку Игореве».
Местность, в которой находится обитель, очень живописна. Монастырские строения расположены на крутояре – взгорье с крутым восточным склоном, обрывающимся к заливным лугам речки Волынки. А далее, насколько охватывает взор, раскинулась равнина с клочками дубрав и благоухающими лугами, разрезанными извилистой лентой Сейма и многочисленными зер-кальцами озер. К северу от монастыря протянулась поросшая лесом живописная цепь холмов с крутыми белыми склонами – меловые Вискольские горы.
Уходящие во тьму веков, во времена княжения Ольги, Святослава и Владимира предания об истории становления этого благодатного места в качестве светоча православия свидетельствуют о его тесной связи с православной традицией Болгарии, которая несла свет христианства в эти тогда языческие земли. А когда сама Болгария пала под натиском турок, монахи из монастыря, основанного в Болгарии на берегах реки Рыло великим подвижником святым преподобным Иоанном Рыльским (+ 946 г.), нашли убежище на берегах Сейма и принесли с собой на Русь святыню Болгарской земли – десницу от нетленных мощей св. прп. Иоанна Рыльского. Болгарские иноки основали в честь своего небесного покровителя храм, который дал впоследствии имена сложившемуся вокруг него городищу (Рыльск) и речке (Рыло).
О перенесении на Русь десницы св. Иоанна упоминается в легендах и преданиях самой Болгарии. Св. прп. Иоанн Рыльский стал первым южнославянским святым, которому на Русской земле был воздвигнут храм и который стал одним из небесных покровителей русского народа. Общерусское почитание св. прп. Иоанна Рыльского начинается с XIV века, этот святой является небесным покровителем любимого многими батюшки св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Летопись свидетельствует о чудесной помощи, которую оказывал св. Иоанн городу Рыльску в трудные времена. В 1240 году, по словам летописца, «только Рыльск сохранился от Батыева погрома». Во время осады жители города призвали на помощь своего покровителя. Преподобный Иоанн явился на стене, махнул платком, ослепил татар и таким образом спас Рыльск. А в 1502 году заступничество святого снова спасло город - от войска последнего золотоордынского хана Ахмета. Жители осажденного Рыльска молили Бога в церкви св. Иоанна Рыльского и, призывая на помощь Божию Матерь и своего небесного покровителя, совершили крестный ход вдоль крепостной стены. И татары неожиданно сняли осаду и не только покинули Рыльскую землю, но этот поход вообще оказался их последним набегом на Русь.
К северу от монастырских стен располагается «Синайка» – место древнего городища-укрепления на подступах к Рыльску. Крутые почти отвесные с трех сторон склоны отделены от монастыря глубоким искусственным рвом. Предание говорит, что в древние времена «Синайку» соединял с монастырем подземный ход. В его сохранившейся части ар-хеологи нашли две древние глиняные кадильницы. Предполагают, что здесь еще в домонгольский пе-риод находился монашес-кий скит. Начаты раскопки пещеры, которая служила местом уединенного подви-га монастырских схимни-ков. Опыт многих людей в наше время подтвердил, что глина из этого веками намоленного места обладает целебными свойствами.
История возникновения обители святого Николая глубоко уходит корнями в далекое прошлое. Ряд исследователей полагают, что монастырь, первоначально известный как Волынская пустынь, возник на рубеже XIV-XV столетий, но первое упоминание о нем в письменных источниках относится к 1505 году, который потому и принято считать годом его основания. В 1615 году обитель была сожжена польско-литовскими войсками лже-Дмитрия, и лишь с начала XVIII века на месте стоявших ранее деревянных были выстроены новые каменные храмы – двухэтажный Никольский (нижний храм освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение Курская Коренная»). Второй храм – Крестовоздвиженский, третий – Троицкий.
Наместник монастыря схиархимандрит Ипполит, известный православному миру старец, с именем которого связано современное возрождение обители, говорил: «Смотрите, как церкви здесь устроены. Так Николай-Угодник плавает на кораблях». А церкви здесь и впрямь как корабли.
Интересно в этой связи, что строительство монастырского ансамбля в его современном виде связано с именем рыльских купцов Шелиховых, щедро жертвовавших на монастырские нужды. На трех галиотах («Три святителя», «Симеон и Анна», «Св. Михаил») Г.И. Шелихов - устроитель «Русской Америки» - отправился в 1783 г. в свои знаменитые странствования к Американским берегам. Наряду с основанием поселений и организацией хозяйственной жизни рыльский купец особое внимание уделял распространению христианства, содействовал строительству храмов и деятельности православной миссии. Екатерина II наградила купца серебряной шпагой и золотой медалью "для ношения на шее с портретами ее Величества".
Святитель Николай, к благодатной помощи которого вот уже более 500 лет молитвенно обращается целая череда поколений рыльского монашества, никогда не оставлял свой монастырь без благословения и заступления. Да и чем еще, как не теплым участием Святителя можно объяснить тот поразительный факт, что скромная, малоизвестная обитель, затерявшаяся от мирского шума в глубине русских земель, не имея именитых благодетелей и внешних источников поддержки живет и молится на протяжении сотен лет, бури и штормы, а порой и штили которых изгладили следы многих и многих зарождавшихся, процветавших и приходивших в упадок русских монастырей.
О предызбрании этого места Святителем Николаем свидетельствует чудесное явление вблизи монастыря на острове реки Сейм около села Асмолово чудотворного образа Святителя Николая, который в 1462 году был перенесен в обитель. С этой древней, особо почитаемой святыней ежегодно, вплоть до 1917 года совершался многолюдный крестный ход, приуроченный к дате коронования Государя Николая Александровича.
А во время Великой Отечественной войны Святитель Николай уберег свой монастырь от разрушения. Хотя обитель была занята немцами, и во время наступления наши войска целенаправленно вели обстрел монастырской колокольни, предполагая, что на ней находится наблюдательный пункт врага, на территории монастыря чудесным образом не упала ни одна бомба, не разорвался ни один снаряд. Немцы, покидая обитель в спешке, также оставили в целости все монастырские строения.
В 20-е годы Свято-Николаевский монастырь был резиденцией Рыльского епископа Павлина (Крошечкина), подъявшего подвиг исповедника веры и организатора церковной жизни в труднейшие послереволюционные годы (арестован в 1936 году, канонизирован в числе новомучеников и исповедников Российских). После преставления Патриарха Тихона владыка Павлин взял на себя инициативу выбора нового Патриарха путем тайного сбора подписей рассеянных по России архиереев. Власти жестоко расправились с участниками этой акции. 1931-35 г.г. – каторжные работы ГУЛАГа, в 1936 году - последний арест, после которого письма архиепископа к родным прекратились. По воспоминаниям близких, владыка предвидел, что его ожидает. Не один раз, глубоко задумавшись, он вдруг произносил: "Наш путь - крестный путь...". Или такие слова: "Наш путь - тюрьма, ссылка, смерть..."
Архимандрит
Таврион
Схиархимандрит
Андроник
Путь суровых испытаний разделили с владыкой Павлином его келейники, верные помощники и соратники - монахи Глинской пустыни Андроник (Лукаш) и Таврион (Батозский), следовавшие за своим духовным руководителем и в Рыльск, и далее - по многим городам и весям многострадальной Руси и учреждениям ГУЛАГа. Непрерывная полоса тюрем и ссы-лок, нечеловеческие пытки и издевательства стали уделом этих исповедников. Впоследствии, в промыслительной преемственности поколений, глинский старец Андроник станет духовным отцом молодого инока, которому, будучи уже старцем, придется возрождать Рыльский Свято-Николаевский монастырь из материальных и духовных руин постсоветской эпохи.
Уцелев в военное лихолетье, нетронутый чужеземцами, монастырь много лет был в немилости у своих, русских людей. В 1926 году обитель была закрыта: в ней поселились красноармейцы, используя помещения для хозяйственных нужд, а ограду – для стрельбищ. Затем в обители размещались, сменяя друг друга, различные светские учреждения и службы – МТС, дорстрой, лесхоз – каждая из которых внесла свой «вклад» в монастырь - в его разрушение и запустение. Во всех строениях были разобраны полы и приделы, выбиты двери и окна, разрушена кладка. Крестовоздвиженский храм был превращен в камнедробильный цех и стоял с выбитой стеной. Восточная и южная ограды с угловыми башнями и въездными воротами снесены, от внутренних монастырских строений остались лишь груды кирпича и провалы обвалившихся сводов.
В 1991 году Свято-Николаевский монастырь был возвращен Курской Епархии. Наместником монастыря стал схиархимандрит Ипполит (Халин). Начав иноческий путь в Глинской пустыни, под руководством архимандрита Андроника (Лукаша), а затем в Псково-Печерской Лавре, где был келейником валаамского старца иеросхимонаха Михаила, о. Ипполит вместе с другими ныне известными старцами (Илием Оптинским, Авелем Рязанским) 18 лет подвизался на Святой Горе Афон, стяжав особый дар молитвы и любви Христовой.
Рыльский монастырь стал особым детищем батюшки, его трудами и молитвами этот маленький светоч православия не только физически поднялся из руин, но возгорелся тем светом любви, на который потянулись страждущие и искалеченные души.
За 11 лет руководства отца Ипполита монастырь превратился в центр духовной жизни всероссийского масштаба. За молитвой, советом, словом вразумления, утешения и любви к нему, в возрождаемую Рыльскую обитель, ехали тысячи верующих и неверующих людей со всех концов России. Откуда только ни приезжали сюда автобусы, которым порой становилось тесно на большом монастырском дворе, люди добирались на попутках, шли пешком, если не было денег на дорогу. После знакомства со старцем пришли к Богу, нравственно преобразились многие люди, не только далекие от веры и Церкви, но и страдавшие тяжкими духовными и телесными недугами. О. Ипполит кровью своего сердца буквально возрождал их для жизни – и земной, и, главное, для будущей, совершая подвиг служения ближним с удивительным смирением и самоотверженностью. Знавшие, или даже однажды повидавшие старца люди сталкивались с тем чудом, которого не встречали раньше в почти оскудевшем любовью мире: с чудом настоящей Христовой любви. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорил об отце Ипполите, что он – самый добрый старец. Схиархимандрит Макарий (Болотов) отзывался о нем так: «Если бы в России было сто таких монахов, как отец Ипполит, Россия с корнями поднялась бы на Небо».
Незадолго до смерти отец Ипполит сам о себе сказал одному из насельников Свято-Николаевского монастыря: «Сорок лет я низко кланялся каждому человеку». Он ставил себя ниже всех. Многие замечали его необыкновенное терпение, за которое Господь щедро одаривал старца Своей любовью. Людей, которых посылал ему Господь, старец приводил ко Христу, примирял их с Богом. Непрестанное славословие Господа было естественным и неизменным состоянием его духа. Господь давал ему силы брать на себя чужие грехи, страдать за других, уподобляясь Христу.
Архимандрит Ипполит стал строителем Свято-Николаевского монастыря, украсил его белым соборным храмом и братскими корпусами. В монастыре им было создано довольно крупное хозяйство с животноводческими фермами и обширными угодьями пахотной земли. За эти годы старец основал пять скитов, два женских монастыря в Курской и в Белгородской епархиях.
Одной из особых забот батюшки было укрепление православия на Кавказе. Большое внимание он уделял духовному окормлению православных из Северной Осетии, где по его благословению были основаны женский монастырь в Алагире и мужской - в Беслане. Сейчас, после бесланских событий, и нам становится более понятным значение этих духовных форпостов, предусмотрительно воздвигнутых о. Ипполитом на горячих южных рубежах России.
Именно так, в контексте судеб нашей Родины, неотделимых от ее предназначения быть хранительницей Православия, в качестве передовых форпостов незримой духовной борьбы за реализацию этой величайшей миссии и рассматривал о. Ипполит назначение монастырей и русского монашества. «Хочется надеяться, что и наш небольшой монастырь станет надежной духовной твердыней и внесет свою лепту в дело преображения нашего Отечества», - писал он.
17 декабря 2002 г. о. Ипполит ушел от нас, отдав сорок пять лет усердному служению Церкви Божией и ближнему. Послушник Святителя Николая, он был погребен на Николу-зимнего, 19 декабря, в престольный праздник обители. Кольцевая радуга вокруг луны, а после – вокруг солнца сияла в день похорон в морозном декабрьском небе. А на 9-й день деревянный крест на могиле старца обильно замироточил, даже образовалась проталина на снегу от стекавшего мира.
Не менее убедительно, чем очевидные знамения, личный духовный опыт многих чад о. Ипполита свидетельствует о том, что он по-прежнему слышит нас, по его молитвам совершаются дела добра, исцеления и обращения к Богу пьяниц и наркоманов, помощи в житейских нуждах. По-прежнему как огнем пожигают нечистую силу молитвы иноков на молебнах об исцелении страждущих телом и духом, которые по благословению старца и после его кончины совершаются в обители.
Неизъяснимое чувство отрады, мира и покоя наполня-ет души паломников не только на богослужении, но и просто в монастыре, тянет снова и снова возвращаться сюда, чтобы на-сладиться «благорастворением воздухов» монастырской приро-ды, дать отдых измученной страстями и житейской суетой душе.
Воды многочисленных целебных источни-ков: Божией Матери, Святителя Николая, Иоанна Рыльского, Святителя Павлина, Серафима Саров-ского и Священномученика Ипполита помогают людям избавиться от различных душевных и те-лесных недугов. По-прежнему едут в монастырь автобусы из разных мест, не только из Курской области, но и из других регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья – как «старые и верные друзья» обители, так и люди, впервые на-шедшие путь к ней и сделавшие для себя это маленькое, но такое ра-достное от-крытие. «И никто отыде тощ и безутешен».
Божией помощью, молитвами Святителя Николая и трудами монастырских насельников, паломников и жертвователей, обитель с каждым годом меняет свой облик, несмотря на все трудности. А работы впереди – непочатый край. Как живому и растущему организму, монастырю надо развиваться по целому ряду направлений. В числе только самого необходимого: ремонт действующего и восстановление двух полуразрушенных храмов, обустройство элементарных санитарно-гигиенических «удобств» и братского корпуса, возведение монастырской стены и угловых башен, приведение в надлежащий вид целебных святых источников, создание условий для достойного приема паломников, развитие и повышение рентабельности большого, но пока малоэффективного монастырского хозяйства. Как и в прежние времена, монастырь с благодарностью принимает любую посильную помощь – трудом, пожертвованиями и молитвой.
Удивительным и загадочным сфинксом в вековой тишине и неизреченном покое, где аромат ладана сливается с запахом цветущих лугов, раскинулся на высоком холме над заливным равнинным простором Рыльский Свято-Николаевский монастырь. В чем тайна твоего неуловимого обаяния и вечной молодости, древняя обитель?
Может быть в том неповторимом, глубинно-русском и вместе с тем истинно евангельском сочетании голубиной простоты со змеиной мудростью и потаенной внутренней силой, что дает жизнь всему, к ней припадающему?
В том, что не может познать ум, но к чему бессознательно и по-детски тянется сердце?
В духе долготерпящей, всепрощающей и милосердствующей Любви, который донесла до нас как чистый эталон, как глоток живой воды непресекающаяся цепь поколений от Святителя Николая до старца Ипполита?
«И врата ада не одолеют ее».
Почтовый адрес: 307370, Россия, Курская область,
Рыльский район, Пригородная Слободка, ул. Мирная, 2
http://www.rylsk-monastyr.ru