(память 28 июля по старому стилю)
Кондак 1
Избранная от всех родов Заступнице вселенныя, похвальный глас Твоих рабов приемши, Всеблаженная, избави нас от всяких бед, да пред иконою Твоею и мы ...
Великое множество существовало в России святых мест, обительных пустыней, уединенных скитов и монастырей. Облагодатствованные Духом Святым и неустанными трудами и молитвами наших предков, сияли они как бисер многоценный пред лицем Вседержителевым. Малые и великие, в равном достоинстве, являясь училищами высокой нравственности и благочестия. Одним из таких мест и является Благовещенская Ионо-Яшезерская мужская пустынь. Точная дата основания пустыни неизвестна. Первые сведения о ней относятся к XVI веку, ко времени правления царя Иона Грозного. Основателем монастыря был преподобный Иона, один из последних учеников и соратников преподобного Александра Свирского. Приняв от учителя благословение на подвиг пустынничества, преподобный Иона поселился меж двух озер - Яшезеро и Сенное - где пребывал в безмолвии около тридцати лет. Со временем, к преподобному стали стекаться пустыннолюбцы и возникла необходимость в устройстве обители.
Первой постройкой была церковь во имя Благовещения Пресвятой богородицы. Затем были устроены келии и хозяйственные постройки с оградою. Для сбора средств на создание монашеской общины в 1562 году была открыта вкладная книга. Этот год и можно считать годом основания Благовещенского Ионо-Яшезерского монастыря. В 1589 г. братия обители во главе с преподобным Ионой и старцем Иосифом обратились с челобитной к митрополиту Новгорода и Великих Лук Александру об освобождении их монастыря от различных податей, в связи с бедностью обители. В том же году 1 июня митрополит подписал жалованную грамоту, где преподобный Иона с братией освобождались от податей.
ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА НОВГОРОДСКОГО МИТРОПОЛИТА АЛЕКСАНДРА ЯШЕЗЕРСКОМУ МОНАСТЫРЮ Се аз господин преосвященный Александр, митрополит Великого Новагорода и Великих Лук, пожаловал есми Обо-нежские пятины Оштинского стану Остречинского погоста Благовещенья пречистые Богородицы и святого Христова чудотворуа Николы с Яшезера новые пустынки строителя черново попа Иону да старца Иосифа и всю братью. Бил мне челом того монастыря старец Иосиф и во всей братьи место, а сказал: стоит деи та их пустынка в затворном местечки в лесу, меж мхи и болоты, на государеве на черном лесу, а вотчинке деи под тою их пустынкою пашенные земли нет нисколько, и приходу деи нет же, а, живут деи бога ради и кормятся по христолюбцем Христовым именем, да и государевы деи милостынке из житниц им не идет же ничего; а преж деи сего наши посланники всякие к ним не вьезжали и податей наших, подьезда и десятины и черных кормов не имывали, и к большому де храму Рождеству пречиста~е на погост ни в какие наши подати не пособляли, и ни в подводы ни в корм, для их нищеты. И будет так как нам старец Иосиф Яшезерского монастыря бил челом, и аз их пожаловал, ненадобе им впредь платити с того Яшезерского монастыря в нашу казну мой (подьезд) и благословенная (куница), ни иные мои никото-рые пошлины. Также и десятинником моим заонежским корму и дару и всех его десятинничих пошлин не дают ничего. И к большому храму Рождеству пречистые на погост в Остречина ни в какие наши подати, ни в корм ни в подводы десятинников наших итого Яшезерского монастыря строитель з братьею не пособляет ни во что. А кому будет чего искати на том строители и на старцех и на слугах, ино их сужу аз сам митрополит Александр, или кому прикажем; и приставов по них и зазывные грамоты посылаем из Великого Новагорода на один срок в году по Крещенье Христове в той ж день. А кто на них на них накинет срок или безсудную грамоту у нас возмет не потому по их сроку, как у них в сей моей грамоте писано, и тот им срок не в срок а в безсудная не в безсудную. А будет на того строителя Яшезерского монастыря и на старцев и на слуг каково наше духовное дело, десятинники наши заонежские и недельщики и по грамотам нашим по зазывным дают их в тех делех на поруки, да чинят им срок стати перед нами в Великом Новагороде всегды безурочно. Как ся прилучит то на них наша вина духовная. А лучитца десятиннику нашему заонежскому в том Яшезерском монастыре для какова нашего дела начлег, они у них ставятца, а подводы и проводники у них не емлют по нашей подорожной, а продажи им никоторые не чинят. А дана им ся жалованная грамота в Великом Новагороде в лето 7097-го июня в 1 день.Припись у грамоты по приказу господина преосвященного Александра митрополича дияка Бакаки Павлова. Назади грамоты припись митрополича дияка Максима Коротнева.
Высвобожденные средства от податей пошли на строительство нового храма Преображения Господня, возведение которого было начато в 1628 году и завершено через год. Вкладчиками нового монастыря стали великая княгиня и царица Марфа Ивановна, и великие князья, и цари Федор Иванович (1584-1598 гг.) и Василий Иванович Шуйские (1605-1610 гг.). В частности, царственными особами были пожертвованы: "служебник печатной в десять; триодь цветная печатная в десять". Почитателем преподобного и его подвигов также стал в свое время митрополит Новгородский Исидор (1603-1619 гг.). Преосвященным были пожертвованы колокола на новую Преображенскую церковь. Из прочих вкладчиков замечательнее других были Соловецкие настоятели Соловецкого монастыря Иринарх и Иаков. Игумен Иаков был учеником митрополита Московского Филиппа, в бытность его настоятелем Соловецкого монастыря. Их жертвованием (1614-1622 гг.) стали: "служебник письменной в полдесять; Апостол харатейный в десять; Пролог харатейный, Сентябрьская половина в десять, Пролог мартовския половины письменный в десять; данье того ж Яшезерского монастыря строителя Ионы: Пролог письменный в десять, две Минеи - сентябрь и октябрь месяц; данье Соловецкого монастыря игумена Иакова." Уже к концу 1629 года Яшезерская пустынь рисовалась следующим образом: "церковь Благовещения Пречистые Богородицы древяна, а в ней придел Николы Чудотворца с 5 образами, крест и двери царские на краске. Церковь Преображения Господня теплая с трапезою, клецки, а в церкви образов: 11, двери царские и проч. на краске, на престоле индитья и покров крашеные (таковы и проч. одежда); да на престоле Евангелие тетр печатное в десять; да на колокольнице 4 колокола, по смете в 4 пуда; да монастырь обнесен оградою; а в монастыре келья гостиная, да три кельи братских, да за монастырем двор конюшенной, да двор коровицкой...". По кончине основателя Яшезерской обители, случившейся около 1592 года, история обители теряется на десятилетия. Однако известно, что спустя 36 лет монастырем управлял строитель Ефимий. На его имя 1665-1669 гг. была выдана митрополитом Новгородским Питиримом благословенная грамота на обновление Благовещенской церкви и ее кровли. Далее в синодике Яшезерского монастыря читаем после строителя Ионы следующие имена: иеромонах Иосиф, Лаврентий, Феодосий-I, Феодосий и Варлаам, но были ли они строители или настоятели монастыря и кто из них и сколько управлял обителью, неизвестно. В 1725 году пустынь была приписана "по малотребности" к Клименецкому мужскому монастырю. 14 мая 1726 года по указу от заказчика Александро-Свирского монастыря архимандрита Кирилла Яшезерская пустынь была подчинена смотрению монаха Нифонта. Хозяйство пустыни против 1724 года представляется в более благоустроенном виде. Число рабочего и рогатого скота возросло до 30 голов, хлеба разного в записи имеется 34 четверти. В 1734 году Яшезерская пустынь была полностью приписана к Александро-Свирскому монастырю. Вследствие чего 27 января того же года, по указу архиепископа Новгородского Феодосия и по приказу Александровского монастыря архимандрита Кирилла, была сделана опись имущества Яшезер-ского монастыря. Автор описи, сын боярский Василий Бухвостов, описывает здания "приписной Яшезерской пустыни" следующим образом: "Монастырь Благовещенский, да в том монастыре церковь деревянная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с обветшалою кровлею; в ней более замечательнее местные образа: Благовещения Пресвятои Богородицы в киоте, мерою пол-аршина, оклад серебряной золочен, басменой, а крестов шесть больших малых девять. Николая Чудотворца в аршин, венец и гривна серебряны, золоченныя басмены. На левой стороне царских дверей образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия на красках, у того образа написаны лампадочки серебряны на золоте. Под тем образом пелена выбойчатая. Из иных образов привесы обретаются в казне в ящике. Прочие образа на красках, перед ними подсвечники железные. На престоле Св. Евангелие, обложено бархатом красным, да нем Евангелисты серебряные позолочены басмены. Сосуды: звезда, лжица и ковшик оловянныя. Воздухи крашеные, посередке вставлен зеленый атлас. В приделе Николая Чудотворца на правой стороне образ Св. Николая на красках, у того образа венец серебряный, вызолоченный басменой. Прочие образа на красках. Из риз более других замечательны: ризы пестрые, бумажные, оплечия атласные. Из епатрихилия одна с травицами серебряными числом до восьми, на ней нашито шесть крестов серебряных, из поручей одни атласные белые. Да те ризы подание в тую Яшезер-скую пустынь в церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы и Николая Чудотворца Великой Государыни Благоверныя Царицы и Великой Княгини Параскевы Федоровны. Красного атласу, оплечие атласу белого, шито разными шелками травами, да поручи лудины красного и зеленаго, воздухи парчевые травчатые, кружева серебряные, в средниках на тех воздухах кресты также серебряные. Да Евангелие престольное обложено бархатом зеленым, Евангелисты серебрянны золоченые басменые, без застежек. Да книг новоисправных печатных: Триодь Великопостная, Апостол, два Пролога в десять сен-тябрской половины, да Пролог Июль и Август: подания Александро-Свирского монастыря Архимандрита Кирилла (1703-1705). Окна в церкви слюдяные, колокольня осмиугольная рубленая, ветхая, колокола прежние, ограда около монастыря ветхая гораздно, и ворота выпали; хорошего строения три келии: в одной связи хлебная и две малых келии, ветчаныя и с чуланы, среди монастыря амбар хлебной, а в нем всякого молочного хлеба четвертей двенадцать да не молочного шесть четвертей, соли полпуда. Скота рабочего пять голов, роговаго двенадцать. На скотном дворе строение все новое, да монастырская мельница стоит на ручью, от монастыря в 15 верстах. Да в той же Яшезерской пустыни монахи: Строитель Адриан, да беглецы вкладчики и трудники, Алексей Ерофеев с детьми и Потап Захарьев." В 1738 году пустынею заведовал старец Моисей, по поручению строителя Клименецкого монастыря иеромонаха Корнилия. В 1741 году 3 апреля строитель Клименецкого монастыря иеромонах Корнилий поручил монаху Геннадию надзирание церквей и церковной утвари в Благовещенском Яшезерском монастыре. Распоряжение это вызвано было особенным обстоятельством. В пустыни тогда хозяйствовал не монах или какое либо духовное лицо, а простой работник Клименецкого монастыря Иван Иванов... Монах Геннадий, по каким-то причинам в том же году не отправился в Яшезерскую пустынь, а прибыл в нее только в 1744 году. В это время обитель была доведена до такого состояния, что в 1743 году до выкупку за двунадесятую часть были взяты из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в заклад Евангелие, Псалтирь с вос-следованием и ризы. В 1744 году монах Геннадий получил от Ивана Иванова очень жалкую роспись монастырского имущества: "Разного скота и с подростками считалось не более 5 голов, хлеба разного и с семенным не насчитывалось и трех четвертей". В таком незавидном положении к этому времени находилась обитель, приходя в оскудении все более и более. По реформе царицы Екатерины от 1764 года Яшезерский монастырь был упразднен и приписан к Новгородскому архиерейскому дому. Нет никаких сведений, под чьим заведованием находилась "упраздненная пустынь" до 1800 года, но в том же году, как видно из дел Новгородской Консистории, проживали в Яшезере дьякон и пономарь. Священников в монастыре не было, и служба совершалась по необходимости клириком Брусненской пустыни Марком Федоровым. К 1809 году в Яшезерском монастыре был утвержден новый штат и назначен священник Иван Семенов. В том же году по просьбе священника штат был ликвидирован, а монастырь приписан к Ивинекой приходской церкви. В этот период времени 1809-1840 гг. Петербургским купцом Матвеем Григорьевым над мощами святого Ионы устроена часовня с ракой. По открытии Олонецкой епархии в 1828 году вторым Олонецким архиереем архиепископом Венедиктом обращено было особое внимание на запустение Яшезерской пустыни. 30 ноября 1846 года указом через Олонецкую консисторию преосвященный приказал учредить хозяйственную комиссию, которая бы привела все земли Яшезерской пустыни в известность и отыскала ближайшие способы к употреблению их на пользу церкви. Свою работу комиссия начала в 1847 году.
Адрес подворья:
185514, Республика Карелия, Прионежский район, с. Шелтозеро, ул. Лисицыной, д.22, Спасо-Рождественский храм
прошу молитв о здравии души духа сердца ноги светланы облагополучном путешествии светланы владимира о исцелении владимира от курения варикоза аминь
светлана
2015/06/11, 18:48:59
Здравствуйте, помолитесь пожалуйста о здравии р.Б.Ангелины. Аминь.
Ангелина
2015/06/02, 18:42:20
Здравствуйте! Прошу Вас помолиться за тяжело болящего воина раба Евгения (инвалида 1 группы) ,
а также за болящих враждующих воинов рабов божиих Екатерину, Александра, Владислава, Дарью, Елену, Надежду, Галину, Алексея,
Елену, Ольгу, Алексея, Сергея, Ирину, Максима, Валерия, Ольгу, Дмитрия, Алексея.
Спаси и сохрани Вас и нас Господи!
Евгений
2012/02/24, 00:04:12
Инкогнито
2011/11/20, 16:59:56
Reading this makes my decisions eisaer than taking candy from a baby.
Emmly
2010/05/15, 18:28:16
Власти пользуются тем что Карелия это глубинка и творят что хотят.
Вот Путину то или Медведеву не в Москве стоять, в соборах блещущих великолепием а ездить по таким местам. Вот и показали бы себя добрыми христианами. Вот и настоящая вера была бы и любовь людей настоящая к ним, а то одна показуха.
Маря.
2010/04/27, 10:41:58
был на сайте монастыря, посмотрел переписку с чиновниками ужас - вот где безпридел то! Сами нечего не делают и делающим мешают, е наше "государство" - лидеры с инновациями - живут в каком то виртуальном мире, а тут вот она жизнь то, с ее непритязательностью.
ПОМГИТЕ КТО МОЖЕТ!!!