Тот, кто хоть раз проезжал в Новосибирске по перекрестку улиц Немировича-Данченко и Ватутина, не мог не заметить его: прямо у дороги золотым куполом вознесся в небо красавец-храм. Даже неискушенному в церковной архитектуре человеку ясно: этот храм на пригорке – одно из украшений города. Говорят, давно, еще при царе-батюшке, стояла на этом месте другая церковь. Новониколаевск в те времена располагался исключительно на правом берегу Оби, а в этой, стоявшей на краю деревни Кривощеково церкви молились те, кто отправлялся в путь-дорогу по Московскому тракту из Сибири на Запад: в Омск, Челябинск, Екатеринбург, а то и дальше бери – в Москву с Санкт-Петербургом... Говорят, церковь та была построена исключительно на народные пожертвования, как и большинство храмов в России, и была от имени народа разрушена после гражданской войны большевиками.
Правда, кроме молвы людской, подтверждений тому нет никаких – даже сами строители храма о том не ведают. Но, надо сказать, для них этот вопрос не главный. Для них главное – открыть двери храма для прихожан. Достроить, освятить, услышать его первый колокольный звон.
Как-то уж так получилось, что на левом обском берегу живет треть населения Новосибирска, а храм – именно храм, с куполами, крестами на маковке, колоколами, всего один – да и тот находится в районе Хилокского рынка, куда далеко не каждый горожанин поедет, поскольку рынок Хилокский – самая что ни на есть окраина, да и мало кому известно, что есть на левом берегу церковь. Конечно, функционируют в Левобережье и другие приходы: в помещениях, скажем так, малоприспособленных для богослужения. Основная же масса Новосибирских храмов расположена на правом берегу Оби - начиная с Академгородка и заканчивая станцией Мочище, которая, надо сказать, и к городу-то уже не относится.
х х х
Строить храм на пригорке начал протоиерей Николай Чугайнов в 1994 году. Вернее, в 1994-м начались проектные работы. Отец Николай к тому времени уже снискал заслуженную славу человека, способного на великие дела в деле восстановления утраченного: его усилиями обрел новую жизнь Колыванский монастырь, по инициативе батюшки и владыки Тихона новосибирский кинотеатр «Луч» городские власти передали Русской Православной Церкви - там сейчас находится Храм Всех Святых. То был первый в новейшей истории Новосибирска православный приход на левом берегу города. Служба здесь велась один раз в неделю, прихожан было немного, но – факт остается фактом – приход был открыт и функционировал. Одновременно отец Николай взялся за проектирование и возведение нового здания храма на перекрестке Немировича-Данченко и Ватутина. Он уже успел возвести фундамент, когда у него вдруг остановилось сердце. Батюшка умер на посту, в своем кабинете, располагавшемся на втором этаже бывшего кинотеатра «Луч»... И на какое-то время после смерти отца Николая строительство нового храма замерло...
Все-таки роль отдельной личности в истории, сколько бы о ней ни спорили философы, неизмеримо велика. Будь то история страны, история литературы, живописи, села, города, либо история одного-единственного православного прихода в Левобережье Новосибирска. На День святого Архангела Михаила в 1996 году настоятелем Храма Всех Святых был назначен отец Феодосий (Чернейкин). С этого времени история прихода начала новый отсчет. Батюшку, когда он «вступил в должность», по его же собственному выражению, начала брать скорбь, лишь только он вошел в курс всех дел. На службах, которые стали проводиться ежедневно, стояли лишь три-четыре бабушки. На замершей строительной площадке к моменту назначения отца Феодосия прочно обосновались со своими конторами, вагончиками, охранниками, техникой и складами шесть строительных контор, никакого права здесь, понятное дело, находиться не имевших. И если увеличение количества прихожан было лишь делом времени, образования и пастырского опыта нового настоятеля, то борьбе с хамоватыми строителями не учат ни в одной семинарии. Конечно, были такие, кто по просьбе батюшки съехал с насиженного места незамедлительно. Но остались и те, кто, несмотря на все увещевания, продолжал строить на самовольно захваченной территории подсобные помещения, а настойчивого отца Феодосия – для острастки или же всерьез – попросту обещали как-нибудь прибить в темном переулке.
Два года отец Феодосий вел упорную борьбу по выселению непрошенных гостей с предназначенного под строительство храма участка, два года бесконечных споров, увещеваний, «административных рычагов» – и оскорблений в адрес батюшки со стороны постепенно сдающих свои позиции оппонентов. Два года этой терпеливой «осадной войны» увенчались успехом: в 1998 году со строительной площадки храма выехала восвояси последняя фирма. Это была победа никоим образом не меньшая, чем увеличение числа прихожан храма Всех Святых. Потому что, повторимся, увеличение прихода – хоть и тоже хлопотное, но знакомое любому священнику, его «родное» дело. Отец Феодосий считает, что добился такого результата благодаря ежедневным проповедям в процессе службы: ведь проповедь есть не что иное, как прямое общение настоятеля с приходом, а нынешний гражданин страны ни от чего так не отвык за годы реформ, как от живого, откровенного общения с собой. Да и тому есть доказательства: многие жители окрестных, соседних с бывшим кинотеатром «Луч» домов приходят сюда на проповедь, чтобы послушать, о чем на этот раз станет говорить батюшка с народом...
– Некоторые, – жизнерадостно посмеиваясь в бороду, говорит отец Феодосий, – заражают других собственным распутством или пьянством. Я же – заражаю их своим монашеством.
Он не оговорился, наш батюшка, не употребил слово «монашество» для усиления эмоции – нет, он действительно является игуменом православного мужского монастыря Святых Новомучеников Российских города Новосибирска вот уже несколько лет.
х х х
Как говорит сам отец Феодосий, монастырь, им возглавляемый, образовался на пустом месте. На сегодняшний день он насчитывает двадцать насельников. Новосибирский оловянный комбинат отдал монастырю свой бывший клуб. Там монахи живут и молятся, одновременно ремонтируя и обустраивая здание монастыря, занимаясь строительством храма на пригорке, проводя ежедневные богослужения в здании бывшего кинотеатра, кроме того, каждый Божий день они исповедуют, причащают, крестят всех желающих; освящают дома, квартиры, офисы, машины; выезжают на дом к умирающим, отпевают уже усопших на кладбище... Каждый день проходит в постоянных заботах, события идут колесом и только после ужина, который начинается в семь часов вечера, у монахов есть свободное время – до половины десятого. Затем – вечернее монашеское правило (молитва), и в одиннадцать – отбой, чтобы на следующий день опять подняться в шесть утра и приступить к своим повседневным обязанностям.
Чтобы завершить строительство храма быстрее, с должным качеством и наименьшими финансовыми потерями, батюшке надобно быть специалистом не только в духовных вопросах, а тянуть не меньше чем на аттестацию в качестве какого-нибудь старшего прораба.
Новый храм строится исключительно на пожертвования организаций и частных лиц. Скорее, правда, организаций. Очень помогала и помогает строительству Администрация Новосибирской области – взыскивая задолженности по областным налогам с неплательщиков стройматериалами, отдает их на строительство. Большую помощь оказывают Новосибирский оловянный комбинат, Западно-Сибирская железная дорога, жертвуя кирпич, цемент, стекло. Хотя время от времени в приходе появляются самые разные люди, обещающие чуть ли не золотые горы, но потом бесследно исчезающие вместе со своими горами.
А помощь добрых людей нужна будет еще очень долго. Потому что вслед за храмом нужно будет возводить здания непосредственно монастыря – он в перспективе должен переехать сюда, на перекресток Ватутина и Немировича-Данченко. Игумен Феодосий считает, что монашество – это важнейшая составляющая в жизни российского общества, что без монашества не может быть возрождения России, что каждый монах, стремясь достичь духовного совершенства, тем самым делает светлее и лучше жизнь окружающих...
х х х
– Монашество. Очень немногие сейчас понимают смысл и значение этого слова, или, точнее сказать, явления жизни. У кого-то это слово вызывает довольно мрачные ассоциации: черные одежды, одиночество, обреченность на безрадостную жизнь. Они думают, что принять монашество – это все равно что добровольно уйти из жизни. Монах воспринимается как живой покойник, тень из загробного мира. Монашество ошибочно понимается как искажение человеческой природы и нормального, человеческого образа жизни, или даже отречение от самой жизни. Этот крайний взгляд в основном присущ людям неверующим, невоцерковленным. Такое представление о монашестве рождается в сознании гедонистического, т.е. потребительского типа. Человек, ищущий в жизни только удовольствий, удовлетворения всех своих желаний и потребностей, комфорта и беспечности, не в состоянии понять христианских идеалов и ценностей, и уж тем более монашеских устремлений. Но верующие люди, которые живут в лоне Церкви, или которые начинают входить в церковное общение и уже соприкоснулись с теми сокровищами Духа, сокрытыми в глубинах церковной жизни, знают, что монашество – это вовсе не отречение от жизни, а как раз наоборот – устремление к жизни, к вечной и блаженной жизни, источник которой есть Бог. Монашество – это особое служение Богу. – Всегда улыбчивый отец Феодосий становится серьезным. – Независимо от того, где живет человек: хоть на крайнем севере, хоть на жарком юге, хоть в горах, хоть в подземелье, – жизнь его все равно крест, который человеку суждено нести от рождения до смерти. Почти все земное бытие наше состоит из испытаний, каждодневных испытаний, радости сменяются горестями, горести – радостями. Жизнь человеческая очень скоротечна: казалось бы, совсем недавно мы наслаждались молодостью, вот сейчас уже подступила зрелость, не за горами старость. Естественно, возникает неизбежный вопрос: а что дальше? Пока человек силен физически, просто переполнен жизненной энергией, пышет здоровьем, подобный вопрос у него, как правило, не возникает. Но по мере духовного взросления каждый на это пытается ответить по-своему. Есть люди, которые занимаются самообманом: помните, в советские времена главенствовала мысль о том, что человек кладет жизнь свою для того, чтобы потомки его жили при коммунизме, даже конкретные сроки наступления коммунизма назывались. Иные попросту отмахиваются от таких вопросов, говоря: после нас – хоть потоп. Но здравомыслящий человек, пытающийся ответить на вопрос, что же есть такое жизнь человеческая, обязательно придет в Церковь, и Церковь даст ему ответ на этот вопрос. К сожалению, сегодня появилось очень много сект и лжеучений, которые, взяв лишь частичку истины и всячески эксплуатируя ее, эту частичку, в своих целях, пытаются претендовать на обладание всей истиной. Это все равно, что я сейчас, купив в аптеке банку аспирина, встал бы на углу Новогодней и Геодезической улиц и принялся раздавать всем по таблетке, говоря, что это – лекарство от всех болезней. Нужно сказать, что это все – не учение. Это – бизнес. Как сказал когда-то Хаббард, хочешь заработать миллион, придумай новую религию. Сегодня многие в этом преуспели, пропагандируя на всех углах лукавство и ложь. Сейчас настали времена перемен. Душа человека переживает многие испытания и горести. Как следствие - она начинает искать ответы на многие вопросы. И в этом поиске человек может попасть в руки как к доброму советчику, так и к шарлатану или проходимцу. История России, история православия настолько богата, что нам не нужно искать ответов у других – за тысячу лет накоплены ответы на все вопросы, какие жизнь за десять веков могла только поставить перед человеком. И в этом смысле монашество являет собой особый путь в жизни, который избирают люди, желающие достичь спасения. Ведь если человек думает о себе лишь как о куске плоти, только потребляющем какие-то материальные блага, то тогда ему нет смысла стремиться к развитию духовному. Но если есть что-то за гробом, если есть вечность, о которой говорит Церковь и сам Господь, то мы должны и жизнь свою так устроить, чтобы потом быть достойными в этой вечности обитать. Для достижения Царства Небесного в Евангелии выдвигаются определенные требования, которые необходимо человеку исполнить в его земной жизни. Это, конечно, основные заповеди, которые дает нам Библия, и иные правила человеческой жизни: например, не желай другому того, чего сам себе не желаешь. Заповеди, которые даны были Моисею: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, почитай родителей своих, помни Господа Бога твоего и одному ему служи и ему единому поклоняйся, не твори себе кумиров и идолов - все эти заповеди положены в основу духовной жизни человека. Это очень важная, серьезная вещь, потому что благодаря исполнению этих заповедей человек становится лучше. В земной суете, в коммерческих, семейных делах, в хозяйстве человек зачастую делает множество ошибок и порою с годами превращается в монстра – становится злобным, хитрым, как волк, который пытается выжить в лесу, и по-волчьи ведет себя среди людей. Духовная же сторона жизни делает человека мягче, добродетельней, а от этого и другим людям рядом с ним становится легче и лучше жить. Как говорит преподобный Серафим Саровский, спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи людей.
х х х
Разные люди приходят к игумену Феодосию с желанием стать послушниками. И разными путями приходят.
Приходят в монастырь и лукавые люди, которые только и глядят, чего бы украсть. Такие сами уходят, не выдерживая полуторачасового монашеского правила (молитвы) – корежить их начинает, в обморок падают...
– Бесы их одолевают! – говорит батюшка. – Начинается в них духовная борьба, вот и не выдерживают.
Многие обращаются к монашеству, пережив жизненную трагедию: потеряв близких, тяжело заболев, испытав какие-то жизненные передряги.
Но есть люди, которые приходят в монастырь по зову сердца. Как говорит батюшка Феодосий, Господь сам зовет человека. Получается так, что человек как бы пробуждается от сна и понимает, что существует еще и духовная сторона жизни. И когда он начинает искать в своем бытии духовность, то неизбежно приходит в Церковь и, как следствие, зачастую стремится к монашеству. Путь в монахи – долгий путь. Это не день, не два, не месяц. Иной раз проходят годы, прежде чем человек почувствует в себе готовность принять монашество. Известны примеры, когда человек, почувствовавший зов сердца прийти в лоно Церкви, не обращал на это внимания, женился, жил мирской жизнью, воспитывал детей, но в результате, семья все же разрушалась, и человек принимал постриг – приходил к тому, как говорит батюшка, к чему призывал его изначально Господь.
– Некоторые считают, что они не смогут нести этот крест. Но тут важно, какова Божья воля в душе человека, как Господь определяет человеку его будущность.И это видно по всей человеческой жизни: если Бог призывает человека к духовной жизни, к монашеству, то он все равно придет к Богу – все у него будет в жизни несчастно и никогда ничего не сложится, потому что не на ту дорожку он встал. А бывает наоборот: Господь призывает человека к семейной жизни, к заботам и попечению о людях, но это вовсе не предполагает отсутствия жизни духовной. Но монашество - более удобный путь к спасению, поскольку он предполагает собою непопечение о земной суете. То есть у монаха больше свободы в духовных действиях, чем у человека, который связан семьей, заботами, хлопотами. Этот путь ничуть не легче. Потому что вместо хлопот, о которых я уже сказал, появляются другие: искушения, соблазны. Кроме того, в храм приходит очень много людей. И приходят они с детьми, с женами, родственниками. А обращаются они со своими проблемами к кому? К священнику, к монаху. И нам от людей никуда не спрятаться, не скрыться, нужно помогать им. Вот и получается, что, казалось бы, человек, который старался избежать мирских проблем, должен отвечать на вопросы, как быть тому или иному мирянину в разных жизненных ситуациях. Почему так происходит? Да потому, что человек, посвятивший себя духовной жизни, приобретает бесценный духовный опыт, исходя из которого, может дать добрый совет. Главное для каждого православного человека – определиться в видении воли Божьей о своей жизни, о своей собственной душе. Именно к этому монашество и призывает человека.
Пока игумен говорит, в комнату нет-нет, да и заглядывают монахи. Получив от батюшки благословение, они отправляются по предназначенному каждому из них сегодня послушанию: кто деревья вокруг храма обрезать, а кто – дежурить на стройку. И тут мне, неискушенному в церковной терминологии человеку, становится ясно, что послушник – это не просто красивое слово. Послушание - значит выполнение воли более опытного в духовном отношении человека, который поставлен управлять обителью.
– Совершенно верно, – подтверждает мою мысль отец Феодосий. – Кроме того, это еще и смирение своей собственной воли – то есть необходимость делать не то, что я хочу, а на что будет Божья воля. Потом, это еще нестяжание себе земных богатств и целомудрие. То есть Церковь благословляет либо только семью, либо монашество. Ну, и самая главная вещь, которую должен совершать монах, это молитва. Молитва есть беседа с Богом. Этой беседе, этому общению монах обязательно должен научиться.
х х х
Нынешнее безвременье в российской действительности добавило забот монахам. К ним идут и идут люди: растерявшиеся, ни во что не верящие, не сумевшие сориентироваться в сегодняшних условиях. Общество, пребывающее в духовном параличе, мечется в поисках национальной идеи, цели в жизни, новых духовных ценностей. Многие потянулись в монастыри, чтобы подпитаться у монахов словом, идеей, уверенностью в завтрашнем дне, «почерпнуть смысла жизни». И в деле этом роль монашества в сегодняшней действительности трудно переоценить. Спросите у прохожего на улице, у знакомого, для чего он живет. В лучшем случае вы услышите ответ: «Для детей». Половина же из опрошенных просто пожмет плечами. В монастыри приходят те, кто не ведает смысла жизни и мучается этим! Приходят, чтобы получить духовное назидание. Нужно ли говорить о том, что они его получают?...
х х х
«Однажды, повествует монастырская летопись, преподобный Сергий Радонежский сидел за трапезой с братией. Вдруг, как рассказывали присутствовавшие при том, он встал из-за стола, отвесил поклон в сторону и произнес:
– Радуйся и ты, пастыре Христова стада, и благословение Господне да будет с тобою.
Сидевшие с ним спросили, недоумевая:
– С кем ты говоришь, отче?
– Сейчас против нашего монастыря в восьми верстах остановился епископ Пермский Стефан, едущий в Москву, – ответил отец Сергий. – Он сотворил поклон Святой Троице и сказал: «Мир тебе, духовный брат». Вот я и ответил ему.
Несколько монахов, встав из-за стола, поспешили к тому месту и действительно догнали Святителя Стефана, который уже продолжал путь. Он подтвердил сказанное слово в слово.
/.
Преподобному Павлу Обнорскому (ХIV в.) было уже 112 лет, когда как-то ученики и послушники, придя к нему в келью перед литургией, застали его в слезах. Будучи же спрошен о причине такой печали, преподобный ответил:
– В сей день и час нечестивые татары, взяв город Кострому, предали его огню и мечу, многих увели в плен.
Это было разорение Костромы 1429 года, о котором святой узнал в тот же день, находясь за сотни верст от события».
(А.А. Горбовский, «Пророки и прозорливцы в своем Отечестве», Издательство Московского педагогического государственного университета, 1990 г.)
х х х
Монашество – это не уединение в тишине на лоне природы, как могло бы показаться на первый взгляд. Это тяжелый каждодневный труд, направленный на служение Богу и людям. Образ монаха, который сидит где-то на берегу лесного озера и ловит рыбу – лубочный, созданный нами самими по фильмам и книжкам советского периода. И еще одна мысль на вес золота: изменись сам, и мир вокруг тебя тоже изменится.
Монах одинок в своем монашестве. Он борется за свое духовное совершенствование, сам преодолевает соблазны и искушения. Помощником ему может быть только один Всеведущий и Всемогущий Бог и духовное руководство наставника.
Мы, грешные, веселимся или предаемся скорби, смотрим боевик по телевизору или играем в карты с соседом, пьем горькую или скопидомствуем, шагаем по головам к намеченной цели или, как Емеля из сказки, валяемся на печи, задрав ноги, деремся или милуемся – мы постоянно должны помнить, что где-то есть монах, отказавшийся от всего того, что мы именуем «полной жизнью», который молится о нашем спасении. Низкий поклон ему за самоотверженность. Низкий поклон ему за надежду, которая теплится в душе его, что примером своим он сделает нас лучше, чище, благороднее и добродетельней.
У каждого из нас своя дорога к храму. Важно только найти ее.
Храм в честь "Святых Новомучеников Российских"
г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 120/1
тел. (383) 346-56-49 факс (383) 346-56-97
ttp://www.obitel.sib.ru/