В ГЛУХИХ ЛЕСАХ И БОЛОТАХ СЕВЕРНОЙ ОКРАИНЫ ЛЮБЫТИНСКОГО РАЙОНА НАХОДЯТСЯ ОСТАТКИ ПОСТРОЕК СВЯТО-ТРОИЦКОЙ РЕКОНЬСКОЙ ПУСТЫНИ - ЗАШТАТНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ ТИХВИНСКОГО УЕЗДА НОВГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ. ИСТОРИЯ ОБИТЕЛИ ПРИМЕЧАТЕЛЬНА. МАЛЕНЬКАЯ, ПОЧТИ ЗАБРОШЕННАЯ И ДАЖЕ УПРАЗДНЕННАЯ КАК МОНАСТЫРЬ В КОНЦЕ XVIII ВЕКА, ОНА ВОЗРОДИЛАСЬ ПОИСТИНЕ ЧУДЕСНЫМ ОБРАЗОМ СТОЛЕТИЕ СПУСТЯ. СЕГОДНЯ ИЗВЕСТНЫЙ В КОНЦЕ XIX ВЕКА МОНАСТЫРЬ, ПРИВЛЕКАВШИЙ ПАЛОМНИКОВ, БОГОМОЛЬЦЕВ, ХУДОЖНИКОВ И ПУБЛИЦИСТОВ, ЛЕЖИТ В РАЗВАЛИНАХ...
Время возникновения монастыря назвать трудно. Легенды, записанные в конце прошлого столетия, относили его к XIII веку, когда местные охотники нашли на гранитном валуне на берегу Реконьки икону Живоначальной Святой Троицы. В память чудесного явления образа здесь был устроен скит, где и поселились первые пустынники. Возможно это произошло позднее - в XV - XVI веках, когда вокруг Пречистенского погоста (будущий Тихвин) появились и другие обители: Троицкая Ругуйская, Антовиево-Дымская, Спасо-Оскуйская. К сожалению, явленная икона Живоначальной Троицы - главная святыня монастыря - не дошла до наших дней. В рукописном описания пустыни 1859 года автор говорит, что нарисована она по левкасу дикими красками и замечает, что образ "имеет тип древности неприкосновенной". В издании 1862 года автор определил, что из трёх Ангелов изображение лишь одного осталось неповреждённым. Документальных подтверждений существования Реконьской пустыни в столь далекие времена также не, сохранилось, если не считать косвенные - упоминания о бережно хранившихся в церкви 2-х Евангелий 1607 и 1631 годов. Известный исследователь Тихвинского края И. П. Мордвинов относил время возникновеяия пустыни ко второй половине XVI века.
С конца XVII века сохранилась деревянная Троицкая церковь, которая простояла в Рекони свыше 300 лет. До революции в ней хранился большой закладкой крест из липового дерева с надписью, из которой явствовало, что церковь была освящена 3 октября 1676 года строителем старцем Арсением. Церковь представляет из себя небольшой храм клетского типа, одноглавый, с папертью и алтарем. В XVII веке она имела только два сруба - центральный и алтарный, в котором шла служба и который делился миниатюрным иконостасом на две половины. С запада к церкви было пристроено крыльцо-звонница. В течение XIX века храм подвергся целому ряду переделок - была пристроена паперть, прорублено новое окно, церковь обшили тесом. В 1979 году Троицкая церковь была переправлена в Новгородский музей деревянного зодчества, что, безусловно, спасло ее от гибели в заброшенном в наше столетие монастыре.
С 1680-х годов история Реконьской пустыни прослеживается по документам довольно отчетливо. Царем Алексеем Михайловичем "по чудесам иконы Троицы Живоначальной" пу-стынь, была пожалована 1800 десятинами земли. В 1685 году она поступила в ведение Тихвинского Успенского монастыря и значилась в приписных до штатов 1764 года, когда была упразднена вместе с сотнями других обителей по всей России. Пустынь была небогатой, и по описи 1686 года кроме Троицкой церкви в ней значились: "две кельи да конюшеи, коровеи двор... ограда... забрана в столбцы, двои ворота, одни святые воротцы покрыты тесом, другие простые". Спустя полвека, к 1748 году, если судить по описи, почти ничего не изменилось. К моменту упразднения в 1764 году пустынь пришла в полный упадок. В переписных книгах 1768 года священник пустыни и дьячок, состав-лявшие опись имущества, отметили: "все сие строение самое ветхое".
Кто знает, каким событиям суждено было бы свершиться в Реконьской обители, если бы в 1812 году не пришел в Тихвин один странник, человек, вписавший впоследствии в историю пустыни самую яркую страницу. Наверно, ни видом, ни одеянием не отличался он от тысяч таких же как и он богомольцев, что ходили по монастырям и Святым местам Земли Русской. Звали его Андреем Ивановичем Шапошниковым. Ни во время скитаний в Тихвинском уезде, ни будучи уже прославленным своей праведной жизнью, он почти не рассказывал о своем подлинном имени, происхождении и годах, прожитых до прихода в Реконь. Известно, что родом он был из Риги, латыш. Отец его, служа при лютеранской кирке, готовил мальчика к духовному званию. Но привлеченный особым светом Православия, Андрей еще в юности перешел в его лоно, получив при этом имя, отчество и фамилию своего восприемника. Неизвестен и год его рождения, По надписи на надгробной плите старца, умершего в 1865 году, значилось, что родился он в 40-х годах XVIII века. Тихвинский архимандрит Владимир (Кобылин), посетивший Реконь в 1855 году свидетельствовал: "...теперь ему около 90 лет". Един-ственное же упоминание самого Шапошникова о возрасте встречается в документах 1855 го-да; где он говорит о себе: "...находясь в преклонных летах около 85 лет". Таким образом, наиболее вероятным временем его рождения следует считать 70-е годы XVIII века.
После ухода из отчего дома в Россию приходилось ему и крестьянствовать, и батрачить, и торговать, и, наконец, последнее десятилетие перед приходом в 1812 году в Тихвинский уезд, странствовал он по монастырям, был даже на Афоне. В Тихвине блаженный Борис, живший при Успенском монастыре, посоветовал Шапошникову отправиться в Реконь - "место тихое и святое". Здесь при церкви жил пономарь Михаил Захаров. Служба совершалась только в большие праздники добиравшимися сюда священниками или монахами из Успенского монастыря. Шапошников поселился сначала у пономаря, помогал ему в хозяйстве, но большую часть времени проводил в храме в постоянных молитвах. В те же годы (1813 - 1814), полиция, заинтерсовавшись им обвинила его в бродяжничестве и посадила в Тихвинский острог, где он провёл 9 месяцев. Интересны свидетельства о поведении его в заключении. Шапошников так и не открыл своего истинного происхождения (он боялся высылки в Ригу к "лютеранам"), молился днем и ночью, своими беседами- проповедями наставлял на путь других заключённых. Привыкшие и полюбившие Шапошникова узники даже не хотели отпускать его, получившего, наконец, Высочайшее npoщение и дозволение жить при Реконьской пустыни сторожем.
Своей беспокойной жизнью Шапошников стал в тягость семейству пономаря, и тот прогнал старца. Шапошников поселился неподалеку, на сопке в землянке. После смерти пономаря он возвратился в Реконь. теперь уже надолго. 22 августа 1822 года в Тихвине Шапошников получил малое пострижение, а 23 ноября 1832 года был облечен в схиму, приняв имя Амфилохия. Пострижение было тайным, и лишь избранным старец открывал свое иc-тинное состояние. Поэтому и во многих документах вплоть до самой смерти он фигурировал как А. И. Шапошников, а не как старец или схимонах Амфилохий.
Трудно сказать о дальнейшей судьбе старца, если бы приход его в Рёконь не совпал с некоторыми событиями в Тихвине.
Узнав о бывшем монастыре, Шапошников проникся идеей восстановить его. Желание старца и начавшиеся хлопоты совпали с неожиданно всплывшем в Тихвинском уездном суде фактом того, что почти 2 тысячи земли, отписанных пустыни по Генеральному межеванию 1783 года вследствие ряда недоразумений и бюрократических манипуляций перешли в Казенное ведомство и были отданы в частное владение, а затем, после продажи, перешли совсем в третьи руки. Шапошников, воспользовавшись этим, потребовал не только восстановить монастырь, но и вернуть ему всё состояние. Судебная тяжба шла с переменным успехом. Дело слушалось в Тихвинском уездном суде и в Новгородской гражданской палате. К нему подключились Новгородский митрополит, Синод и, наконец, после подачи прошения Шапошникова на имя Александра 1, Правительствующий Сенат. В 1837 году Шапошников подал второе прошение, уже Николаю I. Неугомонный характер старца, видимо, был не по нраву властям, и они сажали его несколько раз в тюрьму. Во время третьего заключения в 1839 году проводилось обстоятельное следствие о "беспаспортном старце". Оно установило настоящего обладателя имени Шапошникова, псковского мещанина. Старец же, так и не открывший свое истинное имя, был приговорен к наказанию плетьми и ссылке в Сибирь. Лишь вмешательство Синода спасло его
.
В 1854 году, после очередного неблагоприятного для Реконьской пустыни решения Новгородской палаты, Шапошников подал аппеляционную жалобу в Сенат. Но дело не смогли разрешить и там, и только после передачи его в Государственный Совет тяжба, наконец, завершилась в пользу монастыря. За невозможностью отдать землю, ставшую уже давно частным владением, Духовное ведомство получило компенсацию в размере 43 тысяч рублей. А 13 февраля 1860 года вышел императорский указ о восстановлении в Рекони самостоятельного заштатного общежительного монастыря. Событие это воспринималось всеми как чудо. Да и как по-иному следовало оценить то, что стараниями одного человека, престарелого и больного, был возрожден к жизни забытый, казалось навсегда, монастырь. 40 лет тянулась судебная тяжба, на троне сменилось три императора, а старец все ходил по судам, ездил в столицу и губернию, пока, наконец, не довел дело до конца.
Настоятелем восстановленной обители был назначен заведовавший Валаамской часовней в Петербурге иеромонах Даниил. С собою в Реконь он привез икону преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, которой благословил братию знаменитый игумен Дамаскин, и его же послание к насельникам пустыни. Судя по сохранившимся документам, отражавшим повседневную жизнь обители, о. Даниил был незаурядным, сильным человеком, и его строгий, а иногда и крутой характер сыграл важнейшую роль в быстром восстановлении монастыря. Вот что писал о нем в 1863 году соседний помещик: "Управление монастырем... стоит игумену много терпения, силы и труда, и здоровья... Игумен неумолим и предохраняет братию от соблазна".
Открытие пустыня было торжественно отпраздновано. 21 мая 1860 года при большом стечении жителей Новгорода, Тихвина и окрестных деревень, в древней Троицкой церкви отслужили Божественную литургию, а затем вокруг обители прошел крестный ход с пением канона Святой Троице. Вскоре было начато и строительство. 8 января 1861 года была освящена новая церковь во имя святых преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Кроме церкви на правом берегу реки были сооружены настоятельские и братские келья. На левом берегу, наискосок от Троицкой церкви, были построены: 2-этажный каменный странноприимный дом, корпус для рабочих, кузница, скотный двор и другие хозяйственные строения. В середине 60-х годов насельники поставили за излучиной Реконьки водяную мельницу, расширили и улучшили настланными по болоту бревенчатыми гатями дорогу на Новгород, прорубили несколько просек. Это было крайне важно - еще в 1857 году архимандрит Владимир писал: "...сообщение с пустынью идет по узкой лесной тропинке... для моего приезда в санях с одной лошадью необходимо было прорубать дорогу". В 1862 году на камне, где когда-то была чудесно явлена икона, выбили надпись: "Предание говорит, что 600 лет тому назад как обретена на сем камне икона святыя Троица Божия, что в церкви за правым клиросом".
ttp://www.rekon.fotopalomnik.ru