В десяти километрах от Троице-Сергиевой Лавры, на высоком берегу речки Пажи - притока Клязьмы, расположен один из древнейших в Подмосковье Покровский Хотьков монастырь. Начальная история монастыря полна загадок. Неизвестно происхождение его названия, неизвестно имя основателя и дата основания монастыря. Неясен его первоначальный статус: был ли он монастырем в привычном для нас понимании, то есть общиной с игуменом или имел другое внутреннее устройство. Загадок немало. Документально подтверждаемые сведения крайне скудны. И все же известные и вновь выявленные исторические документы, труды ученых позволяют воссоздать историю появления и, тем более последующего развития монастыря - исторического и духовного центра современного города Хотькова.
Место, на котором монастырь, издревле называлось Хотково или Хотков. «Хотька» это старинное слово «излучина», и действительно – обитель располагается на излучине реки Пажи. Не случайно в дошедших да нас документах XIV - XVI вв. его называли монастырем «иже на Хоткове» уточняя, таким образом, месторасположение обители.
Принято считать, что монастырь был основан в 1308 г. В то время он входил в состав Радонежской волости. В начале XIV в. село Радонеж было крупнейшим поселением па северо-восточной границе Московского княжества. В начале 30-х годов XIV в. в «весь, глаголемую Радонеж» из города Ростова перебралось сразу несколько семей, среди которых был боярин Кирилл «с всем домом своим, и с всем родом своим» - отец будущего Троицкого игумена Преподобного Сергия Радонежского. По свидетельству Жития преподобного Сергия, боярин Кирилл поселился близ церкви Рождества Христова. Согласно Житию, причиной поселения из Ростова в Радонеж стало обнищание и оскудение боярина Кирилла в Ростове из-за частых нападений татар, участия в посольствах в Орду. Непосредственным поводом к переселению стали недород 1332 г. и, наконец, подчинение в том же 1332 г. Ростова Ивану Калите, воевода которого «возложиста велику нужу на град».
Незадолго до смерти, последовавшей, согласно мнению церковных историков, в 1337 г., Кирилл и его жена Мария постриглись в Покровском монастыре «иже на Хоткове» и были погребены в нем. Здесь же похоронены младший сын боярина Кирилла Петр с супругой Екатериной. Около 1334 года, после смерти жены Анны, также погребенной в Хотьковском монастыре, здесь постригся старший сын боярина Степан, в монашестве Стефан. Приведённые факты - свидетельство тесной связи Хотькова монастыря с родом Преподобного Сергия.
Покровский монастырь «на Хотково» относился к характерному для средневековой Руси XIV так называемого «мирского монастыря». Мирские монастыри создавались при содействии целого общества, городского или сельского, для того, чтобы, по словам В.О. Ключевского, «обывателям было где постричься в старости и при смерти «устроить душу» посмертным поминовением». Мирское происхождение объясняет отсутствие сведений об основателе и дате основания Покровского монастыря, ведь основал его не князь, не архиерей, а крестьянский мир, жизнью которого мало интересовались летописцы. Мирское происхождение объясняет и особенности Покровского монастыря, непривычные для свойственного нам восприятия монастырей: в нём проживали как мужчины, так и женщины; в нем не было игумена, а руководство повседневной жизнью осуществлял священник Покровской церкви. В XIV в. монастырь более напоминал церковный погост, поскольку Покровская церковь с кладбищем и, возможно, дворы причта стояли отдельно от келий старцев и стариц.
Политические события XV в. едва ли изменили характер жизни монастыря «на Хоткове». Он по-прежнему оставался небольшой мирской обителью при Покровской церкви. Из текста жалованной грамоты, данной монастырю великим Московским князем Василием III 11го марта 1506 г., вскоре после вступления на престол, известно, что в монастыре проживало всего 17 старцев и стариц. Подчинялись они иерею Покровской церкви Лукьяну да дьякону Захарию: на их имена дана грамота о пожаловании Покровскому монастырю ежегодной теперь уже великокняжеской руги. Руга означала переход мирского Покровского Хотькова монастыря под покровительство великокняжеской власти. Великокняжеская руга обеспечивала хотьковских насельников лишь самыми необходимыми продуктами, во всем остальном они должны были заботиться о себе самостоятельно. Надо полагать, что определенным подспорьем обитателям Хотькова служили пожертвования богомольцев, направлявшихся в Троицс-Сергиев монастырь.
Попечение о гробах преподобных Кирилла и Марии побудило Троицкого игумена Никандра в 1544 году бить челом великому кшгзю Иоанну Васильевичу о приписке Хотькова монастыря к Троицкому. 1го августа 1544 г. четырнадцатилетний великий князь Иван IV. находясь на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре, передал ему в управление Покровский монастырь «на Хоткове». В жалованной грамоте 1544 г. Покров «на Хоткове» впервые назван девичьим.
Превращение Покровского монастыря в девичий произошло после вступления в 1542 г. на Московскую митрополичью кафедру новгородского архиепископа Макария. Подчинение Троице-Сергиеву монастырю коренным образом изменило характер монастыря «на Хоткове». Отныне он потерял непосредственную связь с крестьянским миром, которым был создан и таким образом перестал быть исключительно мирским. К середине 80-х годов XVI в. в нем наряду с церковью во имя Покрова Богородицы, появилась вторая деревянная церковь - Никольская. В 90-х годах XVI в. число насельниц достигло 35-37 человек.
В начале XVII в. в Московском государстве началась долгая кровавая смута. Многотысячное польско-литовское войско Сапеги и Лисовского 16 месяцев (1608-1610) держало в осаде Троице-Сергиев монастырь. Долгое пребывание вражеских отрядов под стенами Троицкой обители привело к разорению и к запустению се окрестностей. Не избежал этого и Радонеж с окружающими его деревнями, и Покровский монастырь. В осажденном Троицком монастыре скончался хотьковский священник о. Сергий. В январе 1610 г. осада была снята, но окрестности Троице-Сергиева монастыря еще несколько лет были опасны для проживания и находились в запустении из-за хозяйничавших повсюду воровских людей. О печальном состоянии округи свидетельствует «дозор» (проверка) троицких вотчин, произведенный в 1614г. Осмотрели дозорщики и Хотьково. Заключение оказалось неутешительным: «на троицкой земле, на Хоткове был монастырь, а ныне стоит церковь Покрова Пресвятыя Богородицы, да на монастыре 27 мест келейных порозших» И четыре года спустя после освобождения Троице-Сергиева монасгыря от осады принадлежавшая ему соседняя обитель находилась в полном запустении, не сохранилась имевшаяся в ней Никольская церковь конца XVI в.
При поддержке Троице-Сергиева монастыря небольшая Хотьковская обитель была восстановлена уже к середине 20-х годов XVII в. Об этом свидетельствует запись в писцовой книге 1623 - 1624 гг.: «Троицы - Сергиева монастыря девич монастырь на Хотькове на речке Паже, а в нем храм во имя Покрова святыя Богородицы древян, шатром вверх, да теплая церковь Николая чудотворца, а в нем образы, и свечи, и книги, и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье Троицы Сергиева монастыря». К 1641 г. в монастыре проживало 46 стариц, во главе которых стояла игуменья Евфимия Королевинская - первая игуменья Хотькова монастыря, о которой сообщают исторические документы. Она происходила из прислужниц королевны Марфы Владимировны Старицкой, вдовы датского королевича Магнуса, которая проживала в уединенном Подсосенском девичьем монастыре на реке Торгоше. О других настоятельницах, управлявших монастырем до 19 века, сохранились крайне скудные сведения.
Покровский Хотьков монастырь, находясь во владении Троицкой обители, во всем подчинялся указам и распоряжениям ее священноначалии. В Хотькове «для службы и духовности» постоянно пребывал Троицкий иеромонах. Троицкому духовному собору принадлежало право утверждения хотьковской игуменьи, избиравшейся старшими сестрами монастыря. Пострижение или погребение в монастыре на Хотькове разрешалось лишь по указу собора Троицкой обители. Сам же указ давался после соответствующего вклада в троицкую казну. В 1764 году вышел указ императрицы Екатерины II о секуляризации церковного землевладения. Указ имел прямое отношение и к судьбе самого Покровского Хотькова монастыря. Вместе с окружающими его лаврскими сёлами и деревнями он был выведен из-под управления Троице-Сергиевой лавры и подчинён Московскому епархиальному архиерею. Па этом завершился двухсотлетний период подчинения Хотьковской обители Лавре. Отныне Покровский Хотьков монастырь, причисленный к штатным монастырям 3-го класса, был переведен на государственное (штатное) содержание. Оно обеспечивало насельниц, число которых к тому времени составляло уже 115 человек, лишь минимумом необходимым средств. Вот почему Хотьковские насельницы должны были сами заботиться о себе. Почти все Хотьковские монахини умели прясть и шить, в том числе серебром и золотом.
Строительные работы XVIII - первой половины XIX вв. коренным образом изменили облик Покровского Хотькова монастыря, придав ему богатый и благоустроенный вид. С 1809 года обителью управляла игумения Евпраксия, которая в продолжение своего 40-летнего настоятельства деятельно трудилась над благоустройством монастыря. При ней был воздвигнут новый Покровский собор, т.к. число насельниц к тому времени умножилось до 280 человек, и старый Покровский храм уже не вмещал всех молящихся. При игумений Магдалине в 1851 -1852 гг. для уничтожения проезда чрез весь монастырь была устроены объездная дорога с восточной стороны обители. При ней число насельниц возросло до 400 человек, что потребовало строительство новых больших корпусов. Большое внимание игумения Магдалина уделила иконописи и разным рукодельным ремеслам. Рукоделия в обители были заведены согласно указу Петра Первого, изданному в 1724 году, которым предписывалось ввести мастерства в женских монастырях. По преданию. Петр Великий, во время посещения Хотькова монастыря, увидев множество инокинь, приказал им в свободное от молитвы время заниматься женскими рукоделиями и обещал выписать из Голландии мастериц, что и исполнил. Монахини стали заниматься прядением топких ниток и вязанием кружев, золотошвейным искусством, чем и содержали себя. В монастыре были созданы уникальные памятники шитья, хранящиеся ныне в собрании Сергиево-Посадского историко-художественного музея.
Хотьковская обитель широко занималась благотворительностью. И в мирное время, и в годы лихолетий монастырь принимал посильное участие в жизни великого государства. Монастырь жертвовал крупные суммы на содержание духовных училищ и школ. Так, в 1884 году за оградой на северной стороне было построено каменное здание церковно-приходской школы для 50-60 детей из окрестных деревень. Во время войны на Балканах от монастыря шли пожертвования в адрес Красного Креста для помощи раненым воинам, также и во время русско-японской и Первой мировой войны обитель собирала пожертвования в пользу осиротевших детей, а насельницы трудились в московских госпиталях в качестве санитарок.
Духовный кризис на рубеже XIX / XX столетий поразил Россию и привёл Хотьковский монастырь к его закрытию. Монашеское общежитие в Покровском Хотькове монастыре прервалось почти на семь долгих десятилетий. Это было время разграбления и разрушения древнего монастыря и его святынь. Первым ударом стало святотатственное ограбление Покровского собора: в ночь на 8 сентября 1918 года, подпилив окопную решётку, неизвестные грабители похитили золотую, украшенную жемчугом и камнями, ризу с Толгской иконы Пресвятой Богородицы, жемчужный убрус с иконы Покрова Пресвятой Богородицы, жемчужные убрус и крест с иконы Всех Скорбящих Радости.
В 1922 г. Покровский Хотьков монастырь был закрыт, имущество конфисковано, а оставшиеся в обители сестры, 160 человек, переведены в корпус при южных воротах с церковью святителя Митрофания Воронежского. В храмах продолжалась служба. В июне 1928 г. сестринская община была окончательна ликвидирована. В 1931 г. арестовали последнюю игуменью старого Хотькова монастыря Варсонофию II-ю. Большие крепкие каменные здания закрытой Хотьковской обители, расположенные рядом с железнодорожной станцией, распределили между собой местные советские и государственные учреждения. В здании бывшей монастырской гостиницы расположился Совет рабочих депутатов, в келейных корпусах - рабочие общежития, детский дом и даже воинская часть. В 1932 г. закрыли для богослужений Никольский собор, в 1933 - Покровский. Убранство храмов было разграблено; мраморная отделка Никольского собора отправлена в Москву на строительство первой очереди метрополитена. В 1933 г. была взорвана монастырская колокольня: она мешала вождению техники учениками разместившейся в монастыре школы комбайнеров. Деятельность административных учреждений и производственных предприятий (химический цех Загорского промкомбината) неумолимо разрушала архитектурный комплекс Хотькова монастыря.
Понадобилось немало времени, чтобы общество, наконец, осознало историческую и художественную ценность храмов и других зданий монастыря. В 1960 г. постановлением Совета министров РСФСР комплекс Покровского Хотькова монастыря был взят па государственный учет как архитектурный памятник. В начале 1980-х гг. на территории древней обители начались реставрационные работы. Практическую поддержку реставрации оказал общественный совет по реставрации монастыря, созданный при исполкоме г. Хотьково. Ускорению реставрационных работ и, шире, полному возрождению монастыря способствовали события конца 1980-х - начала 90-х годов. В 1989 г. после просьб и ходатайств верующих Покровский собор был возвращен Московской Патриархии.
В 1992 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви совершилось общецерковное прославление местночтимых Хотьковских святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия. В том же году Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о восстановлении монастырской жизни в древней Покровской обители. Мощи чудотворцев заняли прежнее место в трапезной части Покровского храма. Покровскому Хотькову монастырю был присвоен статус ставропигиалыюго, что означает непосредственную подчиненность Святейшему Патриарху. Настоятельницей монастыря стала игумения Олимпиада (Баранова).
Ныне Покровский Хотьков женский монастырь - важный духовный центр Радонежской земли. Уставные богослужения, молитвы к небесным покровителям святой обители укрепляют монашествующих и призывают благословение Божие па их повседневные труды. Духовная жизнь хотьковских насельниц дополняется делами общественного служения: при монастыре в 2000 году создан приют-пансион для девочек, который стал домом для 35 воспитанниц в возрасте от 6 до 14 лет.
Важное место в жизни монастыря занимает духовно-просветительная деятельность. При монастыре действуют вечерние Богословские курсы, которые проводятся преподавателями Московской Духовной Академии. Священнослужители и сестры обители преподают в воскресной школе для детей, опекают дом престарелых и лечебное учреждение для душевнобольных, оказывают посильную помощь инвалидам, многодетным семьям и малоимущим гражданам. Монастырь щедро делится с нуждающимся как телесной, так и духовной пищей по примеру милосердных странноприимцев, преподобных Кирилла и Марии.
Так, святая обитель и ныне ждет благочестивых паломников и богомольцев, которые по завету преподобного Сергия стремятся поклонится его благочестивым родителям – преподобным Кириллу и Марии, «доброму образу честного супружества и попечения о чадах».
Как проехать в обитель из Москвы:
- с Ярославского вокзала на электричке до Сергиева Посада или Александрова до станции Хотьково, от станции налево по плиточной дорожке, которая приведет к самому монастырю;
- с Ярославского шоссе поворот на Радонеж или следующий поворот на Хотьково (перед разветвлением шоссе на Сергиев Посад).
Богослужения в обители совершаются ежедневно.
Литургия – 730
Вечернее богослужение - 1700
По воскресным дня в 700 совершается молебен с акафистом преподобным Кириллу и Марии.
Начало литургии в воскресный день – в 800.