Господи Боже мой, да будет дар Твой святый святая Твоя просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела ...
Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский мужской монастырь
Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский мужской монастырь находится в живописном месте на берегу реки Днестр в селе Кицканы Слободзейского района, в 5 км. от города Тирасполя и в 10 км. от города Бендеры. Монастырь основан в 1864 году. Его возникновению предшествовали события, описанные ниже.Нямецкая Лавра была основана в XIV веке недалеко от Румынского города Нямц. Эта обитель имеет такое же значение для Румынии, как Троице-Сергиева лавра для России и Киево-Печерская лавра для Украины. В течение многих веков монастырь был центром религиозного просвещения Румынии. В самые тяжелые годы к нему тянулись многие люди, находя здесь материальную и духовную помощь. В силу своей значимости, Нямецкий монастырь пользовался благодеяниями со стороны господарей, бояр и даже русских царей.Первая церковь в обители была построена господарем Петром I Мушат в XIV веке. Благоустроение обители продолжалось и при последующих господарях, но, в особенности, при Александру чел Бун. В это время и наблюдается расцвет обители. Так в его правление вместо старой деревянной церкви была построена новая каменная, а также колокольня, которую можно увидеть и сегодня.Александру чел Бун в 1429 году, 31 августа для вечного поминовения пожертвовал Нямецкому монастырю озеро на Днестре, именуемое Загорно и пасеку. А 23 декабря 1430 года пожертвовал три мельницы на реке ниже Загорны. Последующие господари, как святой Штефан чел Маре в 1500 году грамотою от 17 марта и Петр Воевода 15 марта в 1527 году, утвердили принадлежащие Нямецкому монастырю земли, пожертвованные их предшественником. Святой господарь Штефан чел Маре в 1497 году построил соборный храм Вознесения Господня, а также для обители пожертвовал многие дорогие вещи. Епископ Арсений (Стадницкий) пишет: "В ризнице сего монастыря хранится и одно русское Евангелие, очень большое, которое на входе несут два иеродиакона. Во время венгерской кампании 1848 года главнокомандующий армией генерал-адъютант Александр Лидерс посетил Нямецкий монастырь. В обитель от императора Николая Павловича он привез десять пар священнических риз. А настоятелю монастыря архимандриту Неонилу вручил орден св. Анны II-й степени. Этот же император пожертвовал монастырю деньги для постройки больницы". Со временем в Лавре появилась типография. В ней печатались богослужебные, аскетические и нравоучительные книги на молдавском, русском и греческом языках.В 1790 году Нямецкая Лавра была объединена с другим крупным монастырем Секул под общим управлением. В это время во главе обители находился преподобный Паисий (Величковский). Им был составлен устав монастыря. Трудные времена наступили для монастыря в XIX веке. В 1859 году к власти в Румынии пришел Александр Куза. При нем началась война против Церкви. Церковь была подчинена светскому правительству. Министры стали распоряжаться епископскими кафедрами и настоятельскими местами. Александр Куза произвел секуляризацию монастырских имений, а также способствовал распространению католицизма. С папой был заключен договор, по которому правительство обязывалось оказывать всякое покровительство римо-католической церкви, давая свободу ее исповедания на том основании, что нравственность христианская одна и та же.Приведение в исполнение своих планов господарь поручил министру исповедания.Алесандр Куза указом 1859 года за ?121 назначил "разбойническую комиссию" для рассмотрения монастырского имущества. 2 июля 1859 года эта комиссия вместе с войсками явилась в Нямецкий монастырь не на богомолье, а для грабежа. Они сообщили настоятелю монастыря архимандриту Герасиму и всей братии на трапезе о цели своего прихода. Старец Герасим со слезами на глазах сказал в ответ на это: "Горько мне видеть монастырь окруженным жандармами, - чего не посмели сделать и турецкие войска во время оккупации. Собор не противится правительству, но прискорбно видеть дело, не служащее к чести ни собора, ни православного правительства ". Такие слова старца привели в ярость членов комиссии. Они стали накладывать печати на монастырские двери, на канцелярию и архив, где хранились дарственные документы ктиторов. Потом была опечатана библиотека, где находились книги на разных языках и рукописные переводы с других языков на молдавский язык. Ворвавшись затем в монастырское казнохранилище, члены комиссии взяли оттуда 15 тысяч австрийских золотых, предназначенных для ремонта соборной церкви, и 400 золотых, оставленных монастырю турками. Итак, турки оказались лучше христиан-комиссаров, которые опечатали ризницу, где хранились церковные одежды и драгоценные сосуды, потом отправились в монастырские погреба и склады для проверки вина, хлеба и всяких продуктов, и начали распоряжаться всем найденным, а в конце своей проверки отстранили от должности и настоятеля обители.Членами комиссии был образован особый "Административный комитет" из монастырских иноков, вышедших из послушания митрополиту и игумену монастыря. Этому комитету вменялось в обязанность:1. Заботиться о достаточном содержании пищею братии и скота, принадлежащего монастырю.2. Наблюдать за служащими при монастыре.3. Давать ежедневно отчет о количестве употребляемых продуктов и о числе лиц, питавшихся в монастыре.4. Наблюдать за содержанием больницы и монастырской школы.Видя такой грабеж монастырского имущества, архимандрит Герасим писал иеромонаху Феофану, управляющему монастырскими имениями в Молдавии: "Ум мутится, сердце кровью обливается, когда видишь, как грабится без всякой жалости то, что собиралось в течение ряда веков. Ах, возлюбленный брат, не могу больше писать от скорби и слез".Затем члены комиссии пробовали разными ложными обещаниями склонить братию на свою сторону, говоря, что правительство берет на себя заботу об их содержании, так что им нечего заботиться о своем пропитании, а все время они могут проводить в молитве и покое. В подтверждение этому они распорядились приготовить инокам пищу на скоромном масле и давать вино, не обращая внимания на Петровский пост. Их поддержал иеромонах Софроний, насельник обители.Вскоре комиссия решила посягнуть и на правило иноческой жизни. Архимандрит Андроник повествует: "18 октября 1859 года, в день памяти св. апостола и евангелиста Луки, после Божественной Литургии, министр исповеданий с другими членами комиссии и с иеромонахом Софронием (Вырнавом) отправились к наместнику и приказали: "Отец архимандрит, распорядитесь, чтобы впредь не исполнялись службы на славянском языке". Старец ответил, что не пойдет на это. Тогда раздраженный министр ударил три раза кулаком по столу и закричал на игумена монастыря: "Я тебе приказываю добровольно исполнить это определение правительства". На это старец ответил, что он поставлен совсем не для того, чтобы разрушать монастырские порядки, а хранить их. Исполнять их, потому что они были установлены блаженным старцем Паисием. Услышав такой ответ, комиссары отправились в соборную церковь. В храме они стали выбрасывать на пол все богослужебные книги на славянском языке, которые затем были унесены в монастырскую башню. Некоторые отцы протестовали и за это были арестованы".Комиссары в монастыре делали, что хотели. Они продали почти даром монастырскую типографию неким евреям.В монастыре существовал обычай: в субботу 5 седмицы Великого поста читать акафист Божией Матери на трех языках: молдавском, славянском и греческом. В 1860 году архимандрит Герасим намерен был соблюдать эту традицию. Но из-за гонения на славянский язык и запрещения совершать на нем службы братия, способная читать по-славянски, побоялась исполнить желание игумена, к тому же и славянских книг не было (они были унесены в монастырскую башню). "Но я, - говорит иеромонах Андроник, - решился нарушить запрещение правительства, чтобы соблюсти монастырское предание. Книгу нашел у одного инока, который тайно хранил ее в своей келии. Как только начал я читать по-славянски, выскочил из клироса иеромонах Софроний (Вырнав) и стал кричать, что здесь румынская страна, и что я не имею права читать по-славянски. Но я не обращал внимания на его крики и продолжал читать. Тогда он насильно вырвал книгу из моих рук". 19 апреля 1860 года в монастырь ворвались полицейские власти и арестовали семь соборных старцев монастыря. Архимандрит Герасим спросил о причине их ареста. Ему ответили, что так поступают они по приказанию комитета и причины им неизвестны. Тогда же комиссия поставила полицейских у входа в монастырь, приказав никого не пускать туда без их разрешения. Также была расставлена вооруженная стража вокруг монастыря с намерением арестовать еще 50 монахов.Между тем разрушение монастырских порядков продолжалось. В Нямецком монастыре издревле существовал обычай на отпустах поминать преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских святых. А также в обители совершали службы русским святым, а на утрени между кафизмами читали по два поучения: одно на молдавском и другое на русском языках. Все это "разбойнической комиссии" не нравилось. Чтобы угодить ей, иеромонах Софроний собрал все молдавские и славянские рукописные службы русским святым и спрятал их.Вскоре опять явилась та же комиссия для того, чтобы изгнать наместника из монастыря. Члены комиссии богохульствовали и издевались над старцем. Они потребовали его добровольного ухода, в противном случае игумен будет изгнан. Затем Григорий Куза сказал собравшимся монахам: "Знаете, монахи, архимандрит Герасим теперь уже не ваш настоятель и не поминайте его на ектеньях, так как я лишил его этой должности. Вместо него временно исполнять обязанности наместника монастыря будет монастырский духовник иеромонах Исихий". Братия монастыря просили митрополита Софрония защитить их от светских властей и вернуть архимандрита Герасима на бывшую должность.Вскоре после этого митрополит подал протест против насильственных действий правительственной комиссии в центральную комиссию княжеств. А также обратился к уполномоченному монастырскими имуществами в Бессарабии иеромонаху Феофану, прося его быть посредником перед русским правительством в ходатайстве о поддержке православной веры в единоверной Румынии. 8 ноября глава министерства Когальничяну прибыл с полицейскими в резиденцию митрополита, когда архипастырь совершал Божественную литургию. Жандармы не дали архиерею окончить богослужение, схватили его и повели в заточение в Слатинский монастырь. А наместника Нямецкого монастыря архимандрита Герасима заточили в монастыре Кошула. Они находились в заключении под строжайшим надзором жандармов. После этого митрополит подал прошение об освобождении его от архиерейской кафедры. Вскоре архипастырь скончался. Узнав о заточении митрополита и наместника обители, иеромонах Феофан написал патриарху Иоакиму Константинопольскому и Святейшему Синоду Русской Православной Церкви о гонениях на православных в Румынии.Наместником монастыря был избран иеромонах Тимофей. Комиссия грозилась, что аресты в монастыре не закончились, и, что вскоре некоторые монахи, выступавшие против деятельности комиссии, будут арестованы. После этого многие иноки покинули обитель. Некоторые отправились на святую гору Афон, а другие - в Бессарабию, надеясь получить там помощь от императора России на создание новой обители. Так практически закончилось славное, почти пятивековое, существование великого Нямецкого монастыря. Епископ Арсений (Стадницкий) пишет: "Для молдаван теперь нужен пророк Иеремия, который оплакивал бы участь нового Иерусалима в Молдавии, то есть Нямецкого и других святых монастырей в этой православной стране, которая была издревле украшена ими, благодаря усердию православных и богобоязненных молдаван". В связи с этими событиями часть монахов Нямецкой Лавры переехали реку Прут, чтобы создать новую обитель. Этот монастырь известен ныне как Ново-Нямецкий монастырь
ул. Ленина 2
с. Кицканы
Слободзейский район
Молдова
3300
Добраться до монастыря можно следующим образом: Из Кишинева — на автобусах или маршрутных такси до города Тирасполя или до города Бендер (время в пути — 2 часа). Время отправления с 7:00 до 20:00 часов, каждый час. Из Тирасполя — выйти из автобуса у центрального рынка. Следовать (300 метров) по направлению к памятнику А.В. Суворову, через площадь и сквер и выйти к мосту. Пройти по мосту через реку Днестр и далее следовать до с. Кицканы на маршрутном такси: Тирасполь-Кицканы (Время отправления: с 6:00 часов, каждые полчаса). Из Бендер — с автовокзала на автобусе Бендеры-Копанка (через Кицканы). Время отправления: с 5:00 часов, каждые четыре часа. А также поездами дальнего следования до г. Тирасполя или г. Бендер.
Господи ПРОСТИ НАС ГРЕШНИКОВ р.Б.Серафима, Николая, Андрея, Николая,Владимира, Евгения,Елену, Ярослава. Огради от враг и супостатов. Вразуми и защити. Помилуй нашу страну! Во имя Отца и Сына и Святага Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь
р.Б.Евгении и Елена
2018/12/30, 00:52:32
Благословите.Павел
павел
2017/04/19, 09:43:44
Отцы и праотцы,деды и прадеды ,от первых и даже до последних,во благозаконии умершия и благоверии,вся помяни Спасе наш.
Лариса
2014/04/16, 14:25:41
Посещение монастыря производит сильное впечатленние не только грандиозностью храмов, которые являются памятниками архитектуры 19 - 20 вв. Уже с первых шагов по территории ощущение комфортности и спокойствия словно воздух пропитан Божественной силой! Не передать всей полноты восприятия этого места текстом. ПОСЕТИТЕ ! Организую экскурсии из Тирасполя.+373 0533 777 169-32
Алексей
2014/02/19, 11:47:02
Прошу ВАС помолитесь пожалуйста о рабе Божьем Николае. Он сейчас в коме и врачи говорят, что мозг не хочет работать в связи с травмами черепа после дтп. ПРОШУ ВАС ПОМОЛИТЕСЬ ПОЖАЛУЙСТА ЗА РАБА БОЖЬЕГО НИКОЛАЕ.
Светлана
2011/01/08, 23:51:12
Благодать и любовь Божия разлиты в этой обители. Поезжайте, посетите это место, люди, не пожалеете. Простота и величие. Покаяние и прощение. Наши немощи и бесконечная милость Творца. А нам сделать только шаг к Нему. Найдите время и средства и приготовьте душу, чтоб вкусить всю сладость общения со Спасителем. Дерзайте.
Юлия
2010/08/26, 10:10:55
Где организуются такие экскурсии? Мало рекламы. А реклама это движущая сила.
красиво,впечатляет, успокаивает душу.
дарья
2010/07/21, 14:32:50
Не плохо было бы увидеть документальные фильмы о таких местах, о монастыре, и вообще о монастырях, ведь мало что о них можно прочитать ,наглядно посмотреть это здорово.Купить диск такой, и дома все могут просмотреть. Все это - приобщение к культуре,веришь ты во что-то или нет.
Валентина
2010/07/20, 11:48:40
когда побываешь в таких местах, так душа и успокаивается, благодать
Валентина
2010/03/05, 13:19:20
была там...незабываемое впечатление...Божественная красота