Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Молитва первая Господи! Имя Тебе Любовь: не отвергни меня, заблуждающегося человека! Имя Тебе – Сила: подкрепи меня изнемогающего и падающего! Имя Тебе – Свет: просвети мою душу, омраченную ...
На главную Статьи Деяние о канонизации первоначальницы Дивеевской обители схимонахини Александры, схимонахини Марфы, монахини Елены
Деяние о канонизации первоначальницы Дивеевской обители схимонахини Александры, схимонахини Марфы, монахини Елены

Во Имя Отца и Сына и Cвятаго Духа! 

 

Первоначальницей Серафимо-Дивеевского монастыря является великая раба Божия схимонахиня Александра (Мельгунова), которая учредила общину не по своей воле, но по воле и указанию Самой Царицы Небесной на местности, взятой Богородицею Себе в Четвертый Удел во вселенной. Преп. старец Серафим засвидетельствовал эту истину многотысячным посетителям, и потому Дивеево называется Четвертым Жребием Божией Матери на земле. Царица Небесная Сама назвалась Верховною Игумениею Дивеевской обители и передала преп. Серафиму правила и устав монастыря. Блаженный старец говорил при жизни, что не переставлял в Дивееве ни одного камня по своей воле. Многое уже сбылось из предсказаний великого старца о будущем Дивеева, и монашествующие твердо верят, что обитель, по словам преп. Серафима, будет впоследствии единственной женской Лаврой в мире. Происходила первоначальница Дивеевской обители матушка Александра (в миру Агафия Семеновна Мельгунова) из богатой дворянской семьи и рано овдовела. Около 1758 г. она приняла монашеский постриг с именем Александры во Флоровском монастыре в Киеве, где сподобилась видения Божией Матери, повелевшей ей основать новую обитель на месте, где будет указано. Таким местом стало Дивеево. Поселилась она у приходского священника и, забыв свое высокое происхождение, по смирению своему упражнялась в самых черных трудах, ходила за скотиной хозяина или тайно помогала нуждающимся крестьянам. Мать Александра обеспечила немало сирот, вдов, нищих и требующих помощи Христа ради. Современники указывают 12 церквей, построенных и возобновленных ею. Большую часть капитала матушка пожертвовала в Саровскую пустынь. В Дивееве ею построена каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери на том месте, где являлась ей Царица Небесная с повелением основать обитель. По свидетельству современников матушка Александра "была умна и образованна, как редко бывает образован и мужчина, она лучше всех знала все уставы и положения церковные; к ней все обращались за советом и добрым словом". К концу жизни собрала она несколько ревнительниц духовной жизни и построила три келий - начало будущей обители.

Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря после возобновления обители

Перед кончиной матушку Александру посетили Саровские старцы с молодым тогда иеродиаконом Серафимом, которому и завещала она попещись об обители, обетованной ей Царицей Небесной. За две недели до смерти матушка Александра сподобилась пострига в великий ангельский образ, Тайными и сокровенными были подвиги матушки Александры многие годы. Созидание великой обители она начала в глубочайшей молитве, с терпением и необычайным самоотречением. Получив великое повеление Царицы Небесной, она принесла в жертву этому повелению свою жизнь и веровала до конца, хотя и не видела при жизни исполнения того, что было ей обещано. Ее благочестивая душа уподобилась силой упования тем ветхозаветным мужам, о которых апостол говорит, что их "мир весь не был достоин", и которые умерли, не прияв обетования. Она принадлежала к тем подвижникам, чью веру ублажил Христос: веру не видевших и веровавших. Вся последующая история Дивеева подтверждает истинность ее верования. За самоотверженную жизнь, отданную всецело Богу, служение ближним, за нравственную красоту и силу личности почитание матушки Александры началось еще при ее жизни. После кончины Матушки записаны многие случаи явления подвижницы и помощи по ее молитвам. На могилку ее до настоящего времени притекают многочисленные почитатели и просят святых ее молитв. Преп. Серафим предрекал, что со временем, по Божиему изволению, в обители будут почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем ходить кланяться ее могиле, произнося при этом: "Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!" Другой великой подвижницей, послужившей славе Божией и Дивеевской обители, была схимонахиня Марфа (Мелюкова). С 13-летнего возраста по благословению преп. Серафима начала она вести подвижническую жизнь в Дивеевской обители, превосходя даже тех сестер общины, которые отличались строгостью жизни. Она стяжала непрестанную молитву и была почти молчальницей, только на необходимейшие вопросы отвечая с небесной кротостью и смирением. Преп. Серафим особенно любил ее и посвящал во все свои откровения, будущую славу обители и другие великие духовные тайны. Она удостоилась присутствовать при молении старца о создании по повелению Божией Матери новой Мельничной обители. Высоким, истинно христианским подвигом отмечено ее житие. Всего шесть лет прожила она в обители и умерла 19-летней схимницей. О духовном совершенстве, ею достигнутом, можно судить по тому, как высоко ценил ее преп. Серафим, говоря, что на Небесах она будет в великой славе, что мощи ее будут почивать в обители, ибо она так угодила Богу, что сподобилась нетления. По словам преп. Серафима, она - начальница над дивеевскими сестрами в Царствии Небесном, в обители Божией Матери. Всякий верующий человек, любящий преп. Серафима и познакомившийся с историей Серафимо-Дивеевского монастыря, свято почитает память непорочной избранницы Божией, окруженной светом неземной неувядающей красоты и по заповеди великого старца припадает к ее могиле с молитвой: "Госпоже и мати наша Марфо, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном!" Горячей верой и неослабным подвигом, единым порывом к Богу ознаменована также жизнь дивеевской подвижницы монахини Елены (Мантуровой). С беззаветной искренностью отвергнув все земное, устремила она путь свой к небу, которое стало ее неотъемлемым уделом. Идя по пути самоотречения и уверовав в святость своего духовника, она каждое слово его принимала как бы из уст Божиих и была послушна ему "даже до смерти". Монахиня Елена происходила из дворянской семьи и вела жизнь своего круга, но путями промысла Божия об избранных своих отдала жизнь свою Жениху Небесному и сделалась высочайшей духовной подвижницей, удостоившейся получить великий венец. Ее житие напоминает жития христианских подвижников, которые вели брань с духами злобы поднебесной. Ей было видение огромного огненного дракона. Потрясенная Елена Васильевна призвала на помощь Божию Матерь и дала клятву никогда не выходить замуж и пойти в монастырь. Три года готовил ее старец Серафим к поступлению в Дивеевскую общину. Получив благословение, на крыльях радости полетела она в Дивеево. Пребывая в непрестанной молитве, в постоянном созерцании и молчании, проводила монахиня Елена свое богоугодное житие и во всем была послушна преп. Серафиму. В одном только не соглашалась она со старцем - быть начальницей Мельничной обители. Необыкновенно добрая от природы, Елена Васильевна явно или видимо ничего не делала, но зато, насколько умела и могла, творила добро тайно, непрестанно и много. Матушка Елена исполняла все трудные поручения преп. Серафима. Неоднократно враг рода человеческого, не терпящий в людях добродетели, пугал ее видениями, однако заступлением и молитвами преп. Серафима они прекратились. Великий старец необыкновенно и горячо любил свою боголюбивую послушницу. Поистине замечательны были последние дни и кончина ее. Батюшка Серафим призвал к себе монахиню Елену и благословил за послушание умереть вместо брата своего, Михаила Васильевича, благодетеля и строителя Дивеевской обители, которому пришло время умирать, но он еще был нужен для обители. Кротко и смиренно приняла матушка Елена послушание и через несколько дней мирно отошла ко Господу. Дивных видений сподобил ее Господь. Монахине Елене был открыт день ее кончины, показаны святые в Небесных обителях. Видела она Господа, как неизреченный Огнь, а Царицу Небесную и Ангелов просто. Скончалась монахиня Елена 27 лет от рождения, пробыв в Дивеевской обители всего семь лет. Смерть ее - дивная тайна. Преп. Серафим говорил, что душа монахини Елены, как голубица, вознеслась ко Святой Троице, а мощи ее, как и Марии Семеновны, со временем будут открыто почивать в обители, ибо обе они так угодили Господу, что удостоились нетления. В "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" указывается, что на могиле Елены Васильевны не раз творились чудеса и исцеления. К святой могилке ежедневно ходили сестры и гости монастыря поклониться и помолиться: "Госпожа и мать наша Елена, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном!" Освященный Собор, благодатью Божиею поспешествуемый, рассмотрев подвижнические труды сих угодниц Божиих, с благоговением и любовию ОПРЕДЕЛЯЕТ:


1. Причислить угодниц Божиих, почивающих в Серафимо-Дивеевском монастыре, схимонахиню Александру (Мельгунову), схимонахиню Марфу (Мелюкову) и монахиню Елену (Мантурову) - к лику местночтимых святых преподобных жен Нижегородской епархии, милостию Господней прославленных.
2. Честные их останки считать отныне святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
3. Службы новопрославленным преподобным женам составить особые, а до времени составления таковых, после сего дня прославления памяти их, отправлять общие по чину преподобных жен.
4. Память преподобным женам Дивеевским праздновать в день кончины: преподобной Александре, Первоначальнице Дивеевской - 13(26) июня, преподобной Марфе Дивеевской - 21 августа (3 сентября), преподобной Елене Дивеевской - 28 мая (10 июня).
5. Установить празднование Собора преподобных жен Дивеевских 8(21) июля, в день возобновления Серафимо-Дивеевского монастыря.
6. Писать новопрославленным святым женам иконы для поклонения и чествования согласно правилам Седьмого Вселенского Собора.
7. Напечатать жития преподобных жен Дивеевских для назидания в благочестии чад церковных.
8. О сей благой и благодатной радости прославления новых святых жен возвестить священнослужителям, монашествующим и всей пастве Нижегородской епар Молитвами новопрославленных преподобных жен Дивеевских да воздаст Господь Свою милость и благословение всем с верою и любовию прибегающим к их предстательству у Престола Божия. Аминь.

Издательская группа
Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского
женского монастыря.
 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2015/03/10, 18:24:21
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе!
р. Б. Татьяна
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.02921199798584 сек.