Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Благослови, ...
На главнуюСтатьи Встреча св. мощей прп. Серафима в Дивееве в 1991 году
Встреча св. мощей прп. Серафима в Дивееве в 1991 году
Великая святыня - мощи преп. Серафима Саровского - была возвращена Русской Православной Церкви 11 января 1991 г. в городе на Неве, Санкт-Петербурге, в Казанском соборе. Им поклонялись православные до 6 февраля, а с 7 февраля по 23 июля святые мощи находились в московском Богоявленском соборе. И вот прощальный крестный ход движется по улицам Москвы. Предлежит путь к Дивеевской обители для всенародного поклонения дивному угоднику Божию, великому предстателю о Земле Русской. То, о чем долгие тяжелые годы сожалели тысячи православных христиан, то, что еще совсем недавно казалось неосуществимым, ныне претворено в жизнь и стало действительностью. И делается все так, как сказано в пророчествах батюшки Серафима: "Скажу тебе: тогда Дивеев будет диво, когда убогий Серафим ляжет в Сарове, а плоть свою перенесет в Дивеев". Услышав это предречение, дивеевские сестры думали тогда, что батюшка Серафим собирается посетить их обитель, где он был всего два раза, будучи еще иеродиаконом, но при жизни подвижника такой встречи не случилось. Сергей Нилус писал о том, как он был у 84-летней дивеевской игумений Марии (Ушаковой) вскоре после прославления в 1903 г. преп. Серафима и стал поздравлять ее с оправданием великой ее веры в Преподобного. Игумения отвечала: "Да, великое это чудо. Но вот будет чудо так чудо - это когда крестный-то ход, что теперь шел из Дивеева в Саров, пойдет из Сарова в Дивеев. А народу-то, как говаривал батюшка Серафим, что колосьев будет в поле. Вот то-то будет чудо-то чудное, диво дивное".
Исполнилось предсказанное дивным старцем. Вечером 30 июля 1991 г. у Святых ворот Серафимо-Дивеевской обители встречали крестный ход со св. мощами преп. Серафима. Угодник Божий перед своей кончиной дал Прасковье Семеновне Мелюковой свечку, сказав, что с этой свечой сестры встретят его в Дивееве. Свеча передавалась из рук в руки и бережно хранилась почти 160 лет, в последние годы - у единственной оставшейся в живых к моменту открытия монастыря дивеевской сестры схимонахини Маргариты (Лахтионовой). Эту свечу вставили в большую дьяконскую свечу, которую нес протодиакон Владимир Покровский. Было еще немного ладана, переданного из рук Преподобного. С ним служил первый молебен на площади перед Троицким собором Святейший Патриах Алексий II. Не всем сестрам пришлось увидеть встречу святых мощей у врат обители: церковницы еще вешали и зажигали лампады у сени, приготовленной для раки со святыми мощами, кто-то остался на коровнике, кто-то торговал в палатках книгами. Две сестры горько плакали в своей палатке, что ничего не увидят: идет служба в соборе, а они в стороне. Вдруг они заметили, что солнце заиграло всеми цветами радуги и глазам было не больно смотреть. Находившиеся в другом месте видели свет около Троицкого собора, напоминающий яркий столб. Оказалось, что в этот момент раку со святыми мощами преп. Серафима вносили в Троицкий собор. В соборе раку поставили в центре, где стоит обычно праздничная икона. Духовенство прикладывалось к открытым мощам, затем раку перенесли под сень. Приехавшие священники читали акафист Преподобному, служили молебны перед ракой всю ночь. Люди шли, молились, прикладывались, пели: "Радуйся, пастырю наш добрый. Радуйся, отче милостивый и кроткий... Радуйся, врачу наш скорый и благодатный... Радуйся, в бедах и обстояниих помощниче скорый..." 31 июля утром совершалась Литургия. Пел дивеевский хор. А вечером началось праздничное торжество. В 16 часов Святейший Патриарх Алексий II служил малую вечерню с акафистом и Всенощную в Троицком соборе. Пели три хора: нижегородский, арзамасский и дивеевский. Сестры не могли без слез радости исполнять стихиру: "Днесь сошедшеся христоименитых людей множества в прославлении честных мощей твоих, преподобне отче Серафиме, радости и веселия вси исполнишася: явил бо ся еси болящим исцеление и хромым хождение, с верою притекающим к раце мощей твоих". Да! Святые мощи преп. Серафима в Дивееве - не оставил он своих сироток, но, как и предсказывал, явил им свое заступление и теперь почивает здесь.
В полночь, уже 1 августа,- в день прославления преп. Серафима - началась первая Литургия. Никто не чувствовал усталости - настолько ощущались всеобщая радость и духовный подъем. На запричастном спели стихиры Пасхи. Батюшка Серафим предсказывал: "О, какая будет радость! Среди лета запоют Пасху!" И молившиеся в храме люди, повторяя за сестрами, пели: "Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия... Радостно друг друга обымем!" В три часа ночи и в шесть часов утра служили вторую и третью Литургии в приделах преподобного Серафима и иконы Божией Матери "Умиление". На площади перед собором готовили патриаршую службу. Был освящен временный престол. Раку со святыми мощами архиереи вынесли из собора и поставили на площади перед праздничной иконой. Утром на Литургии Святейшему сослужили двенадцать иерархов и многочисленные священнослужители. По окончании молебна и праздничного крестного хода раку вернули в Троицкий собор. В соборе после перенесения святых мощей и торжественных служб чувствовались особое умиротворение и спокойствие, хотя было довольно шумно. На праздник приехало много больных, надеявшихся на исцеление. Всего в Дивееве было тогда 6-8 тысяч, во всяком случае не более 10 тысяч паломников. Вероятно, было много чудес, но они тогда не фиксировались. "Пришли те дни, ради которых столько было сделано, так много было искушений. Батюшка наш Серафим с нами в мощах! И нет опустошенности, которая бывает после прошедшего праздника, а такая радость, такая полнота, такое ликование в соборе! Мир на душе - и радостно до слез. Все уедут, а батюшка Серафим останется. Он воскрес, он с нами!"- записала одна из сестер. "Я перейду из Сарова в Дивеев, где я буду проповедовать всемирное покаяние",- говорил батюшка Серафим. "В этом смысле и следует понимать обретение мощей преп. Серафима: они обретены и воскресли для поклонения всем христианам", - отметил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. "Да вниидут ныне христоименитые людие во храм обители Дивеевския, к честным мощем твоим, преподобие Серафиме, припадающе, и да просят от тебя исцеления, здравия и спасения, Христа величающе" (Канон Преподобному, песнь 5). Едут в Дивеево люди из самых разных областей нашего Отечества, приезжают и зарубежные гости.
Издательская группа Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского женского монастыря.
Комментарии
Всего комментариев: 5
2018/05/08, 06:44:37
У меня сыну дали инвалидность в 1993году. Остеопороз костей и водянка головного мозга. Чем только не лечили. Ноги скривились,голова росла. Я стала возить его каждую неделю в храм к батюшке Серафиму и на источники. В 2000 году инвалидность сняли и сын отслужил в армии,в десантных войсках!!! Слава богу!!!
Инкогнито
2013/02/28, 10:59:56
мы просто фомы неверующие. какая еще нужна проповедь о всемирном покаянии, когда чуть ли не весь мир едет в дивеево, и тысячи воскресают душой и батюшка серафим жив духом и воскреснет еще и телом. по вере вашей...
наталья
2011/10/13, 08:28:37
Many many quality ponits there.
Melvina
2009/11/20, 15:00:18
Христос воскрес из метвых,освободив нас от греха.Поэтому никакое другое воскресение уже не нужно.А батюшка Серафим проповедует,телом находясь в раке-своими поучениями.А еще я знаю несколько случаев,когда атеисты,приложившись к мощам преп. Серафима стали воцерковленными людьми
иван
2009/09/11, 20:47:43
"Все уедут, а батюшка Серафим останется. Он воскрес, он с нами!"- записала одна из сестер. "Я перейду из Сарова в Дивеев, где я буду проповедовать всемирное покаяние",- говорил батюшка Серафим."
Не знают, что пишут!!! Серафим же ясно сказал "Из Сарова", а это перенесение "мощей" было через Арзамас!!! Вот поэтому Он и не воскрес! А иначе как это Он проповедует всемирное покаяние будуче в гробике??? Это ж подлог...