11/04/2024 06:13:33 Преподобные Иона и Васса почитаются как родоначальники Псково-Печерского монастыря. Иона (? - 1480) - святой, основатель и первый строитель Свято-Успенской Псково-Печерской в честь Успения Пресвятой Богородицы обители День Памяти: 29 марта/11 апреля, в Соборах Псковских, Псково-Печерских и Эстонских святых. Васса - День памяти 1 апреля.
Святой Иона и его супруга Васса почитаются сегодня покровителями супружества, наравне со святыми Петром и Февронией Муромскими. Их жизнь - преодоление зла подвигом любви, явление Неба на земле, пример прославления имени Божия. Доказательство того, что жизнь мира, часто жестокая и кажущаяся безсмысленной - становится мудрой и прекрасной в свете святых - великих носителей Правды Божией на земле.
|
Святой Иона и его супруга Васс |
Отец Иоанн происходил «из Московския земли», за что псковичи прозвали его Шерстником, то есть пришельцем. Изначально он был иереем в Георгиевской церкви города Юрьева-Ливонского (он же Дерпт, ныне Тарту). В Ливонию он пришел как миссионер. Случилось это в 1467 году - он приехал с супругой и двумя сыновьями из Москвы в Юрьев на служение. Со стороны католиков он тотчас встретил ненависть и гонения. Через три года отец Иоанн вместе с семьёй вынужден был покинуть Дерпт и уйти под защиту Пскова. Именно тогда, согласно преданию, он надел под рясу кольчатый панцирь. В Пскове он «пробыл мало времени» и служил священником в соборе Троицы Живоначальной. Вскоре из Дерпта пришло известие о мученической кончине пресвитера Исидора Юрьевского за отказ принять католичество. Кроме отца Исидора погибли ещё 72 человека его паствы. Отец Исидор был брошен католиками в темницу с 72 другими христианами. Они не покорились и в темнице и были все ввержены под лед в реку 8 января 1472 г. Весной того же года св. мощи их были найдены вверху реки. Они лежали на берегу лицом к востоку, с о. Исидором, в полном священническом облачении, посередине
Отец Иоанн так сокрушался, что покинул пресвитера Исидора, что принял решение обречь себя «на страдания пустынной жизни». Еще в Пскове он впервые услышал о «Богом зданной пещере». Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места.
«Пришед на сие место, начаша копати вместе с матушкой Марией в горе церковь за «Богом зданною пещерою к западу». Рано-рано, еще до восхода солнца поднимался отец Иоанн, совершал коленопреклоненную молитву, прося у Господа благословения на великий свой подвиг. «Да будет воля Твоя на земле, как на небе», — повторял он.
Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители.
По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. И продолжил искапывать в горе небольшую церковь.
Наступило лето 1473 года... «Во время же благочестивого князя Ивана Васильевича иеромонах Иона закончил свой труд, — ископа малую церковь в горе и постави келии на столбах, прямо церкви Печерныя». Озаренный радостью, он спешит во Псков к священникам Троицкой церкви (теперь собор), друзьям, прося освятить храм, но они отказали: «Церковь в горе эта необычная и необыкновенная по своему устройству»... И заплакал Иона, и пошел дальше во св. град Новгород. «Припаде к ногам Архиепископа Феофила», просил у него: «дабы повеле освятить храм в горе».
Архиепископ дал свое благословение. И те же священники псковские в день Успения Божией Матери, 15-го августа 1473 года, освятили храм. Крестьянин Иван Дементьев отделил храму Пресвятой Богородицы участок земли с восточной стороны до ручья Каменца и к югу от пещерной церкви Успения, там, где сейчас стоят храмы Сретения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы.
Так в 1473 году было положено основание Псково-Печерского монастыря. С этого года исчисляют историю обители.
Еще в 1471 году в этом святом месте была явлена икона Успения Божией Матери. Во время освящения церкви эта икона явила чудо: прозрела слепая женщина. Это исцеление воодушевило отца Иону, воодушевило оно и земца Ивана Дементьева, который «даде своего имения удел земли ко храму Пречистый Богородицы и на монастырское ограждение по ручей Каменец, с восточныя и южныя стороны на целое поприще (версты)». Тогда, мало-помалу, начали сюда стекаться на жительство иноки. И эта обитель, скрывающаяся прежде в глубине земли, с того времени стала процветать.
А летописец повествует: «И по сем, священноинок Иона, пожив несколько времени в молитвах и трудах, преставился Богу и погребен бысть в той же пещере». Блаженный Иона почил около 1480 года. Когда его переоблачали, то на теле его нашли кольчатый железный панцирь, «и тело под ним было, как изваяно». Когда отец Иона был воином, то он носил этот панцирь, а когда стал иноком, он стал ему как вериги. Этот панцирь повесили над его гробом. В одно из нападений врагов он был похищен. Гроб же преподобного Ионы был поставлен в «Богом зданной пещере».
В марте 1642 г. мощи св. прп. Ионы были переложены в новый гроб, который поместили на старое место.
Подвиги, неустанные труды и ревность к Богу, устроение монастыря и ископание Успенского храма явились основанием того, что св. Церковь Православная причислила его к лику святых угодников Божиих. Память его совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы - 19 марта/ 1 апреля.
Васса была, по Летописи, первым лицом в истории Псково-Печерского монастыря, принявшим в нем монашеский образ. Над нею же совершилось и первое чудо в этом монастыре при самом начале его основания. Когда инокиня Васса скончалась, то могила была для нее приготовлена в «Богом зданной пещере». Хотя изначально ее супруг пытался похоронить Вассу в выкопанной собственноручно могиле: «...Иоанн же ископа землю в той «Богом зданной пещере», со отцем ея духовным отпеша надгробная, положиша ю в ней. В нощи же той изставлена бысть из земли некою невидимою силою», - говорится в Повести о житии святых Вассы и Ионы. Но наутро гроб с телом святой Вассы оказался на поверхности земли. Это чудо чрезвычайно поразило о. Иоанна и ее духовника, не говоря уже о тех, кто провожал в последний путь монахиню Вассу.
Летописец говорит: «Иоанн же, помыслив со отцем ея духовным, яко нечто погрешиша в надгробном, и отпевше второе, и разрешательную молитву изглаголавше отцу ея, паки погребоша, и на утрие второе обретеся, обретеся на верху земли. Иоанн же, недоумеваясь о сем, ископа место на левой стороне в пещере, и положиша гроб ея непогребен».
(Перевод: «В следующую ночь после того, как инокиня была погребена, гроб ее был выставлен из земли какою-то невидимою силою. О. Иоанн и духовный отец Вассы, думая, что пропустили что-нибудь в надгробном пении, совершили над умершею это пение во второй раз и после разрешительной молитвы снова опустили ее в ту же могилу. Но через ночь гроб Вассы опять очутился на верху могилы. После этого Иоанн оставил гроб ее уже непогребенным и поставил его на левой стороне, при входе в пещеру, ископав в стене только нужное для нее вместилище»).
Так сразу же по преставлении прославил Бог преподобную Вассу, и по прошествии многих лет было явлено вновь великое чудо — во время одного из нападений ливонцев на Псково-Печерскую обитель, некий рыцарь дерзко намеревался осквернить святую гробницу с мощами преподобной. Он пытался мечом открыть крышку гроба, но был внезапно попален изшедшим изнутри Божественным огнем. На правой стороне гроба остался след пламени, порой благоухающий и источающий дивный аромат и по сию пору.
О том, что преподобные Васса и Иона почитались в монастыре издавна, свидетельствует упоминание в «Повести…» о состоявшемся 7 марта 1600 г. переложении мощей преподобной Вассы (вместе со старым обветшавшим гробом) в новый гроб наряду с мощами первых псково-печерских иноков – преподобных Марка (конец XIV - начало XV вв.) и Ионы.
|
Истинная вера - это не фанатизм! |
Святой Марк явился первым старцем Псково-Печерской обители. Он жил в конце XIV века. Как полагают, подвижник пришел из Киево-Печерской лавры и поселился в лесу в пятнадцати километрах от Пскова, рядом с ручьем Каменцем. Однажды два охотника на волков, отец и сын, отважились забраться в эти места и остановились в изумлении, услышав священные песнопения и почувствовав запах ладана. Они приблизились и обнаружили святого Марка, который служил Божественную литургию вместе с другими подвижниками. Больше о жизни святого ничего не известно. Его мощи почитаются в Псково-Печерском монастыре, который возник впоследствии на месте подвигов святого Марка. Когда третий игумен захотел перенести его останки, они, так же как и одеяние святого, оказались нетленными.
Святой Иона, в крещении нареченный Иоанном, служил священником в городе Дерпте[1] и имел семью. Притесняемый тевтонскими рыцарями, он был вынужден бежать вместе с женой и детьми в Псков. Услышав о чудотворной иконе Божией Матери, которая находилась близ ручья Каменца, Иоанн отправился туда и нашел место, где была надпись: «Пещера, созданная Богом». Они поселились в соседней деревне и начали обустраивать пещеру, чтобы превратить в церковь. Его супруга вскоре тяжело заболела и перед смертью успела принять монашескую схиму с именем Васса. Отец Иоанн похоронил ее в церкви, затем сам принял монашество с именем Иона.
Рядом с пещерой он построил небольшой деревянный дом, чтобы вести в нем подвижническую жизнь и принимать учеников. Когда псковское духовенство отказалось признать основанный монастырь, Иона отправился в Новгород и получил благословение архиепископа Феофила. Тот освятил церковь во имя Успения Божией Матери и торжественно открыл обитель 15 августа 1473 года. Во время освящения прозрел слепой. Земля, на которой находился Печерский монастырь, была подарена обители владельцем, что позволило монастырю развиваться и дальше. Выполнив служение, возложенное на него Богом, святой Иона в следующем году (1474) почил в мире и был погребен рядом со святыми Марком и Вассой.
|