Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма ...
На главную Новости Жития "Житие преподобных Лазаря и Афанасия, Муромских чудотворцев"
"Житие преподобных Лазаря и Афанасия, Муромских чудотворцев"
21/03/2024 04:51:15

Издалека прибыл в холодный Олонецкий край преподобный авва Лазарь. Он родился и получил воспитание в Царьграде. От юности Христа возлюбив, он принял и иночество в обители Афанасия Дискота, в Высокогорском монастыре, а потом жил в Кесари у епископа Василия, строгого ревнителя иноческой жизни, который не раз думал оставить епископское служение, но не делал этого, не получая знамения – Божьего благоволения к такому шагу.

Епископ Василий весьма желал побывать в Великом Новгороде, молва о котором широко была распространена по востоку, ибо не было паломников в Св. Землю и на Восток из Новгорода, незадолго пред тем там странствовал и Василий Новгородец – Святитель потом Новгородский, с которым и желал очень повидаться Василий Кесарийский. Но этого путешествия не суждено было ему предпринять: только в видении он зрел славный вольный город. Желая иметь подобие Новгородской иконы Софии Премудрости Божией, он отправил священноинока Лазаря в Новгород с подарками к св. Василию, который и принял с любовию пришельца из дальней страны.

Преподобные Лазарь и Афанасий Мурманские, или Муромские


Икона была написана и послана, а сам Лазарь остался жить в Новгороде. Вскоре умер его друг – святитель Василий Кесарийский. Невдолге после того, в 1332 г., св. Василий Новгородский ушел на безмолвие, принял схиму и мирно почил. Лазарь сам спрятал его честная останки и много пролил слез, в короткое время лишившись обоих своих друзей – святителей Василиев. Приемник св. Василия св. Моисей с любовью отнесся к Лазарю и принял его в житье у себя, но Лазарь упросил его разрешить жить в обители Василия.

Очень скорбел он в разлуке: думал было оставить Новгород и возвратиться в Грецию. Но вот ему во сне явился св. Василей Новгородский и велел идти к озеру Онега, на большой остров, который и назвал: «Мучь-остров». Не обратил должного внимания на этот сон инок, и вот вскоре ему является в сна св. Василей Кесарийский и говорит: «Помни, Лазарь, что сказал тебе Василий – (святитель) Великого Нова-Города, иди на указанное тебе место. У тебя будет большая обитель и ты соберешь много иноков».

Разузнав об этой местности, прп. Лазарь пошел к новгородскому посаднику Ивану Захарьевичу и стал просить у него это место под обитель, ибо оно составляло часть его личных земельных владений, но тот отказал сначала. Огорченный инок стал усердно молиться Богу и в утешение Господь послал ему в видении св. Николая и св. Василия Новгородского. Благословляя его, св. Василей сказал: «Не скорби, бедный Лазарь, ты получишь просимое, показанное тебе место, куда велел я тебе идти». Явившись посаднику, этот святитель строго его укорил за отказ и велел дать место под обитель. Испуганный видением грозным святителя, посадник призвал Лазаря, рассказал ему о видении и дал остров.

Но родители его, узнав об этом, стали очень бранить сына и потребовали, чтобы он даром не отдавал, почему тот и спросил с Лазаря сто гривен серебра, которые Лазарь и уплатил. Когда сборщики податей посадника поехали в Поморье, с ними отправился и прп. Лазарь. Пред отъездом он слезно помолился у гроба св. Василия и принял советы и благословения св. Моисея.

Сурова и неприветлива в то время была эта сторона! Преподобный Лазарь был первым, кто поселился на остров, и поставил здесь крест, а по времени и часовенку. Не мало скорбей принял он в пути, но эти скорби были лишь слабою тенью тех испытаний, какая привелось ему перенести на новом месте жительства.

В малой хижине, в посте, молитве, труде, в холоде и крайней скудости безропотно проводил он дни своей жизни. Кругом жили лопари и чудь, племена дикая и жестокая. Поселение русского привлекло их внимание к острову, и они всячески выживали его оттуда. Нападали на него, грозились его убить и съесть, били и изгоняли не раз, жгли его хижину… Не раз, и ночью и днем, они приходили на остров, чтобы убить старца. Селились около него с семьями и шумно покланялись своим идолам и тем еще более смущали его покой и нарушали его безмолвие.

Господь, однако, хранил Своего избранника и не давал осуществиться злой воли инородцев. Раз они искали его убить. Он скрывался в пещер на гор Теревице в версте от острова. Его не нашли, зато в бессильной злобе спалили его хижину. А в хижине оставался образ Божьей Матери – благословение Лазарю его духовного отца Афанасия Цареградского. Когда недруги ушли, Лазарь пошел на пепелище. Вдруг он видит свою икону, в свете, стоящую довольно высоко от земли у дерева, никем не поддерживаемую. Обрадованный он начал молиться и услышал глас: «Призрю на смиренныя рабы и на это место. Приказываю тебе: поставь на этом месте церковь Успения Богородицы». Упал умиленный инок и, встав, долго пел хвалу Преблагословенной. Вдруг снова слышит глас от иконы: «Неверные люди будут верными, будет единая церковь и единое стадо Христово». Икона спустилась на руки инока, и он с радостью отнес ее в свою келлию.

В другой раз, когда он скрывался в пещере за островом, видел над островом много благообразных людей, ходивших по острову и дивно певших. Среди них была Величественная Жена, сияющая несказанно светом и златом. Ей была воздвигнута впоследствии Успенская церковь. Ободренный этими видениями, прп. Лазарь пришел на первое место поселения. Поставил св. икону у места ее прославления, устроил крест и, соорудив келлию, уже небоязненно стал в ней жить, возложив все свое упование на Пресвятую Деву Матерь Божью.

Терпение святого старца, его незлобие, кротость – тронули, наконец, жестокая сердца лопарей. В то же время были события, которые ясно говорили им, что этот старец находится под охранением свыше. Среди лопарских селений по временам явились на воздух грозные юноши, которые наказывали лопарей, их жен и детей и приказывали уйти с острова. Порою слышался звон. Но не сразу сдались эти люди.

У старшины племени было слепорожденное дитя. Желая убедиться в чудесности старца и его сил от Бога, лопарь принес ему слепое дитя и сказал: «Исцели его и мы уйдем с острова, как приказывают твои слуги». Старец в твердом уповании на милость Божью помолился, окропил дитя св. водою, приложил его к чудотворному образу Божьей Матери и отдал отцу уже прозревшим. Пораженный лопарь тогда подробно рассказал о бывших им видениях. В другой раз он пришел уже с подарками… По времени он не только крестился со всеми домочадцами своими, но поступил в обитель и стал иноком.

Большая часть племени отодвинулась на север к океану, а которые остались, скоро под влиянием преподобного стали христианами. Так прп. Лазарь в этой местности стал просветителем лопарей. Слава о нем постепенно широко распространилась, и к нему стали собираться ревнители иноческой жизни. Поставили церковь в честь праведного Лазаря – Друга Господня. Преподобный отправился в Новгород, где прежде всего горячо помолился у гроба св. Василия. Там с неизменною любовью он был встречен и святителем Моисеем, который дал ему св. антиминс, книги и сосуды для освящения церкви. Посадника Иоанна уже не было в живых. Сын его Феодор также с любовью и почтением принял Лазаря, отдал согласно воле отца сто гривен серебра, которые тот некогда по настоянию родителей взял с Преподобного, и дал еще грамоту на вечное владение Мучь-островом, Муромским озером и окрестными речками и островами.

Богато одаренный всеми, старец возвратился домой и освятил храм. По времени была устроена и Успенская церковь и монастырь назван Успенским Муромским. К Преподобному собирались иноки отовсюду. Были и пришельцы из Царьграда – Елеазар, Назарей и Евмений, основавшие потом монастырь Предтеченский в Олонецком уезде, ныне не существующий. Это были люди святой жизни и их имена всегда были помещаемы в старинных святцах, что и служит доказательством их высокоподвижнической жизни.

Из Киева к нему пришли старцы Иона и Евфросин, которые и строили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Со Святой Горы Афонской к нему пришел ученый инок веригоносец Феодосий, который устроил трапезную церковь в честь св. Иоанна Предтечи и предложил назвать монастырь Успенским Муромским.

Совершив свое жизненное течение и исполнив от Господа данный жребий служения, преподобный Лазарь, выбрав по просьбе братии преемника себе в лице Феодосия, написав в виде завещания сказание о своей жизни, будучи 105 лет, тихо почил о Господе 8 марта 1391 г. и был погребен в основанной им обители.

По смерти аввы обитель его продолжала служение делу просвещения лопарей и окрестному русскому населению была доброю учительницею жизни по заповедям Божьим.

Благотворному влиянию обители во многом способствовала святая жизнь одного из преемников прп. Лазаря по игуменству прп. Афанасия, который был, строгий постник, веригоносец и молитвенник, он вскоре по своей смерти был прославлен от Господа даром чудотворений. Его вериги доныне лежат на его гробе.

Память святых Лазаря и Афанасия издавна чтится вместе. После многих болезней, трудов и скорбей они вошли в вечный покой Господень, как рабы к своему Господину, не зарывшее данные им таланты, но потрудившееся до последнего вздоха на ниве Христовой.

«Буди верен до смерти, и дам тебе живота» - сказал Господь наш Иисус Христос; чудеса преподобных поистине есть отблеск их вечной славы, их небесного венца.

* * *

Тропарь, глас 4: Яко светильник пресветел, явился еси во острове Мурома-озера, преподобне отче Лазаре. Ты бо крест Христов от юности своея на рамо взем, усердно Тому последовал еси, чистотою Богови приближився и язычники-лопари ко свету Евангелия привел еси. Тем и мы, притекающе к тебе, умильно глаголем: отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8: Отечества, преподобне, удалився и на остров Мурома-озера восшед, подвижническое житие показал еси, и многих добродетельми удиви, ко Христу привел еси. Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Лазаре, отче наш.

Величание: Ублажаем тя, преподобне отче Лазаре, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Молитва
О, всеблаженный отче наш и благодати Святого Духа исполненный преподобне Лазаре, теплый заступниче и помощниче с верою призывающим тя, услыши нас, грешных, предстоящих ныне пред тобою и умильно молящих ти ся. Ты бо явился еси учитель благочестия, воздержания правило, смиренномудрия образ, терпения наставник, заступник и хранитель прибегающим к тебе. Помолися о нас, угодниче Божий, ко Всемилостивому Владыце Иисусу Христу Богу нашему и Пречистей Его Матери Приснодеве Марии Богородице подати миру мир, Церкви Святей единомыслие, стране благоденствие, людем друг ко другу любовь и согласие. Испроси у Господа нам, молящимся тебе, вся яже к пользе душевней и телесней: милость, мир, благословение и в день Судный избавитися нам части шуия, стати же одесную Христа Бога со избранными наследниками Царствия Небесного, идеже ты наслаждаешися Вечныя Славы Его. Яко Тому подобают всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Церковь Воскрешения Лазаря и ее строитель

Церковь Воскрешения Лазаря

Карелия обладает дорогой сердцу православного человека святыней – церковью, построенной руками прп. Лазаря Муромского. Эта небольшая деревянная церковь в честь Воскрешения Лазаря – самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России. Промыслом Божиим, благодаря сотрудникам музея «Кижи», она была сохранена в годы советской власти. «Художественно совершенный храм, несущий в себе все черты традиционного русского деревянного зодчества», «типично клетская церковь», – так восторженно пишут профессиональные оценщики русской старины – музейные искусствоведы.

Посеребренный временем храм с некой долей музейной искусственности поставлен на небольшом расстоянии почти у подножия прекрасного многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 году, и старинной деревянной Покровской церкви. На 324 года древнее двух легендарных храмов Кижского погоста, церковь Лазаря из Дома Божия превратилась для наших рациональных современников всего лишь в «жемчужину экспозиции» Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи», и, к сожалению, эта православная святыня до сих пор используется как туристический объект.

Описание жития строителя этой церкви, премудрого грека, прп. Лазаря, сохранилось в Олонецком патерике. Изданная единственный раз в 1910 году, эта книга в наши дни является библиографической редкостью. Житие повествует, что прп. Лазарь был пострижен в монахи в Константинопольском Высокогорском монастыре Афанасием Дискотом – «строителем многих обителей». Своего постриженика он благословил иконой Успения Божией Матери, прославившейся в Карелии великими чудесами. 8 лет Лазарь жил в Кесарии под руководством строгого ревнителя иноческой жизни, кесарийского епископа Василия.

XIV век, как известно, – эпоха Восточного Возрождения. В Византии на Афоне расцветает древнейшее учение исихастов, связанное с именами великих афонских подвижников – свт. Григории Паламы и прп. Григория Синаита. Трезвением и «умным деланием» называли этот созерцательный подвиг монашества. Исихазм был высшим проявлением духовной жизни Церкви. Он одухотворял «все культурные проявления жизни» Византии и был «душою православного Востока». Несомненно, что под его духовным влиянием находился и прп. Лазарь.

«Епископ Василий, – рассказывает Житие преподобного, – весьма желал побывать в Великом Новгороде, молва о котором широко была распространена по востоку». Чем же привлекал Византию столь далекий Новгород? Видимо, не в последнюю очередь и своим прекрасным каменным собором Святой Софии Премудрости Божией. Ведь Великая церковь древнего Константинополя тоже была посвящена Святой Софии.

Василий Кесарийский знал о путешествии в Иерусалим новгородского архиепископа Василия, которое тот совершил еще до своего избрания в сан епископа (1329 г.). Им тогда не довелось встретиться. Не суждено кесарийскому святителю и самому побывать «в славном вольном городе», о чем он явно сожалел. «Желая иметь подобие Новгородской иконы Софии, Премудрости Божией, – продолжает Житие, – он отправил священноинока Лазаря в Новгород с подарками к св. Василию, который и принял с любовию пришельца из дальней страны».

Что касается подарков, которые привез в Новгород прп. Лазарь, то в Житие, написанном со слов самого преподобного старцем Феодосием, пришедшим в Муромский монастырь со Святой Горы Афон и выбранным прп. Лазарем перед смертью своим достойным преемником, их содержание не раскрывается.

Но вот, что сообщает «Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых». Особо отметим, что эта книга связана с именем А.С. Пушкина, который на первое ее издание, вышедшее в 1836 году, опубликовал хвалебную рецензию. «В завещании своем Лазарь пишет, что послан был из Цареграда к Новогородскому епископу Василию (вероятно, когда сему владыке послан был от патриарха белый клόбук)».

О белом клобуке, посланном новгородскому архиепископу Василию Калике (1330-1352 гг.) рассказывается в «Повести», написанной в XVI веке посольским толмачом Дмитрием Герасимовым.

«Согласно «Повести о белом клобуке», – пишет в книге «Византия и Московская Русь» протоиерей Иоанн Мейендорф, – римский папа Сильвестр после обращения в христианство императора Константина получил от него в дар белый клобук. При императоре «Каруле» (т. е. Карле Великом, начавшем на западе религиозную полемику против Византии) и папе Формосе (891-896 гг.; его часто называют родоначальником схизмы), в Риме стали пренебрегать чудодейственной силой клобука. Последний православный папа послал клобук в Константинополь императору Иоанну Кантакузину и патриарху Филофею, который, предвидя грядущее падение Нового Рима, передал его Новгороду… Царь Иван IV в 1564 году передал право ношения белого клобука митрополиту Московскому — как главе русской Церкви. После 1589 года эта привилегия перешла к московским патриархам».

Более подробно об этом говорится в «Очерках истории Русской Церкви» А.В. Карташева: «31 декабря 1563 г. скончался митрополит Макарий. Перед избранием ему преемника, царь Иван IV позаботился закрепить за кафедрой московского митрополита два внешних преимущества, с недостачей которых не могли мириться царственное сознание Москвы. К избирательному собору епископов царь обратился с предложением: «отец наш и богомолец митрополит носит черный клобук, а прежние митрополиты чудотворцы Петр и Алексий – носили белые клобуки, как изображаются они на иконах. Последующие затем митрополиты носили уже черные клобуки, а почему были отложены белые клобуки, мы не нашли в писаниях. Новгородский же архиепископ, богомолец наш, носит белый клобук, и прежние новгородские архиепископы носили белые клобуки, по какому случаю, мы тоже не знаем из писаний… Между прочим, митрополит есть высший иерарх Русской Церкви, есть глава архиепископам, и он то не имеет преимущества перед архиепископами и епископами».

Дело в том, уточняет А.В Карташев, что покойный митрополит Макарий носил на митрополии белый клобук, как бывший новгородский архиепископ. «Указанные преимущества Макарию, митрополиту московскому, принадлежали только лично, потому что покоились на историческом основании, а не на юридическом, потому что не были связаны с правами митрополичьей кафедры».

Между тем в книге Н.К. Гаврюшина «Вехи русской религиозной эстетики» отмечается, что в 1667 г. Большой Московский Собор запретил писать святителей московских Петра, Алексия и Иону в белых клобуках, «коих они никогда не носили», выдвинув тем самым, по замечанию автора книги, «немаловажный принцип исторического реализма».

В свою очередь прот. Иоанн Мейердорф замечает, что «все более секуляризирующееся русское государство по-прежнему не любило этот символ» и «Петр Великий, упразднивший патриаршество, решил, что легче всего уничтожить символическое значение клобука, сделав его обычным элементом облачения: он даровал право ношения белого клобука всем митрополитам Русской Церкви и тем самым лишил его исключительности».

Вспоминается в Житии прп. Лазаря и святыня Софийского собора Великого Новгорода – икона Софии, Премудрости Божией. Этот древний образ до сих пор вызывает немало споров из-за своего не проясненного до конца символизма. Но именно его желал иметь Василий Кесарийский, пославший инока Лазаря написать копию со знаменитой новгородской иконы.

Икона была написана и послана в Византию, а сам Лазарь остался жить в Новгороде, сообщает Житие. «Вскоре умер его друг – святитель Василий Кесарийский. Незадолго до этого, в 1332 г., св. Василий Новгородский ушел на безмолвие, принял схиму и мирно почил. Лазарь сам спрятал его честная останки и много пролил слез, в короткое время лишившись обоих своих друзей – святителей Василиев, – говорится в Житии. – Приемник св. Василия св. Моисей с любовью отнесся к Лазарю и принял его в житье у себя, но Лазарь упросил его разрешить жить в обители Василия. Очень скорбел он в разлуке: думал было оставить Новгород и возвратиться в Грецию.

Но вот ему во сне явился св. Василей Новгородский и велел идти к озеру Онега, на большой остров, который и назвал «Муч-остров». Не обратил должного внимания на этот сон инок, и вот вскоре ему является во время сна св. Василей Кесарийский и говорит: «Помни, Лазарь, что сказал тебе Василий – (святитель) Великого Нова-Города, иди на указанное тебе место. У тебя будет большая обитель и ты соберешь много иноков».

Св. Лазарь удаляется в Олонецкий край на Онежское озеро и поселяется на острове Муч, который покупает у новгородского посадника Ивана Фомина. Позже сын посадника Феодор, согласно воле отца, возвращает преподобному сто гривен серебра, которые тот по настоянию родителей некогда взял с него, и дает св. Лазарю грамоту на вечное владение Муч-островом, Муромским озером и окрестными речками и островами. На эти возвращенные деньги и была поставлена церковь в честь Воскрешения Лазаря.

Прп. Лазарь испытывает гонения со стороны недоброжелательного местного населения, переживает пожар, уничтоживший его жилище, и на месте пепелища обретает чудом уцелевшую икону Успения Пресвятой Богородицы. По велению Божией Матери начинается возведение храма в честь Успения Богородицы. Его поставили на месте явления прп. Лазарю Божией Матери два печерских инока.

Своим подвижническим образом жизни, мудростью, любовью и состраданиям к людям святой Лазарь привел к вере полудикие племена лопарей, жившие по берегам Онежского озер. Благодатный старец привлек к себе сотни учеников. Основанный им около 1350 года монастырь стал со временем оплотом Православия в суровом северном крае. В нем он и почил в 1391 году в возрасте 105 лет.

«Монастырь рос быстро. Уже в 1419 году, по свидетельству новгородского архиепископа Симеона, посетившего тогда Обонежье, Муромская обитель входила в число самых крупных в округе. Среди местных жителей и паломников церковь Лазаря прославилась как чудодейственная исцелительница от недугов. В конце XIX века на средства местного лесопромышленника А. Н. Русанова над ней построили защитный футляр».

В годы советской власти древний храм долгое время стоял заброшенный в глухих местах Пудожского края. В 1954 году он привлек внимание известного советского архитектора А.В. Ополовникова, который в 1959 году его реставрирует. Но предварительно церковь разобрали, увязали в плоты и увезли на остров Кижи.

В наши дни эта православная реликвия является для верующего сердца живой свидетельницей тех источников, которые питали творчество строителей уникальных храмов Заонежья. На протяжении столетий жители края, строители его великолепных деревянных церквей, вызывающих трепетный восторг даже у наших неверующих современников, всегда хранили память о византийском монахе Лазаре, принесшем на Русь из Константинополя драгоценное наследие погибавшей великой империи – белый клобук Патриарха. К чудесной помощи святого они прибегали всегда.

Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2024/03/25, 15:17:09
«Буди верен до смерти, и дам тебе живота» - сказал Господь наш Иисус Христос; чудеса преподобных поистине есть отблеск их вечной славы, их небесного венца.

Ублажаем тя, преподобне отче Лазаре, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов. Аминь.

Сердечно благодарю. за благословенное назидание.
ГАЛИНА
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2025


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.020166158676147 сек.