16/05/2019 21:24:40
Императоръ Николай II (Николай Второй) |
«Я имѣю больше, чѣмъ предчувствіе, но полную увѣренность, что я предопредѣленъ ужаснымъ испытаніямъ и не получу награды здѣсь, на землѣ.
Сколько разъ я примѣрялъ къ себѣ слова Іова: «Едва я почувствую опасность – она осуществляется, и всѣ несчастья, которыхъ я опасаюсь, падаютъ на меня» – сказалъ однажды о себѣ Святой Царь-Мученикъ и Страстотерпецъ Николай II. Это были поистинѣ пророческія слова.
Родившійся въ 1868 году 19 мая, въ день памяти Святого Іова Многострадальнаго, Святой Царь Николай II такъ же какъ и онъ позналъ въ жизни тяжкіе испытанія, попущенныя ему Господомъ, чтобы «яко злато въ горнилѣ» очистилась его душа и удостоилась Небесной награды.
«Я родился въ день Іова Многострадальнаго, говорилъ Святой Царь-Мученикъ, – и мнѣ предназначено страдать». И, дѣйствительно, испытанія преслѣдовали его всю жизнь, и только глубокая вѣра въ Промыслъ Божій помогала преодолѣвать ихъ. «Все въ волѣ Божіей. Уповаю на Его милосердіе и спокойно, покорно смотрю на будущее», – такую запись сдѣлалъ въ своемъ дневникѣ Цесаревичъ Николай въ юношескіе годы и повторялъ ихъ неизмѣнно въ теченіе всей жизни.
А Божія воля свершалась надъ нимъ явно. Царь-Мученикъ не разъ былъ на волоскѣ отъ смерти, но чудеснымъ образомъ оставался живъ. Впервые смертельной опасности онъ подвергся въ двадцатилѣтнемъ возрастѣ.
Такъ, въ 1888 году подъ Харьковомъ произошло крушеніе поѣзда, въ которомъ находился Императоръ Александръ II съ семьей. Наслѣдникъ Престола Цесаревичъ Николай вмѣстѣ со всѣми пережилъ страшное потрясеніе. Вагоны съ грохотомъ падали съ высокой насыпи подъ откосъ, и, казалось, ничто уже не могло спасти Царскую Семью отъ смерти. Только чудомъ они остались живы.
Вспоминая объ этомъ, Императрица Марія Ѳеодоровна говорила, что она очнулась подъ грудой обломковъ. Щепки и исковерканный металлъ – это все, что осталось отъ вагона-ресторана, въ которомъ застало ихъ крушеніе. А вокругъ не было ни одного живаго человѣка. Ужасъ объялъ ее.
И вдругъ, неожиданно, передъ ней появилась дочь Ксенія. «Она, – вспоминала Императрица, – явилась мнѣ какъ ангелъ, явилась съ сіяющимъ лицомъ. Мы бросились другъ другу въ объятія и заплакали.
Тогда съ крыши разбитаго вагона послышался голосъ сына Георгія, который кричалъ мнѣ, что онъ цѣлъ и невредимъ, точно такъ же, какъ братъ его Михаилъ. Послѣ нихъ удалось, наконецъ, Государю и Цесаревичу выкарабкаться.
Всѣ мы были покрыты грязью и облиты кровью людей: убитыхъ и раненыхъ возлѣ насъ. Во всемъ этомъ была видна рука Провидѣнія, насъ спасшаго».
ВЪ 1891 году, путешествуя по Японіи, Цесаревичъ Николай вновь подвергся смертельной опасности. Когда онъ въ коляскѣ, которую катилъ рикша, проѣзжалъ по узкимъ улочкамъ города Отсу, изъ рядовъ японской охраны выскочилъ злоумышленникъ и саблей наотмашь ударилъ его по головѣ.
Кузенъ Николая, Греческій Принцъ Георгій отбилъ саблю тростью, и ударъ пришелся вскользь. Такъ Господь сохранилъ Наслѣдника Россійскаго Престола.
Только легкая рана осталась у него на головѣ отъ сабельнаго удара, который долженъ былъ оказаться смертельнымъ.
Впослѣдствіи извѣстный поэтъ Аполлонъ Майковъ посвятилъ чудеснымъ спасеніямъ (въ поѣздѣ и въ Японіи) стихотвореніе, въ которомъ говорится о Божіей помощи: «…Царственный юноша дважды спасенный Явленъ двукраты Руси умиленной! Божія Промысла щитъ надъ тобой!…»
А въ 1903 году Царь-Мученикъ Николай II пережилъ еще одну страшную опасность. Вотъ какъ описываетъ этотъ случай С. А. Нилусъ въ книгѣ «На берегу Божьей рѣки»: «6 января 1903 года на Іорданѣ у Зимняго Дворца при салютѣ изъ орудій отъ Петропавловской Крѣпости одно изъ орудій оказалось заряженнымъ картечью.
И картечь ударила по окнамъ Дворца, частью же около бесѣдки, гдѣ находилось духовенство, свита Государя и самъ Государь. Спокойствіе, съ которымъ Государь отнесся къ происшествію, грозившему ему смертью, было до того поразительно, что обратило на себя вниманіе ближайшихъ къ нему лицъ… Государя спросили, какъ подѣйствовало на него происшествіе, онъ отвѣтилъ: «До 18-го года я ничего не боюсь…»
Командира батареи и офицера (Карцева), распоряжавшегося стрѣльбой, Государь простилъ, такъ какъ раненыхъ, по особой милости Божіей, не оказалось, за исключеніемъ одного городового, получившаго самое легкое раненіе. Фамилія же городового была – Романовъ».
Господь не допустилъ смерти Святого Царя Николая II и въ 1905 году, когда онъ производилъ осмотръ крейсера «Рюрикъ», на борту котораго находился матросъ-революціонеръ, поклявшійся убить его. Покушеніе не состоялось.
Государь произвелъ на матроса такое впечатлѣніе, что онъ не смогъ выполнить клятвы. «Я не смогъ этого сдѣлать, – объяснялъ онъ. – Эти глаза смотрѣли на меня такъ кротко, такъ ласково». А вѣдь казалось, что убить Святого Царя Николая II было несложно.
Не опасаясь за свою жизнь, онъ отказывался отъ необходимыхъ меръ безопасности. «Я имѣю необходимую вѣру въ то, что судьба Россіи – моя собственная судьба, и судьба моей семьи – въ рукахъ Господа» и дѣйствительно, Господь явно хранилъ своего избранника.
Краснорѣчиво объ этомъ свидѣтельствуетъ разсказъ Святого Преподобнаго Іосифа Оптинскаго. «И сердце Царево, и Престолъ его, и сама его драгоцѣнная жизнь – все въ рукахъ Божіихъ, – говорилъ Оптинскій Старецъ. – И можетъ ли на эту русскую святыню посягнуть какая бы то ни было человѣческая дрянь, какъ бы она не называлась, если только грѣхи наши не переполнятъ выше краевъ фіала гнѣва Божія?
А что онъ пока не переполненъ, я тебѣ по этому случаю вотъ что скажу: позапрошлымъ лѣтомъ былъ у меня одинъ молодой человѣкъ и каялся въ томъ, что ему у революціонеровъ жребій выпалъ убить нашего Государя.
«Все, говоритъ, – у насъ было для этого приготовлено, и мнѣ доступъ былъ открытъ къ самому Государю. Ночь одна оставалась до покушенія. Всю ночь я не спалъ и волновался, а подъ утро едва забылся. И вижу – стоитъ Государь. Я бросаюсь къ нему, чтобы поразить его… И вдругъ передо мною какъ молнія съ Неба предсталъ съ огненнымъ мечомъ самъ Архангелъ Михаилъ. Я палъ ницъ передъ нимъ въ смертномъ страхѣ. Очнулся отъ ужаса и съ первымъ отходящимъ поѣздомъ бѣжалъ вонъ изъ Петербурга. И теперь скрываюсь отъ мести моихъ соумышленниковъ. Меня они, – говоритъ, – найдутъ, но лучше тысяча самыхъ жестокихъ смертей, чѣмъ видѣніе грознаго Архистратига и вѣчное проклятіе за Помазанника Божія».
Святой Царь Николай II зналъ о Божьемъ Промыслѣ надъ нимъ. Зналъ онъ и о своей будущей судьбѣ. Его слова «до восемнадцатаго года я ничего не боюсь» были не случайны. Еще юношей, во время путешествія по Японіи, онъ отъ старца-пустынника получилъ предсказаніе о трагическомъ Царствованіи и трагической кончинѣ.
Это предсказаніе подтвердила впослѣдствіи дивеевская Блаженная Паша Саровская, которую Царь-Мученикъ посѣтилъ будучи въ Дивеево на торжествахъ въ честь Прославленія Преподобнаго Серафима Саровскаго. Во время этого посѣщенія, какъ свидѣтельствуется въ «Лѣтописи Серафимо-Дивеевского монастыря», она имъ разсказала все, что потомъ исполнилось, то есть гибель Россіи. Династіи. Разгромъ Церкви и море крови. Бесѣда продолжалась очень долго: Ихъ Величества ужасались, Государыня была близка къ обмороку, наконецъ, она сказала: «Я вамъ не вѣрю, этого не можетъ быть».
Это было за годъ до рожденія Наслѣдника, и они очень хотѣли имѣть его. Параскева Ивановна достала съ кровати кусочекъ красной матеріи и говоритъ: «Это твоему сынишкѣ на штанишки, и когда онъ родится, то повѣришь тому, о чемъ я говорила вамъ».
Съ этого времени Государь началъ считать себя обреченнымъ на крестныя муки и позже говорилъ не разъ: «Нѣтъ такой жертвы, которую я бы не принесъ, чтобы спасти Россію».
Кромѣ этого пророчества Царь-Мученикъ получилъ предсказаніе отъ Преподобнаго Серафима Саровскаго. Святой Старецъ еще при жизни говорилъ: «Будетъ Царь, который меня прославитъ, послѣ чего будетъ великая смута на Руси, много крови потечетъ за то, что возстанутъ противъ этого Царя и его Самодержавія…».
Свои предсказанія о судьбахъ Россіи и Самодержавія Преподобный Серафимъ описалъ въ письмѣ и завѣщалъ передать его Государю Императору, который пріѣдетъ въ Саровъ, чтобы, какъ говорилъ самъ батюшка Серафимъ «особо обо мнѣ помолиться».
«Особо» молился о Саровскомъ подвижникѣ Святой Царь Николай II, который на записи рѣшенія Синода о нежелательности Прославленія Старца Серафима въ ликѣ Святыхъ собственноручно начерталъ: «Немедленно прославить!» А когда Государь пріѣхалъ въ Саровъ на торжества въ честь Прославленія, то при посѣщеніи Дивеевского монастыря игуменья Марія вручила ему письмо отъ Преподобнаго Серафима.
Какъ свидѣтельствуетъ дочь архіепископа Серафима (Чичагова) Наталья Леонидовна Чичагова: «Когда Государь прочиталъ письмо, уже вернувшись въ игуменскій корпусъ, онъ горько заплакалъ. Придворныя утѣшали его, говоря, что хотя батюшка Серафимъ Святой, но можетъ ошибаться, но Государь плакалъ безутѣшно». Какимъ грознымъ должно было быть предсказаніе Саровскаго Старца, если такой мужественный, всегда полагавшійся на волю Божію человѣкъ, Святой Царь Николай, заплакалъ!
Трудно представить, каково было Государю, зная о своей обреченности, исполнять долгъ Царскаго Служенія! А вѣдь онъ, какъ уже говорилось, еще въ юности, будучи Наслѣдникомъ Престола, получилъ предсказаніе о трагическомъ Царствованіи и трагическомъ концѣ. Какую же духовную силу и непоколебимую вѣру въ Божій Промыселъ надо было имѣть, чтобы въ теченіе двадцати трехъ лѣтъ достойно Самодержца управлять Великой Имперіей. Воистину это было Мученичество на Тронѣ!
Причемъ, мученичество сознательное, о чемъ говорится въ «Сказаніи о житіи Блаженной Старицы Матроны»: «Будучи при батюшкѣ Іоаннѣ Кронштадтскомъ (нѣкій монахъ изъ Іоанновского монастыря на Карповке въ Санктъ-Петербургѣ), нѣсколько разъ былъ свидѣтелемъ, какъ къ нему ночью пріѣзжалъ Императоръ Николай II. При послѣднемъ пріѣздѣ батюшка на его вопросы ему отвѣтилъ, что есть только два пути для него: оставить все и стать странникомъ, оставаясь въ Россіи, или стать Мученикомъ.
Императоръ выбралъ путь Мученика… Полное смиреніе передъ волей Божіей, а не безхарактерность, какъ клевещутъ на него люди противленія».
«Онъ былъ Мученикомъ, – отмѣчалъ въ своихъ воспоминаніяхъ полковникъ Е. Месснеръ, – былъ Великомученикомъ съ перваго дня Царствованія (съ Ходынки) и до послѣдняго дня (отреченія во Псковѣ).
Каково величіе души – Царствовать въ сознаніи обреченности – и подъ Мученичествомъ выполнять свой Царскій Долгъ, нести бремя Державности».
Культурно-историческое общество "Дагмария". |