05/01/2015 13:02:56 По молитве нашего Подвигоположника, Архиерея грядущих благ, как назовет Его апостол Павел в Послании к Евреям, по молитве Господа нашего Иисуса Христа, силой благодати Святого Духа христиане сохраняются от искушений мира сего, если ведут себя хоть сколько-нибудь осторожно, зная, что ходят опасно, среди сетей вражьих, по территории князя мира сего.
Совсем другое дело, когда страсть проникает в того человека, который называется нашим братом во Христе, когда мир как бы проникает в тело церковное. Он брат мне по Телу Христову, мы вместе с ним причащаемся Тела и Крови Христовых, вместе стоим в храме, искренни друг и перед другом, и перед Богом. В древности это были действительно искренность и открытость – христиане в определенный момент, который сейчас отражен возгласом «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы!», очень искренне раскрывали друг другу объятия, обнимали и целовали друг друга, как будто братья и сестры. И вот среди этого собрания единоверных, единомысленных, единодушных людей появлялся человек, который болен страстью. Но если он болен страстью, значит на самом деле он служит не Богу, а идолу, он лукаво пробрался в это собрание и в момент, когда все раскрывают свои объятия, он раскрывает их неискренне. Но вокруг ведь все ходят, не проявляя опасения, они ведь здесь в обители спасения, они всем здесь доверяют. И когда он им говорит, они верят, потому что он брат им. А получается, что проникло семя лукавое, как некогда сатана проник в рай. И они послушали его, ведь как может быть что-то чужое в раю? И они очень доверчиво слушают слова змия.
Подобную опасность представляет любой человек, называющий себя братом, а внутри он – лжебрат, и не только по отношению ко мне неискренен, а еще неискренен по отношению к Богу. А если он не отдал искренне всего себя Богу, кому тогда он служит? Кто завладел его сердцем, если он лжет и лицемерит? Получается, опять сатана под покровом одного из братьев прокрался в обитель спасения.
Вот почему апостол Павел и говорит, что такой человек опасней, чем страстные люди, которые живут в миру. Именно в этом кроется известная практика Церкви, о которой свидетельствует апостол Павел последним стихом V главы Послания: «Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас».
Этим апостол Павел дает основание общей церковной практики, которая с древнейших времен Церкви известна, – практики отлучения, когда человек, замеченный в том, что он страстен, что он нечист, отлучается от церковного собрания. В древней практике отлучение от Причастия означало именно отлучение от церковного собрания, когда человек, грубо говоря, выставлялся за дверь, когда все верные должны были причащаться. Он должен был либо перестать именоваться христианином и выйти из Церкви, либо, если для него это было невозможно внутренне, должен был некоторое время стоять с кающимися в особом месте и выходить из собрания, когда верные причащались Тела и Крови Иисуса Христа.
Потом многое изменилось, но до сего дня есть основанная не на мыслях тех или иных священников, а именно на древнейшем свидетельстве, Предании и каноническом праве практика: за определенные преступления, за определенные отклонения от норм, в частности, за прелюбодейный грех, за убийство, человек на некоторое время отлучается от Причастия. Он может ходить в храм, но не может причащаться. Это делается и для его пользы, и для сохранности Церкви.
К этой мысли апостол Павел в рамках Первого Послания к Коринфянам еще вернется, когда будет говорить о том, как верные должны причащаться Тела и Крови Иисуса Христа.
И еще одно замечание апостола Павла в V главе, на которое нужно обратить внимание. Апостол Павел свидетельствует: «Внешних же судит Бог». Это к тому, что Церковь не знает, как живут, как спасаются люди, живущие за пределами Церкви, что происходит с ними. Церковь о них ничего не свидетельствует, она свидетельствует только об одном – в Церкви спасение, так сказал Бог. Что происходит с теми, кто не вошел в Церковь, мы не знаем, как не знаем, что чувствуют, например, цветы, – это не наша природа. Но о том, что происходит в Церкви, Церковь знает и потому может свидетельствовать, истинный или ложный опыт переживает тот или иной человек в Церкви. У Церкви есть право делать заключение по этому поводу, ведь она есть столп и утверждение Истины.
|