26/02/2023 06:13:24
|
Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье |
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В нынешний день Святая Церковь даёт нам в своём богослужении образ падшего и кающегося Адама; библейский рассказ о грехопадении первого человека принадлежит к числу мест Священного Писания (см.: Быт. 3:1–19), более всего смущающих людей неверующих. Нам часто приходится слышать от них: для чего Бог создал человека свободным, ведь Он же знал, что человек согрешит? Поразительно, что это говорят те, кто считают человека самостоятельным и способным своими силами, без Бога, построить новый мир; те, кто считают человека свободным, упрекают Бога в том, что Он не создал нас марионетками которые не в силах сами определить путь на земле.
Совершенно иначе говорят об этом святые отцы. Бог, говорят они, дал человеку «самодержавие», т. е. возможность жить на земле самостоятельной жизнью. Он создал нас для творчества, а не для того, чтобы мы были марионетками в Его руках. Человек может жить в Боге и исполнять Его волю, а может не делать этого. Человек мог впасть в грех, но мог и не совершить его.
В жизни духовной нет принуждения, оно существует только в жизни мирской, где нас могут заставить сделать что-либо вопреки нашей воле и даже лишить жизни за неисполнение того, что нам навязано.
Закон духовной жизни иной: здесь каждый поступок вытекает из нашего свободного произволения.
Преподобный Марк Подвижник говорит, что никакая духовная сила не может принудить человека сделать что-либо насильно. Человек сознательно избирает себе путь Божий или путь диавола. Только если мы принимаем на себя добровольно диавольскую работу, он начинает нам помогать. Против же нашей воли диавол не может заставить нас работать на него.
Обычно говорят, что Бог наказывает нас за непослушание Его воле; но в действительности это не так. Сотворив человека, Господь поставил его в определённые условия и подчинил нашу природу определённым законам. Заботясь о нашем благе, Он предупреждает нас о тех последствиях, к которым неизбежно приведёт человека нарушение этих законов.
Давая человеку, жившему в раю, заповедь не вкушать плодов от древа познания, Господь не сказал ему: В оньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт.2:17). Что значит: «Если ты пойдёшь по пути нарушения закона, ты сам себя накажешь».
Это подобно предупреждению, которое мать делает своему ребёнку, когда он тянется к огню. Если он коснётся огня, то не она обожжёт его в наказание за непослушание, но он сам обожжётся, ибо таков закон жизни. Так и Господь предостерегал Адама от нарушения закона. Нельзя касаться того, до чего ты ещё не дорос духовно. Древо познания добра и зла было пищей совершенных, вкушение которой требовало от человека приготовления и подвига. А Адам захотел без подготовки, без труда и подвига вкушать от плодов этого дерева, чтобы сразу уподобиться Богу, ведущему доброе и лукавое.
И возмездие за нарушение этого закона последовало естественно, как ожог следует за прикосновением к огню. Нарушив заповедь, Адам оплакивает свой грех так же, как плачет ребёнок, ожегший руку об огонь. Поэтому напрасно говорят, что Господь будет судить нас и накажет нас за грехи. Это неверно, ибо каждый получит естественное воздаяние за нарушение Божественного закона, которому Господь подчинил человеческую природу.
Господь по своей милости открывает перед согрешившим человеком путь покаяния. И в сегодняшней службе мы слышим плач согрешившего и кающегося Адама, который со слезами взывает к Богу: «Господи, помилуй мя падшаго». Но как возможно исцеление повреждённого грехом человеческого естества? Высшее из творений Божиих, запечатлённое печатью Божественного образа, по собственному произволению пало и тем самым нарушило в себе действие закона божественной жизни. Если вещь ломается, и её чинят, это уже не будет новая вещь; подобно этому и первые люди покаянием не могли возвратить себе первозданную красоту. Они уже не могли стать новыми, такими, какими они вышли из рук Творца в день творения, и не потому, что Бог захотел их наказать, но потому, что сами они своим грехопадением нарушили созданный Богом чин естества. Для того чтобы восстановить его, нужно было создать нового человека.
Бог Отец по безмерной любви к Своему творению послал на землю Единородного Сына Своего, Который Своим рождением принёс людям жизнь и воскресение. Вместо ветхого, испорченного Адама, который сам повредил своё естество, Он создаёт новое творение – нового Адама. Во Христе и мы – новая тварь (см.: 2Кор. 5:17). И поэтому Господь принёс всё новое этому новому творению. Он даёт новую заповедь: Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6:36). Заповедями блаженства Он открыл нам путь к блаженной жизни; и ими Он как бы говорит нам: идите, не достигните ли и вы блаженства? И мы знаем, что Божия Матерь Иоанн Креститель шли этим путём и достигли на нём высочайшей ступени – степени обожения.
Но и теперь, в Новом Завете, Бог не покушается на свободную волю человека и не навязывает ему Своей воли. Господь только обращается к нам с призывом: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16:24; см. так же: Лк. 9:23; Мк. 8:34).
И здесь, в Новом Завете, сохраняет свою силу закон свободы и самостоятельности твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет, – сказал Господь (Мк. 16:16). Не Бог его спасёт, но сам он, если пойдёт по этому пути, войдёт в новые условия духовной жизни и спасётся.
Так же как и в Ветхом Завете, Бог не предъявляет человеку условий, не заключает с ним юридическую сделку: «Сделай то-то и то-то, и Я спасу тебя». Нет! Спасение и погибель человека – это не суд по особому назначению, а естественное воздаяние.
И ныне, когда совершается память изгнания из рая первого человека, мы должны помнить, что Господь не является ни мстителем, ни судией, но милостивым Творцом, пришедшим на землю, чтобы создать новое творение. И здесь, в условиях этого нового как бы творения, так же как первый человек в раю, мы не являемся безвольными куклами. Господь не берёт в руки бич и не гонит нас силою в рай или ад, как это часто делают люди.
Начинаются дни святой Четыредесятницы. И в эти великие дни мы должны помнить о нашей свободе; если ты хочешь, то пойдёшь в эти дни путём покаяния, который приведёт тебя к новой жизни. Ведь ты крещён, и, следовательно, ты – новая тварь во Христе Иисусе (ср.: Гал. 6:15). Если ты и пал, то можешь встать, потому что перед тобой открыты двери покаяния. Христос обновил нас Своею Кровию, и потому я «Божественнаго Тела и Крове, брение, причащаюся, и нетленен сотворяюся».
Поэтому, если с первым Адамом мы сознаем своё согрешение, то вместе с ним будем и оплакивать его, вместе с ним будем очищаться от греха. Будем помнить, что только от нас зависит, станем мы одесную или ошуюю Господа в день Страшного Суда Христова. Ведь прежде чем предстанем пред страшным Престолом Его, мы будем обличены от своей совести; и если мы вопросим, она ответит нам и скажет нам, идём ли мы вслед за Господом Иисусом Христом, Который в кротости пришёл к нам и в смирении отдал Себя на поругание за нас. Не для того, чтобы силою принудить нас к повиновению, пришёл к нам Господь, но чтобы с любовию призвать всех нас к себе. Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16:24; см. также: Лк. 9:23; Мк. 8:34) .
Аминь.
священномученик Сергий Мечёв
|