Есть в заповедных мордовских лесах на границе с Нижегородской областью закрытый городок Саров.
У города Сарова удивительная судьба. Вряд ли найдется много мест, где бы существовали рядом крупный научно-технический центр, в котором был воплощен в жизнь один из самых дерзких технических проектов ХХ века, и наиболее почитаемая православная святыня – место молитвенного подвига Серафима Саровского.
В конце сороковых годов ХХ века название Саров исчезло с карт Советского Союза. 9 апреля 1946 года было принято решение о размещении здесь особо важного государственного объекта, на котором создавалась первая советская атомная бомба. Для строительства секретного объекта было выбрано место, где располагался знаменитый Саровский монастырь. В течение полувека менялись название объекта и почтовый адрес населенного пункта. В историю же советского атомного проекта он вошел как Арзамас-16.
Саровский монастырь возник у слияния рек Саровка и Сатис.
Река Саровка
Место это самой природой было создано для крепости. Согласно легендам, записанным саровскими монахами, крепость здесь построили татары во времена Золотой Орды и назвали Сараклыч - с татарского "Золотая сабля". В конце XIV века это место опустело и носило название Старого городища.
Первый саровский поселенец - пустынножитель монах Феодосий, поселившийся на Старом городище около 1664 года, рассказывал жителям окрестных сел о наблюдаемых им чудесах: о колокольном звоне из-под земли, об исходившем от горы необыкновенном сиянии.
Прошло еще несколько десятилетий, прежде чем в это место пришел будущий основатель Саровской пустыни иеросхимонах Иоанн (Иван Федорович Попов). В 1691 году Иоанн возобновил здесь монашеское поселение.
Макет Саровского монастыря в музее ядерного оружия
Макет Саровского монастыря в музее ядерного оружия
Макет колокольни Саровского монастыря в музее ядерного оружия
Великолепные здания храмов, золоченые иконостасы, красота церковной службы производили неизгладимое впечатление на многочисленных паломников, приходивших в монастырь со всех концов России. Известность Саровской пустыни росла, саровские монахи принимали тысячи богомольцев, которые шли за исцелением своих душевных и телесных болезней. Особой известностью у паломников пользовались монахи-отшельники, жившие по берегам реки Саровки.
В Саровский монастырь вели четыре дороги. Большинство богомольцев шло в Саров по широкому тракту Арзамас – Темников. Дорога вела к руслу реки Сатис, спрямленному монахами, и выходила на красивую тополиную аллею, посаженную на отвальном грунте искусственно вырытого русла Сатиса. Дальше они переходили деревянный мост через Сатис и поднимались по булыжной мостовой на Саровскую гору, к монастырю.
На богомольца, прибывшего в Саровскую обитель издалека, сильное впечатление производила монастырская колокольня. Высокий, величественный, уходящий ввысь белый столп Саровской колокольни символизировал духовный путь, который должен проделать каждый христианин за время своей жизни.
Колокольня Саровского монастыря
Эта колокольня сохранилась до наших дней и является в полном смысле визитной карточкой города. Ее изображение есть и на гербе Города. Строилась она десять лет, с 1789 по 99г.
.
Общая высота колокольни составляла 81 метр. В праздничные дни посетителям монастыря разрешалось подняться на ее обзорные площадки. С высоты птичьего полета открывался удивительный вид на огромные темно-зеленые массивы заповедного леса, окружавшие обитель со всех сторон. В хорошую погоду можно было увидеть колокольню и храмы женского Серафимо-Дивеевского монастыря.
Саровский звон имел свою мелодию, свою последовательность. Традиционно звонарями в Саровской обители были слепые монахи. В праздничные дни колокольный звон Саровской обители разносился на десятки верст по всей округе.
Сквер на монастырской площади
Колокольня выполнена в четыре яруса. Первый ярус представлял собой высокий арочный проём – Святые врата обители, оформленные в виде триумфальной арки с пилястрами и фронтоном. Главный вход в монастырь был украшен живописными картинами на евангельские темы. Слева на стене ворот установлена памятная доска в честь первоначальника Иоанна (в миру Ивана Фёдоровича Попова), основателя монастыря. Над главным входом находились помещения монастырской библиотеки. Она имела два фонда: фонд обычных книг, где хранилось более 7 тысяч томов, и фонд особо ценных книг и рукописей, где хранились примерно 700 рукописей, в том числе летопись обители, написанная основателем пустыни иеросхимонахом Иоанном. На втором ярусе колокольни была церковь во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца, освящённая в 1806 году. На третьем и четвёртом ярусах размещались колокола. Самый большой весил 1200 пудов (более 19 тонн), его называли «тысячник». Он занимал третий ярус. Этот колокол отливался в монастыре. Остальные 18 колоколов занимали четвёртый ярус. Большой колокол поднимали 9 мая 1829 года в храмовый праздник Никольской церкви. Для его подъёма собрали с окрестных деревень 5 тысяч человек, и с помощью 4 основных и 4 «отводных» канатов «тысячник» был поднят на колокольню всего за несколько часов. Саровский звон имел свою мелодию, свою последовательность. Традиционно звонарями в Саровской обители были слепые монахи. В праздничные дни колокольный звон Саровской обители разносился на десятки вёрст по всей округе. После закрытия монастыря все колокола были сняты. До сих пор неизвестно, где находится большой колокол. Есть версия, что он был затоплен на дне Сатиса.
Красный дом и колокольня
На закате
Всего в монастыре было девять храмов. Главная святыня и украшение Саровской пустыни – Успенский собор. Это величественное сооружение строилось саровскими монахами по образцу. Внешний вид Успенского собора имеет сходство с Киево-Печерским Успенским собором. Это было первое каменное здание Саровской пустыни. Это сооружение строилось на деньги, пожертвованные московским купцом Демидовым, за что получила название Демидовская церковь.
Успенский собор
15 августа 1777 года, в день Успения Богородицы, храм был освящен. У его стен похоронены многие саровские настоятели. С юго-восточной стороны Успенского собора, у алтаря были похоронены два знаменитых отшельника Саровской обители – преподобный Серафим Саровский и схимонах Марк-мольчальник.
Макет Успенского собора
В 1927 году Саровский монастырь был закрыт и paзорен. Все святыни монастыря - чудотворная икона
Живоносного источника, гроб-колода, в котором 70 лет покоилось тело св. Серафима, кипарисовый гроб, в котором хранились мощи, и другое - псе было спалено в кучу и сожжено. Разрушили часовню над могилой преподобного Серафима, засыпали родник, вход в пещеры забетонировали, разобрали ограду монастыря, обезглавили колокольню. В Успенском соборе был устроен гараж, а в 1950-е годы его взорвали. Был взорван и собор Живоносного Источника, а всего из девяти монастырских храмов было уничтожено семь. Имущество и библиотека монастыря тоже были разграблены, а частью уничтожены.
При входе в монастырь привлекал внимание паломников еще один соборный храм Саровской обители, названный в честь пресвятой богородицы и Ее Живоносного Источника. Это самый первый храм, который был построен в Саровской обители. Он перестраивался неоднократно. В 1706 году всего за 50 дней была возведена деревянная церковь, давшая жизнь обители. Через три года храм был перестроен и так простоял до 1752 года.
Главную ценность собора составляла особо чтимая и богато украшенная икона Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника.
Макет церкви пресвятой богородицы и Ее Живоносного Источника
Самое древнее сооружение в Сарове это пещеры. Возникновение подземного города с улицами, кельями и подземной церковью относится к самым ранним годам Саровского монастыря.
С чувством некоторого страха богомольцы спускались в эти сокровенные жилища первых насельников святой обители.
Возникновение пещер Саровского монастыря относится к самым ранним годам его истории. Их начал копать ещё первоначальник Иоанн в то время, когда один жил на на Старом Городище. Согласно Иоанну, Илларион начал копать пещеру «в полугоре от реки Сатиса, над источником, идеже ныне самый вход в пещеры, близ своей кущи в 1692 году. Устав от работы, он прилёг отдохнуть в шалаше, и во сне ему было видение. Очутился он как будто у города Киева, и митрополит Илларион - тот самый, который когда-то начал первым копать пещеры Киево-Печерского монастыря, благословил начатое им дело. Очевидно, пещеры в Сарове были задуманы им по образцу киевских.
Протяженность подземных ходов в Саровском монастыре около 400 метров, из них исследованы на данный момент около 300 метров.
Иконы в подземных кельях Саровского монастыря
Подземная церковь во имя Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия была устроена в 1709 году, а освещена при содействии царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I. Они прислали для этого храма иконостас, священные сосуды, книги и пожертвования.
Алтарь подземной церкви Саровского монастыря
В данное время пещеры и алтарь церкви восстановлены. Алтарь подземной церкви сделан из специального влагоустойчивого сплава.
Иконы алтаря подземной церкви Саровского монастыря
Храм Иоанна Предтечи находится за пределами монастыря и стоит над ключом, бьющим из-под горы. В начале это была небольшая церковь, которую освятили в 1752 году. В 1821 году храм был полностью разобран. И на его месте началось строительство нового здания. Деньги на строительство пожертвовал астраханский рыбопромышленник Фёдоров, который посетил Саровскую пустынь в 1820 году и получил в ней исцеление.
По его желанию в церкви было 3 престола: главный, в честь усекновения главы Иоанна Предтечи, и 2 дополнительных, посвящённых апостолам. Нижняя часть храма, где находился источник, была застеклена. В монастырские времена от источника был проведён водопровод, который снабжал водой весь монастырь.
Храм Иоанна Предтечи
Храм Иоанна Предтечи
В 1940-1950 годах был снесён купол церкви и здание превращено в гостиницу, а затем в нем располагался один из отделов ВНИИЭФ. В 1998 году здание храма Иоанна Предтечи было передано церкви и там возобновились богослужения. Действующей была только нижняя часть храма, где был установлен простой деревянный иконостас с бумажными иконами. Здание тогда требовало ремонта, с потолка осыпалась штукатурка. Во время больших праздников была страшная теснота.
Тогда верующие люди не могли даже предполагать, что храм Иоанна Предтечи будет восстановлен в своём первозданном виде, с пятью главами, с великолепным иконостасом и росписями, с купальней в нижней части храма. И все же храм был восстановлен в 2006 году к 300-летию основания Саровского монастыря.
Храм Иоанна Предтечи
Храм преподобного Серафима Саровского заложили в 1897 г. по проекту архитектора А. С. Каменского ещё до того, как Серафим Саровский был канонизирован. Собор возводили над кельей, где жил последние годы преподобный старец. Освящён он был в ходе саровских торжеств 1903 г., когда о. Серафим был причислен к лику святых.
В храме был установлен простой по форме иконостас. Келья отца Серафима находилась внутри храма. Её можно было обойти кругом и зайти внутрь. В ней хранились вещи великого старца. Со временем келью украсили росписью и сделали над ней главу с крестом.
В советское время в храме находился драматический театр. Только в 2003 г. храм вновь был восстановлен к 100-летию канонизации Серафима Саровского. Восстановили храм в рекордно короткие сроки за 8 месяцев. Буквально сутками работали художники из Москвы, те самые, которые расписывали храм Христа Спасителя.
Храм Серафима Саровского
Интерьер храма Серафима Саровского
Храм Серафима Саровского и Архиерейский дом
К храму примыкает здание под названием Архиерейский дом. В монастырские времена здесь находилась картинная галерея с портретами всех саровских настоятелей. Во время посещения Сарова царской семьей здесь останавливалась мать последнего русского царя Мария Федоровна. Рядом здание монастырской трапезной, которое построили в 1828 году. Купол большого светлого зала был украшен росписью на тему Евангелия: Иисус Христос кормит народ пятью хлебами. Трапезная была рассчитана на 100 человек. Кормили в монастыре скромно, но вкусно и питательно. Вот воспоминания одного из паломников, посетившего монастырь в 1904 году,: «Булки там чудные, вдвое больше петербургских и до того нежные, каких в Петербурге не найдёшь, да я думаю и нигде…и ещё чудный там квас». Рядом с трапезным помещением одновременно были построены хлебня и келарня с погребами над ними (келарь – заведующий монастырским хозяйством). При Пахомии в 1780 году прямо над обрывом к Саровке были сложены каменные ледники и квасоварня. Саровские квасы готовили один раз в год в марте. Ставили в бочках в погребе, засыпая их льдом и снегом, и пили потом весь год.
В советское время монастырская роспись трапезной была уничтожена, на её месте появилась другая: голубое небо с облаками, зелёными листьями на деревьях и летающими птицами. В этом зале прекрасная акустика, и иногда в нём проводились концерты духового оркестра. В настоящее время помещение трапезной передано православному приходу. Зал же с круглым потолком пока пустует. В помещении бывшей келарни сейчас находится контора прихода.
Звонница храма Серафима Саровского
Часовня на месте захоронения Серафима Саровского
Храм всех святых
В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при Храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых.
Храм всех святых
Храм святого Пантелеймона в больничном городке
Особо почитались в обители места, связанные с подвигом о. Серафима - Ближняя пустынка и источник, часовня над камнем преподобного, Дальняя пустынка, часовня и купальня на источнике Серафима. Широкой известностью пользовались Саровские источники. Их было семь.
Часовня на Ближней Пустынке
20 ноября (3 декабря) 1778 года в Саровскую обитель вступил уроженец г. Курска, выходец из купеческой семьи Прохор Исидорович Мошнин. 13(26) августа 1786 года подвижник обители принимает монашеский постриг с именем Серафим, а 27 октября (9 ноября) того же года он посвящается в сан диакона. 2 (15) сентября о. Серафим был рукоположен в иеромонахи.
Здесь, в Саровской Пустыни, о. Серафим и творил свой великий духовный, молитвенный и трудовой подвиг. Жил в глухом лесу отшельником, накладывал на себя обет молчания, перенес нападение разбойников. В одинокой подвижнической жизни преподобный провел более 20 лет. Из них 15 лет (1794-1810гг.) он провел в своей дальней пустынке.
Памятник Серафиму Саровскому на Дальней пустынке
Серафим Саровский стал на путь пустынножительства в 1794 году в возрасте 35 лет. Традиционно Саровские пустынники селились вдоль Саровки, к их кельям вела лесная дорога, связывавшая монастырь с Пурдошанской дорогой (ведшей из Пурдошек в Кремёнки). В первый свой уход из монастыря Серафим выбрал место для жилья также на берегу Саровки, в пяти верстах от монастыря. Небольшая деревянная келья Серафима состояла из одной комнаты и сеней, к которым было приделано крыльцо. Рядом с кельей был разбит огород, окружённый забором.
Часовня на Дальней пустынке
На расстоянии нескольких сот метров от Серафимовского источника располагался камень, к которому Серафим, согласно преданию, приходил и молился 1000 ночей подряд, постоянно живя на дальней пустынке. Молясь, он ставил перед собой на росшее рядом дерево икону Св. Троицы. Изображение Серафима, молящегося на камне перед иконой - одно из самых распространённых канонических изображений святого. Молящимся на камне изображён Серафим Саровский и в скульптуре В.Клыкова, установленной на дальней пустынке.
Подлинный камень Серафима Саровского до нашего времени не сохранился. Сохранились только его осколки, почитающиеся как святыни. А сам камень был разбит после смерти Серафима. Мелкие куски были также разобраны богомольцами.
Камень, лежащий сейчас у дороги из Сарова на Протяжку, - уже третий по счёту на этом месте. Он был установлен 31 июля 1991 года накануне приезда в Саров патриарха Алексия II во время торжеств по случаю второго обретения мощей святого Серафима.
Чудотворный источник преподобного Серафима в Сарове, явивший многие чудеса и исцеления при его жизни и после его кончины, был засыпан в советские годы. Однако вскоре ключ чудесным образом вновь забил.
На источнике батюшки Серафима установлена бревенчатая часовня, освященная Святейшим Патриархом Алексием II в честь преподобного Серафима 1 августа 1993 года. В праздничные дни здесь совершаются торжественные молебны.
Возле часовни устроена купальня. Русло протекающей здесь реки Сатис было изменено, и теперь река огибает источник, в результате чего у часовни образовалось живописное озеро с чистой родниковой водой.
Часовня на источнике Серафима
К празднику Крещения Господня на источнике преподобного Серафима Саровского в поселке Цыгановка (Дивеевский район) построены три новые купальни.
Памятка паломникам
Купальни на источнике Серафима Саровского
PS: К сожалению, восстановление монастыря не радует самих жителей города Саров. Были закрыты театр (не работал несколько лет, сейчас находится в новом здании), детская библиотека, городской музей, детская школа искусств. Под угрозой закрытия детская полиликника, находящаяся в здании, постороенном после 50-х годов 20 века и церкви ни в коей мере не принадлежащем. Также собираются закрыть дорогу, проходящую через монатсырь, что приведет к ухудшению и без того не очень хорошей ситуации в городе с автомобильными пробками.