Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой ...
На главную Новости 11 марта. Преподобного Прокопия Декаполита. Преподобного Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах. Преподобного Фалалея Сирийского
11 марта. Преподобного Прокопия Декаполита. Преподобного Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах. Преподобного Фалалея Сирийского
10/03/2024 16:28:36

27 февраля по старому стилю / 11 марта по новому стилю
понедельник
Седмица сырная (масленица) – сплошная.
В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, разрешается вкушение молока и яиц.
Из трапезы исключается мясо

Прп. Прокопия Декаполита, исп. (ок. 750).
Прп. Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах (1190). Прп. Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Фалале́я Сирийского (ок. 460).
Сщмч. Сергия Увицкого пресвитера (1932); мч. Михаила Маркова (1938).

3 Ин., 76 зач., I, 1–15. Лк., 96 зач., XIX, 29–40; XXII, 7–39.

Тропарь преподобного Прокопия, глас 8:
Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоно́сил еси,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Проко́пие, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобного Прокопия, глас 4:
Денни́цу днесь Це́рковь иму́щи,/ вся́кую злосла́вия мглу разгоня́ет,// почита́ющи тя, небеснотаи́нниче, Проко́пие пресла́вне.

Мысли свт. Феофана Затворника
(3Ин.1:1–15; Лк.19:29–40, 22:7–39)
Что значит «ходить во истине» (3Ин.1:3–4)? Значит, приняв истину в сердце, так держать себя в мыслях и чувствах, как требуется истиною. Таким образом, что Бог есть везде и все видит – это есть истина. Кто примет эту истину сердцем и станет держать себя – и внутренне и внешне – так, как бы пред ним был Сам Бог и все в нем видел, тот будет и ходить в этой истине. Что Бог все содержит, и что без Него мы ничего не можем успешно делать – это истина. Кто примет ее сердцем и станет во всем, что бы ни делал, обращаться в молитве за помощью к Богу, и принимать все, что с ним ни случилось бы, как от руки Господней, тот будет ходить в этой истине.

Что смерть каждый час может нас похитить, а по смерти тотчас и суд Божий, – это истина. Кто примет эту истину сердцем и станет так жить, тот будет ходить в этой истине. Так и относительно всякой другой истины.


Преподобный Прокопий Декаполит

Пре­по­доб­ный Про­ко­пий ро­дил­ся в стране Де­ка­по­лит­ской (т. е. Де­ся­ти­гра­дии), на во­сток от Га­ли­лей­ско­го озе­ра. Оста­вив су­ет­ный мир, Про­ко­пий при­нял в од­ной оби­те­ли ино­че­ский чин и про­во­дил все вре­мя в мо­лит­ве и по­сте. Опыт­ный в мо­на­ше­ских по­дви­гах, укра­шен­ный чи­сто­тою ду­шев­ною, он был сла­вен и зна­ме­нит сре­ди по­движ­ни­ков. Меж­ду тем око­ло это­го вре­ме­ни по­яви­лась ико­но­бор­че­ская ересь. Воз­бу­дил ее нече­сти­вый им­пе­ра­тор Лев Ис­ав­ря­нин, ко­то­рый счи­тал ико­ны идо­ла­ми, а по­кло­ня­ю­щих­ся им – идо­ло­по­клон­ни­ка­ми.

Пре­по­доб­ный Про­ко­пий вме­сте с дру­ги­ми рев­ни­те­ля­ми пра­во­сла­вия вос­стал про­тив нече­сти­вой ере­си ико­но­бор­цев; он об­ли­чил безум­ное муд­ро­ва­ние ере­ти­ков и по­бе­дил их непо­бе­ди­мы­ми бо­же­ствен­ны­ми сло­ве­са­ми. Это и на­влек­ло на него гнев и неми­лость им­пе­ра­то­ра. По его по­ве­ле­нию, св. Про­ко­пия схва­ти­ли и под­верг­ли же­сто­ким му­че­ни­ям: его бес­че­ло­веч­но би­ли, стро­га­ли те­ло его же­лез­ны­ми ору­ди­я­ми и за­тем бро­си­ли в смрад­ную тем­ни­цу. В этой мрач­ной тем­ни­це преп. Про­ко­пий вме­сте с свя­тым Ва­си­ли­ем, его спо­движ­ни­ком по ино­че­ской жиз­ни, му­чил­ся до са­мой смер­ти им­пе­ра­то­ра Льва Ис­ав­ря­ни­на. Ко­гда же Лев умер, то Про­ко­пий вме­сте с Ва­си­ли­ем и дру­ги­ми свя­ты­ми му­че­ни­ка­ми, был вы­пу­щен из тем­ни­цы. Ко­нец сво­ей жиз­ни пре­по­доб­ный Про­ко­пий Де­ка­по­лит про­вел мир­но в ино­че­ских по­дви­гах.

В глу­бо­кой ста­ро­сти ото­шел он в иную жизнь, чтобы ви­деть Хри­ста уже не на ико­нах, ко­то­рые он за­щи­щал всю жизнь, а ли­цом к ли­цу, и чтобы по­лу­чить от Него за свои тру­ды и стра­да­ния ве­ли­кую на­гра­ду на небе­сах.

Преподобный Фалалей Сирийский

Преподобный Фалалей жил в V веке, родом был из Киликии (Малая Азия), принял иночество в обители Саввы Освященного и там же был рукоположен во пресвитера. Позднее, удалившись в Сирию, недалеко от города Гавала, он нашел заброшенное языческое капище, окруженное гробницами, и поселился там в палатке. Место это имело дурную славу, так как обитавшие там нечистые духи устрашали путников и причиняли им много зла. Тут преподобный и жил, молясь день и ночь в полном уединении. Бесы часто нападали на святого, устрашая его видениями и голосами. Но преподобный, с помощью Божией, победил, в конца концов, силу вражию, которая более не стала его тревожить. Тогда преподобный еще более усилил свой подвиг: он построил себе хижину, столь тесную, что мог помещаться в ней, только сильно пригнув голову, и там прожил около 10 лет.

Господь даровал святому подвижнику дар чудотворения; чудеса помогали ему просвещать истинной верой окрестных жителей – язычников. С помощью обращенных им в христианство жителей, он разрушил идольское капище, построил на его месте храм и завел в нем ежедневное Богослужение. Скончался преподобный Фалалей в глубокой старости, около 460 года. В книге «Лимонарь» или «Лимонис» – сочинение греческого инока Иоанна Мосха († 622 г.) – о преподобном Фалалее говорится: «Авва Фалалей Киликийский 60 лет был иноком и никогда не прекращал слез, говоря: сие время дал нам, братие, Бог на покаяние, и, если мы его погубим, то за это будем строго судимы».

Прп. Тит Печерский, бывший воин.

Преподобный Тит Печерский, бывший воин. По­чи­ва­ет в Даль­них (Фе­о­до­си­е­вых) пе­ще­рах. В ми­ру был во­и­ном и в од­ной из битв был тя­же­ло ра­нен в го­ло­ву. По­сле вы­здо­ров­ле­ния пре­по­доб­ный Тит при­шел под­ви­зать­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь, где опла­ки­вал гре­хи свои. По­лу­чив от Бо­га из­ве­стие о про­ще­нии, пре­по­доб­ный Тит ра­дост­но ото­шел к гор­ним се­ле­ни­ям.

Преподобный Тит Печерский, пресвитер

Преподобный Тит Печерский, пресвитер. был свя­щен­но­и­нок Ки­ев­ско­го Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря, из­вест­ный сво­им чрез­вы­чай­но ми­ро­лю­би­вым ко всем от­но­ше­ни­ем. Осо­бен­но по­лю­бил Тит ми­ро­лю­бие бла­го­да­ря сле­ду­ю­щим об­сто­я­тель­ствам. У преп. Ти­та был друг чер­но­ри­зец Ева­грий, по са­ну диа­кон. Все ди­ви­лись ис­крен­ней друж­бе и люб­ви, су­ще­ство­вав­шей меж­ду ни­ми. Но нена­ви­дя­щий вся­кое доб­ро диа­вол ре­шил по­се­ять меж­ду ни­ми се­мя враж­ды. В сво­ем за­мыс­ле он успел: Тит и Ева­грий так воз­не­на­ви­де­ли друг дру­га, что не хо­те­ли смот­реть один на дру­го­го и вся­че­ски ста­ра­лись из­бе­гать встре­чи меж­ду со­бою. Ко­гда они вме­сте слу­жи­ли в церк­ви, то у них не бы­ло со­гла­сия да­же здесь, при бо­го­слу­же­нии: ес­ли один ка­дил пе­ред ико­ною, то дру­гой убе­гал от каж­де­ния; ес­ли же один не от­хо­дил от об­ра­за, то дру­гой про­хо­дил ми­мо, не по­ка­див. Их нена­висть бы­ла столь силь­на, что они име­ли дерз­но­ве­ние да­же при­ча­щать­ся Св. Та­ин, не при­ми­рив­шись друг с дру­гом, не ис­про­сив про­ще­ния друг у дру­га. Бра­тия оби­те­ли, ви­дя та­кую их силь­ную нена­висть и по­ни­мая, что эта враж­да гу­би­тель­на для их спа­се­ния, мно­го раз при­ни­ма­лась их ми­рить, но они и слы­шать об этом не хо­те­ли. И вот, по Бо­жье­му смот­ре­нию, пре­сви­тер Тит се­рьез­но за­бо­лел. Ду­мая, что на­стал час отой­ти ему в иной мир, Тит на­чал горь­ко пла­кать о сво­ем пре­гре­ше­нии и за­тем по­слал ска­зать диа­ко­ну Ева­грию сле­ду­ю­щее: «Про­сти ме­ня, брат, ра­ди Гос­по­да за то, что я оскор­бил те­бя гне­вом сво­им». Ева­грий, од­на­ко, не толь­ко не про­стил Ти­та, но и стал же­сто­ко бра­нить его. Бра­тия, уви­дев, что пре­сви­тер Тит уже уми­ра­ет, ре­ши­ла на­силь­но при­ве­сти Ева­грия к уми­ра­ю­ще­му, чтобы при­ми­рить его с ним. Ко­гда Ева­грия при­ве­ли к Ти­ту, то по­след­ний упал к но­гам сво­е­го преж­не­го вра­га и ска­зал со сле­за­ми:

– Про­сти ме­ня, брат!

Но Ева­грий от­вра­тил­ся от него и пред все­ми про­из­нес та­кие сло­ва:

– Не хо­чу при­ми­рять­ся с ним ни в сем ве­ке, ни в бу­ду­щем.

Ска­зав эти бес­че­ло­веч­ные сло­ва, Ева­грий вы­рвал­ся из рук бра­тии и туг же упал. Его хо­те­ли под­нять, но он был уже мертв. Ему не мог­ли ни сло­жить рук, ни со­мкнуть уст, ни за­крыть очей; слов­но он умер уже дав­но. В то же вре­мя преп. Тит встал с по­сте­ли со­вер­шен­но здо­ро­вым. Ко­гда его спро­си­ли, что с ним бы­ло за вре­мя бо­лез­ни, он от­ве­чал:

– Во вре­мя бо­лез­ни я, еще одер­жи­мый гне­вом, ви­дел, как Ан­ге­лы от­сту­пи­ли от ме­ня. Они горь­ко ры­да­ли о ги­бе­ли мо­ей ду­ши, а бе­сы ра­до­ва­лись, что я имею гнев на сво­е­го бра­та. По­се­му-то я и на­чал про­сить вас, чтобы вы по­шли и ис­про­си­ли мне у диа­ко­на Ева­грия про­ще­ние. Ко­гда вы при­ве­ли его ко мне и я по­кло­нил­ся ему, а он от­вер­нул­ся от ме­ня, то я уви­дел, что некий неми­ло­сти­вый Ан­гел пла­мен­ным ко­пьем уда­рил Ева­грия, и тот упал без­ды­хан­ный. Тот же Ан­гел за­тем по­дал мне ру­ку, под­нял ме­ня, и я встал со­вер­шен­но здо­ров.

Бра­тия, услы­шав­ши та­кой рас­сказ из уст преп. Ти­та, в ужа­се по­вто­ря­ла сло­ва: «Оста­ви­те, и оста­вит­ся вам, яко всяк гне­вай­ся на бра­та всуе по­ви­нен есть су­ду» (Мф.5:22). Мно­го пла­ка­ли так­же ино­ки о по­гиб­шем бра­те Ева­грии. По­сле та­ко­го вра­зум­ле­ния со сто­ро­ны Про­мыс­ла Бо­жия ино­ки Пе­чер­ской оби­те­ли ста­ли блю­стись гне­ва про­щая друг дру­гу вся­кое сло­во обид­ное, па­мя­туя сло­ва Еф­ре­ма Си­ри­на: «Ес­ли ко­му слу­чит­ся уме­реть во враж­де, то та­ко­во­го ожи­да­ет неумо­ли­мый суд».

В осо­бен­но­сти же силь­но по­дей­ство­вал этот пе­чаль­ных слу­чай на са­мо­го пре­сви­те­ра Ти­та. Ви­дя, как за при­ми­ре­ние с бра­том сво­им он по­лу­чил не толь­ко про­ще­ние гре­ха сво­е­го, но и те­лес­ное здра­вие, он бо­лее уже не ду­мал гне­вать­ся на ко­го-ни­будь, но усво­ил се­бе по­сто­ян­ную лю­бовь к бра­тии. Преп. Тит по­сле это­го все­гда пом­нил сло­ва Пи­са­ния: «Солн­це да не зай­дет во гне­ве тво­ем. Преж­де же всех друг ко дру­гу лю­бовь при­леж­ну имей­те, зане лю­бовь по­кры­ва­ет мно­же­ство гре­хов» (1Пет.4:7-8). Он стя­жал се­бе та­кое ми­ро­лю­бие, что на нем ис­тин­но ис­пол­ни­лось из­ре­че­ние апо­сто­ла: «Несть цар­ствие Бо­жие пи­ща или пи­тие, но прав­да и мир» (Рим.14:17). По­се­му и на небе­си преп. Тит спо­до­бил­ся по­лу­чить успо­ко­е­ние, ко­то­рое обе­щал Бог лю­бя­щим Его и хра­ня­щим Его за­по­ве­ди. Свя­тые мо­щи его по­чи­ва­ют в од­ной из Ки­ев­ских пе­щер. Скон­чал­ся преп. Тит око­ло 1190 г.

Священномученик Се́ргий Увицкий, пресвитер

Сер­гей Алек­сан­дро­вич Увиц­кий ро­дил­ся в 1881 го­ду в се­ле Хлеб­ни­ко­во Вят­ской гу­бер­нии в се­мье учи­те­ля, став­ше­го позд­нее свя­щен­ноcлу­жи­те­лем. Об­ра­зо­ва­ние бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник по­лу­чил в Ка­зан­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии, по окон­ча­нии ко­то­рой пре­по­да­вал в Мо­гилев­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. 1 ав­гу­ста 1908 го­да Сер­гей Увиц­кий был ру­ко­по­ло­жен во иерея. Сергий УвицкийОтец Сер­гий Увиц­кий пер­вый раз был аре­сто­ван в 1920 го­ду, его при­го­во­ри­ли к бес­сроч­но­му за­клю­че­нию в конц­ла­герь с при­ме­не­ни­ем при­ну­ди­тель­ных ра­бот, од­на­ко через несколь­ко лет осво­бо­ди­ли по ам­ни­стии. По вы­хо­де из ла­ге­ря он про­дол­жил свое свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние. В 1925 го­ду его ру­ко­по­ла­га­ют во про­то­и­е­реи. В то же вре­мя в ОГПУ на свя­щен­ни­ка по­сту­па­ли до­но­сы, в ко­то­рых пи­са­лось: «Свя­щен­ник Увиц­кий от­ли­ча­ет­ся от дру­гих сво­и­ми про­по­ве­дя­ми, ко­то­рые он про­из­но­сит за каж­дым бо­го­слу­же­ни­ем в про­дол­же­ние це­ло­го ча­са. В про­по­ве­дях он го­во­рит из Еван­ге­лия, ко­то­рое срав­ни­ва­ет с совре­мен­ной жиз­нью. По­это­му про­по­ве­ди но­сят ан­ти­со­вет­ский ха­рак­тер...». На свя­щен­ни­ка за­ве­ли но­вое де­ло, во вре­мя след­ствия он да­вал сле­ду­ю­щие по­яс­не­ния: «В про­по­ве­дях я го­во­рил об утра­те доб­рых хри­сти­ан­ских нра­вов, вы­ра­жа­ю­щей­ся в рас­строй­стве се­мей­ных от­но­ше­ний, в непо­чти­тель­но­сти де­тей к ро­ди­те­лям, в лег­ко­сти взгля­дов на во­про­сы це­ло­муд­рия и бра­ка, в неува­же­нии к до­сто­ин­ству че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, столь ча­сто на­блю­да­е­мом ныне. Го­во­рил так­же, что вслед­ствие это­го жизнь лю­дей ста­но­вит­ся все тя­же­лее, по­ра­жа­ет­ся раз­ны­ми бед­стви­я­ми: бо­лез­ня­ми, ма­те­ри­аль­ны­ми недо­стат­ка­ми, рас­строй­ством се­мей­но­го бла­го­по­лу­чия, вой­на­ми и меж­до­усо­би­ца­ми. Я при­зы­вал ве­ру­ю­щих к вза­им­ной люб­ви, при­ми­ре­нию и все­про­ще­нию, к па­мя­то­ва­нию об от­вет­ствен­но­сти всех пе­ред Бо­гом на Страш­ном Су­де Его...». В ре­зуль­та­те от­ца Сер­гия при­го­во­ри­ли к 5 го­дам ла­ге­рей. В 1931 го­ду отец Сер­гий был пе­ре­ве­ден в Бел­балт­лаг — на стро­и­тель­ство Бе­ло­мо­ро-Бал­тий­ско­го ка­на­ла. Его су­пру­га вы­хло­по­та­ла раз­ре­ше­ние уви­деть му­жа, ей раз­ре­ши­ли два ча­са сви­да­ния, и она по­еха­ла к ме­сту за­клю­че­ния. Она шла на сви­да­ние по ули­це вдоль ко­лю­чей про­во­ло­ки, и вдруг ее оста­но­вил иду­щий на­встре­чу ста­рик. Ма­туш­ка с тру­дом узна­ла от­ца Сер­гия: он весь опух, по­се­дел, еле дви­гал­ся. Это бы­ла их по­след­няя встре­ча. Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий Увиц­кий скон­чал­ся в ла­ге­ре 12 мар­та 1932 го­да.

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2025


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.02354097366333 сек.