Первым шагом к достижению этой цели является вера в Бога и принятие Святого Крещения. За ним следует воцерковление. Православная Церковь содержит и преподает всё необходимое для того, чтобы подготовить человека к принятию благодати Божией и излить на него благодатные дары по мере способности человека их принять. Поэтому каждому христианину, который стремится к заветной жизненной цели, необходимо знать законы действия благодати Божией, устрояющей спасение нашей души. Итак, благодать Святого Духа подается верующим в Господа в Святой Его Церкви. Святитель Феофан Затворник пишет: "... неизменны дарования и обетования Божии! Благодать Духа несомненно изливается на нас во святых таинствах и пребывает в нас с того времени, как крещаемся и помазуемся миром". Значит, в том, кто принял таинства, есть благодать. Она присутствует в человеке непрестанно, соединяется с ним теснейшим образом, делаясь с ним "как бы одно существо". Благодать являет себя различно, судя по нашему - тоже различному - отношению к сей благодати. Среди христиан существует мнение, что благодатные состояния - это, прежде всего, радостные состояния. Благодатно - значит хорошо на душе. В этом нет ошибки. Действительно, Господь милостив и иногда подает нам утешение, чтобы мы не унывали на пути спасения. Неправильно, однако, думать, будто только такие состояния и есть благодатные. Святые отцы даже предостерегают нас от увлечения подобными утешениями и тем более от самовольного искания их. Наоборот, благодать Божия гораздо чаще действует сокровенно, тайно и при этом строго, как бы наказательно. Как иногда бывает в жизни? Человек уверует в Бога, и, находясь в состоянии духовного подъема, с радостью и легкостью совершает достаточно трудные дела христианского благочестия. Ему хочется поститься, молиться, идти в церковь, даже смиряться и всех любить. Одним словом - хочется подвига. Это неудивительно, ибо благодать Божия дает человеку вкусить сладость жизни по Богу и действует в нём как ощутительная сила, поддерживающая ревность к Богоугождению. Но постепенно человек оставляется своему самовластию. Благодать Божия скрывает себя и изменяет своё действие по отношению к человеку: пламень ревности угасает, приходится прилагать усилия к деланию того, что ещё вчера совершалось с охотой. Какое-то время новообращённый христианин что-то ещё делает по инерции, а затем - либо становится теплохладным - формально верующим, либо совсем отпадает от Церкви и от Бога. Одна из причин этого - непонимание основ духовной жизни, пути спасения, по которому ведёт человека благодать Божия. Спаситель, дарующий благодатную силу, "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2,4). Когда есть карта, путник идёт уверенно. Такая карта на пути жизни духовной - писания святых отцов церкви, опытно прошедших этим путём. А святые отцы свидетельствуют: для того благодать Божия воспитывает христианина как строгий учитель, чтобы со временем освятить его, излить на него свои великие дары. "У самой благодати - пишет св. Феофан Затворник - есть как бы некоторый чертеж воспитания, (без сомнения видоизменяющийся, смотря по воспитуемым лицам), по которому она не являет открыто лица своего душе, пока не исполнит всего, что нужно для неё". Хождение трудным, тесным путем - это признак избрания. Состояния скорбные и тягостные у христианина, идущего путем спасения, (а не у грешников, полностью предавшихся плотской жизни) - это тоже состояния благодатные. Это действия той же благодати, которая в нас и которая дает нам утешения. Почему благодать Святого Духа, строго воспитывая, действует таким образом? Кажется более логичным сразу излить на новообращенного христианина полноту всех утешений. Сразу возвести его на третье небо (как апостола Павла), дать вкушать сладость райской жизни. Ведь так легче быть христианином, тогда как трудность пути многих пугает. Ответ на этот вопрос во всей полноте невозможен, поскольку спасение человека есть таинство, совершаемое Богом. Бог знает человека, которого создал. Святые отцы открывают нам только некоторые основания или причины для такого действия благодати Божией. Необходимо кратко сказать о них, поскольку эти знания полезны для всякого, идущего путем спасения. Первая причина заключается в свойстве греховного сердца, очищаемого благодатью. "Путь добродетели начинающим любить благочестие кажется жестоким и скучным не потому, что будто он действительно таков, но потому, что человек от чрева матерняго живет по воле страстей", - пишет святой Диодох. Страсти имеют свойство входить в самую глубину существа человеческого, проникают всего человека и как бы неким ядом отравляют все проявления его жизни. Отсюда неизбежная боль и мучение при исправлении и очищении от них человека. "Как ни осторожно будешь очищать от греха существо, зараженное им - пишет святитель Феофан, - не можешь не причинить боли, подобно тому, как нельзя не причинить боли, когда вынимаешь занозу из живого тела". Благодать Божия действует в данном случае в человеке как опытный врач, который знает, как сделать душу здоровой. Задача больного грехом доверится врачу, и старательно выполнять его предписания, хотя зачастую это болезненно для человека. Вторая причина - необходимость уподобления Христу. Спасение наше совершено Его страданием и крестною смертью. Крест - основание благодатного царства Христова. Каждый человек, чтобы войти в это царство, должен следовать тем же путём, которым шел Спаситель, то есть путём крестным. Нужно приобщиться Христовым страстям не мысленно только, не взирая только благоговейно и с умилением на крест или плащаницу в Страстную Пятницу. Нужно приобщиться Христовым страстям самим делом или, лучше сказать, - самой жизнью. Такое приобщение раскрывает человека для обильного действия благодати Божией. "... Благодать спасающая сама производит в душе человека тугу, скорбь, страх, внутренние терзания, чтобы, возведши его на крест и, приобщив таким образом Христовым страстям, открыть себе пространнейший вход внутрь и освятить его", - пишет святитель Феофан. Третье, о чём говорят святые отцы, это то, что благодать действует строго по необходимости, имея целью воспитание в человеке христианского характера. Христианин, как чадо Божие, должен быть похож на своего небесного Отца. Это Идеал, к Которому он должен стремиться. Из этого следует, что воспитание характера есть главная задача в соработничестве человека и Бога. В основе христианского характера лежит смирение. На нём строится все здание души христианина. Поэтому необходимо искоренить самомнение из души и внедрить в неё смиренное упование на Бога. В обычной, бытовой и общественной жизни человек все время самоутверждается. Имея способности, дарования, навыки он достигает определенных успехов в делах житейских. У него появляется со временем "умение жить". Это порождает в сердце чувство самоуверенности, которое растет вместе с человеком. Такое сердечное расположение присутствует в нём и тогда, когда он приступает к жизни духовной. Здесь-то и открывается в полной мере, что есть человек сам по себе. Благодать Божия оставляет человека без явной помощи, отнимает всякое утешение и только тайно следит за ним и невидимо укрепляет. Христианин старается изо всех сил "но самым сильным напряжением воли, самым строгим убеждением ума, не может потушить ни одной страсти, не может посечь ни одного помысла греховного" (свт. Феофан Затворник). Самоуверенное, тщеславное настроение души настолько неугодно Господу, что, по словам святого Диодоха, благодать Божия может вводить человека даже в "умеренное отчаяние". Нужно основательно "разочароваться" в себе, чтобы научится всецело уповать на Бога. Здесь действенен только опыт и опыт многократный. Четвёртая причина "ненавязчивого" действия благодати - необходимость сохранения свободы человека. Бог даровал человеку свободу, требующую к себе уважения. Дело спасения с очевидностью должно быть делом свободного выбора. "Но если бы благодать, открывшись во всей силе с первого раза, никогда не умаляла своего света и не скрывала своего действия от очей души, тогда душа связывалась бы, так сказать, благодатию и была в некоторой необходимости жить не иначе, как по её влечениям", - пишет святитель Феофан. Святые отцы своим опытом познали, что душа не может не повиноваться Божественной силе благодати, дающей блаженство. Бог, хотящий, чтобы мы добровольно отдали ему нашу свободу, попускает диаволу по силам нашим искушать нас, и ожидает движения нашей души. Если человек в искушении взыщет Бога - благодать подаёт ему руку помощи. Продолжительным деланием в таком роде душа учится быть верной Богу. В душе должна появиться забота о том, чтобы ничем не оскорбить Бога. Эта забота должна стать постоянным, присущим душе чувством. Тогда только благодать Божия вверяет себя человеку. И это понятно. Если в житейских суетных делах не сразу начинают доверять человеку, но по его испытании, то тем более великие дары Божии могут подаваться только доказавшим свою верность. "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр. 2,10) Необходимо понимать, что подобные действия благодати относятся только к тем людям, которые живут духовной жизнью и стремятся к Богу. У людей, избравших греховную жизнь, тоже бывают скорби и тяжёлые обстоятельства, но по причине действия греха. Такие скорби безотрадны, бесполезны и ведут к ропоту на Бога, а иногда к отчаянию и конечной погибели. Грешник, будучи крещён и миропомазан, получил дар Святого Духа и благодать возрождения, но, обратив всю жизнь в удовлетворение страстей, зарыл это сокровище в земле своего сердца. В притче о талантах Господь называет такого человека негодным рабом и говорит о нем: "итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов". (Матф. 25,28) Для стремящегося же к Богу все действия благодати Святого Духа: как утешающие, так и очищающие, как радостные, так и скорбные - направляются к тому, чтобы образовать и воспитать внутреннего человека, и, наконец, возвести его в состояние освящения, сделав храмом Бога. Понимание этого должно служить утешением для каждого христианина, идущего тесным путём спасения. Внимание к себе, частая молитва к Богу, терпение даёт христианину со временем опыт понимания благодатых состояний. Он начинает видеть посещения Божии не только в духовной радости, но и в скорби. У кого-то может возникнуть вопрос: действительно ли всё о чем здесь говорится так важно для спасения? В качестве ответа приведем слова преподобного Симеона Нового Богослова: "Как человек, не имеющий души, мертв для мира сего, так и тот, кто не имеет благодати Святого Духа, мертв для Бога; и никак невозможно, чтобы он имел жительство на Небесах".
Иеромонах Иларион, насельник Спасо-Прилуцкого Димитрива монастыря
|
|