28/08/2011 21:35:46
![](/objects/news_img_file_1662_b.jpg) |
Вот и подходит к концу очередной годичный богослужебный цикл. Завершающим, кульминационным праздником, который отмечает Православная Церковь в этом богослужебном году, является - Успение Пресвятой Богородицы. Мне кажется, совсем не случайно именно этот праздник ставит своеобразную точку в круге двунадесятых праздников. Но прежде чем продолжить, необходимо сделать отступление, и задать вопрос: «А нужен ли этот праздник человеку светскому?». Действительно, у среднего обывателя от одних только государственных праздников и юбилеев голова идёт кругом: День торговли, День защиты детей, День металлурга, День города, День матери и т.д. А тут ещё Церковь со своим праздничным календарём. Зачем? Прежде всего, я хочу подчеркнуть, что Церковь ни в коей мере не противопоставляет свой праздничный цикл - государственному. Напротив, история христианских праздников уходит своими корнями в седую древность, и все современные светские красные даты – это побеги и ветви одного древа – древа Православной Церкви. Вот, скажем, вся страна отмечает День матери. Но, неужели, день Успения Пресвятой Богородицы – не есть тот великий, уникальный и таинственный прототип этого государственного праздника. Праздник Успения – один из самых неожиданных для светского миропонимания. Что празднуется в этот день? Разве можно праздновать смерть? Но славянское слово «успение» означает сон. И смысл праздника в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова. "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?". «…Наступил час, когда Богородица должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников. Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Даже ангелы удивились такому дивному переходу из жизни земной в жизнь вечную.» Нужен ли нам праздник, который утверждает нерушимость жизни, который пронизан взаимной любовью Сына и Матери, Бога и человека? Нужен ли нам праздник, глядя на иконографию которого, если провести параллель с современным искусством, невольно вспоминаешь строки кавказского долгожителя:
«Когда-нибудь, наверняка, Поднимет детская рука Мои года - моё богатство…» Праздник Успения – это гимн нашим матерям, и живым и усопшим. Это праздник детей, которые став сильными и самостоятельными никогда не переставали любить и нежно заботиться о тех, кто подарил им жизнь. И не только в жизни этой, но и в будущей. Это праздник бессмертия и вечной жизни. Праздник Успения – это торжество женской скромности и смирения! Обратите внимание на эту удивительную деталь: Богородица была настолько скромна и смиренна, что в Евангелии о ней - всего несколько строк. Несколько строк о Той, чья чистота и вера привела в мир спасителя - о Богородице в Новом Завете всего несколько строк. Ее первые слова в Священном Писании: "Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему" - "Я раба Господня, пусть будет так, как ты сказал" - этими словами она дает согласие на то, чтобы Дух Святой сошел на нее и пришел бы в мир Спаситель. И вот она обращается к нам: во время брачного пира в Канне Галилейской она говорит виночерпиям (тем, кто разливал вино) - Что бы ни сказал Христос, то исполните. Ей как никому известна вся глубина этих слов, она исполнила каждое слово Господа, и в бедности, и в скорбях, и при Кресте Своего Сына и при Его воскресении, даже там, где другим казалось, что нет Бога, если вокруг такие скорби. Праздник Успения – это праздник торжества человеческой природы, которая была вознесена превыше ангелов и архангелов, возлюблена более херувимов и серафимов, которая была «обожена». Так нужен ли нам такой праздник? Я думаю, что ответ очевиден. Не просто нужен, но необходим! Как сказал Святейший патриарх Кирилл во время своего недавнего визита на Украину: «Нам нужны символы, которые объединяют народ». А объединение не может проходить поверхностно. Объединение происходит в тайных глубинах сердца и лишь тогда бывает истинным. И сегодня я призываю всех помолиться Пресвятой нашей Владычице Богородице, которая, предстоя перед престолом Своего Сына, ходатайствует за нас грешных, попросить её вразумить нас, очистить наши сердца, наполнить их любовью и нежностью. Те, кто давно не звонил своим родным – позвоните, те, кто никогда не поминал усопших родителей, зайдите в ближайший храм и отслужите заупокойную требу. Пусть тихая радость наполняет ваши сердца в этот день. Храни вас Бог! Александр Устименко, Благочинный Алчевского округа, протоиерей. |