03/09/2011 09:54:39
|
1 декабря 1952 г. вижу во сне: иду я по дороге какого-то большого города. Но вот дорога прекратилась. Назад ее не видать, а впереди явилось большое препятствие. Я нахожусь на большой каменной стене, а внизу виднеется дорога, плоская, каменная, по которой можно идти далее городом. Сел я на край этой стены. Вышина этой стены от нижнего края дороги 3 или 4 метра. Явилось много солдат, которые говорят: «Прыгай вниз!» Но страх убиться насмерть о камни страшит меня, и великое недоумение и смущение охватило меня: как мне поступить? Я тогда говорю тем, кто мне предлагает прыгать со стены: «Нет! Я прыгать боюсь. Когда я был еще молодым солдатом, то, может быть, и решился бы, а теперь я старик и слабый». В это время вижу: внизу является необыкновенно величественная Женщина, высокого роста, с выразительно приятным взором и кротким любвеобильным ласковым словом Она обращается ко мне: «Дай мне свои руки!» (При этом все солдаты присмирели, как бы при каком высшем начальнике, и говорят между собой: «Это сделать может только Она! На это Она и назначена в таких случаях избавлять людей». И когда я подал Ей руки, то Она, взяв меня как малое дитя на Свои руки и сняв со стены, поставила на дорогу и сказала: «Иди!». Лицо Этой Женщины было точное изображение нашей домашней Казанской иконы Божией Матери. И я проснулся, недоумевая и размышляя о виденном. И мысли одна за другою появлялись у меня о прошедшей моей жизни. И я стал вспоминать: не так ли было у меня и во дни моей юности, когда я был внезапно избавлен Кем-то в опасных случаях - на Ходынке, на море, на службе; от зверей-тигров, от клеветы, от нахождения нечистых помыслов, от разных болезней. И я, грешный, не разбивался о те камни, которые были под ногами моими и грозили мне погибелью, как телесною, так и душевною, но оставался жив какою-то неземною силою. Записано 8/21 декабря 1952 г. О молитве Добро есть молиться всегда и беседовать с Богом. Если кто с утра молится Богу Вседержителю, скоро услышатся моления его. Сам Господь сказал: «Призови Меня в день печали твоей и избавлю тебя. Молитеся ко Мне и услышу вас. Взыщите Меня всем сердцем вашим и явлюся вам». Когда молитесь, оставляйте всякую злобу, если имеете на кого, да и Отец ваш Небесный оставит и простит вам. Великая есть сила молитвенная, она пророку Ионе дом сотворила во чреве кита. Молитва Езекию от смертных врат возвратила и продлила ему еще пятнадцать лет жизни. Трем отрокам огонь в росу претворила. Анна неплодная молитвою пророка Самуила родила. Молитвою пророк Даниил рыкающего льва укротил. И Сам же Господь ученикам Своим говорил: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть. Свыше от Господа помощи ожидайте и в самой беде не изнемогайте, но в терпении молитеся; Да будет во мне хотение Твое, Господи, и да отнимется от меня хотение диавола. Как во мрачной пещере зажженная свеча просвещает, так молитва вшедше в душу всю злобу греховную отгоняет и тело чисто соблюдает». О молитве Иисусовой Слово от старчества (о пользе частого произношения молитвы Иисусовой умом и сердцем) Говорил старец Исаия: «Как богатый человек хранит в кладовых свое богатство, так монах смиренномудрый и добродетельный таит свои добродетели, и на всякий час себя укоряет, и себя тайному поучает поучению по писанному. Согреяся во мне сердце мое, и в поучении моем разгорится огнь; Который огнь; Слышите писание глаголющее: «Ибо Бог наш огнь поядаяй есть. Как огонь тает воск и изсушает тину скверных нечистот; так и сокровенное поучение изсушает скверные помыслы, и увядает душевные страсти, просвещает ум, ясную творит мысль, радостно творит сердце. Тайное поучение уязвляет бесы, отгоняет злые помыслы, всего внутреннего человека (душу) просвещает. Укрепляем бывает человек от Ангелов и славим бывает от людей. Тайное поучение сие есть дом для души непроходный и столп неподвижен и пристанище тихо и немятежно и недвижимо душу спасает. Много смущаются и устраняются бесы, когда монах (и всякий кто так молится) и вооружает себя тайным поучением, то есть: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» - и прочитанием сей молитвы наедине. Сокровенное это поучение есть зеркало для ума и светильник совести. Сокровенное это поучение изсушает блуд, укрощает ярость, отгоняет гнев, отнимает горесть, избавляет от напрасных наговоров, прогоняет уныние, просвещает ум, отгоняет леность, рождает умиление, вселяет в тя страх Божий и приносит слезы. Сокровенное поучение бывает ходатаем монаху к смиренномудрию нелестному, бдению благоумиленному и молитве несмущенной. Сокровище это молитвенное отгоняет скверные помыслы, ранит бесы, очищает тело. Сокровенное поучение долготерпению учит и воздержанию и вечную муку возвещает и о смерти (всегда) помышлять научает. Сокровенное поучение всякаго дела добраго исполнено есть, и всякою добродетелию украшает нас и от всякаго сквернаго дела удаляет нас и далеко от такового отводит нас. Аминь. Еще старцы говорили: «Кто перенесет обиду, тот без труда спасется. Кто же гневается на брата (ближнего) своего, тот всю свою добродетель погубляет и раба себя диаволу сотворяет» (аще скоро не покается). Душа каждого человека бывает посреди Ангела и беса. Святый Ангел учит и показывает, что надо делать для спасения души, а бес влагает и внушает мысли как надо грешить. Душа сама имеет власть, кому внимать, Ангелу или бесу. Посему будь осторожен и внимателен, да не оскорбишь твоего Ангела Хранителя, и не послушай диавола. Угоднее есть Богу грешник и ленивый человек с сокрушенным сердцем и смиренным, нежели человек, который делает добро и им тщеславится, будто это он своими силами и умом совершил, за что и фарисей был осужден, а мытарь оправдан (как сказано в Евангелии). Два рода ученых и мудрых людей, пишет святитель Тихон Задонский: одни учатся в школах от книг, и многие от них бывают безумнейшие паче простых и безграмотных, потому что не знают начала христианского учения; ум острят, слова исправляют и красят, но сердца своего исправить не хотят, другие учатся в молитве со смирением и усердием и просвещаются от Духа Святаго и оказываются мудрейшими паче философов века сего. Эти есть благочестивии и святии и Богу любезны. Эти хотя алфавита не знают, но добро все разумеют, просто и грубо говорят, но красно и благоприятно живут. Так как многие есть страдающие и смущаемые от злых мыслей и более хульных от врага рода человеческого приносимых и внушаемых, поэтому полезно знать, когда эти мысли бывают нам грехом и когда нет, и да научимся, как их нам врачевать и отгонять от себя. Три рода смущений в мыслях бывает - о нечистоте, о неверии и о хуле. На эти смущения врачевства такие есть: надо знать и рассуждать, что в злых мыслях нет греха, если воля и разум человеческий тем злым мыслям не соизволяет, но более ненавидит и не хочет их; но когда в тех мыслях разум и воля человеческая самоохотно услаждается и удерживает их в сердце своем, любя их, эти мысли вменяются человеку грехом смертным. А когда смущаемый таковыми помыслами и не любя их боится их, думая что согрешает, - то такой прельщается от диавола, малодушен, такой не понимает разницы между помышлением и соизволением. Не когда помышляем, то уже и соизволяем, но когда любим злые мысли и услаждаемся ими, и желаем их усердно и сами произвольно умножаем их во уме нашем, тогда-то и есть соизволение наше на самый грех. Если же их ненавидим и не хотим, но они сами на ум нам приходят, а мы их гоним из ума нашего молитвою Иисусовою - Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго, - тогда есть известное знамение, что нет у нас соизволения на эти нечистые и злые помыслы. Посему и не надо в совести смущаться от них, потому что за сию борьбу с нечистыми помыслами умножается нам награда от Господа, в особенности когда крепко и сильно начнут нападать на нас таковые помыслы, а мы преодолеваем их и не соизволяем, не соглашаемся с ними. О молитве Иисусовой «Не о том заботьтесь, - говаривал о. Стефан, - чтобы как можно скорее прочитать свое правило молитв Иисусовых. Старайтесь, чтобы сердце и ум ваш участвовали в молитве ко Господу и находили себе все благо в общении с Ним». Самый лучший способ безмолвной Иисусовой молитвы - умной или духовной - по наставлению о. Стефана, состоит в следующем: обрати внимание или ум на сердце и наблюдай, чтобы в этом последнем не возникло никакой посторонней мысли, внутренне же говори: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». И вот такое-то простое молитвословие приводит душу в самое мирное состояние - водворяет внутри нас Царствие Божие, производит дивное утешение, ничем не преодолимое упокоение в Боге. «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем...» Чудная песнь, восхитительная песнь, божественная песнь! Так и радуется сердце, когда поют ее. Видно, от большой радости она воспета. Да, действительно, от большой радости. Ведь эта песнь - Пресвятыя Девы Богородицы. Это Она так радовалась о Бозе Спасителе, когда Он призрел на смирение Ея. Это Она так величала Господа, вскоре после того, как приняла благовестие от Ангела. «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем...» Но, слушатели, эта песнь Богородицы воспета была Ею здесь, долу, на земле. Как же чудны, как восхитительны должны быть Ея песни там, горе, на Небе, где Она зрит Своего Господа лицом к лицу... О, послушал бы тех горних небесных Ея песней! Послушал бы, как Она там вместе с Ангелами воспевает Господа и вместе со святыми радуется о Боге Спасителе. Послушал бы, как теперь там, подражая Ей, как ликоначальнице, тысячи тысяч голосов, раздаваясь в безчисленных местах, разливаясь, подобно морским волнам, по безпредельному пространству, сливаются, наконец, в один радостный голос и составляют одну хвалебную песнь!.. О, какой чудный, восхитительный хор услышали бы мы!.. А придет время услышать то, когда бы поскорее наступило это вожделенное время! Некоторые из нас, может быть, и сами присоединятся там к лику поющих, и - о если бы всех нас сподобил сего Господь молитвами Пресвятыя Девы Богородицы! Да придет это вожделенное время. И почему не желать нам ускорения его? Не желать? Не желать Неба? Но разве мы не для Неба сотворены? Разве не для Неба мы здесь живем? Разве не на Небо мы каждую минуту должны готовиться? Разве не для Неба мы должны день и ночь трудиться? Разве не на Небо мы должны устремлять и ум, и сердце? «Горняя мудрствуйте», - пишет Апостол Павел. Не желать Неба? Да разве это естественно? Как же из темницы не желать на волю? Как же из мрака не проситься на свет? Как же в земле чуждой не плакать по стране родной? Увы мне, яко пришельствие мое продолжися, взывал, и конечно, не один раз, царь-пророк. Не желать Неба? Но неужели это возможно, как подумаешь о том, что там на Небе? Ах, ведь там наш Сладчайший Иисус, там наша Владычица Пресвятая Дева Богородица, честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим! А сами Серафимы и Херувимы, а Архангелы и Ангелы, Пророки, Апостолы, Святители, Преподобные, Мученики - и ведь они все там, в Царствии Отца Небесного! Не желать Неба? Да чего же лучшего мы можем и желать себе? Разве желание Неба не самое святое желание? Чем больше мы будем желать Неба, тем меньше будем привязываться к земле (а нам вовсе бы к ней не надобно привязываться); чем чаще будем вздыхать о жилище святых, тем реже будем ходить в собрание грешников (а нам и никогда бы не надобно туда ходить); чем сильнее будем плакать о сладостях райских, тем противнее нам будут удовольствия земные. О, Царица Небесная! Обрати все желание наше к небесному; возвыси всю нашу душу к горнему; истреби в нас всякую плотскую страсть; умертви всякую нашу привязанность к земле. Что нам в этой земле: она чужая нам сторона. Небо - наше родное Отечество. О, там так хорошо, так светло, так отрадно, там такие чудные красоты, там такое восхитительное пение! Будем больше желать Неба, будем сильнее вздыхать о красотах вышняго Иерусалима, о песнях горняго Сиона. Так, желание Неба есть самое святое желание. Желай от всей души туда, только с терпением ожидай исполнения сего желания, радуйся, если бы скоро тебе нужно было оставить сей мир: только будь готов с радостию оставаться и здесь, если угодно святой воле Божией; желай скорее ко Христу, только желай со Христом и о Христе; желай чаще песней небесных, только не переставай на земле петь Господеви. И еще обращаемся к тебе Пресвятая Дево Богородице - мы и никогда не перестанем к Тебе обращаться! - отверзи нам вход в Царствие Небесное, чтобы мы, спасенные Тобою, и там могли петь Твою чудную песнь: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем». Аминь. О выборе жены (совет старца Стефана) Совет так поступать моему брату - В.А.: «Если можно, то пусть бы он сходил весной поклониться куда-нибудь к мощам святых угодников и там в скорби сердечной, с плачем, от всей души мог бы попросить у Господа себе добрую спутницу в жизни. Избирать себе жену надобно не глазами, а слезами, потому что многое у человека зависит от жены, которая может всего лишить своего мужа - как Ева нашего праотца Адама лишила всякого блаженства; потому полагаться на себя или на советы других в сем случае весьма опасно. Кто прельщает себя одною видимостию, тот не порадуется, а скорее наплачется от своей прелестницы; и хорошо, если только здесь на земле, а то и в вечности будет плакать вместе с нею и злобно скрежетать на нее зубами; потому советуйте В. молиться Богу усерднее». О молитве Иисусовой Старец Стефан говорил: «Чтобы иметь спокойный дух, старайтесь иметь мир со всеми и любовь, нужно удаляться от празднословия и пустословия и иметь всегда в уме и сердце молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Эта молитва скорее всякой молитвы доходит до Бога и душа чрез нее получает мир и радость о Господе. Поучения старца Стефана, иеросхимонаха: «Я слышал не от лгуна, что вы можете быть покорною моим советам, а если так, то счастлив буду, когда вы будете поступать так: поутру молиться о том, чтобы днем ничуть не злиться, хотя что и не по-вашему будет. Кто злится, тот с диаволом дружится; этот его ученик. Христос говорит: «Научитеся от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф. 11, 29). Если осердишься когда, то и тужи о том, что ты не послушница Христова и подруга противника Его - диавола. «Злословие губит душу, и посему обуздывай язык», - сказано в Писании, и тихо, мирно поживешь (Сир. 19. 6). Женские души ад душит больше за злой язык. Хотя не знаю тебя лично, но осмеливаюсь сказать для пользы души твоей и мужа, - чтобы не постыдно было на Суде Божием, нужно непременно совершить над вами таинство брака, то есть повенчаться. Смиритесь пред Господом, примиритесь с уставом Святой Церкви Христовой, и благо вам будет. Господь долготерпелив, но чем более терпит, тем более наказывает. Потому не до смерти пребывайте во грехе: а то беззаконие погубит вас. Ибо «путь нечестивых погибнет» (Псалом 1.). Слово о искании и познании Бога Сказано в Евангелии: «Ищите и обрящите. Взыщите Бога и жива будет душа ваша». Взгляните на древние роды: кто веровал Богу и был постыжен? Кто взывал к Нему и не был услышан? Взывали Пророки, Апостолы, Мученики, Преподобные и Праведные - и все были услышаны, а все они сделались такими от искания и призывания Имени Божия, и сами спаслись и много людей спасли. Сотворили множество знамений и чудес силою Духа Божия, Коего приняли в свои сердца чрез исправление своей жизни, слезами омыв свою душу. И ради этой веры своей пошли на все мучения и страдания и своим терпением удивляли даже своих мучителей. Пользуясь же святыми таинствами Церкви, Причащением и другими, соделали тела свои нетленными, мощи коих мы видим и в Киеве, Почаеве, Москве, и в разных городах России, и за границею. Все происшедшие от святых мощей чудеса проверены как церковною, так и гражданскою властию в свое время. И великое множество чудес хранятся в благодарных сердцах христиан православных и служат для них путеводною звездою, ведущею их в Царство Небесное. Это ихния дражайшия бисеры, найденныя усердными молитвами к Богу и великим терпением приобретенныя. Это те камни, по Евангелию, на коих они построили и строят душевный дом добродетелей Кротости, Смирения, Терпения, Воздержания, Целомудрия, Любви. Они тихо и скромно живут среди мира и незаметно для глаз; но своею тайною молитвою ко Господу за всех охраняют от многих злых дел неразумных людей, от гнева Божия, и часто своею примерною жизнию влияют на их ожесточенные сердца, приводя их к покаянию. Что такое Бог? По учению св. отцев, Бог есть умное Солнце. Вот Это Солнце, Которое видим ежедневно пред собою, - какое издает сияние! И про Это умное Солнце сказано, что Оно в тысячу крат светлее сего видимого нами. Так и пророк Давид во Псалмах говорит: «Сокровенное мое видели Очи Твои и в книге жизни Твоей напишутся вся». И еще: «Очи Господни в тысячу крат светлее солнца». Один юноша, беседуя со старцем Зосимою (этот старец был из оптинских старцев, был святой прозорливой жизни с дарами исцелений от Господа), открыл ему волнение мыслей своих, прося у него разъяснения: что такое Бог? На что старец отвечал ему: «Если бы твой ум мог постигнуть Бога и все Его Божественные свойства, действия и таинства, тогда какой бы был наш Бог? И какие бы ты имел чувства к такому Богу, Которого ты мог бы постигнуть? Наш Бог таков, что умы Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов не могут Его постигнуть». На сие юноша с восхищением сказал: «Довольно! Вы меня убедили». Тот же юный еще открыл ему свое маловерие. «Простите меня, - говорил он, - не совсем верю я тем ужасным и безобразным страшилищам и явлениям, о которых много слыхал я рассказов, и чтобы убедиться в этом, я пожелал сам видеть безобразного беса: и для этого нарочно ложась спать не помолился Богу и не оградился Крестом. И долго лежал не спавши и потом уснул, и не видел ни наяву, ни во сне никакого страшилища». На сие отец Зосима сказал ему: «Этим-то самым, что не явился тебе, он и провел тебя. Сам подумай, какая была бы выгода бесу явиться тебе? Только бы возмутил и устрашил юное сердце, а между тем ты бы еще в испуге стал молиться и прибегать к Богу, и бес, побежденный от юноши, постыдился бы. А не явясь тебе, он много приобрел; усилив твое маловерие, влечет тебя в неверие о его существовании, он ни о чем так не старается, как только о том, чтобы скрывать себя, ибо этот враг не опасен в явной войне, но скрытою войною он губит многих». Из поучений старческих Сколько раз мы давали обещание всячески хранить себя от грехов и не сдерживали его! Как же мы спасемся? Как же Господь нас помилует? Не унывай: спасет и помилует тебя Господь. Ты плачешь о грехах своих, сокрушаешься, скорбишь, что оскорбляешь Бога своими грехами: плачь больше, сокрушайся сильнее, но не унывай, а на Господа надейся и к Нему прибегай. Он рожден для того, чтобы мы все чрез Него могли спастись. Он для того в мир пришел, чтобы спасти грешников. Грешников пришел Господь спасти. Что же тебе унывать, грешник? Ты первый из грешников, тебя первого Господь и спасет. Только не переставай плакать, не откладывай каяться во грехах своих. Тотчас в ту же минуту, как согрешишь в чем, к Богу с раскаянием, со слезами обратись. Если согрешишь опять - опять к Нему же со слезами, с раскаянием. Долго ли же так? До того времени, когда ты от всего сердца, от всей души скажешь Господу: «Господи, мне невозможно спастись без Твоей помощи, без Твоего помилования. Ты - мое спасение, Ты - мой Бог, Ты - мое радование». Господь, когда увидит, что ты при всем желании сохранить себя от грехов все не можешь не грешить, грешишь и все раскаиваешься, падаешь и все плачешь; плачешь и опять падаешь,- когда увидит это, поспешит к тебе тотчас на помощь. И мать, пока дитя ее, падая несколько раз, не плачет или не больно плачет, не торопится к нему, а как скоро дитя упадет и сильно заплачет, она тотчас к нему бежит. Так и Господь наш Иисус Христос: не тотчас спешит нам на помощь, когда впадаем в грех, но когда мы горько восплачем о грехах наших. Да, Господь попускает нам впадать во грехи и не тотчас поспешает к нам на помощь, чтобы мы опытом дознали, что без Него спастись нам невозможно от грехов. Он попускает нам падать в бездну греховную, чтобы сильнее мы призывали неизследную бездну Его милосердия, в котором одном все наше спасение, вся наша радость, все блаженство. Не унывай же, слушатель благочестивый, Господь помилует и спасет тебя молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых, помилует и спасет. Аминь. В этом-то ведь и состоит истинное просвещение наше, в этом-то и есть истинный свет, чтобы знать и помнить Иисуса Христа, Его жизнь, Его учение, Его дела. Мы и учиться всему должны, для того только, чтобы лучше познать Иисуса Христа. Безполезны все наши познания, когда мы при них Иисуса Христа не знаем, тьма - наше просвещение, когда оно нас ко Иисусу Христу не приводит. Мы все читать и все помнить должны для того только, чтобы о Иисусе Христе помнить. Ведь все святое только Иисусом Христом свято; все чтимое только по Иисусе Христе досточтимо. Мертво то писание, которое не во Имя Иисуса Христа пишется: гнило то слово, которое не ради Иисуса Христа из уст наших исходит. Весь свет наш, слушатели, от Него, а потому и все наше светить нам должно для познания Его. Ему непрестанно духом молиться и неумолчно Его устами славословить. В познании Иисуса Христа весь наш свет, в молитве к Иисусу Христу все наше спасение, в славословии Иисуса Христа все наше блаженство. Господи! Твоею благодатию вразуми нас - и мы узнаем, и уразумеем, и будем помнить, и не забудем, что Ты един Свет, всех освещаешь и Тебе единому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом. Аминь. Иеромонах Даниил (Фомин). |