11/12/2010 21:00:42
|
Ещё до вступления на путь священнического служения, будучи офицером, он учредил благотворительное общество помощи военным, которые вследствие болезней были вынуждены выходить в отставку до приобретения прав на пенсию, заботился об организации бесплатной медицинской помощи, о детях-сиротах, чьи родители погибли на войне. Желание помогать больным и увечным привело будущего епископа к серьёзному изучению медицины, особенно народной, основанной на целебных свойствах растений. Не имея специального образования, Леонид Михайлович разработал самостоятельную систему лечения, описанную им в фундаментальном труде "Медицинские беседы", содержащем многочисленные теоретические и чисто практические рекомендации по лечению множества болезней. "Создав особую систему лечения и прилагая её уже много лет с успехом к своей практике, я желал бы доказать, что медицина как наука более других необходима для людей как помощь и облегчение в их страданиях", - писал он в брошюре "Что служит основанием каждой науки?", отмечая при этом, что "врачу необходимо иметь в виду не только одну больную плоть, но искать корень болезни и в духе или в душе человека". Число людей, которым Леонид Михайлович Чичагов смог помочь, по его собственным подсчетам, достигает 20 000 человек.
Святой страстотерпец Царь Николай принимает от священномученика Серафима Чичагова Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря
Святой страстотерпец Царь Николай принимает от священномученика Серафима Чичагова Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря
После принятия монашества и возведения в сан епископ Серафим не оставлял трудов, направленных на помощь ближнему. По его благословению в годы русско-японской войны формировались санитарные поезда. Во время первой мировой войны владыка организовывал сбор пожертвований на лечение раненых воинов и инвалидов, участвовал в мероприятиях по оказанию помощи беженцам и по оснащению всем необходимым госпиталей и санитарных поездов.
Во время своего пребывания на Тверской кафедре (1914-1917 гг.) святитель Серафим уделял много внимания организации церковно-приходской жизни. Он составил обращение к духовенству епархии "О возрождении приходской жизни", где в частности, писал о необходимости создания аптечек первой медицинской помощи из простых средств или гомеопатических аптечек. Особую роль в организации благотворительной деятельности архиепископ Серафим отводил женщине. "В древности, - писал он, - существовал институт диаконис. Они смотрели за порядком в храме на женской половине, учили детей молиться Богу, раздавали милостыню, ходили по приходу, навещали больных, утешали скорбящих и т.п. И теперь для женщин - открытое широкое поле благотворительной деятельности не только во время войны и народных бедствий, но и в мирное время по городам и особенно весям России". Владыка предложил пастырям разделить свой приход на несколько участков, поручив каждый смотрению отдельного лица из членов приходского совета или миссионерского кружка. Это «смотрение» отчасти напоминало обязанности древних диаконис и состояло в том, чтобы «не полениться дойти или доехать до священника и вовремя сообщить ему о несчастье, нужде или скорби его прихожанина». Особо указывал владыка Серафим на необходимость помочь беде крестьянина в случае падежа скота, "хотя бы пришлось для этого обратиться заимообразно к церковному ящику". По мысли святителя, со временем церковный ящик должен стать "народным банком для крестьян", как это было в старину. Также архиепископ Серафим разрешил завести кружку специально для сбора средств на благотворительную деятельность, «которую обносить во время всех богослужений и брать с собой при обходах прихода в большие праздники». Священникам предлагалось использовать каждый удобный случай, чтобы обратиться к народу с церковного амвона с просьбой о помощи тому или иному пострадавшему, предоставив прихожанам самим определять способ и размеры этой помощи.
Дочери владыки Серафима шли по стопам своего отца. Наталья, выбравшая монашескую стезю (в постриге - Серафима), после эвакуации ее монастыря в Новгород в годы первой мировой войны была направлена сестрой милосердия в Новгородский епархиальный госпиталь. В советское время в тяжёлую годину лютых гонений на церковь мать Серафима дежурила на вокзалах Москвы, чтобы передать священнослужителям, следующим по этапу, тёплые вещи и продукты. Такое служение было сопряжено со многими трудностями и опасностями. Ее сестра, Леонида окончила двухгодичные курсы сестёр милосердия Комитета Красного Креста. В первую мировую войну она работала в лазарете имени Государыни Марии Фёдоровны, а в начале Великой Отечественной войны в возрасте 58 лет (!) добровольно ушла на фронт сестрой милосердия. По воспоминаниям ее дочери, Варвары Васильевны Чёрной (в постриге - игуменья Серафима), Леонида Леонидовна до конца жизни раздавала нуждающимся свою пенсию и деньги, получаемые от детей.
"Большое добро делает человек, подающий милостыню, жертвующий своими излишками, но это ещё не милосердие. Так ли поступают брат с братом? Мы должны делиться с ближним не только излишками, но и последним куском хлеба, больше того, на нас лежит долг подчас лишать себя любимого, привычного и отдавать это в пользу брата или сестры". Эти слова владыки Серафима можно без труда отнести не только к нему и его семье, но и ко многим другим православным, пострадавшим за веру. После революции все они оказались изгоями. Лишенцы. Это не просто лишение избирательных прав и возможности продолжить учёбу в вузе, это и отсутствие продуктовых карточек у всей семьи, и отчуждение, а порой и унижение, со стороны нового советского общества. Лишенцы. Это скитальчество и бездомность, когда в прямом смысле негде приклонить голову. Это арест отца и уход его в темноту ночи, откуда он уже никогда больше не вернётся, а семья навсегда останется без отцовской любви и заботы. Парадоксально, а с евангельской точки зрения закономерно, что именно лишенцы, у которых зачастую ничего не было, среди нищеты, голода и унижений сохраняли в сердцах сокровище нетленное - дар любви и милосердия. Теперь к нам возвращаются эти имена в славе и красоте своего духовного подвига, который зачастую раскрывают дети, бережно хранящие память о родителях.
Так, дочь священномученика Владимира (Амбарцумова) Лидия Владимировна Каледа в воспоминаниях об отце пишет, как во времена массовых арестов он, сам находившийся в розыске, организовывал помощь семьям ссыльных священников и лишенцев. «Без преувеличения, папа был центром, организатором подобной помощи. Он требовал от своих духовных чад, от близких людей, чтобы те, подвизавшись помогать, делали это не по настроению, а по строгому правилу: дающие называли определённую сумму и срок подачи денег, которых они должны были держаться неукоснительно. Тогда семьи лишенцев могли планировать своё выживание, рассчитывая на конкретную помощь в обговоренный срок. Часто папа просто прикреплял одни семьи к другим, более обеспеченным. Между этими семьями, как правило, завязывалась настоящая дружба, а многие семьи позже породнились". Говоря об атмосфере того трудного времени, Лидия Владимировна приводит примеры удивительного бескорыстия: "Взять нас. Не имея постоянного жилища, естественно, не имели мы и сколько-нибудь сносной мебели. И одежда была только самая необходимая, обиходная. Помню, у меня были туфли, а кто-то подарил мне ещё синие резиновые тапочки, которые мне очень нравились. Но папа убедил меня отдать их в более нуждающуюся семью. Никогда не было и лишних денег. Даже когда папа зарабатывал вдруг что-то по научным договорам (всё-таки физик с университетским образованием), то все "лишние" деньги уходили на помощь другим лишенцам». |