Портал "Дивное Дивеево"

Официальная страница монастыря www.diveevo-monastyr.ru

Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедал им молитвенное ...
На главную Новости Евангелия страстной седмицы
Евангелия страстной седмицы
17/04/2022 18:59:09

На Страстной седмице Святая Церковь через чтение Евангелий и удивительные по красоте песнопения предлагает нам последовать за Христом и вместе прожить последние дни Его земной жизни. Если неотложные дела в эти дни не позволят Вам присутствовать за богослужениями, в сегодняшнем тексте мы напомним о важнейших событиях предстоящей недели.

Проклятие смоковницы


«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий»
Евангелие от Матфея 25:13

Великий понедельник
Святые Отцы часто говорили своим ученикам о важности ежедневного чтения Евангелия и размышления над ним. В дни Страстной седмицы верующие стараются усугубить чтение Священного Писания и в каждый день прочитывать места из Евангелия, относящиеся к этому дню, чтобы глубоко осознавать всё величие Жертвы Богочеловека. Торжественный вход Господень во Иерусалим, когда народ воздал Мессии царские почести, а Он изгнал торгующих из храма, закончился в воскресенье.

Богослужение первого дня Страстной седмицы, Великого понедельника, посвящено воспоминанию проклятия Господом бесплотной смоковницы. «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:18-19).

По мнению святых отцов, бесплодная смоковница – это аллегория нашей души, которая знает Господа и должна обязательно принести плод покаяния, чтобы вместо проклятия получить от Бога благословение. В этот же день Христос проповедовал в Иерусалимском храме, где обличил фарисеев, как «злых виноградарей», рассказав им соответствующую притчу. С Великого понедельника по Великую среду (включительно) в храме поётся тропарь: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща…», который отсылает нас сразу и к притче Спасителя о десяти девах и к воспоминанию событий Великого понедельника.

Притча о десяти девах


Великий вторник
Из евангельского описания событий этого дня мы узнаём, что Спаситель ещё прозрачнее актуализирует в своей проповеди, теперь уже для всего народа, необходимость покаяния и полного изменения своей жизни для наследования Царствия Небесного, а также особой внимательности в своей духовной жизни и приумножения данных нам Богом способностей. Этот призыв звучит в Иерусалимском храме через притчи о десяти девах и о талантах.

Многие толкователи упрощали притчу о десяти девах, отмечая, что юродивым девам недостало добрых дел, а мудрые при жизни потрудились более. Между тем, сам Господь делал акцент на внимательности к присутствию рядом с человеком Бога: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:13). Именно поэтому преподобный Серафим Саровский толковал эту же притчу, как недостаток у юродивых дев не добрых дел, а благодати Духа Святого. Видимо, эти девы посвящали свои добрые дела не Христу, а делали их из иной мотивации. Например, из собственного тщеславия. И через это потеряли всю духовную пользу от совершённого.

Притча о талантах также возводит нас к цели стяжания Духа Святого. Недостаточно просто отдать Господу то, что Он даровал человеку при рождении. Нужно употребить свои способности на службу Богу, чтобы приумножить в себе благодать Божию, достичь максимально возможной степени богоподобия.

Омовение ног Христа


Великая среда
В Великую среду водимая Духом Святым грешница припала к ногам Спасителя, чтобы оплакать свои грехи. Она омыла ноги Богочеловека слезами покаяния, отёрла своими волосами и смазала дорогим благовонным маслом, очевидно не пожалев на это огромных денег. Женщина не знала, что таким образом она сумела воздать идущему на Голгофу Христу погребальные почести. И за свою искреннюю веру и милостыню она получила от Господа отпущение многих грехов.

Господь сообщил апостолам, что через два дня он будет предан на распятие, а Иуда Искариот, раздосадованный «нерациональной» тратой благовонного мира, которое можно было бы обратить в деньги и присвоить себе, решается на предательство. «Что вы дадите мне, если я предам его?», – в тот же вечер спросил он у фарисеев. «Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его» (Мк. 14:10-11).

Тайная вечеря


Великий четверг
В Великий четверг Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную вечерю Спасителя с учениками и установление им Таинства Евхаристии, омовение ног апостолам, молитву Богочеловека в Гефсиманском саду, а также пленение Искупителя обезумевшим народом и стражей первосвященника. В память о Тайной вечери христиане в этот день стараются причаститься Тела и Крови Христовых, а архиереи омывают ноги духовенству.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:26-29). Кроме открытой великой тайны обожения через Причастие, Спаситель в этих словах обещает апостолам и новые удивительные откровения – то самое «новое вино» в Царствии Небесном.

За вечерним богослужением четверга читаются 12 Евангелий, подробно описывающих все страдания Искупителя, начиная с прощальной беседы с учениками, продолжая поцелуем Иуды в Гефсиманском саду и заканчивая Крестной смертью. Здесь и поругание на дворе первосвященника, и неправедный суд у Пилата и Ирода. И бичевание. И глумливое облачение Небесного Царя в багряницу и терновый венец. Затем распятие Господа, исповедание Христа Богом со стороны благоразумного разбойника, смерть и погребение Спасителя с приставлением ко гробу стражи.

Иисус на кресте


Великая пятница
Великой пятницей литургия не совершается, так как Жертва в этот день уже принесена на Голгофе. Вместо литургии читаются Царские часы со включением в них отрывков из Апостола и Евангелия, также посвящённых страданиям и смерти Искупителя. Потом совершается Чин погребения Плащаницы, изображающей гроб с телом Спасителя. Помимо Двенадцати страстных Евангелий, читаемых вечером четверга, но относящихся к богослужебному кругу Великой пятницы, в сам пятничный день на Царских часах ещё раз прочитывают рассказы всех четырёх евангелистов о событиях этого дня. От суда у Понтия Пилата и до снятия с креста после смерти.

Из Евангелий мы узнаём, за что были прокляты Богом иудеи – они сами сказали Пилату: «кровь Его на нас и на детях наших», обрекая не ставших христианами евреев на многочисленные страдания.

Здесь же говорится о духовной чувствительности римских воинов и об удивительном жестокосердии фарисеев и народа, которые не раскаялись в распятии самого Бога даже будучи облечёнными со стороны воскресших святых, и за это благодать Божия навсегда отступила от них и от Иерусалимского храма: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:50-54).

Сошествие в ад


Великая суббота
В Великую субботу, когда в Иерусалиме ежегодно происходит чудо схождения благодатного огня, вспоминаются события, скрытые от мира смертью Иисуса Христа. Священное Предание говорит нам, что в этот день Господь проповедовал людям, томившимся во аде. В этот день были прощены праотцы Адам и Ева, которых Искупитель вывел из ада в рай вместе с другими праведниками Ветхого завета – именно это отражено в традиционной иконографии Воскресения Христова.

На литургии в Великую субботу читается отрывок 28-й главы Евангелия от Матфея, где говорится уже о будущем событии Воскресения Христова. Когда Мария Магдалина со спутницей ранним утром приходят ко гробу с благовониями, чтобы помазать ими тело Спасителя, но встречают ангела, сообщающего им Благую весть. Затем уже сам Спаситель является своим ученицам. А затем Он же встречает одиннадцать ближайших учеников и благословляет их на апостольство.

«Воскресение Христово – это победа любви; оно нам говорит, о том что, любовь, которая принимает смерть, тем самым делается бессмертной, делается сильнее смерти», – говорил митрополит Антоний Сурожский. Проживая страдания нашего Господа вместе с Ним, мы получаем право и достойно завершить наш пост ликованием от Воскресения Христова!

По материалам «Записки Елицы»

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2022


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.052753925323486 сек.