Праведный Иоанн Кронштадтский о посте:
Человек дорог у Господа, весь мир ему покорен; Сам Сын Божий сошел с небес на землю для спасения его от вечных мучений, для примирения его с Богом. Всякие плоды, разные плоти животных отданы ему в снедь, разные пития даны ему для услаждения его вкуса, — но не для пристрастия, не в единственное наслаждение. У христианина есть наслаждения великие, духовные, божественные; этим-то наслаждениям надо подчинять всегда плотские, умерять или совсем прекращать их, когда они препятствуют наслаждениям духовным. Значит, не для опечаливания человека запрещаются пища и питие, не для стеснения его свободы, как говорят в свете, а для того, чтобы доставить ему истинное услаждение, прочное, вечное, и потому именно и запрещаются скоромные снеди и винные напитки (в пост), что человек-то очень дорог у Бога и дабы вместо Бога не прилепилось сердце его к тленному, которое его недостойно. А поврежденный грехами человек удобно прилепляется к земным удовольствиям, забывая, что истинное наслаждение его, истинная его жизнь есть Бог вечный, а не приятное раздражение плоти.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин о посте:
“Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Зависть – пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками, мучит ее, бедную, и чужим успехом. Тщеславие – пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание. Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца – тоже пища души, наполняющая ее вредными соками, а после оставляющая ее без небесного Хлеба… Итак, воздерживаясь от этих страстей во время поста на сколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост. Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого духа. Но если (лицемерно) постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души которая могла быть жилищем Святого Духа. Ибо не столько плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Святого Духа. Следовательно, постясь по внешнему человеку, вместе нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему, которого святой апостол особенно убеждает сохранить чистым для Бога, чтобы удостоиться принять в себя Гостя – Христа”.
Святитель Василий Великий о посте:
"При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла..."
Святитель Феофан Затворник о посте:
"Закон постничества такой: в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое себе угодие отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя всё во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовию труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхах, в утешениях взаимообщения".
Св. Иоанн Златоуст о посте: "Пост есть лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться. Нужно знать и то, в какое время должно принимать его, и количество самого лекарства, и телосложение того, кто принимает, и свойство страны, и время года, и приличный род пищи и многое другое. И если одно что-нибудь будет оставлено без внимания, то повредит всему прочему, о чём сказано. Если же для нас нужна такая точность, когда надобно лечить тело, то тем более необходимо со всею строгостию разбирать и рассматривать всё, когда лечим душу и врачуем помыслы".
Преподобный Варсонофий Оптинский о посте: "Пост, возбуждая к молитве, как-то особенно ненавистен врагу: приходят ко мне на совет или на исповедь - между прочим, советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснётся поста: не хочу, не могу и прочее, и прочее... Вот как враг ненавидит святой пост: возбуждает против поста, не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты"...
Как поститься в Успенский пост
Успенский пост установлен в честь Пресвятой Богородицы. Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постилась и молилась. Так и нам, слабым и немощным (духовно и физически), тем более следует прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и молитве.
Известно, что христиане постились Успенским постом уже в первые века после Рождества Христова. Так приблизительно в 450 году Лев Великий говорил в беседе о христианских постах, в том числе и об Успенском посте: "Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний — в седьмом месяце (Успенский), для зимы — зимний (Рождественский)".
Святой Симеон Солунский писал об Успенском посте: "Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас".
Послабление поста возможно по благословлению священника престарелым и больным, а также учащимся.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста Устав Церкви предписывает питаться сухоядением (то есть принимать растительную пищу без масла), во вторник и четверг - можно есть отварные овощи, но без масла; по субботним и воскресным дням разрешается и елей.
До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов до их благословения. По преданию от святых отец, "если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август". После их освящения виноград, яблоки и другие плоды нового урожая присутствуют на трапезе, и особенно - в понедельник, среду и пятницу.
В праздник Преображения Господня по Церковному Уставу разрешается на трапезе рыба.
Успенский пост - с 14 по 27 августа. Три Спаса в августе
В августе Православная Церковь празднует сразу три Спаса - 14, 19 и 29. Первый из них - Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня, прозван в народе медовым Спасом, или мокрым Спасом. Второй Спас - праздник Преображения Господня на Фаворе (яблочный Спас). Третий Спас - праздник в честь Нерукотворного Образа Спасителя (ореховый Спас).
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение праздника первого Спаса: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освещения мест и в отвращение болезней".
В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: "Крестился князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1" (по новому стилю - 14 августа). В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольские великия церкви Успения",составленном в 1627 году по повелению патриарха Московского и всея Руси Филарета, даётся такое объяснение праздника:"А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весям". Из-за этого праздник и именуют "мокрым Спасом". А "медовым Спасом" он назван потому, что в этот день по древнему обычаю верующие приносят в храмы мёд для освящения.
19 августа - Преображение Господне - яблочный Спас. По Евангельскому сказанию, в этот день Иисус явил ученикам свою божественную природу. Взяв с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, Спаситель возвёл их на гору Фавор и преобразился перед ними: Его одежды сделались блистающими и белыми, как снег. Праздник напоминает людя о необходимости духовного преображения. В народе этот день зовётся яблочным Спасом, поскольку именно 19 августа на Руси было принято срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая. В дореволюционной России были очень строгие правила на этот счёт - в типиконе указано, что тот, кто съел яблоко до Преображения, лишается этих плодов до конца Успенского поста.
Третий Спас - ореховый - праздник в честь нерукотворного Образа Спасителя.
Церковь хранит предание о том, как эдесский царь Авгарь, очень сильно болевший, наслышавшись о Спасителе и Его чудных делах, послал живописца написать портрет Христа. Сколько ни старался художник - ничего у него не получалось. Тогда Господь попросил принести полотно, приложил его к Своему лицу, и Этот Лик изобразился на ткани. Это и был первый Нерукотворный Образ.
В народе третий Спас называли Спас на полотне, холщовый, а также ореховый - потому что к этому времени поспевают орехи. С третьим Спасом связаны такие поговорки, как "Третий Спас хлеба припас", "Коль хорош третий Спас, будет зимой квас". Третий Спас называют ещё и "хлебным Спасом". |