Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

«Господи, утверди в вере сей сердце мое и сердца всех православных христиан; сей веры и сего чаяния жити достойно вразуми; соедини в вере сей все великие общества христианские, бедственно отпадшие от ...
На главную Новости Исполняем заповеди батюшки Серафима
Исполняем заповеди батюшки Серафима
13/10/2011 20:53:12

О батюшке Серафиме

– Владыко, ощущаете ли вы помощь и руководство батюшки Серафима в своих трудах?

 

– Во все времена Господь избирал Себе среди наиболее благочестивых христиан угодников. Одаривал их дарами Святаго Духа и благословлял на подвиг помощи людям. Иногда пустынник, возлюбивший уединение и молчание, должен отвергнуться себя и вспомнить о людях, еще, возможно, не вставших на тесный путь спасения. Так Матерь Божия повелела выйти из затвора прп. Серафиму. А он со словами «многие тобою спасутся» направил в свою обитель блаженную Пелагею. Святые всегда были помощниками ищущим Евангельскую стезю. В свое время Прп. Сергий Радонежский поднял Святую Русь: он вдохновил народ, бывший в порабощении у захватчиков, и благословил Димитрия Донского на решающую битву с врагом. Преподобный действовал не один, а с целым сонмом уже прославленных учеников. Общался он и с простым народом, просвещал, наставлял его. В нижегородской земле в те времена подобный подвиг нес прп. Макарий Желтоводский. И так чреда светильников веры не угасала на Русской Земле: как много для спасения душ сделали старцы Оптинские! В северной столице – блаженная Ксения Петербургская и св. праведный Иоанн Кронштадтский. В Москве – блаженная Матрона. И многие-многие святые до сих пор помогают людям: исцеляют, вразумляют, направляют. Так же и батюшка Серафим. Мы настолько погрязли в грехах, сердца наши огрубели так, что мы уже не в состоянии воспринимать Евангельские истины, а он делает высоту жизни во Христе доступной каждому. Утешает, укрепляет, дает силы идти по жизненному пути, нести крест и обращает скорби в радость. «Нет нам дороги унывать», «Радость моя! Христос Воскресе!» – его простые слова и сегодня благотворно касаются сердец. Его почитают и в Европе, и в Америке. Он – пламенный, пронзил пространство и времена, чтобы объединить все и всех в вечности, встретить истинных последователей Господа в Царствии Его. Благодать Святаго Духа, которую стяжал он, осеняет приходящих к нему, поклоняющихся его мощам: как и прежде, святой старец исцеляет, благословляет на создание семей, на монашество. Прп. Серафим незримо участвует в возрождении духовной жизни на нашей земле. Дело лишь за нами, насколько мы способны открыть наши сердца действию благодати, умы – наставлениям старца. В свое время у батюшки Серафима спросили: «Почему сейчас так мало подвижников благочестия?» И он ответил: «Потому что в людях оскудела решимость».

 

Монашеская семья

– А тех, в ком решимость не оскудела, кто выбирает монашеский путь, вы всех принимаете в обитель прп. Серафима?

 

– Путь человека в монастырь, принятие монашеских обетов сегодня такие же, как они сложились по внушению Духа Святаго, прямым наставлениям от Ангелов в древней Церкви. Богата историями прихода в обитель и Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Сейчас, как и в прежние времена, в монастырь приходят по доброй воле. Сюда приходят не отрекаться, а принимать ближнего своего, служить ему. Не ущемлять себя, а раскрывать в Свете Божием. Не лишаться чего-либо, а наоборот – получать. Ибо отказываемся мы от земных благ для стяжания небесных. Человек, жертвующий Господу свою жизнь, получает, по заповеди Спасителя, во сто крат больше: «…истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк. 10:29–30). Всех ли мы принимаем? Тут вопрос надо поставить иначе: всякий ли готов претерпеть до конца? Выдержит ли наша решимость испытание постоянством? Человек поступает в обитель сначала трудником: работает на послушаниях, опытно постигает монашескую жизнь, наблюдает сам, и к нему присматриваются. Послушания порою бывают тяжелые. Монашеская жизнь вообще сурова. Не всякий трудник остается верен своей готовности посвятить себя иночеству: человек попробовал и понял, что это не для него. Мы никого не осуждаем, желающих вернуться отпускаем в мир. Пусть душа остается христианкой – трудитесь, молитесь, создавайте семью. Все мы живые люди, ходим пред Богом, все мы чада единой соборной Церкви. Но сколько же и тех, кто, испытав себя, полюбил монашескую жизнь и, несмотря ни на какие трудности, намерен остаться в монастыре! Таких мы принимаем в число насельников. Настоятельница испрашивает у правящего архиерея разрешения на постриг, который владыка и совершает, как правило, Великим постом. Человек, дав монашеские обеты, спасается отныне во Ангельском чине и несет послушание, которое ему назначено. Если говорить о критериях отбора будущих насельниц, то они, конечно, есть – это прежде всего склонность к послушанию, благоговению. Постриг – это принятие в монастырскую семью. А в ней главное – отречение от своей воли и послушание. Есть даже пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Тем более что устав Серафимо-Дивеевского монастыря заповедан Самой Царицей Небесной.

 

Паломники

– Но в Дивеево приезжают не только желающие здесь подвизаться, но и огромное количество паломников...

 

– Нами создана обширная программа под названием «Паломник» – пытаемся одарить всех притекающих к батюшке Серафиму заботой. Ведь приезжают – ежедневно! – десятки и сотни тысяч. А насельниц менее полутысячи: как тут каждому уделить время и внимание? Прп. Серафим завещал, чтобы никто не ушел из Дивеево неутешенным. Мы прилагаем все возможное с нашей стороны во исполнение завета нашего устроителя. В монастыре устроен Паломнический центр, создана целая система паломнических трапезных – на улице и в помещении. Простая трапеза бесплатна, но есть возможность отобедать и за небольшую плату. Монастырь с помощью попечителей построил гостиницы – и платные, и бесплатные. Современные паломники в большинстве своем – горожане, привыкли к определенным бытовым условиям, в гостиницах они их могут получить. Дивеевская обитель во многом является примером того, как надо принимать паломников.  На празднование памяти прп. Серафима Саровского 1 августа гостиницы, конечно, не вмещают всех приезжающих. Ежегодно в эти дни организуется палаточный лагерь. За монастырем закреплено специальное поле, к которому подведены электроэнергия, водопровод. На этом поле разбивается стан на 5000 человек с круглосуточным питанием. Здесь же построена стационарная часовня, куда люди могут прийти и поучаствовать в Таинстве Исповеди, чтобы подготовиться к Причастию. В это время в Дивеево съезжаются десятки тысяч людей, – монастырь не может справиться с такой нагрузкой самостоятельно. Вся епархия работает для того, чтобы паломники могли разместиться. Этому предшествуют несколько месяцев подготовительных работ совместно с правительством области, МЧС и другими государственными структурами.

 

Богородичный собор

– Владыка, расскажите, пожалуйста, о планах строительства четвертого собора Дивеевского монастыря.

 

– В этом году на праздник Святой Троицы был освящен Крест на месте строительства нового собора в конце святой Канавки. Исполняется завещание батюшки Серафима – построить храм в одну линию с колокольней и с Троицким собором. Здесь должен был стоять нынешний Преображенский собор, но поскольку на заповеданном месте в то время, в начале ХХ в., стояла Тихвинская церковь, новый собор поставили в стороне – сейчас нам эту неточность придется исправлять. Собор будет двухпрестольным, посвященным Пресвятой Богородице: в верхнем ярусе – Благовещенским, в нижнем – Успенским. Сейчас ведутся проектные изыскательные работы. По радению матушки-настоятельницы и сестер обители установлены размеры храма. Есть историческое свидетельство: когда греческие мастера прибыли в Киево-Печерскую Лавру, Третий удел Матери Божией, строить храм, им явилась Царица Небесная и дала поясок длиной 1 м 20 см, повелев возвести храм 30-ти поясков в длину, 20-ти поясков в ширину, 50-ти поясков в высоту. Вот и мы в проект нашего будущего собора заложили эти параметры. Какой храм для Третьего удела Пресвятая Богородица завещала построить, такой и мы построим с Божией помощью у нас, в Четвертом уделе. С архитектурным решением еще не определились: есть шесть предложений, мы их рассматриваем, изучаем. Надеюсь, храм будет построен, и он будет великолепен. Хотя нашей современной церковной реальности о планах сложно говорить: мы сами не располагаем необходимыми средствами и возможностями. Все осуществляется по Промыслу Божиему. Господь пошлет добрых людей-попечителей – процесс ускорится. Если сегодня не исполним заповедь прп. Серафима, строительство отодвинется во времени. Мы прилагаем усилия, чтобы воплотить план Дивеево, начертанный святой рукой: «Вот, Господи, наши немощные труды, а на все остальное – воля Твоя святая». Здесь, в Дивеево, совершается невероятное. Вот батюшка Серафим просил своего попечителя построить храм в честь Рождества Христова, и он пристроил этот храм к паперти церкви во имя Казанской иконы Божией Матери, на западной стороне. На недоумение, как можно на этом месте строить храм, преподобный ответил: «Ты строй – там Сама Царица Небесная стояла своими стопочками». Когда был возведен храм в честь Рождества Христова, батюшка Серафим озадачил новым проектом: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня, убогого Серафима, и говорит: «Сына Моего почтил, а Меня позабыл!» – и предложил сделать подкоп под храмом, чтобы устроить еще один в подвальной части новопостроенной церкви.  Уже в наше время на Казанской церкви и пристроенных к ней Рождественских храмах сбылось несколько пророчеств батюшки Серафима. Он говорил, что храм Рождества Пресвятой Богородицы прославится как усыпальница мощей: «четверо мощей у нас тут почивать будут!» Сегодня здесь уже собраны мощи трех преподобных жен Дивеевских – Александры, Марфы и Елены, прославленных в 2004 г. А при самой Казанской церкви батюшка прорицал множество приделов по примеру иерусалимского храма. А ведь мы ничего не подгадывали специально. Просто при реставрации выяснилось, что строение очень ветхое, стены слабенькие, кирпич XVIII в. из сухой обожженной глины – рыхлый. Реставрация требовала сложных технических решений, но и тогда прогнозы были неутешительны: какое-то время храм, конечно, простоит, но долгие годы – нет. И тут мы вспомнили про завет преподобного о том, что храм надо «обстроить». Архитекторы, после большой исследовательской и проектной работы, предложили нам вариант обнесения храма дополнительным зданием. Мы долго сомневались: опасались испортить новым строительством облик храма. Господь вразумлял нашего проектировщика-архитектора, он тоже сомневался. Но действовали мы не самочинно, а по заповеди батюшки Серафима. Мы действительно обстроили Казанскую церковь приделами – сегодня их 15. Престолы освящены прежде всего в честь тех святых, которые связаны с Дивеево. Наши преподобные, блаженные, святые царские мученики, которым именно в Дивеево предсказали мученический венец, Собор дивеевских святых. Есть придел в честь священномученика Серафима (Чичагова), из-под его пера вышла знаменитая «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», в которой описано возведение первых дивеевских храмов.  Строительство нового собора в честь Пресвятой Богородицы вызывает у меня глубокий душевный трепет, ни в коем случае нельзя присовокупить к этому святому поручению ничего своего, человеческого – гордыни, самомнения… На все воля Божия. Какие могут быть планы в деле реализации благословения Господнего и произволения Царицы Небесной?! Что мы можем добавить к замыслам просвещенного благодатью Святаго Духа прп. Серафима? Нам оставлено смирение, благоговение. 

 

– Среди пророчеств батюшки Серафима есть и такое: Дивеево станет Лаврой. Что необходимо предпринять, чтобы эти слова воплотились?

 

– Пророчества батюшки Серафима изречены им под действием Святаго Духа. Мы можем им лишь благоговейно внимать, но не прилагать каких-либо домыслов своего человеческого ума. Если прп. Серафим об этом пророчествовал, значит, так тому и быть. Кто готов возражать? А в какое время – не нам решать, мы суды Божии не определяем. Мы трудимся, возрождаем святую обитель – и матушка-игумения с сестрами, и правящие архиереи, и попечители – все делают, что могут. Это важно, поскольку сюда приезжает множество паломников, люди врачуют свои души, исцеляются от недугов, от греховной скверны. Для нас большая радость, что есть такое место на Нижегородской земле, а как его еще Господь прославит – на все святая воля Бога.

 

 

Интервью подготовлено при содействии Просветительского центра «Глагол»

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.066473007202148 сек.