 |
По-разному складывалась судьба проповедников веры Христовой, в разных странах им довелось побывать со своей великой миссией. Послушник Вознесенского собора, недавний выпускник Новосибирского Свято-Макарьевского Православного Богословского института Алексей ЗУБОВ в своей дипломной работе попытался проследить путь некоторых из них, начиная с 30-х и по 90-е годы I века от Рождества Христова. Газетный вариант его труда мы предлагаем нашим читателям.
Древнейшим историческим источником путей распространения апостольской проповеди является книга Деяний Святых Апостолов. Среди письменных памятников первых веков можно отметить апокрифические «Деяния» Апостолов, в которых авторы указывают страны и народы, куда направлялись ученики Иисуса Христа. Известны «Учение Аддая (Фаддея)», «Деяния Апостолов Симона и Иуды», «Страсти Варфоломея», «Деяние Фомы» и так далее. Что касается творений ранних Отцов Церкви, то в тех из них, что дошли до нас, встречаются лишь краткие свидетельства об апостольской проповеди. Как повествует нам церковное предание, святые апостолы Фома, Варфоломей, Матфей, Иуда-Фаддей и Фаддей от 70-ти проповедовали Слово Божие на Востоке – в Парфии, Армении, Месопотамии, Персии, Индии. В те времена Индия не ассоциировалось с какой-то одной страной или племенем. Это было, скорее всего, нарицательное понятие. Само слово Индия появилось благодаря сношению греков и персов. Соседом Персии было жившее за Гималаями племя синду. Персы стали называть людей этого племени «хинду», позднее греки заимствовали это наименование, и оно стало звучать как «инду». Но вскоре индийцами начали именовать и другие народы, цвет кожи которых был темным в отличие от белолицых персов и греков: жителей Аравии, Африки и других, живших еще далее, на Кавказе. Так стало много местностей, называемых одним словом – Индия.
В Индии проповедь Слова Божия связана с благовестническими трудами святого апостола Фомы. «Христос, Великое Солнце, лучу тя многосветлую во Индию посылает, мрачную лесть, таиниче, вскоре разгоняюща, Фомо, премудре апостоле, и люди просвещающа Троицу почитати Божественную, Еюже вси сохраняемся», – свидетельствует Церковь об апостоле Фоме (Служба святым Двенадцати апостолам. Канон утрени, 7 песнь, 3 тропарь). Предание об этом хранится в Малабарской Церкви, есть оно и в «Актах Иуды-Фомы», принадлежащих неизвестному гностическому писателю II века, а также в трудах восточных писателей, например, преподобного Ефрема Сирина. Согласно им, апостол Фома вначале проповедовал в северной и южной Индии, затем отправился в Китай, после возвращения из которого принял мученическую кончину в Майлапоре. Здесь, где его трудами также была создана христианская община, находится гробница апостола Фомы («бет-Таума»)». Мощи же его, по преданию, были перенесены в город Едессу.
По свидетельству Оригена, сохраненному Евсевием Кесарийским, апостолу Фоме выпала по жребию Парфия, расположенная на восточной границе Римской империи и Сирии, а на севере граничившая с Арменией. То есть ему довелось нести Слово Божие именно в ту Индию, которая сегодня обозначена на географических картах. Его дорога шла через страны, расположенные на Великом шелковом пути, по которому издавна осуществлялись торгово-экономические отношения между Востоком и Западом, странами Восточного Средиземноморья, Средней Азии и Северо-западной Индии. Широко разветвленная сеть Великого шелкового пути, кроме того, способствовала распространению по свету религиозных и философских учений, сближению различных культур и народов, взаимному культурному обогащению. В древние времена он являлся важнейшей артерией между народами Запада и Востока, был причиной многих военных конфликтов. Вдоль этого пути появлялись и процветали, достигали расцвета и приходили в упадок многие нации и культуры.
От Китая Великий шелковый путь делился на две дороги: Северную и Южную. Северная дорога шла через Среднюю Азию до греческих колоний Северного Причерноморья, но это не был устоявшийся торговый маршрут. Таким маршрутом являлась Южная дорога, соединявшая Китай с восточными провинциями Римской империи. Ответвления ее находились в Антиохии и Араратской долине.
На одной из веток Великого шелкового пути между Палестиной и Индией издревле существовали торговые отношения. Археологами были найдены монеты с изображением Юлия Цезаря, императоров Августа Октавиана и Тиберия. Императору Августу был даже посвящен храм в городе Кранганоре, что свидетельствует о проникновении греко-римской культуры за пределы границ империи. На юго-западном побережье Индии находилась большая иудейская колония, что, по мнению современных религиозных исследователей, должно было привлечь апостола Фому для проповеди Евангелия, так как иудеи могли составить ядро общины и облегчить его проповедь на языке местного народа в стране Тамил. Именно здесь, на территории штата Керала, и была основана Малабарская Церковь.
Ее предание гласит о том, что святой Фома проповедовал также в Китае. Иезуитский миссионер Николя Триго, который в 1615 году занимался изучением требника Малабарской церкви Индии, приводит текст, где описывается благовествование святого апостола Фомы в Китае: «Фома обратил к истине эфиопов и китайцев», – и далее говорится о том, что его усилиями «царство Божие пришло в Китай». Кроме того, в халдейской Минее, в службе святому апостолу Фоме, упоминается о его проповеди в Эфиопии, Персии, Индии и Китае. В работе священника Дионисия Поздняева «Краткая история Православной Церкви в Китае» упоминается Книга Соборных постановлений Малабарской Церкви, происхождение которой относится к первым векам христианства. В главе 19 Книги говорится о епископских кафедрах в пределах Китая. В этом многие исследователи истории Церкви видят исполненение ветхозаветного пророчества: «Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие от земли Синим» (Ис. 49, 12), полагая, что под «Синим» пророк Исайя подразумевает далекие земли Китая.
ТАК БЫЛ ЛИ СВЯТОЙ ФОМА В КИТАЕ?
Одним из косвенных подтверждений возможности апостольской проповеди в Поднебесной мог бы служить тот факт, что в древней китайской литературе, начиная с VI века до Р.Х., присутствует ожидание некоего Великого Посредника, Святого с Запада, который уничтожит все преступления человечества, сам при этом пострадав. Знаменитый Конфуций возвещает своим последователям: «Я, Цзы, слышал слова о том, что в западных землях явится Святой Человек, который, не прибегая к управлению, предотвратит смуты; ничего не говоря, вдохнет стихийную веру; ничего не меняя, совершит бесчисленные достойные деяния». Второй основоположник конфуцианства – Мэн-Цзы также свидетельствует о Святом с Запада, который «явит божественные силы, как настоящий Бог, и в то же время будет человеком». В книге «Лунь юй» в следующих словах сохранилась самая яркая древняя мечта китайского народа о грядущем Святом: «То, что Он приказывает, становится законом; то, что Он предписывает, происходит. Он дает им мир и они идут рядом с Ним. То, что Он делает, не напрасно. Жизнь Его светла, смерть Его вызывает скорбь».
Все предания в китайской литературе гласят о том, что Святой будет послан с неба в западные страны, Он всеведущ и имеет всякую власть на Небе и на Земле. Он вернет порядок и мир на землю, примирив Небо с Землей. Только этому Святому ведомо начало и конец всего. Но Он имеет человеческую природу, подобную нашей. Все это вроде бы явно свидетельствует о том, что и здесь также ожидали прихода Христа Спасителя. В 1556 году в Китай прибыл доминиканец Гаспар де Круз. Он располагал сведения от армянских паломников, что апостол Фома до своей мученической кончины проповедовал Слово Божие в Китае, но, видя отсутствие внимания китайцев на его проповедь, удалился, оставив некоторых из своих учеников. В Кантоне в монастыре доминиканец увидел скульптурное изображение женщины с ребенком на руках, перед ней горела лампада. Ему так и не удалось узнать от местных служителей культа, в чем смысл этой скульптуры: был ли это образ, созданный древними китайскими христианами времен апостола Фомы или же это еще один языческий идол.
Согласно «Каталогу» Епифания Кипрского, апостол Фома проповедовал парфянам, мидянам, персам, гирканам и бактрам. Эти народы относятся к одной языковой ветви – иранской, близкой к индоевропейским языкам и языкам народов Индии. Бактрия являлась одной из стран Средней Азии, входившей в состав империи Александра Македонского, где имело место распространение греческой культуры. Китай же, не входивший в их число, греческая культура не достигла. Языковая разница, а также отсутствие в китайской философии понятия личностного Бога вряд ли могли бы способствовать распространению Слова Божия в первые века от Р.Х. Предания говорят о Святом, посланном с Неба, а не от Бога. Именно Небо в китайской религиозной философии есть высшее Божественное начало, «верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку». Поэтому здесь было невозможно воспринять проповедь о Боговоплощении и Воскресении. По сохранившимся историческим данным путь апостола Фомы проходил через Среднюю Азию, где жили согдиане и саки. Сакский язык существовал в Средней Азии и в Восточном Туркестане, который находится теперь на территории Китая. Видимо, это и послужило причиной возникновения легенды о проповеди апостола Фомы в Поднебесной империи.
Современные исследователи приходят к выводу, что история о проповеди апостола Фомы в Китае была создана в XII веке или чуть раньше. Именно тогда-то и был составлен требник, к которому обращался иезуитский миссионер Н. Триго. «Источником этой традиции мог стать отчет послов Малабарской церкви, которые посетили Камбалу (Пекин) в 1282 году и могли встретиться там с жившими в Китае несторианами», – пишет А. Ломанов в своей статье «Раннехристианская проповедь в Китае», опубликованной в №1 журнала «Китайский Благовестник» за 1999 год.
Что же касается ветхозаветного пророчества, то во времена, когда жил святой пророк Исайя, даже грекам не были известны многие восточные земли, в том числе и Китай. Впервые Восток стал доступен после завоевательных походов Александра Македонского, расширившего границы империи вплоть до Индии. Поэтому логично предположить, что в Ветхом Завете речь идет не о Китае, а, скорее всего, о южно-финикийских городах, располагавшихся на восточном Средиземноморье.
Итак, отсутствие сохранившихся документальных источников не позволяет нам с достоверностью обсуждать тему присутствия христиан в Китае до династии Тан (618-907годы), не говоря уже об их влиянии на китайскую культуру. К. Латуретт отмечает, что если в этот период и было некоторое христианское воздействие, то «оно почти наверняка выступало под видом буддизма, либо ограничивалось малыми общинами. Если последние и существовали, то, возможно, если судить об этом исходя из сходных общин при династиях Тан и Юань, они были в основном или полностью иностранными по составу и не оказывали ни большого, ни долговременного воздействия на Срединное Царство».
Но вот в конце декабря 2005 года в восточно-китайской провинции Цзянсу была обнаружена каменная гробница с изображениями сотворения мира, рождения Христа, а также странствий святых апостолов. По мнению археологов, гробница относится к периоду династии Хань (25-220 годы от Р.Х.), а значит, в Китае о Христе знали еще в I веке.
– Эта уникальная находка свидетельствует о том, что христианство в Китае исповедали уже в первом веке нашей эры, – говорит профессор нанкинской семинарии Ван Вэйфань. Впрочем, пока это всего лишь гипотеза, которая должна получить свое научное подтверждение. Если же эта гипотеза будет достаточно достоверно обоснована, то она явится еще одним подтверждением церковного предания о святых апостолах, выраженного словамицаря Давида: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их…» (Псалом 185).
Святая Церковь, чествуя каждого из 12 первых апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
Греческое слово "апостол" означает "посланник, слуга", то есть апостолы были посланниками, слугами Христа. Еще они назывались учениками Христовыми, потому что были ближе всех к Нему и более всех слушали Его святое учение. Спаситель избрал их на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому – за три года до Своей крестной смерти. Чтобы открыть міру Свое всемогущество Христос избрал и наделил чудесною силою почти всех апостолов из бедных, незнатных родов. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.
Имена 12 апостолов в Евангелиях перечислены в рассказе об их избрании и послании на проповедь (в Деян 1:13–26 этот список повторяется, за исключением имени Иуды Искариота, который заменяется жребием на Матфия).
Однако выделение учеников из числа постоянно окружавшего Христа народа происходило достаточно длительное время. Первыми к апостольству были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон (нареченный Петром), Филипп и Нафанаил (Ин. 1:35–49), из которых по крайней мере Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя (Ин. 1:35–40). Хотя пребывание со Христом уже пробудило в них веру в Него (Ин. 2:11), после первой встречи с Учителем они еще на некоторое время возвращаются к своим привычным делам. Продолжая заниматься рыболовством, будущие апостолы, как и прочие ученики, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь (Лк. 4:31–5:1). Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков», явился чудесный улов рыбы (Лк. 5:2–12). Они решили «оставить всё» и следовать за Учителем. Из множества учеников Господь позже пополнил число Своих первых апостолов до двенадцати, которые вплоть до ареста Христа уже не отлучались от Господа, от Которого обучались и готовились к последующему выходу на проповедь.
Окончательное избрание апостолов произошло, когда устами ап. Петра (Мф. 16:16) была исповедана их общая вера в Христа как Сына Божия. Однако и после этого Спаситель должен был укреплять их веру. В Евангелиях описаны примеры маловерия апостолов (Мф. 14:25–31; 16:8; 17:20; Мр. 4:37–40), непонимания ими слов и дел Христа (Мф. 15:15–16; 26:7-13; Лк. 9:45; 18:34; Ин. 12:16). Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве Израиля (Мр. 10:32–37), они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом (Мф. 20:20–24; Мр. 9:33; Лк. 9:46). Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют Мессию (Мф. 26:56; Ин. 16:32), а Петр трижды отрекается от Него (Мф. 26:69–75). Один из двенадцати даже стал предателем. Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневаются (Мф. 28:17), продолжают по земному понимать учение о Царствии (Деян 1:6). И эти указания Священного Писания на несовершенства и человеческую слабость даже избранных учеников Господа говорят о том, что только с Божией помощью и силою Духа Святаго человеку дано побеждать свою греховную природу и обретать истинное знание Бога.
Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который «научил их всему» (Ин. 4:26). Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях.
Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых. 1. Петр Первоверховный – первый епископ римский. Проповедывал в Никее, Сирии, Мал. Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египете, Британии. В 67 г. в Риме распят вниз головой. Св. мощи – в Риме. Память 29 июня.
2. Андрей Первозванный, брат Петра, проповедывал в Византии, Фракии, Македонии, Мал. Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. Ок. 62 г. в Патрах распят на кресте в виде буквы Х. Часть главы в Амальфи. Память 30 ноября.
3. Иаков Заведеев, брат Иоанна Богослова, проповедывал в Испании. Ок. 44 г. усечен мечом в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе I. Память 30 апреля.
4. Иоанн Богослов, евангелист, проповедывал в Мал. Азии, Иерусалиме, Ефесе, на о. Патмос. В нач. II в. (ок. 106 г.) мирно почил в Ефесе. Память 8 мая и 26 сент.
5. Филипп проповедывал в Сирии, Мал. Азии с ап. Варфоломеем; Греции, Аравии, Эфиопии, Фригии. Распят вниз головой в Иераполе (Фригия) в I в. Св. мощи в храме 12-ти Апостолов (Рим); рука – во Флоренции. Память 14 ноября.
6. Варфоломей проповедывал в Сирии, Мал. Азии (с ап. Филиппом); Индии, Вел. Армении. В I в. язычниками в Баку распят вниз головой (содрали кожу, отсекли голову). Часть св. мощей в Риме. Память 11 июня и 25 авг.
7. Фома проповедывал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I в. мученически скончался в Индии, пронзенный 5-ю копьями. Св. мощи в Индии, в Эдессе, в Константинополе, рука – в Венгрии. Память 6 октября.
8. Матфей (бывш. мытарь Левий), перв. евангелист (41). Проповедывал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии. В 60 г. в Африке распят на земле и сожжен людоедами. Память 16 ноября.
9. Иаков Алфеев, брат ап. Матфея, проповедывал в Эдессе, Иудее, Газе, Южн. Палестине, Египте. В I в. распят на кресте в Египте. Память 9 октября.
10 Иуда Иаковлев, или Фаддей, – брат Господень по плоти. Был в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении ок. 86 г. распят на кресте, пронзен стрелами. Память 19 июня.
11 Симон Зилот проповедывал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I в. в Абхазии распят на кресте. Память 10 мая.
12 Матфий избран в число 12-ти вместо Иуды Искариота. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9 августа.
Выше шла речь о первых 12 апостолах, которым посвящен сегодняшний праздник. Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти» (Лк. 10:1). Причина появления этого круга избранных учеников приводится в следующем стихе: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Лк. 10:2). Церковь чествует их 4/17 января как Собор 70 апостолов.
Еще позже, через несколько лет после Вознесения Господа, Им был призван на служение Савл, ставший апостолом Павлом. Но несмотря на столь позднее призвание и на исключительность обстоятельств, при которых он стал благовестником, апостол Павел вместе с Петром именуется Церковью как первоверховный.
Не так уж много было в первое время учеников Христовых (два "взвода" в армейском понимании), но, при помощи Божией, они своим учением победили весь мір и утвердили основанную Господом Церковь. «Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их». Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовали святые апостолы (а позже их преемники). Палестина, Сирия, Месопотамия, Италия, Греция, Армения, Индия, Персия, Британия, Египет, Эфиопия и многие другие страны были оглашены их учением, подкрепляемым чудесами. В этом ряду стоит и Русская земля, которую посетил и благословил апостол Андрей Первозванный, особо чтимый за это Русской Церковью. В этом можно видеть и особый Божественный знак будущего особого призвания России.
Вспоминая близость апостолов ко Господу, их великие труды и страдания во славу Божию ради нашей святой веры, многие святые последователи старались подражать им, если не в просветительской апостольской деятельности, которая не для всех была доступна, то, во всяком случае, в жертвенном служении Богу. Особо мы чтим святых, которых Церковь величает равноапостольными – в их числе св. равноапостольного Владиміра, Крестителя Руси.
|