24/09/2011 11:56:33 Потому что Господь дал свободную волю свободной, разумной твари – человеку. И Он ее не отнимает. Но Своею Премудростию Господь злую волю человеков и демонов направляет к благим последствиям, изводя, таким образом, добро для той твари, которая внимает Его святой воле и разумно хочет повиноваться Его заповедям. Диавол же, сам являясь злом, и добро обращает во зло своим действиями. А мы, люди, кому хотим, тому и подражаем. Если мы внимаем заповедям Христовым – мы подражаем ангелам и приближаемся к Богу. Любящим Бога, как сказано, «вся поспешествует во благое». Не сказано «только доброе», но вся, т.е. даже зло. И «кто озлобит вас, если подобницы Благому будете»?
Это значит, что мы должны только внимать себе и учению и молиться при недоумениях: «Вразуми Господи, как в этом состоянии, в этом положении, в этом недоумении должно поступить, чтобы Тебе было угодно и мне спасительно». Сделать правильный вывод и поступить по той или иной заповеди Христовой. В этом – духовная мудрость.
А в противном случае эти протесты, недоумения и даже ропот посылаются в адрес к Богу: «Почему такое творится?.. Куда, мол, Господь смотрит, что такое делается в монастыре?! Куда Господь смотрит и как Он допускает, что такое делается в Церкви?!» Да, допускает. Потому что искусные внимают заповедям и получают большую прибыль. А неискусные мучаются, пока не начнут искать и не найдут способ сохранять себя неповрежденными от чужого зла. Ибо, как говорит преподобный Марк Подвижник: «Чужое зло не прибавляет нам зла, если мы не воспримем его со своими злыми мыслями» (№ 199 «О думающих оправдаться делами»).
Таким образом, все те нестроения, которые окружают нас, заставляют нас учиться жить не кое-как, «спустя рукава», а по-настоящему, т.е. по-христиански. В свою очередь, чтобы научиться жить так, нужно читать и изучать Священное Писание и писания Святых Отцов. И прочитанное применять на деле, изменяя свои мысли, понимания, чувства и желания по образу Христову. «Кто же не исправляется от заповедей и учений Писания, – говорит далее преподобный Марк, – тот будет гоним бичом и рожном ослиным. А если и сие отвергнет кто-то, то браздами и уздою востягнуты будут челюсти его» (№ 220). Вот чему мы подвергаем себя своим нерадением о самоисправлении. В другом месте преподобный высказывает ту же мысль, только более мягко: «Будь постоянен в духовном образе мыслей и не изнеможешь во искушениях; а уклонившись – ощутишь страдание; претерпи же его» как воздаяние за свое духовное неразумие.
Ну, а если говорить об общем зле и беззакониях в миру и в Церкви, то я думаю, что сейчас мы вступили в исторический период, о котором сказано в Апокалипсисе: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се гряду скоро.., чтобы воздать каждому по делам его… Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его…» (Откр. 22, 11-12, 14).
Но наша главная беда заключается в том, что мы боимся искушений, неприятностей, напастей и скорбей, которые могут последовать, если мы будем поступать по заповедям Христовым, по Церковному Уставу и по совести. И ради этой боязни (потерпеть что-либо неприятное ради Христа) творим в угоду миру, диаволу и людям различные беззаконные уступки, успокаивая свою совесть: «Да, ладно, лучше не будем отличаться, будем жить как все». И забываем, что путь, «им же идут мнози», именуется в Евангелии «широким»: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими», но «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13-14).
Вопрос: Зачастую приходится наблюдать – новоначальные, столкнувшись с какими-либо греховными проявлениями в церковной среде, усваивают себе встреченные ими пороки. За что страдают эти слабые и неутвержденные люди?
Ответ: Это бывает тогда, когда человек осуждает других: в чем осудишь, в том и побудешь. Вот эти «слабые» и «немощные» – они на вид только слабы и немощны, но злы внутри. Они осуждают, уничижают, презирают и т.д., и потому в ту же самую яму и попадают. А когда опомнятся, познают, какие они есть на самом деле, тогда уже перестают осуждать других. Говорят: «Да я такой же (или такая же)». Начинают каяться, смиряться и исправляться. Тогда Господь дает благодать на смирение, и они спасаются.
Вот и получается: если они смирятся, следовательно, они возлюбили добро и остались в нем. А озлобятся – значит, возлюбили зло, сами восприняли зло, и в нем остались. Кто им виноват? Свободная тварь имеет свободную волю, свободное произволение. Кто что любит, то и избирает.
Вопрос: Как сохраниться от осуждения, если нарушение христианских заповедей замечается со стороны священнослужителей?
Ответ: Нужно сказать, что, во-первых, нередко мы ошибаемся и видим грех там, где его и нет. А во-вторых, если и в самом деле таковой есть, то просто надо нам понять, что за обычным христианином (как мне в свое время объясняли) ходит один бес, чтобы его соблазнить на какой-то грех. За монахом – семь. А за священником ходит семьдесят семь бесов. Он, бедный, под таким диавольским обстрелом находится, под такими кознями и уловлениями, что нам и не снилось – демоны делают все, лишь бы только он или чем-то сам согрешил, или дал благословение сделать что-то противозаконное. И так его это одолевает, такая брань бесовская восстает, что он иногда не может устоять. И это потому, что если он скажет или сделает что-то греховное, то повредится множество душ. На обычной войне, если поразит враг военачальника, то терпит поражение все воинство. Так и здесь: если сделает беззаконие священник или матушка-игуменья, или другая духовная личность, на которую смотрят многие, то это поражение распространится на всех нас.
Осознавши такое общее наше бедствие, мы должны сострадать, а не осуждать. Должны молиться за них (духовных личностей), чтобы Господь их укрепил, помог, простил, потому что они такие же люди, как и мы, но находятся под большим, чем мы диавольским обстрелом. Как говорила одна матушка: «Я и не хотела это сказать, а как-то сказала…»
Поэтому не осуждать, а сострадать нужно. А если осудим – попадем в ту же яму и тот же самый грех сделаем. Как говорит Нил Мироточивый: «Кто осуждает ближнего, тот обессиливает и в три раза большие грехи сотворит: блуд ли, воровство ли, хулу… Тот, кто другого обвиняет и осуждает за то, что в нем находится малый или великий грех, тот есть бес, а не человек. Тот чужевер, а не христианин. Ради сего, говорю я вам, кто избегает осуждения, тот избегает греха»; «Осуждение деет (соделывает) погибель…»
Вот потому-то диавол всеми силами старается ввергнуть какого-либо, а точнее – каждого архимандрита или епископа в какой-то грех. Если сразу не получается сделать это, то раздувает для начала всеми способами вокруг него славу, похвалу, честь и почитание, особенно от сильных и знаменитых мира сего. И не перестает это делать в течение многих лет, пока не склонит сердце его к превозношению и гордости. А за сие отступает хранящая Благодать и он согрешает. Сатана через своих слуг во плоти злоязычных людей начинает это афишировать, чтобы узнали священнослужители. И если они не сострадают, а осуждают, значит, и сами в ту же сеть попадают. А потом все это афишируется перед монахами и мирянами. И происходит то, что происходит…
Потому мы должны сострадать этому нашему общему горю, общим нашим бедствиям, а не осуждать: «Вот какая игуменья… вот какой батюшка… вот какой архимандрит» и т.д. Ведь получается, что мы друг друга топим и сами себе роем яму и падаем в нее. Потом на нас смотрят такие же простые люди и нами соблазняются. Таков закон жизни: если ты кем-то соблазнился, значит, и сам ты обязательно кого-то соблазнишь. И другой: если ты чем-то вознесся в сердце, возгордился (к примеру, что у тебя есть какая-то добродетель: усердие в молитве, или в посте, или еще в чем-то) – Господь попускает тебе измениться к худшему, чтобы не превозносился. Это все доброе отнимается, потому что оно совершалось только при помощи Благодати Божией. Приписал, присвоил дар Божий себе, потому теряешь его и попадаешь в яму. Вот эти духовные законы нам нужно крепко запомнить и исполнять, а иначе будет беда: и здесь – во временном житии, и там – в вечности.
Вопрос: Почему грех осуждения считается таким тяжким грехом, что отстраняется от человека охраняющая Благодать? Ведь он (осуждающий), кажется, проявляет ревность по благочестию?
Ответ: Потому что в осуждении проявляется неверие в то, что Бог есть Бог-Вседержитель.
Проявляется гордость: мы считаем себя лучшими, чем есть на самом деле. Думаем, что мы, будь на месте осуждаемого нами человека, не сделали бы такого греха, как он.
Проявляется безумие: хотя и не говорим прямо, но намекаем косвенно своими речами: «Как это Бог терпит такое беззаконие? Почему Он не уберет оттуда этого нечестивца и не поставит другого?.. Вот я бы…» А то, что некоторыми воспринимается, как ревность по благочестию, в своем основании имеет дух богоборчества. Как сказали Отцы, осуждающий есть противник Христу, т.е. антихрист. Ибо он, будучи недоволен тем, как Христос управляет миром, пытается залезть на Его Престол и переделать все по-своему: «Того – туда, того – сюда; это нужно сделать так, а это – этак…»
Как может при таких грехах обитать в человеке Благодать Святого Духа? Как можно вразумить подобного безумца, впадающего в такие грехи и не видящего их (видящего только грех другого человека и мнящего о себе, что он лучше осуждаемого им)?
И даже впадая в худший и больший грех – не вразумляемся, не каемся и не исправляемся. Вот почему осуждение соделывает нам верную погибель.
Так что нужно нам всеми силами постараться изменить свое мировоззрение – по слову Святых Отцов о том, что верующему должно перемениться в уме, т.е. возыметь духовный образ мыслей (а за ним и внутренних чувств, и желаний, и внешних действий).
Вопрос: Одна раба Божия, монахиня А., рассказала следующее:
1. «Я начала ходить в храм в январе, а в августе у меня в доме случился пожар. В этой беде мне помогали все: помогали друзья, помогали какие-то незнакомые люди, помогали просто прохожие, которые проходили мимо окон и видели, что в квартире был пожар. Все они оказывали посильную помощь: деньгами, стройматериалами, просто руками. Даже городские власти выделили деньги, чтобы отремонтировать квартиру. Но ни один человек из церкви не пришел и ничем не помог. Город у нас маленький, все на глазах – знали же, что пожар был… Когда я у батюшки спросила: “Почему никто из церкви не пришел и не оказал никакой помощи?”, он засмеялся и сказал: “Ну, а Серафиму Саровскому вообще никто не помогал!”
2. А еще был такой случай. Как-то раз купила я себе новые ботинки и по дороге домой решила их сразу обуть. В это время подошли двое нищих и, увидев, что я меняю обувь, спросили: “А тебе твои старые ботинки нужны?” Но, увидев у меня на голове платок, женщина сказала мужчине: “Не видишь – она христианка! Ты у христиан никогда ничего не проси. Они никогда ничем не помогут. Ты к простым людям иди, простые люди помогут”».
Непонятно: что же происходит с современными христианами?
Ответ: Приведенные случаи – особые. На самом деле христиане помогают не только верующим, но и неверующим. Что же касается произошедшего с м. А., то здесь – та же тактика диавола, что и в случае со священниками, когда они делают «неподобные» дела. Когда м. А. обратилась к вере и пошла в церковь, то чтобы отвлечь ее от христианской веры – чтобы она увидела, что церковные люди якобы немилосердные, жестокие, не имеют ни любви, ни сострадания, не помогают друг другу в постигших бедствиях, – т.е. чтобы, в конечном счете, привести к соблазну, сатана воевал против нее, может быть, вместе с целым полком бесов, стараясь никого из христиан не допустить до деятельной помощи в постигшем ее бедствии.
Так же и в случае с нищими. Диавол поймал их на крючок соблазна и, по-видимому, ходил вокруг них и воевал, не допуская христианам сделать какое-то для них доброе дело, чтобы до конца уловив их души в озлобление на христианство, не допустить обратиться к вере, покаянию и спасению.
Это – козни диавольские, которых мы не видим, и потому нам трудно постичь их глубину и коварство. Если образно говорить, то получается так: когда опытный режиссер ставит какую-то постановку, то у него там каждый участвует по-своему – все задействовано, все при деле. Так и диавол. Когда он ловит кого-нибудь, то хлопочет около жертвы и все направляет к определенной цели, которую он поставил себе, чтобы уловить ту или иную душу в какой-то соблазн или грех, и не допустить человека к вере в Бога, покаянию и христианской жизни. Он как суфлер: его не видно, но все делается под его диктовку – с его подачи приходят соответственные мысли, слова, действия (кроме тех людей, кто руководится словом Божиим и голосом совести).
Я замечал эти козни диавольские и на себе, и на других. К примеру, у моего духовного брата-сподвижника Д. были искушения на две темы. И вот бывало, когда я его оставлял наедине с каким-нибудь человеком, мне приходил помысел: «Зачем ты оставил Д. с тем человеком? Сейчас они говорят на эту (искусительную для Д.) тему, и враг подливает ему масла в огонь!» Потом Д. приходил и рассказывал: «А знаешь, о чем мы говорили? О том-то и том-то…», т.е. как раз о том самом. Если заходила речь об этих искушениях, когда мы бывали вместе, я старался тут же прервать разговор или перевести его на другую тему. А без меня диавол пользовался удобным случаем сделать ему вот такую «подзарядку» для усиления искушений.
Нам нужно понять тактику врага и методы его борьбы с нами, тогда будет намного проще бороться. Один из методов обольщения – вышеупомянутый: когда человек «проглотил» (и усвоил) диавольский крючок в виде какого-либо душевредного помысла, мнения или пристрастия. После этого диавол окружает его, как своего пленника, целой толпой бесов. А те устраивают своей жертве как бы «живую клетку», «скафандр», «скорлупу», где создают «микроклимат» для процветания этого душегубного мнения или страсти. И если человек не осознает, в какое бедственное положение он попал, и большим усилием воли не проломит вражью «скорлупу» через чистосердечную, подробную исповедь помыслов и покаяние, но останется самозамкнутым, то бесы его умучат и погубят окончательно.
В Отечнике описан такой случай. Некий старец увидел в городе молодого монаха, вышедшего из бани в окружении целой толпы бесов. Одни представлялись воображению несчастного в виде блудных дев, другие мазали его своими «вонями» (т.е. создавали «микроклимат» для укрепления блудной страсти). И когда авва сделал ему замечание и дал братский совет, тот не принял его, сказав: «Не судите, да не судимы будете» (кстати, вот пример самооправдания с использованием заповедей – требование исполнения их от других, а не от себя). А потом диавол свел этого монаха с женой епарха и толкнул на грех уже делом. Епарх избил его до полусмерти, и умер несчастный жалкой смертью.
Думаю, что существование подобных «скафандров» замечали многие. Взять, к примеру, многочисленные жизненные ситуации, когда враг явно не допускает побеседовать с неверующими родственниками или знакомыми на тему спасения. И когда после некоторых усилий с нашей стороны все-таки начинается такая беседа, то враг нагоняет на слушателей такую сонливость, что у них глаза прямо-таки слипаются – чтобы в бесовский «микроклимат» неверия не попало нежелательное познание Истины.
Заметно, как этот «непробиваемый панцирь» носят все сектанты и прельщенные. А кто соблазняется священниками, тот зайдет в магазин именно тогда, когда батюшка покупает вино или водку – и это не случайно…
Поэтому всеми силами нужно нам беречься от соблазнов, помня, как воюет против нас демон; не соблазнять других и не соблазняться самому и мужественно разрывать вражьи «скафандры», «скорлупы» и живые бесовские «клетки». Ибо диавол яко лев ходит, ища кого бы поглотить в свой «микроклимат» всевозможных страстей и пагубных мнений.
Если говорить откровенно с людьми, то можно заметить, что почти половина членов сект попали туда в свое время из-за отсутствия правильного понятия о вере, о Церкви, о человеке (вообще) и о самом себе (в частности). Поэтому и опутались такими диавольскими кознями: «В церкви – злоба, ненависть, неприязнь, ссоры, кляузы и т.д. Вот сектанты – они такие деликатные, такие интеллигентные, такие приятные в обращении…»
По этому поводу вспомнился интересный случай из приходской практики одного московского священника. Некий прихожанин на исповеди поведал ему свою историю. Когда Господь призвал его, он начал ходить по разным храмам и смотреть: «Где же она, истинная вера?» Пришел к католикам – там его посадили, обласкали, красивую службу спели. Пришел к протестантам – тоже ласково встретили, все бесплатно дали (одежду, книги). Пришел в православный храм… «Там мне, – говорит, – нагрубили, за дверь вытолкали. Но я – торговый работник и знаю: где дефицит – там и драчка. Вот с тех пор в православный храм и хожу».
Однако жизнь показывает, что такую рассудительность приобрели весьма немногие, несмотря на свою образованность…
Монах Константин «Из бесед с кавказским пустынником». |