Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Песнь 1 Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. От юности, Христе, заповеди Твоя преступих, ...
На главную Новости Поучение о двояком: добром и злом - использовании людьми языка и слов в деле спасения и в жизнь вечную иеромонаха Никиты (Сапожникова)
Поучение о двояком: добром и злом - использовании людьми языка и слов в деле спасения и в жизнь вечную иеромонаха Никиты (Сапожникова)
05/07/2012 07:29:04

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В языке – и спасение, и погибель вечная.

…От словес… своих оправдишися и от словес своих осудишися, – говорит Господь Иисус Христос (Мф. 12, 37).

А если оправдаешься, то, значит, и будешь спасен в Царство Небесное. Если же осудишься, то и погибнешь для Царства Небесного и будешь навеки ввержен в ад.

И так как это слово вышло из уст не простого человека, но Самой воплотившейся Истины – вочеловечившегося Сына Божия, Создателя мира и Спасителя человеческого рода и нашего с вами, православные христиане, то оно, как само по себе, так и для нас, так же истинно, как Бог, по пословице, свят.

Да и живых примеров и того и другого, то есть и спасения в Царство Небесное и погибели для него со ввержением навеки в ад, – бесчисленное множество во всех живых источниках познания истины и спасения: то есть, и в слове Божием Ветхого и Нового Завета, и в учении столпа и утверждения истины – Церкви (1 Тим. 3, 15), и в наглядных примерах из жизни и святых и грешных людей всех народов и всех времен, от самого начала мира и доныне. Эта истина тысячами тысяч уст, на всех языках людских, громогласней иерихонских труб неумолкаемо в уши всех кричит, что всякий из смертных, даже без добрых или злых дел, а только употребляя так или иначе свой язык, может и спасенным быть из-за него, и погибнуть, – и при этом, как в том, так и в другом случае, навеки. А виновником и спасения и погибели бывает не кто другой, не друг и не враг, а сам же мудро или неразумно пользующийся своим языком человек, никем и ничем никогда не теснимый, а всегда пользующийся им с царски-неограниченной властью.

Разве, возлюбленные о Христе братья и сестры, это – не удивительно? Разве не чудо, и к тому же из великих великое, совершение которого исключительно в наших руках? Потому что не может быть для нас ничего чудеснее и радостнее, чем навеки войти даже больше чем в рай, а в самое Царство Небесное! И что может быть для нас убийственнее и позорнее, чем, обладая такою возможностью, лишиться этой вечной божественной славы, блаженства и радости, – и все это не по чужой, а по своей же вине?

И если бы кто принял это за преувеличение и вздумал усомниться в абсолютной истине этих слов, то мы готовы забросать его, как бы из пулемета, градом бесчисленных, как исторических, так и логических, пояснений и доказательств.

А так как наша человеческая земная жизнь, после краткого блаженного [состояния] прародителей наших Адама и Евы, началась печальной и многотрудной историей нашей погибели вечной, да и временной, то и мы для убеждения сомневающихся в истине, предлагаемой здесь вашему вниманию, обратимся прежде всего к этой истории. Отчего произошло грехопадение наших прародителей в раю, а вслед за ним – и в нем – и "всего Адама, всеродна падшаго" (6-я песнь ирмосов 4-го гласа на Пятидесятницу), или всего человеческого рода: не от языка ли их? И не от небогоугодного пользования ли даром человеческой речи и его орудием – словами?

 

+ + +

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Возлюбленные во Христе православноверующие братья и сестры, "чада светообразная церковная" (5-я песнь ирмосов 4-го гласа на Пятидесятницу), родные и больше чем родные по плоти и крови дети: сыны и дщери "Отца будущаго века", "Агнца непорочнаго, взявшаго на Себя грехи мира, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и Его Апокалипсической Жены Агнчей"2, а нашей Матери – Православной Христовой Церкви! К вам, нашими пастырскими устами, обращает Он ныне слово Свое ради самого легкого и удобнейшего на свете способа спасения, говоря ко всем – без различия пола и возраста, в большом или малом церковном сане сущим, к монахам и мирянам, ко всем без исключения обращаясь с таким детски-простым, а вместе и старчески-премудрым поучением: …от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

Ввиду того что эти слова вышли из уст не простого, хотя бы и умного человека, а Самой Сущей премудрости и силы Божией (1 Кор. 1, 24), то они, как абсолютно истинные, не подлежат никаким сомнениям и пререканиям, а потому, как безусловно и всегда для всех спасительные, должны быть и от нас подвергнуты самому тщательному исследованию, по слову праотца Христова, царя и пророка Давида: Блажени испытающие свидения Его, всем сердцем взыщут Его (Пс. 118, 2). Ввиду этого давайте и мы с вами, родные во Христе братья и сестры, все, кто желают стать не на словах, а на деле причастниками этого блаженства, всем сердцем взыщем Его, а взыскавши так, несомненно и найдем Его, в меру своего искания по неложному обещанию Его (Иер. 29, 13).

Взявшись же за такое премудрое и всеспасительное Божие дело, прежде всего сделаем это изречение Божией премудрости понятным для всех переводом его на общедоступный для нас русский язык.

Итак, что значат слова: "оправдаешься" и "осудишься".

Так как слово Божие только ради того и дано нам Богом, чтобы мы, пользуясь им, могли избежать и временных мук и вечной погибели в аду и наследовать Царство Небесное, то эти слова Божии, в соответствии с этой, основной, целью, нужно понимать только так: за слова, сходящие с языка твоего, и здесь, людьми, и на том свете будешь Богом оправдан, – и за свои же слова, сходящие с языка твоего, будешь и здесь осужден людьми и ими пренебрежен и наказан в меру их власти над тобой, и на том свете будешь осужден Богом и, как лишенный за злоречие твое Царства Небесного, будешь, за него же, ввержен на веки вечные в геену огненную, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает (Мф. 18, 9; Мк. 9, 44).

Я не знаю, возлюбленные мои во Христе братья и сестры, как воспринимаете вы объяснение мое этих слов Божиих, – а я, давая его вам от имени столпа и утверждения истины – Матери нашей Церкви (1 Тим. 3, 15), сам прихожу в ужас и в трепет от той силы, какую не человек, а Сам воплотившийся Бог Слово сообщил нашему человеческому слову.

Не удивительно было бы, если бы Господь сказал: от [дел] своих оправдаешься, и от [дел] своих осудишься. Это так самоочевидно, что не требовало бы ни от кого из нас и объяснений. Но Бог такую же силу, как в спасении, так и в погибели, сообщил и нашим словам, и не только такую же, а даже большую, чем делам. И для такого понимания силы нашего слова есть бездна непререкаемых доказательств и в Ветхом и в Новом Завете, и в учении Церкви, и в бесчисленных примерах не только из житий святых людей, но и из обыденной человеческой жизни – от начала ее на земле и доныне, да можно сказать, и не будучи пророком, что и до конца ее так всегда будет.

В самом деле, если мы бросим хоть самый беглый взгляд на историю жизни мира и человечества, то мы в этой истине все без исключения и без споров о ней легко убедимся: так мы без доказательств знаем, что дважды два – четыре, что свет и тепло исходят от солнца, а также другие самоочевидные истины, не требующие доказательств и называемые у нас аксиомами.

А для этого устремим прежде всего наши мысленные и сердечные очи на то безграничное и беспредельное и ни в ком из нас не вызывающее сомнений, после истины и спасения во Христе, – на Библию и узнаем, как она, учитель человечества, повествует и мыслит об этом предмете?

Обратимся, как мы и обещали, к истории наших прародителей. Всем нам, сынам Адама и Евы, еще до школьной скамьи известно, что они изгнаны были Богом из рая после грехопадения. Но за что они были отчуждены Богом и изгнаны? За грешные ли дела свои, в связи со вкушением наперекор заповеди Божией плода от древа познания добра и зла? Или же за словеса свои? Нет, они осудились Богом не от дела, а от словес своих. Что они за это дело свое достигли бы осуждения от Бога и изгнания из рая, это – правда. Но Бог, как Всемилостивый, давая предпочтение милости перед правдою, а потому – и словам пред делами, тогда же призвал их к словесному покаянию, а они, не познав этой премудрой и преблагой цели Его, вместо покаяния начали оправдываться и перекладывать вину свою с себя: Адам на Еву и даже на Бога – жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел, а Ева – на змия, сказав: змий обольстил меня, и я ела (Быт. 3, 12; 13).

Изо всей этой библейской истории кому же из вас, братья и сестры, еще не видно, что Адам и Ева, не умудрившись оправдаться пред Богом от словес своих, от словес же и осудились, а не от дел. Осудились и на временную казнь, в виде изгнания из рая, и на вечную, в виде проклятия, тления, смерти и вечных мук ада, и не только себе, но и всему своему потомству, пока мир стоит, ради избавления от которых и потребовалось, по правде и милости Божией, не только воплощение, вочеловечение от Духа Свята и "семени Жены" – Приснодевы Марии – Единородного Сына Божия и Создателя мира, Господа нашего Иисуса Христа, но и принесение Им Себя на жертвеннике святого Креста в добровольную Жертву со смертью Богу Отцу и Своему Божеству.

В пояснение этой же мысли, вспомним здесь также о грехах и покаянии еврейских царей Давида и Саула и их последствиях. И тот и другой согрешили пред Богом, причем Давид грехом большим, чем Саул, – прелюбодеянием и убийством Урии, мужа прелюбодейки Вирсавии (2 Цар. 11); а Саул – неполным и неточным выполнением Божия повеления об отмщении амаликитянам за грех их против народа еврейского сто лет тому назад (1 Цар. 15).

Как оба они, эти цари, согрешили, так оба и покаялись словесно. Но замечательно в их покаянии то, что больший по делам грешник, Давид, от словес своих оправдался, то есть уничтожил пред Богом словами своими грехи свои, в которые он впал делом; а меньший грешник, Саул, от словес своих осудился, то есть не только остался непрощенным, но и был наказан Богом за грех свой.

Все это было написано в Ветхом Завете, и по слову святого апостола Павла: Сия же вся образи прилучахуся онем: писана же быша в научение наше… (1 Кор. 10, 11), то есть все происходящее в Ветхом Завете дано нам в виде прообразов спасения в Царство Небесное, а описано в наставление нам, сынам Нового Завета. И наш святой долг – непременно дознаться, в чем же истинная причина неодинаковости их покаяния пред Богом. А поскольку покаяние их обоих было словесное, то само по себе очевидно, что и причина разнокачественности их покаяний, а также и разной оценки их Богом кроется также не в чем-либо другом, а только в словесех их.

А словеса эти такого порядка: царь Давид, в ответ на приточное обличение его пророком Нафаном, сказал только три слова: "Согреших ко Господу", и больше ничего, и тотчас же услышал от него: "И Господь снял с тебя грех твой".

Обличил Бог через другого пророка, Самуила, и царя Саула, и он ответил ему почти так же, как Давид пророку Нафану, однако, по существу ответа и по настроению отвечавшего, далеко не то же, а гораздо дальше отстоящее, чем земля от неба, а потому не только не принесшее ему с неба прощения от Бога, а послужившее к осуждению и наказанию.

Что же ответил Саул пророку Самуилу в ответ на обличение его? Так же, как и Давид: "Согреших", но не добавил, как он: "ко Господу", а еще и сказал: "…но прославь меня пред людьми", то есть, хотя я и согрешил, но не бесчесть меня пред народом за грех мой, а почти меня пред ним как царя. Значит, при некотором сходстве в словах, у Давида не было никакой заботы об избавлении от бесчестия за грехи пред людьми, не было этого на сердце, а только забота, чтобы Бог его простил. А у Саула от избытка… сердца возглаголали [и] уста (Мф. 12, 34) то, что для него самое главное в жизни не прощение Божие и милость Его, а слава и честь человеческие.

Вот в этом-то и кроется истинная причина того, что Давид от словес своих оправдался, а Саул от словес своих осудился.

Что покаяние Саула и Давида вылилось в словах только, это для всех понятно и без объяснений, из одной лишь передачи здесь библейских фактов – того, как описаны в Библии грехи их и как они каждый покаялись в них.

И множество других библейских примеров служат нам в подтверждение истины, реченной Господом Иисусом Христом: От словес… своих оправдишися и от словес своих осудишися. Аминь.

 
Комментарии
Всего комментариев: 2
2013/03/15, 03:57:13
Благодарю за статью.
Господи прости и помилуй
раба Божия Татьяна
2012/07/06, 03:20:29
Спасибо за такие статьи! Еще бы свой язык держать за зубами! Вот я про себя:иногда даже и не думала а слова вылетели и потом целый день я ругаю себя и прошу Господа помочь мне ! Что это искушение или наказание мне ?!
Татьяна
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2025


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.02106499671936 сек.