Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

(память 28 июля по старому стилю) Кондак 1 Избранная от всех родов Заступнице вселенныя, похвальный глас Твоих рабов приемши, Всеблаженная, избави нас от всяких бед, да пред иконою Твоею и мы ...
На главную Новости Воспоминание чуда святого архистратига МИХАИЛА в Хонях
Воспоминание чуда святого архистратига МИХАИЛА в Хонях
19/09/2011 09:29:16

Во Фригийском городе Колоссах1, близ города Иераполя, над чудотворным источником стоял храм святого архистратига Михаила. От воды этого источника больные получали много исцелений, даже больше, чем в купальне Силоамской2. В ту купальню только однажды в год сходил ангел Господень и возмущал воду, здесь же всегда пребывала благодать чиноначальника ангелов. Там получал выздоровление только тот, кто первый входил в купальню по возмущении воды, а здесь - все приходившие с верой, первый и последние, становились здоровыми. Там были необходимы притворы для пребывания больных, подолгу ожидавших исцеления, так как некоторые только через 38 лет получали здравие, - здесь же в один день или в один час больной становился здоровым. О происхождении этого источника повествуют так.

Когда вся вселенная была помрачена тьмою языческого многобожия и люди поклонялись твари, а не Творцу, в то время в Иераполе язычники почитали громадную и страшную ехидну, и вся страна, ослепленная бесовским прельщением, поклонялась ей. Нечестивые построили в честь этой змеи храм, где и содержали ее, принося ей различные жертвы.

Единый истинный Бог, желая просветить мир светом Своего познания и наставить заблудших людей на истинный путь, послал во все земли святых Своих учеников и апостолов проповедовать Евангелие всем людям. Двое из апостолов - святой Иоанн Богослов и святой Филипп, - придя один в Ефес3, а другой в Иераполь, трудились там в благовествовании Христовом. В это время в Ефесе находился храм с идолом известной языческой богини Артемиды, покровительницы лесов и охоты. Вооружившись духовным мечом - словом Божиим - на служителей и поклонников этой богини, святой Иоанн Богослов победил их: силой имени Христова он разрушил храм и превратил в прах идола, благодаря чему привел весь город ко святой вере.

После разрушения идола Артемиды святой Иоанн Богослов пошел из Ефеса в Иераполь на помощь к святому апостолу Филиппу; там же находились в то время святой апостол Варфоломей и сестра Филиппа Мариамия. Вместе с ними святой Иоанн Богослов и послужил делу спасения людей. Сначала они вооружились против ехидны, которой безумные люди приносили жертвы, почитая эту тварь за бога. Своими молитвами они убили эту ехидну, а поклоняющихся ей обратили к Единому Истинному Богу, сотворившему небо и землю.

Избрав место, называемое Херотопа, они стали пророчествовать, что здесь воссияет благодать Божия, что это место будет посещать Воевода небесных сил, святой архистратиг Михаил, и что здесь будут совершаться чудеса. Все это вскоре и сбылось.

Когда святой Иоанн Богослов отправился на проповедь Евангелия в другие города, а святой апостол Филипп пострадал от нечестивых, Варфоломей же и Мариамия также разошлись в другие страны, тогда на том месте, по пророчеству святого апостола, появилась чудотворная вода. Так исполнились слова Писания:

"Ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки. И прекратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод... И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым" (Ис. 35, 6-8).

К этому источнику стали приходить не только верующие, но и неверующие, ибо совершавшиеся там чудеса, как громогласная труба, призывали сюда всех; и все, пившие и умывавшиеся из этого источника, исцелялись от своих недугов, и многие, получив здравие, крестились во имя Святой Троицы.

В это время в Лаодикии4 жил один эллин, у которого единственная дочь была нема от рождения. Отец ее очень скорбел и прилагал много старания к исцелению ее немоты, но, ничего не достигнув в этом, пришел в глубокое уныние. Однажды уснув, он узрел в видении ангела Божия, сияющего, как солнце. Видение это было ему не потому, что он был того достоин, но чтобы он пришел к познанию истины и привел бы с собой и других к Богу. Увидав ангела, он испугался, но в то же время услыхал от него такие слова:

- Если хочешь, чтобы разрешился язык у твоей дочери, то приведи ее к моему источнику, находящемуся в Херотопе, близ Иераполя, напои ее водой из источника и тогда увидишь славу Божию.

Проснувшись, он тотчас же взял дочь и поспешил к чудотворной воде. Там он нашел множество людей, черпающих воду, крещающихся в ней и получающих исцеления от своих болезней. Он спросил их:

- Кого призываете вы, омываясь этой водой? Те отвечали ему:

- Мы призываем имя Отца и Сына и Святого Духа, призываем в помощь и святого архистратига Михаила.

Тогда человек тот, возведя очи свои к небу и воздев руки,сказал:

- Отче и Сыне и Снятый Душе - Боже христианский, помилуй нас! Святый Михаиле, слуга Божий, помоги и исцели дочь мою!

При этом он зачерпнул воды из источника и влил ее с верой в уста дочери; тотчас же связанный немотой язык ее разрешился на славословие Божие, и она ясно проговорила:

- Боже христианский, помилуй меня! Святой Михаил, помоги мне!

Все свидетели этого чуда удивлялись силе Божией и, прославляя Святую Троицу, величали помощь святого архистратига Михаила. Эллин же тот, видя, что дочь его исцелилась, чрезвычайно обрадовался и немедля крестился вместе со своей дочерью и всеми домашними своими, пришедшими с ним. В знак своей благодарности он построил над чудотворным источником прекрасную церковь во имя святого архистратига Михаила, Воеводы небесных сил. С великим благолепием украсив церковь и немало помолившись в ней, эллин тот возвратился к себе домой.

В 90-й год от построения этой церкви пришел туда из Иераполя десятилетний отрок по имени Архипп; родители его были ревностными христианами и воспитали сына в благочестии. Архипп стал жить при церкви святого архистратига Михаила, исполняя при ней пономарскую службу. Отрок начал руководствоваться в своей жизни таким правилом: с того времени, как он поселился при церкви, служа Богу, он ничего не вкушал из мирских кушаний и питья: ни мяса, ни вина, даже хлеба он не ел, но питался одной пустынной зеленью, которую сам собирал и варил; пищу принимал он один раз в неделю и то без соли, питьем же для него служило лишь незначительное количество воды. Благодаря такому воздержанию Архипп умертвил свою плоть, и в таких добродетелях неизменно пребывал в юности до самой старости, всей душой приобщаясь Богу и уподобляясь житию бесплотных.

Одежда его была очень бедна: он имел только два вретища5, из которых одно носил на теле, а другим покрывал свою постель, устланную острыми камнями. Он покрывал ее вретищем для того, чтобы входившие в его жилище не видали, что он спит на острых камнях; изголовьем же для него служил небольшой мешок, наполненный тернием. Такова была постель этого блаженного подвижника. Сон же и отдых его состояли в следующем: когда он чувствовал потребность во сне, то ложился на камнях и остром тернии, - так что это было скорее бодрствование, чем сон, и отдых его был более мучением, чем покоем. Ибо какой отдых для тела - лежать на твердых камнях, и что за сон, когда голова почивает на остром терновнике? Каждый год Архипп переменял свою одежду: тем вретищем, которое носил на теле, он покрывал свою постель, а которое было на постели, он надевал на себя; по прошествии года он опять переменял те вретища. Так, не имея покоя ни днем, ни ночью, он умерщвлял свое тело и соблюдал свою душу от сетей вражиих. Проходя столь тесный и прискорбный путь жизни, блаженный Архипп, взывая к Богу, молился:

- Не попусти мне, Господи, порадоваться на земле суетной радостью, да не увидят глаза мои никаких благ мира сего, и пусть не будет для меня никакой отрады в сей временной жизни. Исполни, Господи, очи мои слез духовных, дай сокрушение в сердце моем, и благоустрой пути мои, дабы мне до конца дней моих умерщвлять плоть мою и поработить ее духу. Какую пользу принесет мне сия бренная плоть моя, созданная из земли! Она, как цветок, утром расцветает, вечером же засыхает! Но дай мне, Господи, усердно трудиться над тем, что полезно для души и для жизни вечной.

Так молясь и так поучаясь, блаженный Архипп стал уподобляться ангелу Божию, проводящему небесное житие на земле. И не о своем только спасении заботился святой, но и о спасении других, ибо многих неверных обратил он ко Христу и крестил их. Нечестивые эллины, видя все это, завидовали блаженному Архиппу и, не терпя преславных чудес, являемых от святого источника, возненавидели жившего там праведного мужа. Часто они нападали на святого Архиппа, терзали его за волосы и за бороду и, повалив на землю, топтали ногами и после различных истязаний выгоняли оттуда. Но будучи тверд духом, подобно алмазу, блаженный Архипп все это мужественно претерпевал от идолопоклонников и не отступал от святого храма, служа Богу в святости и незлобии своего сердца и заботясь о спасении душ человеческих.

Однажды нечестивые эллины, собравшись во множестве, говорили между собой:

- Если мы не засыпем землей этот источник и не убьем того человека, одетого в рубище, то все боги наши будут посрамлены из-за исцеляющихся там.

Подойдя к святому месту с двух сторон, одни из них устремились к церкви и к источнику, а другие поспешили к жилищу блаженного Архиппа, чтобы убить его. Но Господь, пекущийся о судьбе праведных и не дающий их в руки грешников, сохранил Своего раба от убийц: внезапно у них омертвели руки, так что они не могли ими и дотронуться до преподобного. От воды же явилось необыкновенное чудо: как только нечестивые приблизились к источнику, тотчас вышел из воды огненный пламень и, устремившись на беззаконных, отогнал их далеко от источника. Таким образом, они бежали со стыдом от источника и от преподобного Архиппа, не причинив ему никакого зла. Однако они не вразумились этим чудом: скрежеща зубами, они не переставали хвалиться, что погубят тот источник и церковь, и служителя церковного.

На том месте была река по имени Хрисос, протекавшая по левую сторону церкви. Беззаконники задумали пустить ее на святое место, чтобы святой источник, смешавшись с речной водой, потерял свою чудотворную силу. Но когда они начали приводить в исполнение злой умысел свой и направили течение реки к источнику, чтобы она затопила его, тогда река по велению Божию дала своим струям иное течение и потекла по правую сторону церкви. И опять нечестивые со стыдом возвратились домой.

Были там еще две другие реки, протекавшие с востока и приближавшиеся к тому святому месту на расстоянии трех стадий6; имя одной реки Ликокапер, а другой - Куфос. Обе эти реки, встретившись у подошвы большой горы, соединялись вместе и, направляясь в правую сторону, протекали в Ликийскую страну. Вселукавый дьявол внушил нечестивым людям злой умысел: он научил их пустить воды обеих тех рек на чудотворное место, вследствие чего должен был разрушиться храм святого архистратига Михаила, а вода должна была залить святой источник и потопить святого Архиппа. Местность же эта была очень удобна для свершения замысла, ибо реки стекали с вершины горы, а церковь была в самом низу.

Сговорившись, нечестивые пришли в великом множестве изо всех городов в селение Лаодикию и отправились к церкви. Около церковного алтаря находился огромный камень; от этого камня они начали копать глубокий и широкий ров вплоть до той горы, под которой реки соединялись вместе. Затем они прокопали с великим трудом ров, по которому вода могла быть пущена на церковь, и запрудили те реки, чтобы накопилось больше воды; десять дней трудились нечестивые в этом суетном деле.

Видя это дело нечестивых, преподобный Архипп пал в церкви на землю и со слезами молился Богу, призывая в помощь скорого предстателя святого архистратига Михаила, дабы он сохранил святое место от потопления и не дал порадоваться врагам, старающимся погубить святыню Господню.

- Не отойду от сего места, - говорил блаженный Архипп, - не уйду из церкви, умру здесь, даже если Господь попустит потопить сие святое место.

По прошествии десяти дней, когда вода сильно поднялась, нечестивые раскопали то место, по которому вода должна была устремиться по приготовленному для нее пути, и пустили реки на святой храм в первом часу ночи; сами же отошли оттуда и стали на высоте с левой стороны, желая видеть потопление святого места. Вода, устремившись вниз, зашумела, как гром. Преподобный Архипп, находясь в церкви на молитве, услыхал шум воды и еще усерднее стал молиться Богу и святому архистратигу Михаилу, чтобы не было потоплено сие святое место и не возвеселились, но посрамились нечестивые враги; имя же Господне да прославится, и да возвеличится ангельская сила и заступничество. И воспел он псалом Давидов:

- "Возвышают реки. Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь... Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни" (Пс. 92, 3-5).

Когда воспевал это блаженный Архипп, то услышал голос, повелевающий ему выйти из церкви. Выйдя из церкви, он увидел великого предстателя и хранителя рода христианского - святого архистратига Михаила в образе прекрасного и пресветлого мужа, как некогда он явился пророку Даниилу (Дан. 10, 8-21). Блаженный Архипп не мог смотреть на него и от страха упал на землю.

Архангел же сказал ему:

- Не бойся, встань, подойди ко мне сюда и увидишь силу Божию на сих водах.

Блаженный Архипп встал и, подойдя со страхом к Воеводе сил небесных, остановился по повелению его на левой стороне; при этом он увидал огненный столп, поднимавшийся от земли до неба. Когда же вода подошла близко, архистратиг поднял правую руку и, изобразив крестное знамение ка поверхности воды, сказал:

- Остановитесь там!

И тотчас же воды обратились назад. Так исполнились слова пророческие: "Видели Тебя воды, и убоялись" (Пс. 76, 17). Воды стали, как каменная стена, и поднялись в вышину, подобно высокой горе. Затем архистратиг, повернувшись к храму, ударил жезлом в огромный камень, находившийся около алтаря, и начертал на нем крестное знамение. Тотчас послышался великий гром, земля затряслась, и камень разделился надвое, образовав в себе громадное ущелье. При этом архангел Михаил произнес следующие слова:

- Да уничтожится здесь всякая сопротивная сила и да получат здесь избавление от всяких зол все приходящие сюда с верою!

Сказав это, он велел Архиппу перейти на правую сторону. Когда преподобный перешел туда, то святой Михаил громогласно возгласил водам:

- Войдите в сие ущелье!

И тотчас воды с шумом потекли в каменную расселину и с тех пор постоянно текли этим путем сквозь камень. Враги, стоявшие на левой стороне и ожидавшие увидеть потопление святого храма, от страха окаменели. Сохранив от потопления храм и преподобного Архиппа, святой архистратиг Михаил взошел на небо, а блаженный Архипп возблагодарил Бога за то преславное чудо и прославлял великого хранителя, архистратига Михаила, за его великое заступничество. Тогда все противники устыдились, у верующих же была великая радость, и они, приходя к ангельскому храму и чудесному источнику, вместе с преподобным Архиппом воздавали хвалу Богу.

С того времени постановили праздновать день, в который совершилось это чудо. Преподобный Архипп прожил много лет, усердно служа Богу, и скончался в мире, будучи семидесяти лет от своего рождения. Верующие погребли его на том же самом месте, которое за вышеупомянутое чудо названо Хони, то есть погружение, потому что там воды погрузились в камень.

Следует также упомянуть и о других чудесах святого архистратига Михаила, благодетеля христианского рода.

Между Адриатическим морем и горой, называемой Гарган, есть город Сипонт. В том городе был один богатый человек, стада которого паслись под горой Гарган. Однажды у него пропал один вол, отставший от стада. Долго отыскивал он со своими рабами этого вола и наконец нашел его на вершине горы у дверей пещеры. Разгневанный и усталый от поисков, человек тот взял лук и стрелу и пустил ее в своего вола с тем, чтобы убить его. Внезапно стрела, обернувшись назад, поразила стрелявшего. Наблюдавшие за этим, убоялись и, не смея приблизиться к пещере, возвратились в город и рассказали там о случившемся. Узнав об этом, епископ того города обратился с молитвой к Богу, прося Его открыть ему эту тайну. И вот явился ему в видении архангел Михаил и возвестил, что он избрал то место себе, чтобы помогать людям, приходящим туда с молитвой. Епископ возвестил о видении людям и предписал всему городу трехдневный пост, после которого пошел вместе с клиром и со всем народом к той горе. Поднявшись на нее, они нашли в камне пещеру с тесным входом и не осмелились войти внутрь, но совершили моление перед дверью. С тех пор туда часто стали приходить люди и молиться там Богу и святому архистратигу Михаилу.

Однажды жители города Неаполя, будучи еще неверующими, собрав свои войска, неожиданно подошли к городу Сипонту, чтобы завоевать его и разорить. Граждане были в великом страхе. Тогда епископ заповедал жителям города трехдневный пост и молитвы об избавлении от окружающих их врагов. Перед наступлением дня, назначенного врагами для окончательного разорения города, Воевода сил небесных, святой архистратиг Михаил, явился в видении епископу и сказал:

- Завтра в четвертом часу дня вели своим гражданам вооружиться и выйти из города против врагов, а я приду на помощь вам.

Проснувшись, епископ сказал о видении всем людям и весьма обрадовал их предреченной Богом победой над язычниками. Когда же наступил четвертый час дня, послышался сильный гром, и, подняв глаза, все увидали облако, сходящее на гору Гарган. В то же время появились, как некогда на Синае (Исх. 19), огонь, дым, молния и гром, так что вся гора заколебалась и покрылась облаками. Враги, увидав это, устрашились и обратились в бегство; граждане же, уразумев, что на помощь им пришел благий хранитель и скорый заступник их святой архангел Михаил со своими небесными воинами, открыли городские ворота и погнались за врагами, поражая их, как стебли; они преследовали их сзади, святой же архистратиг Михаил поражал их с высоты громом и молнией; умерших в тот день от грома и молнии было 600 человек. Граждане Сипонта преследовали врагов до Неаполя и, с помощью Воеводы небесных сил победив их, с торжеством возвратились в свой город. С того времени неаполитане, познав крепкую десницу Всесильного Бога, приняли святую веру. Сипонтийские же граждане, собравшись с епископом и с клиром, пошли к горе, на которой было грозное явление, желая воздать там благодарение Богу и помощнику своему, святому архистратигу Михаилу и всем небесным силам. Когда они приблизились к дверям пещеры, то нашли на мраморе след небольшой человеческой ноги, так же хорошо оттиснутый, как бы на болотистой земле. Тогда сказали они:

- Вот, поистине святой архистратиг Михаил оставил здесь знак своего посещения, ибо он сам здесь был, избавляя нас от врагов наших.

Поклонившись, они целовали тот след и, совершив молебное пение, радовались, что имеют такого хранителя и заступника себе, и воздавали благодарение Богу. На том месте они решили выстроить церковь во имя святого архистратига Михаила. Когда они приступили к постройке, то архистратиг Михаил опять явился епископу и сказал:

- Не следует вам заботиться о церковном здании: я без вашего труда приготовил там себе храм, только войдите в него. Ты же на другой день соверши в нем святую литургию и причасти верующих Святых Божественных Тайн.

После видения епископ повелел всем людям приготовиться к причащению Святых Тайн и пошел вместе с ними, совершая молебные пения. Когда они пришли на то святое место, где отобразились на мраморе святые стопы, то нашли в камне вытесанную небольшую церковь в виде пещеры; стены у нее были не гладкие, вышина же ее была различна: в одном месте можно было достать головой, а в другом невозможно было и рукой достать. Людям стало понятно, что Бог ищет в церкви не камней драгоценных, а чистого сердца. Престол в ней был покрыт пурпурным покрывалом; епископ совершил на этом престоле святую литургию и причастил верующих Пречистых Тайн. В алтаре же на северной стороне сверху стала истекать вода - чистая, вкусная, очень светлая и чудотворная, вкушая которую все болящие по причащении Святых Тайн получали исцеление; многие иные бесчисленные чудеса совершались в той церкви по молитвам святого архистратига Михаила. Епископ выстроил при церкви келии и поместил там священников, диаконов, певцов и чтецов, чтобы в ней ежедневно была церковная служба во славу Бога и в честь святого архистратига Михаила.

Упомянем еще о чуде, бывшем на Афонской горе. Во времена благочестивых болгарских царей жил один богатый и знатный человек по имени Дохиар. Некогда он, желая благоугодить Богу, пожелал быть иноком. Взяв много золота, пошел он на святую гору посетить монастыри и поискать себе удобного для поселения места. Обойдя многие монастыри и раздав много милостыни, он вышел из лавры блаженного Афанасия и направился по берегу моря. Здесь он нашел очень красивое место с вкусной водой и богатой растительностью; жителей на этом месте еще никого не было. Место это ему очень понравилось, и он задумал здесь поселиться и выстроить монастырь. Усердно взявшись за дело, он вскоре привел в исполнение свое желание. Сначала он выстроил прекрасную церковь во имя святителя Николая, а потом устроил монастырь и оградил его каменными стенами. Приведя все это в надлежащий порядок, сам он принял в том монастыре иноческий образ. Но при множестве построек, золота его оказалось недостаточно, так что он не мог украсить церковь с подобающим благолепием. Возложив надежду на помощь Божию, он говорил:

- Если Господь Бог захочет прославить сие место, то Сам он промыслит об украшении церкви; да будет Его воля!

Против святой горы есть остров, называемый Луг, находящийся на расстоянии одного дня морского пути: там жили пастухи и пасли скот, ибо то место было очень удобно для пастбищ. На этом острове был поставлен в необитаемом месте высокий каменный столб, на столбе стоял каменный идол, на котором было написано по-гречески: "Всякий ударивший меня по голове, найдет множество золота". Многие пытались узнать, правда ли это - и били по голове идола, но ничего не находили. Случилось же в то время одному юноше недалеко от столба пасти волов; юноша был очень разумен и грамотен. Прочитав надпись, сделанную на столбе, он ударил идола по голове, как это делали и другие, чтобы найти золото, однако ничего не нашел. Потом он подумал, что, быть может, золото зарыто в земле и, при захождении солнца, заметил, где кончается на земле тень от этого столба и в том месте, где кончалась тень от головы идола, он начал копать землю, ища сокровища. Когда он копал, то услыхал какой-то звук и, поняв, что на этом месте скрыто сокровище, стал еще усерднее работать и дорылся до камня, настолько большого, что ему невозможно было и поднять его. Протянув руку сквозь скважину камня, он нашел там много золота и в раздумье не знал, что ему с ним делать.

"Если я кому-нибудь расскажу о золоте, - думал он, - то как бы меня не убили из-за него."

Бог же, внимая молитвам вышеупомянутого старца, заботившегося об украшении святого храма, внушил юноше, чтобы он шел на святую гору в один из монастырей и рассказал бы игумену о найденном сокровище. Юноша так и сделал. Взяв несколько золотых монет в удостоверение своей находки, он пришел в селение, лежавшее близ моря, и нанял там человека, который бы перевез его к святой горе. По усмотрению Божию, он остановился в пристани вновь выстроенного монастыря, названного по имени его строителя Дохиар. Перевозчик возвратился в свое селение, а юноша пошел в тот монастырь. Увидав там игумена, он рассказал ему подробно о найденном им сокровище. Игумен уразумел в этом дело Божие; он позвал трех иноков и послал их вместе с ним, чтобы они принесли найденное золото в монастырь. Иноки поспешно отправились на лодке и, приплыв к острову, дошли до столба, около которого было зарыто золото. Когда они отвалили камень, то под ним нашли котел, полный золота, и весьма обрадовались. Но исконный враг рода человеческого, ненавистник всего доброго, дьявол, вложил одному из этих иноков неприязненную мысль, и тот сказал другому иноку:

- Брат, какая нужда нам нести сие золото к игумену! Бог послал его нам: на это золото мы сами построим себе жилища и воздвигнем монастырь.

Когда же другой возразил ему: - Как мы скроем это золото? - то он отвечал:

- Все это в нашей воле: мы можем бросить сего юношу в море, и тогда против нас не будет никаких свидетелей.

Сговорившись так, они сказали об этом третьему иноку; но тот, будучи богобоязненным, сказал:

- Нет, братия, не смейте этого делать: не губите отрока, а вместе и свои души из-за золота.

Но они, не слушая его увещания, стали принуждать его быть единомысленным с ними и наконец сказали:

- Если ты не будешь с нами заодно, то мы и тебя погубим вместе с отроком.

Брат, видя их непреодолимое злое намерение, устрашился, чтобы они и его не погубили, и сказал:

- Если вы так решили, то делайте, как хотите; я же клянусь именем Божиим, что никому об этом не расскажу и не потребую от вас золота.

Итак, утвердив свое слово клятвой, он молчал. Они же, взяв золото и тот камень, которым золото было прикрыто, внесли его в лодку и, сев в нее вместе с отроком, поплыли к монастырю. Когда они были на глубоком месте, то напали на отрока и начали привязывать ему на шею камень. Отрок, поняв, что они хотят с ним делать, начал с плачем и рыданием умолять их, чтобы они не губили его, но безуспешно: нечестивые те черноризцы, имея окаменелое сердце и златолюбивую душу, не убоялись Бога, не умилились слезами отрока и не послушали его смиренной мольбы: схватив отрока, они бросили его с камнем в глубину моря, и он тотчас же пошел ко дну. Была же ночь, когда происходило это злодеяние.

Милосердый Бог, взиравший с высоты на горькое рыдание отрока и видевший неповинное его утопление, послал хранителя рода человеческого, святого архистратига Михаила, чтобы он взял утопленного со дна моря и принес его живым в церковь. Внезапно отрок оказался близ святой трапезы с камнем, повешенным ему на шею. Когда наступило время служения утрени, то екклисиарх7 вошел в церковь, чтобы зажечь свечи и начать звонить к утреннему богослужению. В это время он у слыхал в алтаре человеческий голос и стон; он очень испугался и пошел рассказать об этом игумену. Игумен назвал его трусливым и малодушным и велел ему опять идти в церковь. Придя туда вторично, он опять услыхал тот же голос и снова возвратился к игумену. Тогда игумен сам пошел с ним в церковь и, услышав голос, вошел в алтарь; там он нашел отрока, лежавшего около святой трапезы с привязанным к его шее камнем; с одежды же его текла морская вода. Игумен узнал отрока и спросил:

- Что случилось с тобою, сын мой, и как ты попал сюда?

Отрок как бы пробудился от сна и сказал:

- Те лукавые иноки, которых ты послал со мною за найденным золотом, привязав этот камень на мою шею, выбросили меня в море. Погрузившись на дно, я увидел двух мужей, сиявших, как солнце, и услышал их беседу между собою; один говорил другому: "Архангел Михаил! Принеси сего отрока в монастырь Дохиар!" Выслушав сие, я пришел в беспамятство, и не знаю, как очутился здесь.

Услышав рассказ отрока, игумен удивился и прославил Бога, творящего дивные и преславные чудеса. Потом он сказал отроку:

- Останься, сын мой, на этом месте до утра, пока не будет обличена злоба.

Затем вышел оттуда и, затворив церковь, наказал екклисиарху, чтобы он никому не рассказывал о сем, утреню же игумен велел служить в притворе. При этом он прибавил екклисиарху:

- Если кто скажет: почему не в церкви, а в притворе поется утреня, то отвечай, что так велел настоятель.

С наступлением утра, убийцы подошли к монастырю, а золото они спрятали в другом месте. Увидав их, игумен вместе с прочими братиями вышел к ним навстречу и спросил:

- Почему вчера вы пошли четверо, а теперь возвращаетесь трое, где же четвертый?

Они на это с гневом отвечали:

- Отче, отрок обманул и тебя и нас, сказав, что нашел золото; ничего он не мог показать нам, ибо и сам ничего не знает и со стыда куда-то скрылся; мы долго искали его, но не могли найти и одни возвратились к тебе.

Игумен, сказав на это: "Да будет воля Божия", пошел с ними в монастырь. Приведя их в церковь, где лежал юноша, с одежды которого еще текла вода, он показал им его и спросил:

- А сей кто такой?

Увидав юношу, они пришли в ужас и стояли, как окаменелые: долго они не могли ничего ответить, но, наконец, хотя и против воли, признались в своем злодеянии и рассказали, где они скрыли найденное золото. Тогда игумен послал более верных братий, и они принесли найденное золото в монастырь. Слух об этом чудесном событии прошел по всей святой горе: иноки со всех монастырей сошлись, чтобы видеть преславное чудо. Составив собор, они переименовали ту церковь во имя святого архистратига Михаила, а во имя святителя Николая Чудотворца выстроили другую церковь. Тех двух лукавых убийц прокляли и выгнали из обители, третьего же инока, который не соглашался на потопление отрока и отказался от злодеяния, признали невиновным. Избавленный от потопления отрок облекся в иноческий образ и стал добрым подвижником и строгим иноком. После этого игумен на принесенное ему золото благолепно украсил церковь и выстроил вновь весьма красивый притвор; камень же, с которым юноша был выброшен в море, был вложен в стену, чтобы было известно всем явленное чудо. Когда игумен преставился, то вместо него был поставлен игуменом избавившийся от потопления инок. Прожив богоугодно, и он перешел ко Господу, носимый руками святого архистратига Михаила, как прежде перенесен был им же из моря в церковь.

За все сие прославим Отца, Сына и Святого Духа и возвеличим во веки святого архистратига Михаила.

 

Тропарь, глас 4-й Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы; сохраняюще нас припадающих прилежно и вопиющих: от бед избавите нас, яко чиноначальницы вышних сил. Кондак, глас 2-й Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко безплотных Архистратизи.

 


1 Колоссы - город в юго-западной части Фригии. В 10-й год царствования Нерона (64-й г. по Рождеству Христову) Колоссы были разрушены землетрясением; после снова были выстроены, но уже никогда не достигали прежней славы. Впоследствии город назывался Хони. Одно из посланий апостола Павла написано к жителям этого города.

2 Чудотворный источник Силоамский в Иерусалиме упоминается в Святом Писании: Ин. 9, 7-11; Лк. 13, 4.

3 Ефес - торговый город в Малой Азии. Прежде апостола Иоанна здесь проповедовал Евангелие святой апостол Павел; одно из его посланий написано к жителям этого города.

4 Лаодикия - главный город Фригии, упоминается в Апокалипсисе.

5 Вретище - одежда, изготовленная из грубого волоса или дерюги, следовательно, очень жесткая.

6 Стадия - мера длины у греков, равная около 180 м.

7 Екклисиарх (с греч. начальник храма) обязан был наблюдать за церковным зданием и чистотой в нем

 
Комментарии
Всего комментариев: 3
2011/09/19, 17:05:50
Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы первый во ангелах предстоятелю, рода же человеческого приставниче и хранителю, сокрушивый с воинствы своими главу прегордого денницы на небеси и посрамляяй выну злобу и коварства его на земли! К тебе прибегаем с верою и тебе молимся с любовию: буди щит несокрушим и забрало твердо святей Церкви и православному Отечествию нашему,ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг видимых и невидимых. Не остави же , о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим о нас, прославляющих днесь святое имя твое: се бо, аще и многогрешнии есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленными быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом лица Божия, иже выну сияет на молниевиднем челе твоем, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, еже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да, утвердившеся в законе Господнем, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотением плоти, увлекающиеся, по подобию немысленных детей, скорогибнующими красотами мира сего, яко ради тленнаго и земнаго безумие забывати вечная и небесная. Над всеми же сими испроси нам свыше дух истинного покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго живота нашего иждивем не во угождении чувств и работе страстем нашим, но во изглаждении зол, содеянных нами, слезами веры и сокрушения сердечного,подвигами чистоты и святыми делами милосердия. Егда же приблизится час скончания нашего, освобождения от уз бренного сего телесе, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных, обыкших преграждати душе человечестей восход в горняя, да, охраняемые тобою, безпредкновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и, сподобльшеся узрети пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего, падше со слезами у ног Его, в радости и умилении воскликнем: Слава Тебе, дражайший Искупителю наш, иже за премногую любовь Твою к нам, недостойным, благоволил еси послати ангелы Твоя в служение спасению нашему! Аминь.
раба Божия Марина
2011/09/19, 15:40:03
Великий и грозный страже Архистратиже Михаиле, огненным мечем посекаяй все хотения врага рода человеческого и всех приспешников его, хотящих погубити меня и мою семью! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Марина
2011/09/19, 09:29:50
Тропарь Архистратигу Михаилу, глас 4

Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами oградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил.


Кондак Архистратигу Михаилу, глас 2

Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко безплотных Архистратиг.
Инкогнито
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.01949405670166 сек.