Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Тропарь,Глас 4 Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, ко славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякаго зла избави, яко един всесилен и Человеколюбец. ...
На главную Новости Роль отцовства в XXI веке
Роль отцовства в XXI веке
10/03/2011 09:00:54

Чтобы осознать роль отцовства в 21 веке, нам необходимо понять, какой была роль отцовства вообще, и что могло произойти такого, чтобы нам пришлось сегодня переосмыслять эту роль.
Не вдаваясь в исторические подробности, давайте попробуем осмыслить хотя бы 20 век в России. Начался он с того, что Россия была аграрной страной, потом были военный коммунизм и коллективизм, период индустриализации, застой, пятилетки, развал СССР, первичное накопление капитала и наконец, современный период, более точное название которому придумают потомки.
Что же происходило с отцовством в это время? И даже еще более широко, что же происходило с институтом семьи?
Возьмем первую половину века: будущее семьи определяется количеством детей. Чем детей больше, тем крепче семья. Больше рабочих рук, больше вероятность, что кто-то выживет и пройдет через эти страшнейшие годы (две Мировые войны, революция и ее последствия, репрессии и т.д.). В начале века население России увеличивалось на 1 млн. человек в год, и это несмотря на бедность, высокую смертность при родах и т.д. До 60-х годов прирост составлял около 2 млн. человек в год, после 60-х – уже около 1 млн. человек в год, и к концу 1980-х прирост сменился убылью.
Что интересно, еще поколение 50-60-х, росло в большинстве своем в многодетных семьях, потому что дети представляли собой будущее не только как лозунг, но и реальное будущее для родителей. Надо признать, что дети были вполне неприхотливы: ходить босиком не считалось совсем уж непрестижным, главное – было где ходить; одежда была простой и долговечной, игрушки придумывали сами из подручных материалов.
Но вот что-то стало происходить примерно с середины 60-х. Во-первых, образ мысли стал меняться, во-вторых, появился распространенный доныне стереотип, что достаточно иметь 1-2 детей, чтобы воспроизвести самое себя.
Николас Эберстадт, экономист и демограф, выдвинул интересную гипотезу о том, что в 1960-х люди в СССР разуверились в идее коммунизма и перестали смотреть в будущее с тем оптимизмом, которым был еще заражен послевоенный период[1]. Пессимизм же и депрессивное состояние, как уже почти доказано, приводят к более быстрому угасанию жизненных сил. С точки зрения православной аскетики, это называется унынием и отчаянием, которые являются смертными грехами (в прямом и переносном смысле). Смертность в России стала постепенно расти, а рождаемость постепенно падать (если все плохо, и перспективы туманны, зачем же рожать детей). Начало 90-х положило начало «русскому кресту» - смертность превысила рождаемость. Такая ситуация продолжается до сих пор.
Кроме того, важным фактором в изменении института семьи стала форма жизни населения – 20 век – это век переселения в города. Если в 1926 г. доля горожан в населении СССР составляла 18 % (на уровне 1913 г.), то с началом индустриализации и коллективизации начался ее неуклонный рост: в 1940 г. — 33 %. На конец 1991 года, городское население составляло 74%[2].
Изменение образа жизни привело к тому, что дети вместо помощников стали превращаться в нахлебников, ведь их на завод или фабрику не возьмешь, да и мама не может работать, пока ребенок не подрастет. А потом еще надо дать образование. Так воспитание детей постепенно стало не самой желанной прерогативой матери.
С уменьшением количества детей и изменением образа жизни, стала меняться и роль отца. Если в многодетной сельской семье роль отца – главы семьи и трудового наставника была просто жизненно необходима, то в городской семье с одним-двумя детьми либерализм в худшем смысле этого слова стал процветать, да и профессию свою ребенку не передашь – пусть выучится сначала. Начал происходить разрыв между поколениями.
Здесь надо отметить, что многодетная сельская семья была основной в истории человечества, и только вторая половина 20 века привела к глобальной урбанизации. Речь идет, конечно, о «цивилизованных» обществах.
Конечно, помимо урбанизации и всеобщего пессимизма, есть масса других проблем, но эти две:
•    довольно редко обсуждаемые,
•    продолжающиеся до сих пор,
•    и, на наш взгляд, одни из самых глубинных.
Папа в урбанистическом обществе стал добытчиком денег для пропитания семьи. Мама стала воспитательницей и домохозяйкой, а чаще всего еще и сама где-то работала. По вечерам – отдых после рабочего дня, по выходным – отдых после рабочей недели. Места для детей становилось все меньше.
К началу 21 века сложилась довольно сложная ситуация.
На круглом столе , который проходил в г.Семенове Нижегородской области и был посвящен роли института отцовства в современной России, нам удалось сформулировать ряд причин, которые привели в 21 веке к кризису института отцовства как такового и семьи – как следствие[3]:
1.    Безответственность мужчин;
2.    Эгоизм, жизнь для себя, пользование другими;
3.    Различные зависимости: алкогольная, наркотическая, зависимость от телевизора, компьютера и т.д.;
4.    Малое количество настоящих личностей среди мужчин, безволие;
5.    Отсутствие традиции отцовства, семейных традиций, детского опыта заботы о братьях и сестрах;
6.    Разрушительные стереотипы, бытующие среди людей: «отец должен носить в семью деньги, мать – воспитывать», «достаточного одного ребенка, два – уже совсем хорошо, три – это подвиг», «пусть молодые сначала поживут, потом уж поженятся», «надо сначала пожить для себя, потом уже заводить детей», «надо сначала встать на ноги, а потом уже рожать», «лучше сделать аборт, чтобы другим детям жилось лучше» и другие.
Люди в России, и отцы особенно, еще пока привыкли, что за них «кто-то» должен «что-то сделать». Сколько еще нужно лет, чтобы осознать, что делать надо нам самим, и самим нести ответственность.
И корни всех этих проблем – в бездуховности людей, в потере веры в Бога. Ведь если Бога нет в нашей жизни, все дозволено, мы никому ничем не обязаны.
Начало 21 века столкнуло нас еще с двумя глобальными вызовами – тотальной информатизацией общества и разрушением традиционности как таковой.
1. Информатизация разрывает родственные связи, создавая массу других. Потребность человека в общении и понимании стала реализовываться с помощью социальных сетей и разного рода коммуникаторов (ICQ, Skype и т.д.). Выход интернета на мобильные устройства еще более усугубил ситуацию. Мы можем дружить и разговаривать с людьми, которых никогда не видели, и не замечать тех, кто находится в метре от нас. Современный человек тонет в нахлынувшем цунами информации, и мало кто научился в нем маневрировать, - отсеивать ложное, субъективное, да и просто ненужное.
Мы все больше теряем обычное человеческое общение друг с другом. Даже физически находясь дома, члены семьи могут быть мыслями где-то очень далеко – кто-то общаться с одноклассниками, кто-то – с друзьями из другой страны, кто-то просто читать о жизни плохо знакомых ему людей. Дети все чаще погружаются с головой в мультики или игры, а этот мир засасывает их.
2. Разрушение традиционности разрывает нашу связь с предыдущими поколениями, а, следовательно, лишает их опыта и заставляет раз за разом наступать на разбросанные вокруг грабли. Народ, не имеющий памяти, подобен младенцу.
Но это были страшилки, давайте попробуем найти положительное решение проблемы.
Каким должен быть отец в 21 веке? Как он может отреагировать на происходящее вокруг?
Защитить семью от цунами невозможно – нельзя полностью изолироваться от окружающего мира, он все равно настигнет.
Наверное, надо учиться лавировать, и чем дальше – тем быстрее. Если отец еще недавно мог защитить ребенка от плохого дяди на улице, и убрать от него плохую книжку, то сейчас, когда уже в пять лет ребенок легко управляется с компьютером, и может нахвататься оттуда всякой гадости, отец, не владеющий компьютерными технологиями, не сможет защитить своего ребенка… А простым запретом тут не поможешь.
Мы можем констатировать тот факт, что роль отца в современных условиях изменилась значительно. Возможность возврата к классической модели семьи представляется все более сомнительной. Люди в городах живут не в том ритме.
Отец, чтобы оставаться главой семьи, должен научиться создавать свой авторитет самостоятельно, поскольку ни традиция, ни общество, сейчас такой авторитет создать не могут.
Самое дорогое, что есть у нас, самый ограниченный ресурс – это наше время. Именно поэтому оно так ценно. Это самый дорогой подарок, который могут отцы подарить своим детям. Ни игрушки, ни компьютеры, ни роботы, ничто внешнее не в состоянии это заменить. Сколько всего можно сделать вместе! И ведь именно в процессе совместных:
•    Сотворчества,
•    Познания мира (гуляния в парке, походов, музеев, встреч и бесед с интересными людьми),
•    Занятия спортом,
•    Молитвы,
•    Чтения
•    И т.д.

Отец и ребенок становятся по-настоящему близкими людьми. Три года назад, когда начал свою деятельность журнал для настоящих пап «Батя», мы осознали это с особенной четкостью, и решили помочь отцам быть вместе с детьми, дать им инструмент.
В окончании данного доклада, наверное, уместно будет вспомнить притчу из Нагорной проповеди Христа о домах, один из которых был построен на камне, а другой – на песке. Если отцы будут строить свою жизнь и жизнь своей семьи на камне веры, тогда никакое информационное цунами и никакая урбанизация нам не страшны.
Вечные ценности, они потому и вечные, что являются незыблемыми и основаны на Божественных законах.
Отец семейства, независимо отформу устройства мира и быта вокруг, призван являть собой образ Христа по отношению к жене и детям. И являть его, прежде всего, не в том, чтобы требовать послушания и уважения, а в том, чтобы получить их добровольно. Для этого надо много работать над собой, быть примером, за которым хотелось бы следовать. И еще надо учиться адекватно отвечать на вызовы времени.
Как изменить ситуацию в стране в целом пока не известно, и в рамках данного доклада мы затронули только одну проблему из множества, но если каждый из нас поймет, куда стремиться, и станет примером для окружающих, наверное, тогда слова превратятся в дела.
Закончить можно, перефразируя президента Кеннеди: не спрашивайте, что могут сделать для меня, спросите, что я сам могу сделать?

http://rusbatya.ru/i

 

___________________________________

[1] Почему умирают русские. Журнал «Сноб» №6-2009.

[2]Энциклопедия Кирилла и Мефодия

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
© Vinchi Group
1998-2023


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.052803993225098 сек.