11/03/2011 18:03:20 В Синаксаре службы говорится о событиях, происходивших в Константинополе при императоре Юлиане Отступнике (361-363). Желая досадить христианам, он повелел осквернить идоложертвенной кровью пищу, продаваемую на столичных рынках; таким образом постившиеся всю первую седмицу Великого Поста христиане невольно стали бы жертвой языческих скверн. Но Господь "архиерею Евдоксию, аще и неправому и неправославному бывающу, посылает великаго Своего страстотерпца Феодора, от тиронскаго чина, Тирона именуема" [1]. Явившийся в чудесном явлении святой мученик повелел не покупать продукты, но готовить коливо, "сице бо мы во Евхаитех глаголати обыкохом" [2]. Благодаря этому верующий народ был избавлен "невредимо от врага и преступника коварства" [3]. Это событие отмечается ежегодно на первой седмице Великого Поста. "Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем" [4]. Так, наряду с минейной памятью мученика Тирона появилась в православном календаре также и триодная память ему.
Мученик Феодор Тирон пострадал при императорах Максимиане и Максимине, служа воином в г. Амасии в Малой Азии. Он воспротивился повелению вкусить идоложертвенную пищу, за что принял мученическую кончину 17 февраля 306 года и был погребен в Евхаитах Амасийских. Его именование тирон в отличие, например, от стратилата, означает "молодой воин" [5], то есть новобранец. Будучи новобранцем как солдат, он явил себя адамантом Христовой веры. Прошло немного времени после его мученической кончины — и христианство стало дозволенной и негонимой религией, а на политической карте мира того времени появилось новое государство — Византия. Когда к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник, который решил осквернить пищу, то Господь через святого мученика защитил христиан, не подозревавших об ожидавшем их коварстве. 
В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество, смысл которого, как нам представляется, заключается в следующем. В 362 году Пасха была 31 марта [6], а первое воскресение Великого Поста пришлось на 17 февраля, когда Церковь отмечает память мученической кончины мученика Феодора Тирона. Таким образом, святой мученик явился Предстоятелю Византийской Церкви с предупреждением верующим людям о грозящем им бедствии в день своей памяти. Эта особенность наталкивает на некоторые размышления. У христианина бывает три рождения: пришествие в этот мир, рождение свыше водою и духом через Крещение (Ин 3:3-5) и кончина — как рождение в вечную жизнь. Существуют различные формы почитания святых: мы чтим святых, имена которых мы носим; обращаемся за помощью к святым, которые имеют особую благодать помогать в определенных обстоятельствах; наконец, чтим тех святых, в дни памяти которых произошли важнейшие события [7]. Можно привести примеры особенного почитания святых, в день памяти которых совершилось важное событие. Это явление неоднократно подчеркивается в житии благоверного князя Довмонта Псковского (†1299; пам. 20 мая). Так, например, об одной его победе говорится, что она свершилась "пособием Святыа Троици, и славнаго великаго воина Георгиа, и молитвою благовернаго князя Всеволода, месяца априля в 23 день, на память святого славнаго мученика Христова Георгиа. И възвратишася с радостию великою въ град во Псков, и бысть радость и веселие въ граде во Пскове о пособии Святыа Троица и святого воина Христова мученика Георгиа" [8]. Интересен еще один пример. В 1825 году Пречистая Дева явилась преподобному Серафиму (†1833; пам. 2 янв.), пребывавшему в затворе, и повелела ему выйти из него и принимать людей. Это произошло 25 ноября, в день памяти святителей Петра Александрийского и Климента Римского, которые и сопровождали Богоматерь во время Ее чудесного явления святому подвижнику [9]. Эти два события из русской истории, относящиеся к XIII и XIX векам, свидетельствуют о почитании в земной Церкви святых, в день памяти которых произошло важное событие; знаменателен этот день также и в Церкви небесной. Подобным образом и мученик Феодор Тирон в день своей памяти явил милость христианам, которым грозило поругание.
Описываемое нами событие IV века можно представить так. Цесарь Юлиан, племянник императора Константина (†337; пам. 21 мая), выступил из Галлии во главе мятежных легионов как узурпатор власти, но в связи с последовавшей вскоре смертью Констанция "11 декабря 361 г. Юлиан вступил в Константинополь как прямой и законный наследник римских императоров" [10]. Симпатизируя язычеству, он явился отступником от Православия и вошел в историю с именем Отступник. С наступлением Великого Поста он решил надругаться над верой христиан, сделав распоряжение окропить идоложертвенной кровью продукты, которые будут покупать христиане [11]. Это распоряжение было приурочено к началу Великого Поста, "понеже бо сию неделю первую христиане благочестно почитают и тщется сохранятисе от скверни и чисти быти паче инех дний постных" [12]. Христиане же, проходя время поста, были предупреждены чудесно явившимся святым мучеником о необходимости избегать покупок продуктов в эти дни, что произошло в первое воскресение Великого Поста, в день его памяти. Таким образом верующие христиане не были посрамлены в своем уповании. Понятно поэтому, почему перед своей гибелью 26 июня 363 года во время битвы с персами близ Ктесифона Юлиан воскликнул: "Ты победил меня, Галилеянин".
О явлении мученика Феодора Тирона Константинопольский Патриарх Нектарий (381-397) говорит в своем слове [13], которое сохранилось в древнем переводе. Первосвятитель обращает внимание на значение имени святого (Феодор — Божий дар), "иже вьистину Божий дар на спасение наше и веры" [14]. Автор говорит: "Тем же на всяко лето оттоле даже и до днешняго дне, яже о чюдеси приснопаметного мученика Феодора паметь вьсемь верным поставише благочестно почитати, рекше еже мы ныня творим праздник, еже ради сице нам бысть мученик теплый помощник и от злочестивые веры злочестнаго советы потребление" [15]. 
Триодное поминовение мученика Феодора знаменовало собой торжество Православия над коварством язычества. В IX веке в первое великопостное воскресение стали отмечать победу Православия над иконоборчеством [16], а память мученика Феодора была перенесена на предыдущий день, однако идея первого великопостного воскресения сохранилась — это Торжество Православия. В этом, можно сказать, исполнялось обетование Христа, Который учил: Егда же поститеся, не будите якоже лицемери сетующе Ты же постяся помажи главу твою и лице твое умый, яко да не явишися человеком постяся (Мф 6:16-18).
Явление святого мученика прославляется в песнопениях Триоди. В стихирах на Господи воззвах мученику Феодору говорится: Радуйся страстотерпче непобедимый, прещения мучителей на земли разоривый [17]. "От скверных жертв оскверенными брашны окушашеся осквернити: но ты онаго ухищрение мудрейшим разрушил еси умышлением, во сне предстал еси тогдашнему архиерею и глубокое разума открывая и безместное начинание являя" [18]. Канон, читаемый на молебне после Литургии Преждеосвященных Даров, имеет следующее надписание: "Творение Иоанна Дамаскина, егоже краестрочие: Божиих тя пою даров тезоимените" [19]. В нем преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 789; пам. 4 дек.) прославляет мученический подвиг святого Феодора Тирона [20]. На субботней утрени в Триоди помещены два канона. Первый имеет следующее надписание: "Канон, его же краестрочие: Тирон преславный, слава первей субботе. В первых же тропарех канона иное краегранесие. Канон творение Иоанна, митрополита Евхаитского" [21]. Второй канон имеет более краткое надписание: "Иный канон того же Евхаитского". Таким образом, иерарх-гимнограф святитель Иоанн Евхаитский († ок. 1095) подвизался на кафедре в городе, где в начале IV века пострадал мученик Феодор [22]. В канонах прославляется значение имени мученика Феодора, его мученическое страдание, а также избавление от совета нечестивейшаго. "От вышних помощник посылается яко скорее на землю, страстотерпец Феодор, и пастыреначальнику является, разрешение научая беззаконного совета" [23]. "Коль сладкое, и великое, и радостное нынешнее торжество! Еже мучеников нам доблейший и превелий ныне вообрази, единем чудесем от нечистых чистыя люди Христовы совершив" [24]. 
Явление мученика Феодора при Юлиане Отступнике, несомненно, способствовало распространению его почитания [25]. Память Феодора Тирона — хронологически первая триодная память святого, и она открывала первое воскресение Великого Поста [26]. Его память определяет именование первой седмицы Великого Поста, которую на Руси в древности иногда называли Федоровой неделей. В зависимости от года минейная и триодная памяти мученика Феодора Тирона могут расходиться или сходиться, иногда совпадая.
Слово мученику Феодору Константинопольский Патриарх Нектарий заканчивает следующими словами: "Мы же мученику с сими победную песнь воспоим и чюдеси присно обнавляти паметь сами приносеще добропобедному мученику Феодору верно возопиим: О мучеником светлость и святим красота; о Божий дар воистину; о хранителю и предпособниче верным неотступниче. Не забывай нас убогых и смереных, но всегда присно молитисе не престай о нас, пречюдне, ни пакы иже повсегда мысльнаго душам нашим Иулияна, иже тогда и ныня злоначелнаго врага борущаго нас, да не презриши, пречестне" [27].
Архимандрит Макарий (Веретенников)
- Триодь постная. М., 1974. Л. 139 об. О Патриархе Евдоксии (360-370), стороннике арианства, см.: Православная богословская энциклопедия. Т. 5: Донская епархия — ифика. Пг., 1904. Стб. 195-196. ^
- Триодь постная. Л. 139 об. ^
- Там же. ^
- Там же. ^
- Священник Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 719. ^
- Год спустя, в 363 году Пасха была 20 апреля. Эту же дату, 362 год, приводит и протоиерей Г. Дебольский; см. Протоиерей Г. Дебольский. Дни Богослужения Православной Церкви. Т. 2. М., 1996. С. 75. ^
- Некоторые примеры такой формы благочестия см. Игумен Макарий. Берестяные грамоты как источник русской церковной истории (К постановке вопроса ) // Богословские Труды. Сб. 24. М., 1983. С. 314. ^
- Охотникова В.И. Повесть о Довмонте. Исследование и тексты. Л., 1985. С. 198; Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века. М., 1981. С. 55. ^
- Архимандрит Серафим (Чичагов). Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. С. 178-179. ^
- Успенский Ф.И. История Византийской империи VI-IX вв. М., 1996. С. 75. ^
- Судя по всему, данное намерение императора-отступника носило не локальный характер, а простиралось также и за пределы Константинополя; см. Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 128-129. ^
- П[етровск]ий М. [П.] Сказание Константинопольского Патриарха Нектария о Феодоре Тироне (По сербской рукописи XV века) // Православный собеседник. 1886. № 11. С. 249. ^
- Правда, он называет другой день явления мученика: "И абие суботе приспевши христиане уведевше, яко хытрости яростнаго раздрушишесе, благодарственную песнь добропобедному мученику Феодору приложисмо". — П[етровск]ий М. [П.] Сказание Константинопольского Патриарха Нектария… С. 253. Древнерусское житие мученика Феодора Тирона, изданное по рукописи из "румянцевского Торжественника начала XVI в. № 436. Л. 177-184" см.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбородко. Вып. 3: Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А.Н. Пыпиевым. СПб., 1862. С. 143-145. ^
- П[етровск]ий М. [П.] Сказание Константинопольского Патриарха Нектария… С. 250. ^
- Там же. С. 253. ^
- Первое празднование Торжества Православия было 11 марта 843 года; см. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 526. ^
- 1-я стихира на Господи воззвах в пяток 1-й седмицы // Триодь постная. М., 1974. Л. 129 об. ^
- Славник на Господи воззвах // Триодь постная. Л. 130. ^
- Триодь постная. Л. 132. Значение имени Феодор подчеркивается также в седальне на Утрени. — Там же. Л. 135 об. ^
- Аналогичным образом песнопения минейной службы на 17 февраля прославляют мученический подвиг святого, ничего не говоря о его избавлении верных от юлианова коварства; см.: Минея Февраль. М., Изд. Московской Патриархии, 1994. С. 565-572. Имя автора канона в надписании не названо, отмеченный акростих читается так: Призывающия тя спасай, всеблаженне. — Там же. С. 567. ^
- Триодь постная. Л. 135 об. ^
- Он же является автором различных канонов, среди которых отметим канон в службе трем святителям — Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, которые явились митрополиту Иоанну Евхаитскому, и вскоре им была установлена общая память. Им же было написано три слова, посвященные мученику Феодору Тирону. О митрополите Иоанне Евхаитском см. Филарет архиепископ Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. Изд. 3. СПб., 1902. С. 322-336; Он же. Историческое учение об отцах Церкви. М., 1996. С. 321-324. ^
- Славник 5-й песни канона на утрени // Триодь постная. Л. 138. ^
- 2-й тропарь 7-й песни канона на утрени // Триодь постная. Л. 140. ^
- Таким образом, как справедливо отмечает архиепископ Сергий, память мученика Феодора не отмечена "в некоторых древних месяцесловах". — Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока. Т. 3: Святой Восток. М., 1997. Ч. 2 и 3. С. 75. ^
- Второе воскресение Великого Поста посвящено памяти святителя Григория Паламы († ок. 1360; пам. 14 нояб.), третье — Кресту Христову; четвертое — преподобному Иоанну Лествичнику (†649; пам. 30 марта); пятое — преподобной Марии Египетской (†522; пам. 1 апр.). ^
- П[етровск]ий М.[П.] Сказание Константинопольского Патриарха Нектария… С. 260-261. ^
|