Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, ...
На главную Новости Страх во спасение?
Страх во спасение?
11/03/2011 18:01:08

Можно по-разному от них защищаться: плевать на всё или быть ко всему готовым – сразу и к сосулькам, и к пенсиям.

Еще можно верить, мне это ближе. Православие в России все же больше, чем короткое слово «вера», – это образ мыслей, атмосфера и история, это способ жить. Но почему даже в этом моем убежище есть страшные истории? Я хочу сказать не о страхе Божьем, как всеобъемлющем понятии, и не рискую начинать разговор о теодицее. Я о преданиях, простых и доходчивых историях, повествующих о внезапной и жестокой каре за прегрешения. Как правило, это что-то незначительное (может быть, так только кажется?). Во многих историях речь идет или о случайном эмоциональном порыве, или о незначительном поступке. «Жила-была девочка, однажды она взяла без спроса яблочко, и ее… поразило молнией». Конечно, я утрирую, но многие православные истории по молниеносности и тяжести кары даже превосходят эту придуманную страшилку. Широко разрекламированный пример – экранизированная в 2009-м история несчастной Зои из Самары. Фильм Александра Прошкина «Чудо» пользовался популярностью, да и сам случай Зоиного окаменения в России известен. А в Турции на экскурсии в городке Демре (рядом с которым расположены развалины города Миры Ликийские, где жил и проповедовал святой Николай) о трагедии Зои из Самары туристам любят рассказывать экскурсоводы.

Произошедшая с Зоей беда особенно задевает относительной близостью событий. Россия, 50-е годы прошлого века, девушка отмечает праздник с друзьями. Несчастную Зою никто не приглашает танцевать, и тогда безбожница-комсомолка хватает из красного угла икону Николая Чудотворца. Русские – люди боязливые, такой менталитет, танцевать с иконой вряд ли решится даже закоренелый атеист, но девушка в каком-то своем порыве танцует. И застывает на месте.

Фильм про окаменевшую Зою и переполох, вызванный этим чудом в коммунистическом мирке Самары, по западным меркам, наверное, можно назвать мистическим триллером. По методу воздействия на сознание – это, однозначно, трагедия. Глупую девушку жалко, трогать иконы страшно. Именно такое чувство остается в послевкусии всей этой истории. Был бы это единственный пример, о нем можно было бы забыть, оставив в багаже поучительный подтекст. В конце концов, Православие слишком глубоко и всеобъемлюще, чтобы зацикливаться на одной истории. Но зачем они вообще? Откуда берутся? В чем их смысл, если в остатке – тупой, холодящий страх и тревога?

Недавно друг привез мне с Кипра небольшую икону Божией Матери «Милостивая» (Киккская). Рассказал, что в церкви, где находится святыня, лик закрыт, видна только тонкая полоска. Считается, что образ написан святым апостолом Лукой. В закрытом состоянии его держат давно. «Лики Богоматери и Богомладенца на иконе «Милостивая» (Киккская) по установленному в древности обычаю закрыты от взора людей плотным покровом, который никогда не снимается. Даже когда монахи меняют покров по ветхости, они выносят образ из храма, поднимая и обращая его к небу. Тот, кто осмелится приоткрыть пелену — может ослепнуть, по сохранившемуся на острове Кипре преданию», – такую информацию об иконе можно найти в Интернете. В самой церкви, где находится икона, другу рассказывали предание о неком императоре, который осмелился открыть завесу и моментально ослеп. Почему именно ослеп? Ну, например, поразило бы его громом. «Стоял как громом пораженный…» – для предания вполне эффектно. Нет, именно ослеп. К этому преданию, как и к прочим, можно относиться по-разному. Но монахи Киккского монастыря в него, вероятно, верят, раз поднимают лик к небу. Боятся ослепнуть? То есть каждый из них держит где-то в душе, что ему есть за что ослепнуть? Наверное, это можно оправдать идеей страха Божьего, который должен жить в душе каждого как следствие постоянного осознания собственной греховности. Не знаю, как с этим у киприотов, а у русских недостатка в постоянном страхе нет. Как-то услышала в автобусе вздохи двух женщин: «К хорошему не привыкли, а к плохому не привыкать!» – в этой постоянной готовности к плохому живут многие в нашей стране. Но нужно ли подпитывать это чувство, усиливать его?

Наталья Зайцева

Радость жизни с Богом

Мне кажется, что страх автора вопроса происходит от малого доверия Богу. Конечно, в Священном Писании мы читаем: «начало премудрости – страх Господень» (Пс. 110, 10). Но псалмопевец имеет в виду не леденящий ужас, не паническую боязнь наказания, а священный трепет, вызванный почитанием и пониманием величия Божества. Да, в русском народе издавна существовала любовь к страшным историям о суровой каре за грех. Но, как правило, это были не официальные жития прославленных Церковью святых, а апокрифические, народные сказания. Возникали они и раньше, и в наши дни не благодаря особой воцерковленности русского народа, а из-за невежества, непонимания сути церковной жизни и от нежелания открыть для себя радость жизни с Богом.

Конечно, можно возразить, что случаи суровой кары за грех часто встречаются и в общепринятом описании жизни того или иного святого, в рассказах о чудотворных иконах. Но надо отдавать себе отчет в том, что житийная литература – особый жанр со своими целями и задачами, со своими приемами и традициями. Не стоит относиться к житию святого, как к сводке криминальных новостей в свежей газете, которые написаны с целью напугать, вызвать эмоциональный шок, а самое главное – повысить таким образом рейтинг издания. В житиях такие примеры приводят с назидательной целью, главное здесь – не напугать читателя или слушателя, а воспитать в нем благоговение.

Автор приводит пример с иконой Божией Матери «Милостивая» (Киккская). Действительно, существует такая традиция на Кипре. Но следует отметить, что такая традиция есть только там. Во всех остальных православных храмах мы можем прикладываться к иконам, взирать на их лики, ведь в этом смысл иконопочитания. Традиция с Киккской иконой является исключением из общего правила. Она призвана воспитать особое почитание образа. И киприоты не смотрят на лик Богородицы из трепетного уважения, высокой степени благоговения и умиления перед Божией Матерью, а не из животного страха за свою жизнь и здоровье.

Не наказание, а урок

Да, действительно бывают случаи, когда Господь сурово наказывает за пренебрежительное отношение к святыне. Но критерием оценки поступка здесь выступает внутреннее, сердечное отношение к Богу, Божией Матери или святым, а не внешнее действие, каким бы незначительным оно ни казалось читателям. Многим известна история, связанная с образом Божией Матери «Скоропослушница», произошедшая в афонской обители Дохиар. Образ располагался на стене, мимо него часто ходили монахи, а чаще всего – трапезарь по имени Нил. Вечером, проходя мимо иконы с дымящейся зажженной лучиной, Нил услышал от нее голос: «На будущее время не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Трапезарь вначале испугался, но потом решил, что эти слова произнес кто-то из братии. Вскоре Нил забыл об этом странном случае и продолжал ходить мимо иконы с зажженной лучиной. Но однажды вечером ему послышался тот же голос: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?!» При этих словах Нил потерял зрение. Трапезарь пал перед иконой на колени и всю ночь, до прихода братии, молил Пречистую о прощении. Когда иноки узнали о происшедшем чуде, то в страхе припали к чудотворной иконе, затеплили пред ней неугасимую лампаду, а новому трапезарю повелели каждый вечер возжигать фимиам и кадить перед иконой.

Со стороны может показаться, что Нил был наказан за мелочь. Но это не так. Рассеянное, пренебрежительное отношение к святыне для монаха не мелочь, а тяжкий проступок. Наказание оказало воспитательное воздействие не только на него, но и на всю братию обители и всех узнавших об этой истории. Не случайно слово «наказание» происходит от слова «наказ» – урок, который помогает человеку исправиться. А монах Нил впоследствии был по молитвам к Богородице исцелен, что, кстати, также является характерной чертой житийных рассказов.

«Маленечко героизма»

Автор вопроса пишет, что боится разных опасностей, которые могут в конечном итоге привести к смерти. Однако надо же отдавать себе отчет в том, что смерть – неизбежный венец жизни каждого человека, странно жить так, будто ее нет вовсе. Но верующий человек понимает, что за порогом жизни и смерти его ожидает вечность. И самый большой страх – остаться в этой вечности без Христа – изгоняет страхи временные.

Человек должен научиться доверять Промыслу Божию, понимать, что даже грипп или сосулька – орудие этого Промысла, и «любящим Бога… все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Понимание конечности своего земного бытия, воспоминание о смерти, как ни странно покажется это мирскому человеку, освобождает от повседневной истерической боязни за свою жизнь и относительное благополучие. Как метко заметил одному из пришедших к нему паломников старец Паисий Святогорец: «Духовной жизни без жертвы быть не может. Помните хоть немножко о том, что существует смерть. И раз нам все равно умирать, не будем слишком себя беречь. Не так, чтобы не беречься во вред здоровью, но и не так, чтобы преклонять колени перед покоем. Я не призываю бросаться в опасные приключения, но надо же, брат ты мой, иметь и маленечко героизма!..»

Игумен Пахомий (Брусков),
настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова

http://www.eparhia-saratov.ru/

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
© Vinchi Group
1998-2023


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.067274808883667 сек.