Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой ...
На главную Новости А спасутся ли православные?
А спасутся ли православные?
22/11/2011 11:33:54

— В ваших лекциях вы утверждали, что с конца XVII века в нашу Церковь вошли латинские ереси. Это правда? Если так, то какая же борьба велась и ведётся с такими лжеучениями?
— Вы не вполне точно передаёте мои слова. Если принять вашу формулировку: «В Церковь вошли ереси!» — то получится, что наша Церковь — еретическая и надо бежать из такой Церкви. Это совершенно неверно. Вошли не ереси, а целый ряд заблуждений обрядового и богословского характера. На бытовом уровне это можно пояснить таким примером: «Мой сосед сломал ногу. Почему? Ясно почему: он греховодник, так ему и надо! А у меня, слава тебе Господи, ножки целы — значит, я праведник!» Оказывается, если у человека в жизни что-то не заладилось, то это за грехи ему наказание! А у меня сейчас всё хорошо — это мне за праведность! Тут мы видим чисто католическое учение, которое идёт от иудейства. Помните, когда Христос сказал: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное» (Мф.19,23), — все были поражены! «Богатому трудно?! Но богатый — значит праведный! Ему за праведность богатство дано. А бедный — значит греховодник!» Вот это учение — грубое учение! грубятина отчаянная! — но оно было воспринято католицизмом. А от католиков потихоньку и к нам переползло — в виде народного заблуждения, но не в виде ереси.
 

 

— Можно ли ходить молиться в армянскую церковь?
— Откуда такие мысли? Если вы армянин по вероисповеданию, то и спрашивать нечего. Если вы православный — с какой стати вы туда пойдёте? Всюду в нашей жизни должна присутствовать определённая дисциплина. Почему, допустим, я сейчас начну креститься двумя перстами? Наше правило говорит: надо тремя, — я и буду тремя. Не потому, что если я перекрещусь двумя, то это будет богохульство. Не богохульство, а акт моей самости! «Церковь велит так, а я сделаю этак!» Зачем ходить в армянскую церковь православному человеку, когда всегда можно пойти в православный храм? Я не знаком с армянским богослужением, не знаю, какая атмосфера в храмах. Боюсь, что наш человек едва ли сможет там молиться. Едва ли. Другая культура, совсем другой характер. Поэтому я не могу понять Митрополита Антония Сурожского, который говорит, что они вместе с Митрополитом Иоанном Ярославским стояли на коленях в буддистском храме и творили молитву Иисусову. Я как прочитал, так и ахнул!.. Это зачем же нужно? На коленях!.. Нет, это ни к чему!.. Это перебор!


— Сейчас модно говорить: «Церковь — лишний посредник между человеком и Богом». Что тут можно возразить?
— Церковь не посредник, а тот учитель, который указывает нам, что делать, как делать, чтобы спастись. Посредник — это тот, кто передаёт от кого-то кому-то. В данном случае это не так. Церковь — это не просто структура, это не просто храм (мы знаем, что очень многие спасались в пустынях и в лесах, вдали от храмов). Церковь — это духовное единство всех, кто стремится в своей жизни осуществить евангельские заповеди. Стремится! А осуществить это стремление непросто. Людям свойственно заблуждаться, и порою эти заблуждения становятся для кого-то правилами. Возьмём католиков. Катарина Сиенская, католическая святая, произносила, обращаясь ко Христу, замечательную формулу: «Соединись со мною браком в вере». Восхитительно! Вы можете себе представить что-то подобное в Православии? А Анжела Блаженная — ещё одна католическая святая? — Вообще какой-то кошмар. «Дух Святой» ей шепчет: «Дочь моя! Возлюбленная моя! Я любил пророков, я любил апостолов, но никого не любил так, как тебя!» Или Франциск Ассизский, который воображал себе страдающего Христа… Слышите, на что обращено внимание? Не на очищение души, не на покаяние, а на сопереживание Христу в Его крестных страданиях! На воображение, на фантазию, на рисование в голове картинок. Да разве Богу нужно это сострадание? Сказано: «Дай Мне сердце твоё чисто», — а не «дай Мне сострадание твоё»!.. Франциск до того довоображал себе эти картинки, что у него стигматы появились, то есть кровавые раны. Если вся жизнь посвящена только воображению страданий Христовых, то человек впадает в дикую прелесть. Так оно и случилось. Ведь знаете, как появились у Франциска стигматы? Он увидел шестикрылого «Серафима», который пронзил его стрелами, и тогда — вот замечательно! — тогда Франциск ощутил себя «совершенно превращённым в Иисуса». Поздравляю! Вот, оказывается, ложная молитва к чему приводит! Ух, как важно уметь молиться! И Церковь здесь не посредник, а учитель, помощник. Задумаемся, чем Православие отличается от католицизма и протестантизма? У католиков для удостоверения истины последним словом является слово римского папы: Roma locute, causa finita («Рим сказал — вопрос решён»). Та же Катарина Сиенская говорила: «Даже если бы папа был сущим диаволом, то и тогда бы я не подняла своей головы против него»!
А протестантизм? Там иначе: «Вы считаете, что Христос — Бог? А я считаю, что Христос — совершенный человек, — таково моё мнение. Вы считаете, что Христос непорочно родился? А я думаю — нет, там была семья». И так далее… Понятие истины исчезло. Вместо истины стало частное мнение.
Для Православия же истиной — вероучительной и нравоучительной — является только то, чему мы находим подтверждение в учении Святых Отцов. Слышите? Не «мне так кажется» и не «этому авторитету так кажется», а «так учит Антоний Великий, Афанасий Великий, Ефрем Сирин…». Они-то отличались от римских пап и протестантских авторитетов тем, что высказывали не своё личное мнение, которое у нас всегда может оказаться ошибочным. Эти люди — святые, чистые сердцем, и мы верим, что их устами говорит Голос Божий. Критерием истины Православия является святоотеческое учение, и поэтому по тем вопросам, по которым есть это учение, мы говорим: «Вот это и есть истина». Там же, где нет (а таких вопросов тоже достаточно много, вы не думайте, — бывало, что и Святые Отцы говорили по-разному), — тут открыто поле для личных размышлений.


— Если человек родился в стране, где преобладают католики или мусульмане, с младенчества воспитывался в неправой вере, но остался добрым, честным человеком, — спасётся ли он?
— То есть спасутся ли честные католики или мусульмане? Я не знаю, спасёмся ли мы с вами — православные!.. Православие — это не льготный пропуск в Рай. А мы думаем: «Я православный! Уже апостол Пётр открывает мне двери Рая! Сейчас зайду туда…» Да нет, постойте…
Записал Павел ГОРЕЛОВ

 
Комментарии
Всего комментариев: 3
2012/01/25, 20:18:11
Спасение достигается только в Православной Церкви.
Все прочие будут судимы, но не достигнут спасения как Богообщения.
Дмитрий
2011/11/25, 23:42:30
На все воля Божия. А наш удел молиться и стараться не грешить.
Помоги Господи!
Клавдия
2011/11/24, 19:25:48
Есть над чем подумать! Может спасутся те у кого чистая душа и сердце...
Любовь
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.023170948028564 сек.