Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляюшии мя, и врази мои, тии ...
На главную Новости 25 октября. Святых мучеников Прова, Тараха и Андроника. Преподобного Космы, еп. Маиу́мского, творца канонов. Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя.
25 октября. Святых мучеников Прова, Тараха и Андроника. Преподобного Космы, еп. Маиу́мского, творца канонов. Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя.
24/10/2023 15:16:58

12 октября по старому стилю / 25 октября по новому стилю
среда
Седмица 21-я по Пятидесятнице. Глас 3.
День постный.
Пища с растительным маслом.

Мчч. Про́ва, Тара́ха и Андрони́ка (304). Прп. Космы, еп. Маиу́мского, творца канонов (ок. 787).
Прп. Амфилохия, игумена Глуши́цкого (1452). Мц. Домни́ки (286). Свт. Марти́на Милостивого, еп. Турского (ок. 400). Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799)*.
Св. Иоанна Летникова исп. (1930); прмч. Лаврентия Левченко (1937); сщмч. Александра Поздеевского пресвитера (1940); свт. Николая исп., митр. Алма-Атинского (1955).
Иерусалимской (48), Ярославской-Смоленской (1642), Рудненской (1687) и Калужской (1812) икон Божией Матери.


Кол., 251 зач., I, 18–23. Лк., 37 зач., VIII, 22–25. Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.

* «12 октября память празднуем иже во святых отца нашего Симеона, Нового Богослова, пренесенную с 12 марта» (Минея-Март. Ч. 1. С. 308).

Тропарь мучеников, глас 5:
Святы́х му́ченик исправле́нием/ Небе́сныя си́лы преудиви́шася,/ я́ко в те́ле сме́ртнем,/ безтеле́снаго врага́ си́лою Креста́,/ подвиза́вшеся до́бре, победи́ша неви́димо,/ и мо́лятся Го́споду// поми́ловатися душа́м на́шим.

Кондак мучеников, глас 2:
Тро́ицы нам сла́ву яви́ша,/ до́блии Христо́вы ору́жницы и му́ченицы,/ с Тара́хом Пров же и Андрони́к:/ обличи́ша бо все мучи́телей безбо́жие,// ве́рою до́блественне страда́льчествовавше.

Тропарь преподобного Космы, глас 8:
Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ архиере́ев богодухнове́нное удобре́ние,/ Космо́ прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобного Космы, глас 8:
Укра́шен доброде́тельми, Космо́ богодухнове́нне,/ Це́ркве Христо́вы украше́ние был еси́:/ пе́сньми бо украси́л еси́ сию́, блаже́нне./ Но моли́ся ко Го́споду/ изба́витися нам от вся́ких ко́зней ра́тника, тебе́ зову́щим:// ра́дуйся, о́тче требога́те.

Тропарь преподобного Симеона, Нового Богослова, глас 3:
Боже́ственное озаре́ние, Симео́не о́тче,/ восприя́в в души́ твое́й,/ свети́ло в ми́ре показа́лся еси́ светле́йшее,/ разгоня́я того́ мракобе́сие/ и всех уверя́я иска́ти, ю́же погуби́ша, благода́ть Ду́ха,/ Его́же приле́жно моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Ин тропарь преподобного Симеона, Нового Богослова, глас 1:
Вне́шния му́дрости пребыва́я неприча́стен,/ Боже́ственныя же преиспо́лнен был еси́ последи́/ и Но́вый Богосло́в вои́стинну все́ми позна́ся, Симео́не./ Сего́ ра́ди твою́ па́мять, о́тче му́дре, почита́юще, тебе́ вопие́м:/ сла́ва тя просла́вльшему Христу́,/ сла́ва тя ди́вна Показа́вшему,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак преподобного Симеона, Нового Богослова, глас 3:
Све́том просвеще́н Трисо́лнечным, Богому́дре,/ Богосло́в яви́лся еси́ Пребоже́ственныя Тро́ицы./ Свы́ше прему́дростию слове́с обогати́вся,/ источи́л еси́ Богому́дрия Боже́ственныя струи́,/ от ни́хже пию́ще, вопие́м:// ра́дуйся, треблаже́нне Симео́не Богонауче́нне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Лк. 8, 22-25). Садясь в лодку, чтоб переплыть на другую сторону озера, думали ли апостолы, что встретят бурю и подвергнут жизнь свою опасности? Между тем, вдруг поднялась буря и они не чаяли уже остаться живыми. Таков путь жизни нашей! Не знаешь, как и откуда налетит беда, могущая уничтожить нас. То воздух, то вода, то огонь, то зверь, то человек, то птица, то дом, словом, всеокружающее вдруг может превратиться в орудие смерти нашей. Отсюда закон: живи так, чтоб каждую минуту быть готовым встретиться со смертью и небоязненно вступить в ее область. Сию минуту жив ты, а кто знает, будешь ли жив в следующую? По этой мысли и держи себя. Делать все делай, что следует по порядкам жизни твоей, но никак не забывай, что можешь тотчас переселиться в страну, откуда нет возврата. Непамятование о сем не отдалит определенного часа, и намеренное изгнание из мысли этого решительного переворота не умалит вечного значения того, что будет с нами после него. Предав жизнь свою и все в руки Божии, час за часом проводи с мыслью, что каждый из них час последний. В жизни от этого умалится число пустых утех, а в смерти неисчетно будет вознаграждено это лишение радостью, которой ничего нет равного в радостях жизни.

Мученики Пров, Тарах и Андроник

Святые мученики Пров, Тарах и Андроник пострадали за Христа в 304 году в городе Тарсе Киликийском. На предложение язычников принести жертву идолам святой Тарах, старый воин, ответил, что он приносит жертву Единому, Истинному Богу в чистом сердце. Видя твердость святых в исповедании истинной веры, проконсул предал их пыткам. "Когда мое тело страдает, - говорил идолопоклонникам святой Пров, - тогда душа моя исцеляется и оживляется". Истязатели изощрялись в мучениях, какие только могла измыслить их злоба, а потом разрубили тела святых на части. Христиане тайно взяли останки мучеников и похоронили.
День памяти: Октябрь 12

Преподобный Косма, епископ Маиумский, творец канонов

Преподобный Косма, епископ Маиумский, творец канонов, родом из Иерусалима, воспитывался родителями преподобного Иоанна Дамаскина вместе с их сыном и получил прекрасное образование. Когда святой Косма достиг совершеннолетия, то поступил в одну из палестинских обителей, где прославился монашескими подвигами. Во время гонения на святые иконы преподобный Косма вместе с преподобным Иоанном выступил в защиту Православия. Они написали много сочинений против иконоборцев. В 743 году Косма был поставлен епископом Маиумским. Преставился он в глубокой старости (+ ок. 787), оставив после себя много канонов на праздничные дни и трипеснцы на четыре дня Страстной седмицы.

Преподобный Амфилохий, игумен Глушицкий

Преподобный Амфилохий, игумен Глушицкий, уже иноком в священническом сане пришел из Устюга к преподобному Дионисию Глушицкому (память 1 июня) в 1417 году. Святой Дионисий, узнав о желании Амфилохия быть подвижником, рассказал о суровости и трудности жизни в его обители, но это не смутило пришельца. Тогда святой Дионисий сказал: «Если хочешь пребывать здесь, то сотворим завет – не разлучаться друг с другом, пока останемся на земле». Амфилохий с радостью согласился и пообещал исполнять устав обители.

Двадцать лет провел преподобный Амфилохий в подвигах поста, молитвы и послушания под руководством преподобного Дионисия, стараясь во всем подражать ему и помогая в трудах по устройству обители. После кончины святого Дионисия преподобный Амфилохий 15 лет был настоятелем Глушицкой обители. Преподобный мирно скончался в 1452 году и был погребен рядом со своим учителем.
Святая мученица Домника пострадала за исповедание христианства в 286 году. Жила Домника в Киликийской области. Страшные истязания претерпела мученица за святую веру. По приказу правителя Лисия ее долго били, жгли огнем. Вся истерзанная, святая Домника была брошена в темницу, где и скончалась.

Святитель Мартин Милостивый, епископ Турский

Святитель Мартин Милостивый, епископ Турский, жил во Франции. Он назван Милостивым за свою благотворительность и попечение о бедных. До принятия монашества Мартин был военачальником при императоре Юлиане Отступнике (361–363) и отличался храбростью. Когда варвары напали на империю, по приказу императора святой Мартин со своим отрядом вышел из города, чтобы сразиться с ними. Встретив на дороге нищего, он отдал ему свою одежду. Ночью святому явился Господь Иисус Христос и пообещал победу над неприятелем, что вскоре и свершилось. Император торжественно встретил победителя и предложил ему принести жертву идолам в благодарность за одержанную победу. Но святой Мартин сказал, что хочет принести жертву Христу, с помощью которого победил врагов, и стать иноком. Император отпустил святого. Через семь лет подвижнической жизни святой Мартин был поставлен епископом Турским. Святитель Мартин имел дар прозорливости и чудотворений. Скончался он в конце IV века.

Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году. Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Праздник этому событию установлен в 1800 году. По древнему преданию, Филермская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была принесена в Константинополь, где находилась во Влахернском храме. В ХIII веке была взята оттуда крестоносцами и с тех пор хранилась у рыцарей ордена Иоаннитов.

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Господа в Гефсимании (48).
В 463 году образ был перенесен греческим царем Львом Великим в Константинополь. Во Влахернской церкви икона пребывала почти три сотни лет. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. В 988 году икона была принесена в Корсунь и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Когда новгородцы приняли христианство, святой Владимир отправил им этот образ. Иоанн Грозный в 1571 году перенес икону в Московский Успенский собор.

После отечественной войны 1812 года древний Иерусалимский образ Богоматери исчез из Московского Кремля. Существовала легенда о том, что французские солдаты похитили святыню, увезли ее во Францию и установили в соборе Парижской Богоматери. Однако в 1977 году главный инспектор по памятникам истории Франции на запрос о судьбе Иерусалимского образа Пресвятой Богородицы ответил, что такая икона в инвентаре собора не значится.

В Успенском соборе за патриаршим местом вместо подлинника был помещен старинный список чудотворной иконы, находившийся до этого в дворцовой церкви Рождества Богородицы, «что на Сенях». И сегодня в главном соборе Московского Кремля находится точный список с чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери. Древние списки с чудотворной, очень почитаемой в среде русского православного народа иконы находятся в церкви Воскресения на Староиерусалимском подворье, церкви Троицы в Вешняках (г. Москва), в Новом Иерусалиме, г. Бронницах (Московская епархия) и других местах.

На Афоне, в Русике, над царскими вратами соборного Покровского храма также есть чтимый Иерусалимский образ Божией Матери, перед которым накануне Богородичных праздников и в воскресные дни, после вечерни, читается акафист.

Ярославско-Смоленская икона Божией Матери – келейный образ архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Антония. 12 октября 1642 года во время молитвы он услышал от иконы – Смоленской Одигитрии – голос: «Иду, иду в пределы града Ярославля, в новосозданный монастырь во Имя Мое». Архимандрит Антоний послал эту икону с иноком Германом в указанный монастырь, строящийся в лесу, недалеко от Ярославля. Чудотворная икона была поставлена в монастырском храме около алтаря.
Чудотворная Рудненская икона Божией Матери была явлена в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии. В 1689 году местным иереем отцом Василием она была перенесена в Киево-Печерский женский монастырь. С 1712 года образ Пресвятой Богородицы пребывал в Киевском Флоровском монастыре на Подоле после его объединения с Киево-Печерской обителью. В 1920-х годах прошлого столетия чудотворный образ, помещенный в прекрасную ризу, украшенную бриллиантами, исчез; по всей видимости, он был украден из храма. Но сейчас в Вознесенском соборе можно приложиться к списку с чудотворного образа.
Известно довольно много почитаемых списков чудотворной Рудненской иконы Божией Матери. Среди них – древняя, написанная на холсте икона, пребывавшая в храме Покрова Пресвятой Богородицы в заштатном городке Алешках Харьковской области. Предание гласит о том, что принесена она была в Харьковские пределы около 1612 года неким священником Петром Андреевым, который пришел из Подольского края, спасаясь от гонений униатов.

Были известны еще другие списки с Рудненской иконы Божией Матери – в селе Лубны Лубенского уезда Полтавской губернии; в селе Олишевка Козелецкого уезда Черниговской губернии, в некоторых селах Ровенщины, Гродненщины и Витебщины.

Самым известным списком считается образ Пресвятой Богородицы, который находится в московском храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Согласно народному преданию, передававшемуся из уст в уста, приблизительно в середине XIX века икона Божией Матери была обретена крестьянами села Крылатского, которые, придя ранним утром к источнику (и ныне полноводному) в овраге, увидели в траве святой образ. На месте явления образа была воздвигнута часовня во имя обретенной Рудненской иконы, а список с образа был помещен в местный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Известно, что еще до октябрьского переворота 1917 года жители Крылатского заказывали «вскладчину» в день праздника иконы 12 октября Всенощное бдение и Литургию, объезжали со святыней многие храмы Москвы, устраивали длительные крестные ходы.

В 1936 году, во время атеистических гонений на Русскую Православную Церковь, святая Рудненская икона Божией Матери была уничтожена. Однако дореволюционный список с иконы, находившийся в храме, был сохранен местными жителями. Поновленная икона, переданная настоятелю вновь открывшегося в 1989 году храма, заняла в нем подобающее место и прославилась множеством чудес, произошедшими от нее по усердным молитвам прихожан. В 1996 году в честь Рудненской иконы Божией Матери был освящен один из престолов храма.

Многие православные жители Москвы приходят в день празднования Рудненской иконе Божией Матери на источник, освященный некогда явившемся на этом месте чудотворным образом.

Яв­ле­ние Ка­луж­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло в 1748 го­ду в се­ле Тинь­ко­ве, неда­ле­ко от Ка­лу­ги, в до­ме по­ме­щи­ка Ва­си­лия Кон­дра­тье­ви­ча Хит­ро­во. Две слу­жан­ки пе­ре­би­ра­ли на чер­да­ке его до­ма ста­рые ве­щи. Од­на из них, Ев­до­кия, от­ли­чав­ша­я­ся несдер­жан­ным нра­вом, поз­во­ля­ла се­бе рез­кие и да­же непри­стой­ные ре­чи, не об­ра­щая вни­ма­ния на уве­ще­ва­ния сво­ей скром­ной по­дру­ги. Сре­ди про­чих ве­щей они слу­чай­но об­на­ру­жи­ли боль­шой свер­ток су­ро­во­го хол­ста. Раз­вер­нув его, бла­го­че­сти­вая де­вуш­ка уви­де­ла изо­бра­же­ние Жен­щи­ны в тем­ном оде­я­нии с кни­гой в ру­ках. При­няв изо­бра­же­ние за порт­рет мо­на­хи­ни и же­лая об­ра­зу­мить Ев­до­кию, она при­гро­зи­ла ей гне­вом игу­ме­нии. Дерз­кая Ев­до­кия от­ве­ти­ла на сло­ва по­дру­ги бра­нью и, под­дав­шись раз­дра­же­нию, плю­ну­ла на лик. Тот­час же с ней слу­чил­ся при­па­док, и она упа­ла без чувств.

КАЛУЖСКАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ.


Ис­пу­ган­ная по­дру­га рас­ска­за­ла о слу­чив­шем­ся в до­ме. На сле­ду­ю­щую ночь ро­ди­те­лям Ев­до­кии яви­лась Ца­ри­ца Небес­ная и от­кры­ла им, что это над Ней ко­щун­ствен­но сме­я­лась их дочь и по­ве­ле­ла им со­вер­шить мо­ле­бен пе­ред по­ру­ган­ной ико­ной, а боль­ную окро­пить освя­щен­ной на мо­лебне во­дой. По­сле мо­леб­на Ев­до­кия вы­здо­ро­ве­ла.

По­ме­щик Хит­ро­во взял чу­до­твор­ную ико­ну в свой дом, где от нее обиль­но ис­то­ча­лись ис­це­ле­ния при­бе­га­ю­щим к ней с ве­рой. Впо­след­ствии ико­ну с по­че­стя­ми пе­ре­нес­ли в при­ход­скую цер­ковь в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ка­луж­ке. В Ка­лу­гу был от­прав­лен спи­сок со свя­то­го об­ра­за.

Через эту ико­ну Ма­терь Бо­жия не раз про­яв­ля­ла Свое по­кро­ви­тель­ство Рус­ской зем­ле в тя­же­лые для нее вре­ме­на.

Празд­но­ва­ние Ка­луж­ской иконе 2 сен­тяб­ря уста­нов­ле­но в вос­по­ми­на­ние из­бав­ле­ния Ка­лу­ги от чу­мы в 1771 го­ду, ко­гда чу­до­вищ­ная эпи­де­мия бук­валь­но опу­сто­ши­ла го­род – го­ро­жане вы­ми­ра­ли це­лы­ми се­мей­ства­ми. Чу­до­твор­ную ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы то­гда при­нес­ли из се­ла Ка­луж­ки, крест­ным хо­дом обо­шли с нею весь го­род и от­слу­жи­ли все­на­род­ный мо­ле­бен. По­сле это­го чу­ма в го­ро­де пре­кра­ти­лась.

Вто­рое празд­но­ва­ние со­вер­ша­ет­ся 12 ок­тяб­ря, в па­мять спа­се­ния Ка­лу­ги от на­ше­ствия На­по­лео­нов­ских войск в 1812 го­ду. Плен­ные фран­цу­зы сви­де­тель­ство­ва­ли о том, что во вре­мя бо­ев под Ка­лу­гой и Ма­ло­я­ро­слав­цем, ко­гда они тер­пе­ли по­ра­же­ние от рус­ских войск, они ви­де­ли Бо­го­ро­ди­цу, сто­яв­шую на воз­ду­хе в окру­же­нии све­то­нос­ных му­жей.

В 1898 го­ду бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние чу­до­твор­ной Ка­луж­ской иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы 18 июля в бла­го­дар­ность Бо­жи­ей Ма­те­ри за из­бав­ле­ние Ка­лу­ги от хо­ле­ры. В те страш­ные дни по­ста­нов­ле­ни­ем го­род­ской Ду­мы был со­вер­шен крест­ный ход с чу­до­твор­ным об­ра­зом. За­ступ­ни­че­ством Пре­чи­стой го­род был спа­сен.

Празд­но­ва­ние иконе со­вер­ша­ет­ся так­же в пер­вое вос­кре­се­ние Пет­ро­ва по­ста.

В тяж­кие для Пра­во­слав­ной Церк­ви 30-е го­ды XX ве­ка вла­сти за­кры­ли храм в се­ле Ка­луж­ки, сбро­сив ко­ло­ко­ла и кон­фис­ко­вав цер­ков­ные цен­но­сти. Сле­ды чу­до­твор­но­го об­ра­за за­те­ря­лись. Лишь по от­ры­воч­ным све­де­ни­ям пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным про­сле­дить даль­ней­шую ис­то­рию свя­той ико­ны.

Су­ще­ству­ет вер­сия о том, что чу­до­твор­ная Ка­луж­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри пре­бы­ва­ла сна­ча­ла в Тро­иц­ком ка­фед­раль­ном со­бо­ре г. Ка­лу­ги, за­тем бы­ла по­ме­ще­на в мест­ный кра­е­вед­че­ский му­зей, от­ку­да ее и воз­вра­ти­ли Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви уже в по­сле­во­ен­ные го­ды. В на­сто­я­щее вре­мя она на­хо­дит­ся в Свя­то-Ге­ор­ги­ев­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре Ка­лу­ги.

По дру­гой вер­сии, пер­во­на­чаль­ный об­раз был под­ме­нен в то вре­мя, ко­гда с чу­до­твор­ной ико­ны де­ла­лось мно­же­ство спис­ков, под­лин­ник же хра­нил­ся в ар­хео­ло­ги­че­ском му­зее Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ры, от­ку­да и был тор­же­ствен­но пе­ре­дан Ка­луж­ской епар­хии в 1998 го­ду.

Од­на­ко по до­ку­мен­там, най­ден­ным в за­пас­ни­ках об­ласт­но­го кра­е­вед­че­ско­го му­зея о пе­ре­да­че в му­зей сре­ди про­чих пред­ме­тов под­лин­ни­ка Ка­луж­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, ее опи­са­ние и раз­ме­ры не со­от­вет­ству­ют пе­ре­дан­но­му из Лав­ры об­ра­зу. Кро­ме то­го, ико­на бы­ла в до­воль­но вет­хом со­сто­я­нии. Та­ким об­ра­зом, счи­та­ет­ся, что ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (сей­час в Ка­лу­ге их три) – чу­до­твор­ные спис­ки, а сам об­раз еще бу­дет яв­лен пра­во­слав­ным ве­ру­ю­щим Рос­сии.

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2023/10/27, 18:20:11
Спаси нас Боже.
андрей
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 10.106949806213 сек.