Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Тропарь, глас 4-й Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски ...
На главную Новости 24 ноября. Великомученика Ми́ны Котуанского (Фригийского). Блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца. Преподобного Феодора Студита, исповедника.
24 ноября. Великомученика Ми́ны Котуанского (Фригийского). Блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца. Преподобного Феодора Студита, исповедника.
23/11/2023 17:39:41

11 ноября по старому стилю / 24 ноября по новому стилю
пятница
Седмица 25-я по Пятидесятнице. Глас 7.
День постный.
Пища с растительным маслом

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия диакона, Валенси́йского (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).
Прп. Марти́рия Зелене́цкого (XVII). Мч. Стефана Деча́нского, короля Сербского (ок. 1331) (Серб.).
Сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937).


2 Сол., 277 зач., III, 6–18. Лк., 73 зач., XIII, 31–35. Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Мф., 38 зач., X, 32–33, 37–38; XIX, 27–30. Прп.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12*.

* Если совершается служба блж. Максима, то на литургии – чтения дня и блаженного: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.

Тропарь мучеников Мины, Виктора и Викентия, глас 4:
Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Или тропарь, великомученика Мины, глас 4:
Я́ко Безпло́тным собесе́дника/ и страстоте́рпцем единовсе́льника,/ соше́дшеся ве́рою, Ми́но, восхваля́ем тя,/ ми́ра ми́рови испроси́// и душа́м на́шим ве́лия ми́лости.

Кондак великомученика Мины, глас 4:
Во́инства исхити́ привре́меннаго/ и нетле́ннаго показа́ тя Небе́снаго о́бщника,/ страстоте́рпче Ми́но,/ Христо́с, Бог наш,// И́же му́чеников нетле́нный вене́ц.

Тропарь преподобнаго Феодора Студита, глас 8:
Правосла́вия наста́вниче, благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче, мона́шествующих богодухнове́нное удобре́ние,/ Фео́доре прему́дре, уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобнаго Феодора Студита, глас 2:
По́стническое и равноа́нгельное житие́ твое́/ страда́льческими уясни́л еси́ по́двиги/ и А́нгелом совсе́льник, богоблаже́нне, яви́лся еси́, Фео́доре./ С ни́ми Христу́ Бо́гу моля́ся// не преста́й о всех нас.

Тропарь блаженного Максима, глас 5:
Нагото́ю теле́сною и терпе́нием/ обнажи́л еси́ вра́жия кова́рствия,/ облича́я неподо́бное его́ дея́ние,/ зе́льне стражда́ со́лнечный вар/ и ну́ждныя вели́кия сту́дени,/ мра́за и огня́ не чул еси́,/ Бо́жиею по́мощию покрыва́емь,/ Макси́ме прему́дре,/ о ве́рою творя́щих па́мять твою́ че́стно/ и усе́рдно притека́ющих к моще́м твои́м/ моли́ изба́витися от бед// и паде́ния избежа́ти.

Кондак блаженного Максима, глас 2:
Вы́шния красоты́ жела́я,/ ни́жния сла́дости и теле́сная одея́ния в ничто́же вмени́л еси́/ и нестяжа́ние па́че су́етнаго ми́ра возлюби́л еси́./ А́нгельское житие́ проходя́,/ сконча́лся еси́, блаже́нне Макси́ме:// с ни́миже Христа́ моли́ непреста́нно о всех нас.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(2 Фес. 3, 6-18; Лк. 13, 31-35). "Се оставляется дом ваш пуст", сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, затем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда.

Великомученик Мина

Святой великомученик Мина, родом египтянин, был воином и служил в городе Котуане под началом центуриона Фирмилиапа во время царствования императоров Диоклитиана и Максимиана (284–305). Когда соправители начали жесточайшее в истории гонение на христиан, святой не пожелал служить гонителям и, оставив службу, удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. Однажды во время языческого праздника святой пришел в город, в котором раньше служил. В разгар праздничных игрищ, смотреть которые сошелся весь город, раздался обличающий голос угодника Божия, проповедовавшего веру во Христа, Спасителя мира. Перед судом правителя Пирра святой мужественно исповедал свою веру и сказал, что пришел сюда, чтобы обличить всех в злочестии. Святой Мина отверг предложение принести жертву языческим богам, принял жесточайшие муки, после которых был обезглавлен в 304 году. Тело святого мученика приказано было сжечь. Христиане ночью собрали в погасшем костре уцелевшие останки мученика, которые положили в храме его имени, построенном после прекращения гонений на месте страданий и кончины великомученика Мины.

Преподобный Феодор Студит — наставник монахов

Преподобный Феодор Студит родился в 758 году в Константинополе в семье сборщика царских податей Фотина и его супруги Феоктисты, благочестивых христиан. Серьезное и систематическое образование преподобный Феодор получил у лучших риторов, философов и богословов столицы.
В то время в империи широко распространилась ересь иконоборцев, которую поддерживал злочестивый император Константин Копроним (741–775). Взгляды императора-иконоборца и его двора решительно противоречили религиозному чувству Фотина, ревностного сторонника Православия, и он оставил государственную службу. Затем родители святого Феодора, по обоюдному согласию, раздав свое имение бедным, расстались и приняли монашеский постриг. Их сын Феодор вскоре стал широко известен в столице, участвуя в многочисленных тогда диспутах об иконопочитании. Совершенное ораторское искусство, свободное владение терминологией и логикой философов и, самое главное, глубокое знание христианской догматики, буквы и духа Священного Писания неизменно приносили победу в диспутах святому Феодору – ревностному обличителю иконоборческой ереси.
Церковные раздоры умирил VII Вселенский Собор, созванный по инициативе и под покровительством благочестивой императрицы Ирины. Своими установлениями Вселенский Собор как высший авторитет в жизни Церкви навсегда обличил и отверг иконоборчество. Среди отцов Собора был блаженный Платон (память 5 апреля) дядя преподобного Феодора, долгое время подвизавшийся на Олимпе. Старец высокой жизни, блаженный Платон по окончании Собора призвал племянников – Феодора с братьями Иосифом и Евфимием – к иноческой жизни в пустыне. Братья с благодарностью приняли указание опытного в духовной жизни родственника. Оставив Константинополь, они отправились в местечко Сакудиан, недалеко от Олимпа. Уединенность и красота того места, его труднодоступность для людей праздных, понравились старцу и его племянникам, и они решили остаться здесь. Постепенно к храму во имя святого Иоанна Богослова, который построили братья, начали стекаться жаждущие монашеского подвига. Так возник монастырь, игуменом которого стал блаженный Платон. Жизнь инока Феодора была воистину подвижнической. Он трудился на самых тяжелых черных работах. Он строго хранил пост, каждый день исповедовался у своего духовного отца старца Платона, открывая ему все дела и помыслы, тщательно исполнял его советы и наставления. Ежедневно Феодор уделял время духовным размышлениям, предстоял Богу с душой, не замутненной никаким житейским попечением, совершая как бы некое тайное служение Ему. Преподобный Феодор неопустительно читал Священное Писание и святоотеческие творения, среди которых наиболее близки были ему творения святителя Василия Великого. Через несколько лет иноческой жизни, по настоянию духовного отца, преподобный Феодор принял сан пресвитера. Когда блаженный Платон ушел на покой, братия единодушно избрала преподобного Феодора игуменом монастыря. Склоняясь перед желанием своего духовника, преподобный Феодор принял это избрание, но с ним возложил на себя еще большие подвиги. Братию он вразумлял примером своей добродетельной жизни, а также сердечными отеческими поучениями.
Когда император преступил церковные каноны, события внешней жизни нарушили благоговейную тишину монашеских келлий. Преподобный Феодор мужественно разослал по монастырям послания, в которых объявил императора Константина VI (780–797) отлученным от Церкви за разорение Божественных установлений о христианском браке. Преподобного Феодора и десятерых его сподвижников отправили в ссылку в город Солунь. Но и оттуда продолжал звучать обличающий голос преподобного. Святая Ирина, возвратившая себе престол, освободила преподобного Феодора в 796 году, передала ему опустевший при Копрониме Студийский монастырь. Скоро в обители святого собралось около 1000 иноков. Для управления монастырем преподобный Феодор написал устав иноческой жизни, получивший название Студийского. Преподобный Феодор выступал со многими посланиями против иконоборцев. За догматические сочинения, а также написанные им каноны и трипеснцы блаженный Феостирикт назвал преподобного Феодора «пламенным учителем Церкви».
Когда императорский престол захватил Никифор, свергнув благочестивую императрицу Ирину, и грубо нарушил церковные установления, своей властью приобщив к Церкви ранее отлученного пресвитера, преподобный Феодор вновь выступил с обличением императора. После истязаний преподобного вновь отправили в ссылку, где он пробыл более двух лет. Освободил преподобного кроткий и благочестивый император Михаил, сменивший на престоле убитых на войне с варварами Никифора и его сына Ставрикия. Смерть их задолго была предсказана преподобным Феодором.
Чтобы избежать междоусобной брани, император Михаил уступил престол своему военачальнику Льву Армянину. Новый император оказался иконоборцем. Святители и учители Церкви пытались вразумить нечестивого царя, но безуспешно. Лев запретил иконопочитание и отдал на поругание святые иконы. В ответ на такое беззаконие преподобный Феодор совершил с братией крестный ход вокруг монастыря с высоко поднятыми иконами и пением тропаря Нерукотворному образу Спасителя. Император гневно угрожал святому смертью, но преподобный продолжал открыто утверждать верующих в Православии. Тогда император отправил преподобного Феодора и его ученика Николая в ссылку, сначала в Иллирию в крепость Метопу, затем в Анатолию в Бониту. Но из заточения исповедник продолжал борьбу с ересью. Истязаемые палачами, которых посылал в Бониту император, почти лишенные пищи и питья, покрытые язвами, едва живые, Феодор и Николай все переносили с молитвой и благодарением Господу. В Смирне, куда мучеников перевели из Бониты, преподобный исцелил от лютой болезни воеводу – царского племянника и единомышленника, велев ему покаяться в совершенных злодеяниях иконоборчества. Однако тот вновь впал в ересь и умер. Льва Армянина, убитого его же воинами, сменил, хотя и нечестивый, но веротерпимый император Михаил II Травлий. Новый император освободил из заточения всех православных отцов и исповедников, однако запретил иконопочитание в столице. Преподобный не захотел вернуться в Константинополь и решил поселиться в Вифании в городе Херсонесе, близ церкви святого мученика Трифона. Несмотря на тяжелый недуг, преподобный Феодор ежедневно совершал Божественную литургию, поучал братию. Предуведав свою кончину, святой призвал братию и завещал их хранить Православие, почитать святые иконы и соблюдать монастырский устав. Затем он повелел братии взять свечи и петь канон на исход души. При пении слов «во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси» – преподобный Феодор отошел ко Господу, в 826 году.
В тот же час было видение преподобному Илариону Далматскому (память 6 июня). Воссиял свет небесный, послышалось пение и был Голос: «Это душа преподобного Феодора, пострадавшего даже до крови за святые иконы, отходит ко Господу». Преподобный Феодор при жизни своей и по смерти совершил много чудес: призывающие его имя избавлялись от пожаров, о нападений диких зверей, получали исцеления, воздавая благодарение Богу и Его святому угоднику – преподобному Феодору Студиту. 26 января празднуется память перенесения мощей преподобного Феодора Студита из Херсонеса в Константинополь в 845 году.

Мч. Викентий Августопольский

Святой мученик Викентий с детства был учеником мудрого пастыря - святителя Валерия, епископа города Августополя (ныне Сарагосса, Испания). Когда исполнилось время совершеннолетия, добродетельный, образованный и красноречивый Викентий был рукоположен епископом Валерием в диаконы. Так как сам епископ был косноязычным, то он благословил проповедовать Слово Божие и в храме, и в народе своему диакону, прекрасному оратору.
По приказанию Диоклетиана (284 - 305), в Испанию, в город Валенсию, прибыл правитель Дациан с полномочиями разыскивать и казнить христиан. Правителю донесли о мудром епископе и его диаконе-проповеднике. Скованных старца и его ученика воины-всадники повлекли за собой из Августополя в Валенсию и избитых, измученных бросили в темницу, где им не давали ни пищи, ни воды.
Первым допросу подвергли епископа. Старец говорил тихо, косноязычно, казалось, неуверенно. Тогда вперед вышел Викентий. Перед судьями и собравшимся народом святой произнес самую прекрасную проповедь в своей жизни, исповедуя и прославляя Бога, в Троице славимого, - Отца и Сына и Святого Духа. Отправив епископа обратно в темницу, гонитель приказал мучить святого диакона. Многие пытки прошел Викентий: его, распятого на кресте, били и жгли раскаленными прутьями. Когда он сорвался с креста, то сам с радостью взошел на него, прося палачей вновь пригвоздить себя, чтобы испытать крестные муки Спасителя. После пыток мученика бросили в темницу, и стража ночью с удивлением слышала, как он пел псалмы, видела в темнице неземной лучезарный свет. Наутро святого Викентия предали сожжению. Это произошло в 304 году.

Икона Святой мученик Виктор

Святой мученик Виктор был воином во время царствования императора Марка Аврелия Философа (161–180). Когда император начал гонение на христиан, Виктор отказался принести жертву богам. Такое обязательное жертвоприношение являлось проверкой преданности воина богам, императору и отечеству. Святой предан был на мучения, но прошел сквозь все пытки невредимым. Силой молитвы он победил чародея, который с тех пор отказался от волхвований и стал христианином. По молитве святого прозрели внезапно ослепшие воины. Видя чудеса, явленные Господом через святого Виктора, молодая благочестивая супруга одного из мучителей, Степанида, открыто прославила Христа, за что была предана лютой казни: ее привязали к двум согнутым пальмам, которые, распрямившись, разорвали мученицу. Святого мученика Виктора обезглавили. Мученики пострадали в Дамаске во II веке, где и преданы погребению их честные останки.

Блаженный Максим, Христа ради юродивый, жил в Москве. О его родителях, времени и месте рождения ничего не известно. Святой Максим избрал один из самых трудных и тернистых путей ко спасению, добровольно, Христа ради, приняв на себя личину юродивого. Летом и зимой Максим ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. Он говорил: «Хоть люта зима, но сладок рай». Русь очень любила своих юродивых, ценила их глубочайшее смирение, внимала их мудрости, высказанной доходчиво и афористично народным языком пословиц. И слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка. Блаженный Максим жил в тяжелые для русского народа времена. Татарские набеги, засухи, эпидемии разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным: «Не все по шерсти, ино и напротив... За дело побьют, повинись, да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение». Но не только слова утешения говорил святой. Его гневных обличений страшились сильные мира сего. Блаженный Максим говорил знатным да богатым: «Божница домашня, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь».
Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 года и был погребен у церкви святых князей Бориса и Глеба. У мощей святого угодника Божия стали происходить чудесные исцеления. В 1547 году в окружной грамоте митрополита Макария предписывалось: «Пети и праздновали на Москве новому чудотворцу Максиму. Христа ради юродивому». В том же году 13 августа были обретены нетленными мощи блаженного Максима. Церковь Бориса и Глеба, в ограде которой был похоронен святой, сгорела в 1568 году. На ее месте построена была новая церковь, которую осветили во имя святого Максима, Христа ради юродивого. В этом храме были положены честные мощи святого Максима.

Преподобный Мартирий Зеленецкий

Преподобный Мартирий Зеленецкий, в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Степанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.

Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.

В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирии. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.

По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, «в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены». В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, «где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит».

Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня. Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы – Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской – и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи. Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз – плывущий по морю. Справа иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.

Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.

Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю – «Зеленой Мартириевой пустыни». Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.

От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. «Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей», – вспоминал преподобный.

Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.

Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулатовича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста – Небесного покровители исцеленного царевича Иоанна.

В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.

Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Тайн, он дал братии благословение и со словами: «Мир всем православным», – в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.

Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий († 1698) составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.
Память преподобного Мартирия Зеленецкого, Великолукского празднуется также 11 ноября.

Стефан Урош III, Дечанский, Сербский

Свя­той Сте­фан был стар­шим сы­ном ко­ро­ля Ми­лу­ти­на. Му­че­ни­че­ской бы­ла его зем­ная жизнь, му­че­ни­че­ской бы­ла и кон­чи­на. Его отец по на­у­ще­нию ма­че­хи Сте­фа­на ото­слал сы­на в мо­на­стырь Пан­то­кра­тор в Кон­стан­ти­но­по­ле, при­ка­зав осле­пить его в до­ро­ге. Свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец явил­ся свя­то­му Сте­фа­ну и ска­зал: «Не бой­ся, Сте­фан, твои очи по­ру­че­ны мне, и в над­ле­жа­щее вре­мя я вер­ну их те­бе». Сте­фан про­вел пять лет в стро­жай­шей ас­ке­зе, ко­то­рую со­вер­шал как со­вер­шен­ный мо­нах. Он про­сла­вил­ся сво­ею муд­ро­стью; по его со­ве­ту им­пе­ра­тор вы­слал из сто­ли­цы ере­ти­ка Вар­ла­а­ма. С чу­дес­но воз­вра­щен­ным зре­ни­ем Сте­фан вер­нул­ся в род­ную Сер­бию, где пра­вил в те­че­нии де­ся­ти лет. Он по­стро­ил Де­чан­ский мо­на­стырь, один из пре­крас­ней­ших па­мят­ни­ков серб­ско­го бла­го­че­стия, в ко­то­ром его нетлен­ные мо­щи по­чи­та­ют­ся да­же мест­ны­ми му­суль­ма­на­ми.

Фото сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937)

Свя­щен­но­му­че­ник Ев­ге­ний ро­дил­ся 20 де­каб­ря 1892 го­да в го­ро­де Москве в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Ва­си­лье­ва. По­лу­чив пер­во­на­чаль­ное ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние, он по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, но окон­чить ее вви­ду за­хва­та вла­сти без­бож­ни­ка­ми не успел и про­дол­жил обу­че­ние в част­ном по­ряд­ке, сда­вая эк­за­ме­ны про­фес­со­рам ака­де­мии. Ев­ге­ний Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и через неко­то­рое вре­мя на­зна­чен на­сто­я­те­лем Успен­ской церк­ви в се­ле Ко­си­но Ухтом­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти и по­мощ­ни­ком бла­го­чин­но­го.
В 1936 го­ду до сек­рет­но­го от­де­ла НКВД ста­ли до­хо­дить све­де­ния об уве­ли­че­нии чис­ла па­лом­ни­ков в Успен­ский храм и на Свя­тое озе­ро, рас­по­ло­жен­ное ря­дом с хра­мом. Па­лом­ни­ки, от­слу­жив мо­ле­бен в церк­ви, шли на озе­ро, от­ку­да бра­ли во­ду, и неко­то­рые из них ку­па­лись. Бы­ли ча­сты слу­чаи ис­це­ле­ний, о ко­то­рых зна­ли как са­ми ве­ру­ю­щие, так и свя­щен­ник.
Пред­по­ло­жив, что все это про­ис­хо­дит бла­го­да­ря ак­тив­ной де­я­тель­но­сти на­сто­я­те­ля от­ца Ев­ге­ния, вла­сти ре­ши­ли его аре­сто­вать. 31 мар­та 1936 го­да отец Ев­ге­ний был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы в контр­ре­во­лю­ци­он­ных це­лях рас­про­стра­ня­ли лож­ные слу­хи о яко­бы имев­ших ме­сто слу­ча­ях чу­дес­но­го ис­це­ле­ния на Свя­том озе­ре от раз­лич­ных бо­лез­ней.
– Я не от­ри­цаю, что ко мне в цер­ковь в се­ло Ко­си­но при­ез­жа­ли ве­ру­ю­щие из раз­лич­ных мест, слу­жи­ли в церк­ви мо­леб­ны, по­сле это­го из церк­ви ухо­ди­ли на Свя­тое озе­ро за во­дой, ку­па­лись в нем с це­лью по­лу­чить ис­це­ле­ние от бо­лез­ней. В лет­нее вре­мя бы­ва­ли от­дель­ные дни, ко­гда ко мне в цер­ковь при­ез­жа­ло по 10‑15 че­ло­век ве­ру­ю­щих.
До­про­шен­ные сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что встре­ча­ли за служ­бой в церк­ви в се­ле Ко­си­но мно­го ве­ру­ю­щих из раз­лич­ных рай­о­нов Мос­ков­ской об­ла­сти, ко­то­рые спе­ци­аль­но при­ез­жа­ли к свя­щен­ни­ку Ев­ге­нию Ва­си­лье­ву от­слу­жить мо­ле­бен и на Свя­том озе­ре на­брать во­ды, ко­то­рая име­ет це­леб­ную си­лу и по­мо­га­ет от вся­ких бо­лез­ней. Ве­ру­ю­щие по окон­ча­нии цер­ков­ной служ­бы по ука­за­нию свя­щен­ни­ка шли на озе­ро ку­пать­ся, пи­ли во­ду и на­би­ра­ли ее из озе­ра в при­ве­зен­ную по­су­ду и рас­хо­ди­лись по до­мам, рас­ска­зы­вая при этом, что они по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние от бо­лез­ней, ко­то­ры­ми стра­да­ли про­дол­жи­тель­ное вре­мя.
«Свя­щен­ник Ев­ге­ний Ва­си­льев на мой во­прос, по­че­му он да­ет ука­за­ния ве­ру­ю­щим пить гряз­ную во­ду из озе­ра, от­ве­тил: “Что вы го­во­ри­те? Это Свя­тое озе­ро рань­ше очень по­чи­та­лось ве­ру­ю­щи­ми, на озе­ро при­ез­жа­ло мно­го на­ро­ду со всех кон­цов, бы­ло мно­го слу­ча­ев чу­дес­ных ис­це­ле­ний от раз­лич­ных бо­лез­ней, и сей­час сно­ва ве­ру­ю­щие ста­ли при­ез­жать от­слу­жить мо­ле­бен, на­брать во­ды, а неко­то­рые вы­ку­пать­ся. Я лич­но знаю несколь­ко че­ло­век, ко­то­рые по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние по­сле ку­па­ния в Свя­том озе­ре. Прав­да, сей­час власть очень пре­сле­ду­ет за это, все при­хо­дит­ся де­лать очень скрыт­но. В этом го­ду немно­го ста­ло про­ще, а то по­про­сту по­ста­ви­ли сто­ро­жей. До ре­во­лю­ции на Свя­тое озе­ро сте­ка­лось несколь­ко ты­сяч бо­го­моль­цев, сре­ди ко­то­рых бы­ли раз­лич­ные боль­ные, и мно­гие по ве­ре ухо­ди­ли вполне здо­ро­вы­ми. Так и сей­час мно­гие в это ле­то, по­мо­лив­шись в на­шем хра­ме и вы­ку­пав­шись в озе­ре, ис­це­ли­лись. Вот вам до­ка­за­тель­ство то­го, как еще креп­ко на­род ве­рит в Бо­га... мно­гие из них обо­шли все боль­ни­цы и при­шли сю­да”. В фев­ра­ле 1936 го­да, – утвер­ждал сви­де­тель, – свя­щен­ник Ва­си­льев при­гла­сил ме­ня из церк­ви в дом, где в мо­ем при­сут­ствии го­во­рил: “Ком­му­ни­сты и мо­ло­дежь по­ста­но­ви­ли за­крыть на­шу цер­ковь и за­сы­пать ее хле­бом, но я су­мел ор­га­ни­зо­вать ве­ру­ю­щих, и мы сно­ва от­сто­я­ли наш храм. Ко­неч­но, это не на­дол­го, но, воз­мож­но, Бог сми­лу­ет­ся над на­ми, бу­дет вой­на, и то­гда мы от­му­ча­ем­ся от этой про­кля­той вла­сти”. Ве­ру­ю­щие по­сле окон­ча­ния цер­ков­ной служ­бы и мо­леб­на по ука­за­нию свя­щен­ни­ка Ев­ге­ния Ва­си­лье­ва шли на озе­ро – ку­пать­ся, умы­вать­ся, пить во­ду, от­дель­ные ве­ру­ю­щие во вре­мя ку­па­ния пе­ли мо­лит­вы, пла­ка­ли по вы­хо­де из озе­ра и рас­пус­ка­ли слу­хи, что они ис­це­ли­лись от бо­лез­ней, чем еще боль­ше при­вле­ка­ли па­лом­ни­че­ство ве­ру­ю­щих на Свя­тое озе­ро. Мне лич­но свя­щен­ник Ва­си­льев го­во­рил, что за ле­то 1935 го­да на Свя­том озе­ре бы­ло несколь­ко слу­ча­ев чу­дес­но­го ис­це­ле­ния от бо­лез­ней, и при этом при­вел при­мер две­на­дца­ти­лет­ней де­воч­ки, до­че­ри цы­ган­ки, ко­то­рая бы­ла со­вер­шен­но сле­пой и впо­след­ствии по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние».
Этих об­ви­не­ний для вла­стей бы­ло до­ста­точ­но, и 2 июля 1936 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД СССР при­го­во­ри­ло свя­щен­ни­ка к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Отец Ев­ге­ний был вы­слан сна­ча­ла в Ма­ри­ин­ский ла­герь в Но­во­си­бир­ской об­ла­сти, а за­тем в Ха­ба­ровск. Свя­щен­ник Ев­ге­ний Ва­си­льев скон­чал­ся 24 но­яб­ря 1937 го­да в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре в го­ро­де Ха­ба­ров­ске и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.10466289520264 сек.